Чтобы создать шедевр в стиле «техно», нужны драм-машина, синтезатор и способность чувствовать пульсацию музыки — чувство ритма. Для создания новой BMW 5-Series потребовались модульная платформа CLAR, высокопрочные стали, турбомоторы и… умение объединить все компоненты в единый мехатронный организм. По сути, то же чувство ритма. Не исключаю, что в процессе разработки «пятерки» серии G30 дизайнеров, инженеров и мотористов обязали слушать музыку. Если так, то это определенно было techno.
Стиль Techno зародился в Детройте, и в этом есть некая историческая справедливость. Публичная премьера G30 состоится на детройтском автосалоне. В городе, где в середине 80-х незатейливые мелодии естественным образом смешивались с механическим ритмом станков, производящих автомобили. Но уже к концу 90-х Techno потерял популярность. «Пятерка» же за 44 года и шесть поколений разошлась по миру почти 8-миллионным тиражом, из которых около 2,2 миллиона на счету прошлой генерации с индексом F10 — лучший результат за все годы.
Вторым дыханием Techno обязано электронщикам Берлинской школы. Klaus Schulze, Kraftwerk и Tangerine Dream привили стилю новое звучание, хотя их треки по-прежнему состояли из повторяющихся музыкальных блоков. Новая «пятерка» техноидна как никогда раньше. Где-то на пять седьмых она состоит из флагманского седана седьмой серии. Модульная платформа CLAR с двухрычажной подвеской спереди и подруливающей «пятирычажкой» сзади, общекорпоративные бензиновые и дизельные двигатели, передняя панель, которую не сразу отличишь от семерочной… По сути, те же повторяющиеся блоки, что и в произведениях Шульца и Хюттера.
Отличия — в настройках подвесок. У пятой серии собственные характеристики упругих элементов, а также пружины «по кругу», в то время как все «семерки» оснащаются пневмобаллонами. Структура кузова — классическая, стальная. Технология Carbon Core с применением композитных материалов для младшей модели слишком сложна и дорога. Но алюминия в составе кузова хватает: крыша, капот, двери, крышка багажника, части задних лонжеронов. Кронштейн передней панели отлит из магниевого сплава. В итоге новая пятерка по сравнению с машиной прошлого поколения «похудела» на 100 кг, до 1540 кг. «Композитная» седьмая серия при смене поколений скинула 130 кг.
Техника
Но и без углепластика пятая серия при прочих равных быстрее флагманского седана. 265-сильная версия 530d разменивает первую «сотню» за 5,7 секунды — на четыре «десятки» раньше «семерки» с таким же 3,0-литровым турбодизелем. Вообще внутренний конфликт между верхними сериями BMW имеет место быть. После поступления в продажу «пятерок» (в Европе это случится 17 февраля, а в России 2 марта) каждый покупатель «семерки» вправе спросить себя: зачем я это делаю?! Те же, кто приобретает укороченные на 140 мм седаны 730i или 730d xDrive, просто обязаны задаться подобным вопросом.
Сидя на заднем диване, особой разницы в укороченной на 95 мм относительно «семерки» колесной базе не ощущаешь. Тесновато в обоих случаях. В чем-то «младшая» модель даже предпочтительнее. Передние кресла здесь стоят повыше, позволяя просунуть под них ноги. Но при этом нет ни съемного планшета системы Touch Command между половинками задних сидений, ни электрифицированных шторок на окнах. Ритмичность между моделями не нарушена.
Собственно, чувство ритма — это способность ощущать музыкальное время, улавливать и предвидеть события. В BMW держат руку на пульсе времени. Благодаря расширенной интеграции со смартфоном «пятерка» умеет проверять электронную почту, напоминать о встречах, заранее прокладывать маршруты с учетом загруженности дорог. Через сервисы On-Street Parking и ParkNow она сама найдет свободное место на парковке. Дав команду через брелок с сенсорным экраном, автомобиль можно поставить на стоянку, находясь вне его. Правда, пока автопилот обучен передвигать седан вперед-назад лишь по прямой.
В вялотекущем трафике, ориентируясь по сигналам стереокамер, седан не только способен двигаться по полосе, поддерживая дистанцию до впереди идущих автомобилей, но и чувствовать ритм потока: останавливаться, а также совершать обгоны тихоходов с возвратом на свою полосу. Или не способен?! Двигаясь со скоростью 90 км/ч по португальскому автобану, прижимаю левый рычажок до характерного упора, жду 4 секунды… и «пятерка» вместо перестроения с ускорением стремится протаранить бетонный отбойник. В следующей попытке седан подрезает едущий параллельно автомобиль, а при возврате на свою полосу устремляется в бок соседу. Из десятка проб более-менее удачно прошла лишь одна. Может, поток не слишком вялотекущий?! Зато линейный ассистент работает на скоростях до 210 км/ч и четко удерживает BMW в пределах разметки.
Вообще-то отдавать управление новой «пятерки» автопилоту — что бренчать Techno на балалайке. Этим автомобилем хочется управлять самому: на автобане, серпантине, даже в пробках. «Семерочный» электроусилитель руля перенастроен: на руле стало меньше напускной тяжести и больше прозрачности. Но при этом «баранка» осталась плотной и точной. Даже с закрытыми глазами легко понять, что управляешь BMW. У заднеприводных седанов руль еще легче и «чище», чем у версий с многодисковой муфтой, подключающей переднюю ось. Кстати, теперь с «икс-драйвом» сочетается полноуправляемое шасси с электромотором, отклоняющим задние колеса на несколько градусов в пределах податливости сайлентблоков: асинхронно на скоростях до 60 км/ч и в фазе, когда едешь быстрее.
Экспериментам с планетарным рулевым редуктором, который откровенно конфликтовал с водителем, положен конец. Инженеры вернулись к обычной рейке с переменным шагом зубьев. Кроме того, протестированные «пятерки» удивили превосходной плавностью хода. Даже седан 540i с М-пакетом и шинами run-flat обрабатывает неровности по-кошачьему мягко, совершенно бесшумно. Вертикальные ускорения заметны в салоне лишь при выборе спорт-режима. Но и тут перегрузки умеренные, лишенные острых пиков, а характерных для прежних «пятерок» вибраций нет вовсе.
Дизельный седан с обычной подвеской и шинами еще комфортнее. Поначалу кажется, что даже слишком. По крайней мере, перинные ощущения за рулем BMW вызывают некую опаску: не растеряло ли шасси драйва? Но первый же изгиб шоссе приводит тебя в восторг. Боковые усилия нарастают мягко и прогнозируемо. Чуть более глубокие, относительно бензинового седана, крены, помогают точнее почувствовать, как перераспределяемая масса загружает колеса внешнего борта надежным сцеплением. «Держак» и впрямь кажется безграничным. Откровенные провокации рулем приводят лишь к неаварийным скольжениям шин.
Чувства ритма в дизельном седане даже чуть больше, чем в бензиновом «пятьсот сороковом». Его отклики на газ всегда монолитны, как будто рядная «шестерка» и 8-ступенчатый «автомат» — единое целое. Ты просто утапливаешь акселератор и получаешь в ответ моментальное ускорение. Седан 540i при наборе скорости всегда спотыкается о небольшую ступеньку. С переводом «автомата» в спортивный режим она не исчезает, хотя и становится меньше. В итоге ты вновь тянешь руку к джойстику коробки, меняя ступени в трансмиссии самостоятельно. Однако полной согласованности между агрегатами добиться все равно не получается.
Моторы
Оба двигателя BMW — полностью алюминиевые рядные «шестерки» с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Особенности бензинового мотора (справа): системы Double-Vanos и Valvetronic. Первая отвечает за плавную подстройку фаз газораспределения, вторая — за бесступенчатую регулировку хода клапанов. В двигателе В58 один двухпоточный турбокомпрессор. У дизеля В57 — турбина с изменяемой геометрией направляющего аппарата. Оба мотора отвечают нормам Euro-6. В том числе благодаря капсульной системе сохранения тепла SYNTAK, которая позволяет снизить выбросы СО2 в самых неблагоприятных режимах прогрева после стоянки. Блоки цилиндров окутаны текстильными матами из фетра и негорючей пены, которые на относительно прямых поверхностях крепятся клеем, а в иных местах — специальными клипсами. Проще говоря, немцы используют эффект телогрейки. «Одетый» двигатель медленнее остужается и требует меньше времени для прогрева до рабочей температуры.
Зато бензиновая «пятерка» быстрее дизельной и радует уши мощным техно-саундтреком, будто голос мотору В58 ставил сам Klaus Schulze. Звук турбодизеля ближе к поздним опусам Tangerine Dream, в которых жесткая механика уступила место мягкой, эмбиентной тягучести. И все же каждый из 6-цилиндровых ансамблей BMW выдувает через выхлопные трубы собственные шедевры. Просто слушатель у них разный. За рулем седана 530d, скорее всего, окажется наемный водитель. Персоне, сидящей на втором ряду, уместнее заниматься делами под мягкое звучание турбодизеля. А вот «пятьсот сороковая» — выбор энергичного индивидуалиста. При стартах со светофоров его сердце будет биться в такт высокооборотистому мотору.
В транс динамика «пятерок» не вводит. Быстро, напористо, но без кипения. BMW — синоним скорости. К этому все уже привыкли, принимают как должное, а чего-то нового мотористы предложить не смогли. И не надо! Любая из «пятерок» хороша не вау-эффектом, а невиданной доселе сбалансированностью. Едешь не спеша, и седан окутывает пассажиров бархатным комфортом. Принимает твои правила и будто ждет пустых дорог и смены настроения. Дождавшись, превращается в машину по производству адреналина: точную, послушную, возбуждающую, но все же здравомыслящую.
Страховка от переизбытка эмоций — суперэффективные тормоза. Суперкаровский запас по замедлению, аптекарская точность и асбестовая стойкость к перегревам. Сколько мы с коллегами ни мучали седаны на серпантинах с перепадами высот, ни один из них не выразил недовольства при частых торможениях. А еще поразила защищенность салона от внешнего шума. В «пятерках» с обычными (не двойными) стеклопакетами тихо, как в студии звукозаписи. Благоприятные условия для прослушивания «механических» треков через топовую систему Bowers & Wilkins с 10-канальным усилителем и 16-компонентной акустикой.
Многие считают, что Techno — это примитивное бум-бум, мелодия, в основе которой всего четыре звука. На деле «техно» устроено сложнее, и все, кто использует в музыке цикличность, так или иначе подражают Techno. Moby, Robert Mails, Тимати… На седан серии F10 также равнялись многие одноклассники. Американский Cadillac и японский Infiniti открыто использовали прежнюю «пятерку» как референсный автомобиль при разработках «си-ти-эса» и «эмки». А сколько тех, кто делал то же самое «втихаря»? Седан G30 станет для подражателей новым вектором в производстве и настройке своих машин. В плавности хода, управляемости, шумоизоляции салона и интерактивности — уж точно! Пожалуй, нынешнему Е-классу и грядущему A6 тоже есть чему поучиться у G30. Может, в Мерседесе и Audi для достижения чувства ритма стоит обязать сотрудников слушать музыку? Например, Techno.
BMW 530 d xDrive | BMW 540i | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Седан | |
Количество мест/дверей | 5/4 | |
Двигатель | ||
Тип | Дизельный с турбонаддувом | Бензиновый с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 6, в ряд | 6, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2993 | 2998 |
Мощность, л.с. при об/мин | 285/4000 | 340/5500–6500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 620/2000–2500 | 450/1380–5200 |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | Задний |
Коробка передач | 8–АКПП | 8–АКПП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Дисковые вентилируемые | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, двухрычажная | |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4936х1868х1479 | |
Колесная база, мм | 2975 | |
Клиренс, мм | 144 | 139 |
Снаряженная масса, кг | 1770 | 1670 |
Объем топливного бака, л | 66 | 68 |
Объем багажника, л | 530 | |
Шины | 225/55 R17 | 245/40 R19 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 250 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 5,4 | 5,1 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 5,0 | 6,5 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 132, Euro-6 | 149, Euro-6 |
История