MQB — эта аббревиатура для концерна VAG уже давно стала основополагающей. Огромное количество моделей построено на вариациях этой платформы с разными моторами, колесными базами и кузовами. Недавно, например, в «Авторевю» был материал, из которого следует, что почти все кроссоверы VAG (кроме Touareg и электрических ID.4 и ID.6, итого — 17 из 20) используют в своей основе ту самую тележку MQB. Схожая ситуация происходит и в «некроссоверных» сегментах VAG. Но наши сегодняшние герои не просто приверженцы философии MQB, но еще и формально принадлежат к одному сегменту «С» по европейской классификации.
Чем отличаются эти три представителя гольф-класса от VAG? Так ли много вариантов у маркетологов, дизайнеров и инженеров в рамках платформы MQB и одного сегмента? Оказывается, вполне достаточно. Во-первых, они стоят на разных ступенях иерархической лестницы. A3 — хоть и самый небольшой (по крайней мере в России), но все же представитель премиального бренда Audi. Golf — уверенный середнячок, основатель целого класса, который много лет лидирует по продажам в Европе. Octavia же давно и вполне заслуженно отнимает у Volkswagen звание «народного автомобиля». Во-вторых, как мы уже упоминали, у них разные типы кузова — седан, хэтчбек и лифтбек. В-третьих, есть небольшие отличия по колесной базе — 2619 мм у Golf, 2636 мм у Audi и 2686 мм — у Skoda. В-четвертых, A3 и Golf используют задние «многорычажки», тогда как у Octavia с этим двигателем — только полузависимая балка. Ну и, в-пятых, у всех трех абсолютно разный дизайн и интерьеры. Как видите, отличий не так уж и мало. Но есть и одно полное совпадение — 150-сильный турбомотор 1.4 TSI и новый 8-ступенчатый «автомат».
Audi, как и положено представителю премиального бренда, выглядит аккуратно и подтянуто. Идеальные пропорции седана с длинным капотом, мускулистые обводы кузова, решетка радиатора такая, что хватило бы на троих, «матричные» фары замысловатой формы, зеркала на элегантных «ножках», задняя оптика с красивым светодиодным рисунком — не придерешься. Пусть и небольшой, но очень гордый седан от Audi. Возможно, кому-то будет достаточно и такого количества «премиума». Но вот вопрос: многие ли готовы выложить за него почти 4 миллиона рублей?
Skoda никому ничего доказывать не надо, во-первых, потому что именно чехи находятся в иерархии VAG на самой нижней ступеньке, а, во-вторых, у Octavia есть пусть и сугубо утилитарные, но явные козыри — кузов типа лифтбек и удлиненная колесная база, что однозначно лучше в плане вместительности. Впрочем, нельзя сказать, что в Шкоде относятся к дизайну спустя рукава. Октавия вполне гармонична, выштамповка сбоку связывает светодиодные фонари с линией капота, по низу переднего бампера пущена элегантная «хромированная» полоска с вписанными в нее «противотуманками», на капоте — фирменная «горбинка», которая переходит в радиаторную решетку нового «всешкодовского» образца. Согласитесь, это все очень прилично за 2,3 миллиона рублей?
На автомойке обычно сведущий в моделях автомобилей персонал поинтересовался: «А какой это у вас Гольф?». Причин такого вопроса две: Golf предыдущего поколения в России исчезающе мало, а новый «восьмой» изменился не кардинально, а, как всегда, эволюционировал. Проще всего его опознать по иному решению передней части с зауженными «матричными» фарами и «жабрами» по боками воздухозаборника, а также по задней оптике с насыщенным светодиодным рисунком. Но и по общим пропорциям, и по длине, и по стилю Golf почти не изменился — это все тот же классический «хэтч», который очень и очень любят в Европе. Жаль, что у нас шансы на успех у этой нелокализованной модели крайне низки при цене почти в 3 миллиона рублей.
Впрочем, учитывая современную рыночную конъюнктуру, эта сумма вовсе не кажется запредельной, особенно после того, как вы окажетесь в салоне Golf. Не зря целый класс назвали его именем! Насколько выверена эргономика, насколько удобна посадка, насколько легко манипулировать всеми органами управления, насколько все на своих местах, насколько хорошо подобраны качественные материалы отделки. Я два дня подряд проводил за рулем по семь-восемь часов, и замечание только одно: от электрического Volkswagen ID.3 Гольфу досталась новая система мультимедиа, навигации и «климата» с почти полностью сенсорным управлением. Меню ее вполне логично и понятно, но попадать в нужную зону экрана на ходу получается не всегда. А вот задние пассажиры жалуются: чтобы сесть за мной, приходится выворачивать ступни. Да и багажник у Golf самый скромный в этой тройке — даже у седана А3 он больше.
Такое чувство, что дизайнерам-интерьерщикам Audi в случае с А3 дали полный карт-бланш, сказали: «Рисуйте что хотите!». И ребята разошлись вовсю: сделали из великолепной цифровой приборной панели «чебурашку» с двумя «ушами»-воздуховодами, начеркали огромное количество ломаных линий и острых углов, отлого уложили по центру экран с отличной графикой, приправили все это кожей, деревом, рояльным лаком и алюминием, сохранив при этом «аналоговый» климат-контроль. Выглядит классно, но вот к качеству материалов вопросы есть: и кожа, и дерево, и алюминий — не настоящие, как, впрочем, и экокожа грубоватой «выделки». Пожалуй, лично я бы даже предпочел «тряпку» в данном случае или опциональные кресла с алькантаровыми вставками. Сзади седан А3 — самый тесный: ноги в распор, как в Гольфе, но здесь еще и голова упирается в потолок, несмотря на специальные выемки в обшивке.
И вот тут-то на арену выходит Octavia с кузовом лифтбек, растянутой на 5-6 см по сравнению с A3 и Golf колесной базой и более длинным задним свесом. За средней стойкой это воистину максимальный гольф-класс: колени не упираются, сидеть можно чуть ли не в шляпе, а в багажник поместится полмира. В том, что касается перевозок пассажиров и грузов, двум другим Октавии просто нечего противопоставить. В передней же части салон явно скромнее и тусклее Audi и Volkswagen, мультимедиа попроще, хотя в новом поколении Skoda явно сделала большой шаг вперед по качеству и уровню оснащения. С эргономикой и тут все в порядке, материалы подобраны хоть и не самые дорогие, но хорошо сочетающиеся, а вставки из алькантары на передней панели и креслах так и вовсе великолепны.
В этом трио именно Octavia — самая длинная и самая тяжелая, поэтому и результат разгона до 100 км/ч самый скромный. С другой стороны, много вы знаете автомобилей подобного класса со 150-сильным мотором, которые выезжают из девяти секунд? Нет таких. А семейно-утилитарная Skoda делает это с легкостью. «Автомат» в обычном режиме почти незаметен, а для активной езды лучше использовать Sport, тогда реакции на газ становятся острее, а сама смена передач быстрее, но все равно без рывков. Особый «респект» настройкам шасси Octavia. Да, кренится она явно сильнее двух других, на волнах асфальта заметна раскачка, а в поворотах задняя балка не столь активно подруливает, как «многорычажки», но все это можно простить за тот уровень комфорта, который обеспечивает адаптированная для России подвеска. Шумоизоляция очень неплоха, но ей по рангу не положено быть лучше, чем у Audi или VW — сильнее слышно и ветер на высоких скоростях, и шум из колесных арок.
В Audi положили «шумки» явно больше, чем у «братьев» по концерну, и в этом плане было бы все просто замечательно, если бы не завывания ветра в зеркалах, которые явственно заметны уже после 110–120 км/ч. Ну а двойные стекла «малышу» А3, естественно, не положены. При этом именно седан на удивление оказался самым легким — 1320 кг, что вполне логично позволило претендовать на самый лучший результат в спринте до «сотни» — 8,2 секунды. Связка мотора и «автомата» та же, что и у Octavia, соответственно, и ощущения очень похожи — четкая реакция на газ, прогнозируемые и быстрые переключения в «спорте». А вот подвески Audi специально для России не адаптируют, и, видимо, зря. Ибо в таком варианте (кстати, у нас был седан со стандартными настройками, а ведь есть еще и «спортпакет»!) ездить придется не только очень аккуратно — пробить можно даже на невинной кочке, но еще и без особого комфорта — пятой точкой ощущаешь каждое пятно разметки. Зато на ровной дороге с немецкой подвеской — чистый кайф с минимальными кренами, однозначными реакциями и самым острым рулем.
Гольф — середнячок не только по положению в семье VAG между Audi и Skoda, но еще и по настройкам шасси. Стоит проехать первые несколько километров, чтобы понять: этот автомобиль старались максимально сбалансировать, сделать удобным, понятным и достаточно комфортным для среднестатистического… европейца! К сожалению, именно европейца, потому что в России крайне непопулярны хэтчбеки, стандартная подвеска хоть и не так трясет, как в Audi, но все же не обеспечивает шкодовской плавности хода, ну а про цену вы уже знаете. Golf чуть медленнее Audi, хотя и 8,6 секунды до «сотни» — результат очень достойный. Почему-то именно «автомат» Golf проявил себя небольшими подергиваниями в пробках, но случалось это нечасто, в каких-то переходных режимах. Но это — единственный недостаток. Каждый раз, оказываясь за рулем нового поколения Гольфа, я удивляюсь, насколько гармонично, слаженно и без малейшего недопонимания со стороны водителя работает этот механизм.
Сегодня у нас не было задачи напрямую сравнивать трех представителей одного концерна и одного класса — хотя бы по причине их разного позиционирования на рынке и, соответственно, сильно отличающихся цен. Наша цель, скорее, была в том, чтобы подчеркнуть различия и понять актуальность той или иной модели. Конечно, большинство российских покупателей однозначно голосует — и статистика это подтверждает — за «больше автомобиля за меньшие деньги». Поэтому успех вместительной, адаптированной, да еще и относительно недорогой Octavia у нас предрешен.
Жаль, что этого же нельзя сказать о двух других участниках этого теста. Если Audi А3 предыдущего поколения довольно частый гость на наших улицах, то «трешку» нового поколения, уверен, вы днем с фонарем не сыщете. И причина проста: за 4 миллиона уж точно можно купить кроссовер Q3. Компактные седаны нынче популярны только в «бюджетном» сегменте.
Но больше всего обидно за Golf. За этот столь здорово сбалансированный автомобиль с приятной «внешностью», классным салоном, хорошей динамикой, разумным «автоматом», качественной «шумкой» и немецкой, но вполне годной для России подвеской с очень неплохой плавностью хода. Жаль, но перспектив у него при такой цене минимум. Но нам он настолько пришелся по душе, что мы решили познакомить вас с «заряженной» версией GTI! Скоро на Дроме!
Audi A3 | Skoda Octavia | Volkswagen Golf | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Седан | Лифтбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/4 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1395 | 1395 | 1395 |
Мощность, л.с. при об/мин | 150/5000–6000 | 150/5000 | 150/5000–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 250/1500–3500 | 250/1500–4000 | 250/1500–3500 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 8-АКП | 8-АКП | 8-АКП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | Полузависимая, пружинная (скручиваемая балка) | Независимая, пружинная (многорычажная) |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4495х1816х1425 | 4689х1829х1470 | 4284х1789х1491 |
Колесная база, мм | 2636 | 2686 | 2619 |
Клиренс, мм | 140 | 158 | Н. д. |
Снаряженная масса, кг | 1320 | 1506 | 1333 |
Объем топливного бака, л | 50 | 45 | 50 |
Объем багажника, л | 425 | 578/1533 | 381/1237 |
Шины | 225/40 R18 | 225/45 R18 | 205/50 R17 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 220 | 223 | 216 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 8,2 | 9,0 | 8,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 4,8 | 5,5 | 5,8 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 118/Евро-6 | 126/Евро-6 | 118/Евро-6 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 2 610 000 | 1 670 000 | 2 558 000 |
Тестовый автомобиль | 3 752 300 | 2 248 000 | 2 926 000 |