В день первого теста «Москвича-3», выпавшего на среду, 21 декабря, пресс-служба завода объявила цену: за исполнение с 1,5-литровым турбомотором HFC4GВ2.4D и ручной коробкой просят без малого два миллиона рублей. Для читателей Дрома это не стало откровением, ибо во время нашего недавнего объезда московских дилеров мы обнаружили в салонах JAC JS4 (читай: тот же «Москвич») ровно по такой же цене. Наверняка многие из вас помнят, что в Одобрении типа транспортного средства на «Москвич-3» базовым числится 1,6-литровый атмосферный мотор HFC4GВ3.3D — что с ценами на эту версию? А вот цен на нее нет и, судя по всему, не будет: этой модификации в производственном плане не предвидится.
Причин тут несколько. Начнем с того, что «атмосферник» не сделает машину сильно дешевле, при этом с отдачей у него неважно — она буквально на уровне 1,4-литрового мотора от Hyundai Solaris. С учетом того, что сам «Москвич-3» тяжелее Соляриса аж на два центнера, энерговооруженность этой версии московской машины будет радикально низкой, так что страдать по ней не стоит, хотя изрядная часть российских покупателей с радостью предпочла бы «атмосферник», а не турбомотор. Еще один аргумент против сборки 1.6 в Москве: в силу разного характера кривых момента у 1.6 и 1.5Turbo редукторы ручных коробок для них не унифицированы, так что с учетом вероятной глубокой-преглубокой локализации «Москвича-3» в далеком-предалеком будущем мотор 1.6 для него — ни к селу, ни к городу.
Для динамического знакомства с машиной пресс-служба «Москвича» решила не организовывать полноценного тест-драйва с длинным маршрутом в далеких странах, заселением в суперотели, «вдовой Клико» и оркестром, как бывало с машинами, скажем, корейских брендов. Мероприятие провели в сжатом формате: несколько кругов по треку Центра технических видов спорта Москвы, пирожки (в ассортименте) и кофе. Хорошо хоть свет на трассе включили, потому что наш заезд начался уж после захода зимнего столичного солнца. В этом смысле мы не обещаем вам россыпи тестовых впечатлений, а лишь сосредоточимся на ключевых моментах, которые удалось ухватить в таком экспресс-формате.
Для начала мы опробовали версию с вариатором Punch VT3S. Напомним, что на «Москвиче-3» идет «слабая» версия этого узла, не оснащенная гидротрансформатором, — она рассчитана на входной момент в 220 Нм, притом что турбомотор HFC4GВ2.4D выдает 210 Нм, причем в относительно широком диапазоне 2000–4500 об/мин. При этом на «сильном» исполнении VT3 установлен «бублик», и с ним вариатор с более выносливым ремнем выдерживает входной момент уже в 280 Нм.
Зачем я все это рассказываю? Чтобы лишний раз напомнить: вариатор в принципе не любит перегрузок, не любит езды с «педалью в пол» и прочих предельных режимов, которые влекут за собой работу при крайних положениях частей шкивов, а Punch VT3S не любит этого вдвойне и даже втройне. И это значит: никаких буксований в сугробах — не то что в поле, а даже во дворе, никакого форсирования глубоких луж по пути на дачу, никаких соревнований со светофоров — про это нужно забыть. Да, в теории два мокрых сцепления, установленные на «москвичевском» исполнении вариатора (одно работает на передний ход, второе — на задний), могут сгладить часть нагрузки, но возможности их не безграничны, ибо всякое буксование — это риск нагрева.
Есть у этой конструкции в теории и один положительный момент: сцепление, отвечающее за передний ход, при простоях в пробках будет размыкаться, и поскольку двигателю не придется проворачивать гидротрансформатор, расход топлива на холостом ходу будет меньше. Оставим проверку экономичности до более обстоятельного теста, однако, положа руку на сердце, выгода будет копеечной.
Предусмотрен у вариатора и спортивный режим (литера «S»), и ручной («плюс» и «минус»). Первый отличается чуть более острыми реакциями мотора на педаль газа и более ничем — стрелка тахометра ведет себя как и прежде. С переключением в ручную программу на дисплее уже появляются номера виртуальных запрограммированных передач (их — шесть), соответствующих фиксированным положениям половинок шкивов вариатора. Как и следовало ожидать, возможности по ручному замедлению практически отсутствуют, и даже базовое удержание средних оборотов удается электронике с трудом. Другое дело, признаюсь, что я достаточно быстро прекратил эти упражнения, испугавшись, что вариатор может не выдержать.
А вот ручная коробка — другое дело! Отмечаю четкий механизм переключения с прекрасной избирательностью. Контроль тяги с механической коробкой становится куда лучше, двигатель реагирует на газ яснее, в общем — одно удовольствие! Привод сцепления — несколько легковатый, но не ватный. Кстати, передачи легко втыкаются даже если не полностью выбирать весь ход педали. Короче, мой выбор — версия с ручной коробкой. Именно так четче проявляются положительные стороны рулевого управления: от упора до упора у «баранки» 2,8 оборота, что вполне годится для активного маневрирования, добавим к тому удачную зависимость поворота управляемых колес от поворота руля. Кроме того, в реакциях рулевого механизма нет «размытостей», да и по большому счету претензий к нему вообще нет. Единственный минус МКП на «Москвиче-3», так это вынужденная смена масла на пробеге 100 000 км. Правда, в сравнении с иными конкурентами это еще хорошо: к примеру, у Haval Jolion первая смена масла в «механике» проходит вообще после 10 000 км. С вариатором, естественно, придется мучиться чаще — каждые 60 000 км.
Извилистая трасса сразу выявила все особенности подвески, которая в свете городского использования автомобиля опять же оставляет скорее положительное впечатление: она не позволяет машине заваливаться, при этом не показывает радикально избыточную жесткость как у того же Geely Atlas Pro. После трассы я специально поездил по длинной прямой с «лежачими полицейскими», которые преодолевал на скоростях до 60 км/ч и выше — вполне себе удобоваримо, не жестко и не шумно. А вот сиденья несколько разочаровали: практичная, приятная на ощупь обивка, а вот верхний слой — рыхлый, чересчур мягкий, из-за чего кресло не держит водителя в поворотах. Еще один момент: как и у всех «азиатов», у «Москвича» могут быть слабые тормоза. Почему «могут»? Дело в том, что адекватно оценить их у нас не было возможности — можно только достоверно сказать, что при замедлении машина уверенно держит прямую и не требует от водителя корректировок рулем. А вот тормозные механизмы после буквально трех недлинных кругов по трассе начали источать характерный «горелый» запах, который даже проникал в салон. Правда, есть вероятность, что так могло попахивать и сцепление вариатора — уточним при более обстоятельных тестах.
Резюме по нашему короткому тесту следующее: ручная версия оставляет хорошие первые впечатления. Конечно, «теплых» опций у «Москвича-3» пока нет (только обогрев наружных зеркал), но менеджмент завода клятвенно обещает их внедрить в обозримом будущем. Короче, если кто нас в Кремле читает, вы передайте куда надо, что тачка — норм, можно ездить. А если вдруг сломается вариатор, так он обойдется казне дешевле, чем механизм от «Кате» за 4,6 млн рублей на Аурусах…