Впрочем, один нюанс не ценового характера также обнаружился: в одном из ДЦ записать нас могли только с условием ожидания для заказа и получения нужных для ТО свечей зажигания. Точный срок, правда, не назвали…
Вообще, 13 600 рублей для третьего обслуживания у официального дилера, думается, сумма нормальная. У наших машин и при более благоприятной международной обстановке были более дорогие ТО. А тут — с учетом замены свечей, масла, фильтров...
Итак, выбор сделан. В назначенное время приезжаем к ДЦ «Юг-Авто». Сотрудники как увидели машину, аж запрыгали: дромовский «Москвич» именно к ним приехал! Как оказалось, нас здесь в буквальном смысле ждали, так как кто-то из начальства ремзоны прочитал предыдущую запись блога, где мы сообщили о планах дальнейшей эксплуатации на югах. Ну и подумали, что было бы классно, если на обслуживание машина попадет именно к ним 😊
Дополнительно нам сделали регулировку схождения. В принципе, оно было в допуске, но решили подправить — думали, может, хотя бы подруливать придется меньше. Нет, не меньше: как было, так и осталось, корректировка ни на что не повлияла.
Поговорили с мастером, проводившим диагностику. Его вердикт — машина в отличном состоянии: и ходовая часть, и подвеска, и тормозная система. К ним уже приезжал автомобиль с пробегом около пяти тысяч — так там колодок практически нет, и диски просто синие от перегрева. Там, конечно, вина водителя, но в сравнении с той машиной наш «Москвич» просто супер.
Пока нам делали ТО, мы решили прокатиться на подменном автомобиле и сравнить, есть ли отличия в поведении между ним и нашей машиной. А заодно еще и «электричку» потестить и сравнить с бензиновой версией.
Впрочем, эта короткая поездка ни в коей мере не претендует на полноценный тест-драйв — его мы надеемся сделать немного позже. А пока приведем пару мнений тех, кто уже начал реальную эксплуатацию этой машины.
Роман Корчагин, управляющий директор ДЦ:
На мой взгляд, автомобиль интересный. Но на данный момент с перспективами все непросто. Во-первых, с 1 августа его официальная стоимость достигла 3 950 000 рублей. В данной ценовой категории можно купить другие автомобили — более весомые и более именитых брендов. Например, Volkswagen ID4.
Во-вторых, плохо развита инфраструктура: относительно мало зарядных станций, да и радиус передвижения электромобиля в сравнении с бензиновым относительно маленький. По городу ездить — без проблем, прекрасный вариант. Но, опять же, если это не основной автомобиль, а как минимум второй. Выехать куда-то подальше за город проблематично. К примеру, чтобы доехать из Краснодара до Сочи, желательно запланировать дозарядку где-то в районе Туапсе, до которого уйдет как минимум половина заряда. Там потребуется где-то провести два-три часа, необходимых для подзарядки. Это не очень удобно и долго в сравнении с бензиновым вариантом.
В Москве условия для эксплуатации электромобиля лучше, потому что есть поддержка от местных властей: это и нулевой налог, и бесплатные парковки (что пока еще не очень актуально в регионах). В том же Краснодаре с парковками все плохо, власти не отслеживают ситуацию, все паркуются как хотят, и люди не ощущают на себе вес стоимости парковки. В Москве же дептранс предоставляет возможность бесплатной зарядки электромобиля, плюс упомянутые бесплатная парковка и нулевой налог — то есть преимущества владения электромобилем ощутимее. Опять же, практическая эксплуатация показывает, что в частном доме можно поставить зарядку, но все упирается в мощность электросетей, которые вам выделили при подключении. В многоэтажных домах другие проблемы: там почти нет зарядных станций, а бросать «переноску» с 15-го этажа никто не будет. В соцсетях читал информацию, что в ближайшее время застройщиков обяжут в новых ЖК устанавливать зарядные станции. Но количество зарядных станций должно соответствовать количеству желающих зарядиться: одна-две электроколонки на большой многоквартирный дом ситуацию не спасут.
Что касается самого автомобиля, он едет гораздо интереснее, нежели бензиновая версия — потому что аккумуляторный блок находится снизу и центр тяжести также внизу. Но при переезде широких «лежачих полицейских» явно ощущается эффект козления — как на УАЗике. И то же самое происходит при ускорении и торможении — то есть машина достаточно сильно «приседает» задней частью при разгоне и «клюет» носом при торможении. Но в целом она мягче бензиновой версии и неровности дороги проходит комфортнее. Немного легче усилие на руле — не знаю, с чем это связано, но с бензиновой версией разница чувствуется.
Из опыта эксплуатации электромобиля получается, что у него очень хорошая динамика, позволяющая уверенно двигаться в потоке. Максимальная скорость ограничена отметкой 150 км/ч, что для наших трасс, в принципе, достаточно. При скоростном режиме движения заряд аккумулятора съедается гораздо быстрее. При спокойном режиме заявленный запас хода составляет 410 км (это также высвечивается на щитке приборов при полной зарядке аккумуляторов). Но, естественно, с учетом пробок и динамичной езды фактический пробег значительно меньше. И как покажет себя аккумулятор зимой, неизвестно — мы машину в таких условиях еще не эксплуатировали. Но физику никто не отменял: активная езда и низкие температуры сказываются на уровне заряда и скорости разряда батареи.
По затратам на обслуживание электромобиль наверняка будет выгоднее бензинового, потому что регламент не такой большой: замена фильтров и в лучшем случае масла в редукторе. И это не тот ценник, как на обслуживание бензинового автомобиля.
Срок эксплуатации аккумуляторного блока заявлен порядка 25 лет. Но, опять же, физику никто не отменял, и здесь все так же, как с батарейкой на телефоне: правильно или нет вы заряжаете (а версий правильной зарядки достаточно много: кто-то говорит, что не надо полностью заряжать, кто-то говорит, наоборот…), количество всех циклов заряда/разряда — все это будет сказываться на сроке эксплуатации батареи. Тут какого-то опыта эксплуатации электромобилей у нас еще нет.
В целом многие производители, в том числе и китайские, уходят в производство электромобилей, считая, что за ними будущее. Здесь, конечно, интересно наблюдать за сопротивлением нефтяных гигантов, которые долгое время жили за счет доходов от продажи углеводородов. Китайские производители практически все уже имеют в своих модельных линейках либо гибридные, либо чисто электрические автомобили. И, наверное, все же именно за электромобилями будущее. А пока остаются спорные вопросы по скорости зарядки и запасу хода.
Максим, продавец-консультант ДЦ:
Между электрической версией «Москвича» и максимальной бензиновой версией различия, на мой взгляд, незначительные. В бензиновой версии есть электропривод двери багажного отделения. У электрической версии — полностью панорамная крыша вместо люка и 18-дюймовые легкосплавные диски. Вот и все принципиальные отличия по комплектации. Что касательно динамики, то вот сколько мы клиентам предлагали тест-драйв, они были именно ею максимально впечатлены, особенно на начальном этапе разгона. Недавно вот были клиенты, которые ездят на Audi — так и они были под впечатлением от того, как электрический «Москвич» набирает ход, от его динамики и даже управляемости. Люди, привыкшие к более изощренному комфорту, отзывались об электрическом «Москвиче» максимально позитивно. Конечно, у всех на слуху пока именно слово «Москвич», но, как показывает практика, сегодня люди к нему относятся более лояльно, не так агрессивно, как в первые месяцы продаж.
А что же наш «Москвич»? А с ним пока все хорошо, несмотря на то что три месяца назад он почти сорвал нам командировку. Вот только на левой передней стойке крыши какие-то странные вмятины обнаружились. Откуда они там и как появились — совершенно непонятно: ни камней, ничего иного в эту стойку нам не прилетало…
На юге машина сменила нашу старую Аркану. И в сравнении с ней неожиданно впечатлил объем багажника. Когда сложили задний ряд, в багажник удалось поместить очень много коробок. На фоне той же Арканы салон с багажным отсеком прямо очень вместительные получились.
На Кавказе где ни остановимся — везде подходят местные, фотографируются у машины, спрашивают, что почем. Многие смотрят салон: ощупывают материалы, принюхиваются, просят посидеть. Другие интересуются силовыми агрегатами: какой двигатель, с турбиной или без, как едет… В общем, интерес к машине высокий, и вопросов у людей куча. Хотя на дороге «Москвичей» появляется все больше: можно сказать, что мы уже практически каждый день видим другие такие машины. С другой стороны, если бы наш «Москвич» не был с дромовскими наклейками, вряд ли бы на него обращали так много внимания 😊
Однако на ходу машина как дергалась, так и дергается. Ускорение с 60–80 км/ч или подъем внатяг — начинает подергивать, как будто рыба клюет. Ну и уже говорили, что подруливать постоянно надо. Когда во время ТО мы взяли покататься подменный автомобиль — там все примерно так же было: и подергивания, и подруливания, хотя на той машине пробег всего 2000 км был. К тому же здесь обнаружился заметный сквозняк со стороны рамки стекла водительской двери — судя по всему, та неплотно прилегает в проеме, да так, что на скорости реальный свист появляется.
Еще отметим, что за 30 000 км пробега у нашего «Москвича» заметно затерлось лобовое стекло. Точнее, не столько затерлось, сколько оно все посечено в мелкую-мелкую риску. Я ездил на многих машинах и не припомню, чтобы стекло при таком пробеге выглядело так, будто машине уже лет десять. К сожалению, нормально сфотографировать эти потертости не получилось — просто поверьте.
Когда этот выпуск уже готовился к выходу, от экипажа «Москвича» вновь стали приходить не совсем позитивные известия. Так, еще в августе под капотом появился цокающий звук при работе двигателя, очень напоминающий так называемый «стук пальцев». Причем его наличие не зависит от октанового числа бензина: заливали и 95-й, и 98-й, и даже 100-й — все равно цокотит. А в День города Москвы, 9 сентября, «Москвич» утром завелся только с третьей попытки... Пока эти проблемы особо не мешают, поэтому выяснение их причин и пути решения наметили на очередное ТО, которое у нас будет (надеемся!) уже через 2000 км. Не переключайтесь!