Концерн VAG в целом и компания Audi в частности последние пару десятилетий не радуют нас революционными моделями. Пожалуй, последним авангардным прорывом «четырех колец» стали автомобили-«погодки» A2 и TT, которые появились в 1997 и 1998 годах. Нельзя, конечно, забывать о целой линейке Q-моделей, выпущенной уже в ХХI веке, но, согласитесь, появление кроссоверов было вполне ожидаемо на фоне всеобщего бума. В остальном же Audi идет исключительно эволюционным путем, с каждым новым поколением стараясь приблизить свой продукт к идеалу автомобиля. Вот и новый A4 вроде бы с трудом можно отличить от седана предыдущей генерации. И все же перед нами абсолютно новая машина, и работа проделана немалая.
В конце XX века самыми быстрыми в плане обновления модельного ряда были японцы. Считалось, что в среднем каждые четыре года они представляют новый автомобиль. Но вскоре к этому показателю пришли и ведущие европейские компании. Вот, например, наш сегодняшний герой — Audi A4 последнего поколения, появившийся в 2015 году — это уже пятая генерация с момента начала выпуска в 1994 году. Итого в среднем выходит по четыре года и два с половиной месяца на каждое поколение. Зачем так быстро, спросите вы? Ведь даже автомобиль третьего поколения в кузове В7 и сейчас выглядит актуально и имеет вполне современную «начинку». Но мечта достигнуть идеала требует жертв. Для ее воплощения нужно постоянно внедрять новые материалы, технологии и опции, что, впрочем, ведет к постоянному удорожанию автомобиля.
Однако в условиях кризиса российской экономики говорить о подорожании нет смысла. После очередного обвала рубля цены перестали хоть как-то коррелировать с моделями предыдущих поколений. И все же стоит упомянуть, что новый Audi A4 B9 сейчас вы не купите дешевле, чем за 1 870 000 рублей. И то за эти немалые деньги вы получите автомобиль со скромным 150-сильным мотором 1,4 TFSI на «механике» в базовой комплектации с тканевым салоном. Тестовый же седан с топовым на данный момент двигателем 2.0 TFSI (249 л.с.), пакетом S line и кучей фешенебельных опций тянет на 3 592 637 рублей. Когда-то за эту сумму можно было купить, к примеру, парочку Mitsubishi Pajero Sport. Стоит ли новый Audi A4 своих денег?
Ну, во-первых, даже в «базе» А4 очень неплохо оснащен. Тут есть и легкосплавные диски, и биксенон, и двухзонный «климат», и датчики дождя и света, и зеркала с подогревом и электрорегулировкой, и информационно-развлекательная система MMI начального уровня, и аудиосистема с восемью динамиками, и Bluetooth... «Премиальность» марки обязывает. Во-вторых, в списке опций можно найти все, что душе угодно — от панели приборов Audi virtual cockpit за 35 тысяч рублей или звука Bang & Olufsen за 80 тысяч до продвинутой системы MMI Navigation Plus с возможностью ввода рукописного текста за феерические 188 тысяч рублей. Но, как говорится, не «упаковкой» единой жив автомобиль. Поэтому, в-третьих — и это самое главное — новый Audi A4 стал конструктивно более технологичным и современным автомобилем.
Если еще пару поколений назад увеличение габаритов модели и количества оборудования и опций почти всегда вело к увеличению снаряженной массы, то в последние годы широкое применение алюминия и даже композитных материалов позволяет даже немного уменьшить вес автомобиля. Audi, которая в «алюминиевые игры» играет уже очень давно, явно поднаторела в этом вопросе. В результате при большей на 25 мм (4726 мм) длине, на 16 мм (1842 мм) ширине и на 12 мм (2820 мм) колесной базе автомобиль, в зависимости от двигателя и комплектации, сбросил до 120 кг! Так, например, 211-сильный A4 2.0 TFSI quattro прошлого поколения весил 1595 кг, а наш тестовый седан с тем же мотором, но «раскачанным» до 249 л.с., показывает на весах всего 1510 кг. Как добились такого существенного облегчения?
Сам кузов стал не намного легче — около 15 кг. Дело в том, что на фоне большего использования алюминия возросло и количество суперпрочных сталей. Но… курочка по зернышку. Сиденья удалось облегчить почти на 10 кг, тормоза — на 5, трансмиссию — аж на 16, на проводке и аккумуляторе сэкономили еще 6 кило, еще почти минус 5 кг дали новое рулевое управление и дифференциал. Тот, кто знает, каким трудом дается сбросить вес автомобилю, должен понимать, что рост стоимости далеко не случаен.
Но и это не все. Взамен подвески на сдвоенных поперечных рычагах и многорычажки сзади новый А4 теперь использует 5-рычажные схемы, где все рычаги и ступицы колес изготовлены также из алюминия. Дополнительно скинуть несколько килограммов позволили новые однотрубные амортизаторы и полые, но очень прочные стабилизаторы. Впечатляет, не правда ли? Вот вам и эволюция: изменения коснулись почти всех узлов и агрегатов!
Формально двигатель 2.0 TFSI и «робот» S tronic остались прежними. Но на самом деле и их модернизировали, в результате чего мощность мотора выросла на 38 л.с. (момент — на 20 Нм), а трансмиссия стала работать плавнее и быстрее одновременно. Проверим?
Моторы
Налоговое законодательство РФ постоянно склоняет нас к мысли, что 249 л.с. — это оптимальная мощность. Но в случае с новым Audi A4 этого, кажется, и вправду более чем достаточно. Лично для меня это, действительно, оптимум для подобного рода автомобилей. Плавное, но мощное ускорение с места (кстати, всего 5,8 секунды до «сотни»!), уверенные обгоны и способность легко набирать скорость за 200 км/ч. Отличный мотор, которому всячески помогает обновленный 7-ступенчатый S tronic. В «повседневном» режиме Drive он деликатен, переключения почти незаметны, хотя и медлительным его не назовешь, а в «спорте» трансмиссия становится заметно шустрее, хотя под полным газом уже начинают чувствоваться небольшие рывочки. Впрочем, кого волнует последнее, если вы решили погонять?
Тут не стоит забывать о том, что новый А4 (в нашем варианте) оснащен постоянным полным приводом quattro на основе дифференциала Torsen. Кстати, Audi A4, скорее всего, станет последней новой легковой моделью с подобной схемой. Новые А5, A6, Q5 и даже современный А4 allroad quattro уже оснащаются новой системой quattro ultra, которая в качестве межосевого диффа использует электронную муфту Magna с пятью или семью парами дисков в масляной ванне и дополнительной муфтой между задней правой полуосью и задним дифференциалом. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать тот факт, что Audi отказывается от постоянного полного привода в пользу более легкого и экономичного torque-on-demand. При всем недовольстве «фанатов» у новой системы есть одно очевидное преимущество: на задние колеса она может передавать от 0 до 100% крутящего момента.
Но у нас пока все тот же старый добрый Torsen, который обеспечивает «четверке» уверенный старт почти на любых покрытиях и отличный «держак» в поворотах. К тому же «по скользкому» вы можете контролировать автомобиль почти одной только тягой, лишь слегка подруливая. И тут пришла пора сказать пару приятных слов о новом электромеханическом усилителе. На Audi A4 предыдущего поколения многие жаловались на «синтетику» привода и на его избыточную перетяжеленность в «спорт»-режиме. Новый руль от этих недостатков избавлен. Он стал гораздо легче, «чище» и информативнее. Спасибо инженерам Audi, прислушались.
И все бы было прекрасно, если бы не подвеска. Нет, не подумайте, что нам не по душе новая 5-рычажная схема, тем более что по повадкам новый А4 очень похож на своего предшественника, преемственность поколений здесь налицо. Дело, как всегда, в адаптации для российского рынка. Увеличен приблизительно на 30 мм клиренс (российское представительство Audi не разглашает данные о дорожном просвете «наших» модификаций, мы же «вручную» намеряли около 155 мм, тогда как у европейских автомобилей — 128 мм), немного смягчены настройки, и… все это как-то совсем не вяжется с пакетом S line, в который был «одет» наш автомобиль. Только посмотрите на внушительные зазоры между колесами и арками! Не очень красиво. Заметно на глаз. Помимо этого «российский» А4 стал явно сильнее «кланяться» в поворотах. В случае с quattro полный привод вытягивает машину даже с такими кренами, но есть предположение, что переднеприводная «четверка» уже не сможет оказать такого ожесточенного сопротивления перенастроенной в угоду комфорту подвеске. А есть ли этот комфорт? Несомненно! На моей памяти это первый легковой Audi, который так спокойно перешагивает «лежачих полицейских» и столь индифферентно относится к качеству дорожного полотна. Пожалуй, большинство покупателей в России такие настройки воспримут как плюс, ведь, нужно признать, на управляемости все это почти не сказывается. Но мы бы все же предпочли европейскую версию. И вот тогда новый Audi A4 максимально смог бы приблизиться к идеалу автомобиля.
Audi A4 Avant и Audi A4 allroad quattro
Вместе с седаном Audi A4 в России также можно купить универсал А4 Avant и его внедорожную версию А4 allroad quattro. Цены на универсал с мотором 2.0 TFSI (249 л.с., 370 Нм) на «роботе» стартуют с отметки 2 450 000 рублей. За модификацию allroad quattro с таким же мотором просят минимум 2 525 000 рублей. Объем багажного отделения от 505 до 1510 л.
Кузов | |
---|---|
Тип | Седан |
Количество мест/дверей | 5/4 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом |
Количество и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1984 |
Мощность, л.с. при об/мин | 249 /5000–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 370/1600–4500 |
Трансмиссия | |
Привод | Полный |
Коробка передач | 7 S tronic («робот») |
Тормоза | |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4726х1842х1427 |
Колесная база, мм | 2820 |
Клиренс, мм | н.д. |
Снаряженная масса, кг | 1510 |
Объем топливного бака, л | 58 |
Объем багажника, л | 480 |
Шины | 225/45 R17 и 245/40 R18 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 5,8 |
Расход топлива, л/100 км | |
Смешанный цикл | 5,9 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 136, Euro-5 |
Стоимость, руб. | |
Базовая версия (1.4 TSI, 6-МКП, передний привод) | 1 870 000 |
Тестируемая модификация | 3 592 637 |
Объем багажного отделения седана Audi A4 составляет 480 л. Спинка заднего сиденья складывается в пропорции 2:1:2 с небольшим подъемом. Багажник отделан приятным на ощупь материалом, есть специальные кармашки, крепеж для такелажа и удерживающая сетка. Под полом находятся «докатка», домкрат и минимальный набор инструмента.