Из камней, что полетят сейчас в наш огород, можно соорудить целый редут на «Зеленом углу», но факт есть факт: новый редакционный электромобиль обошелся нам почти в 2,5 раза дороже, чем предыдущий. Однако обо всем по порядку.
Думаю, ни у кого не возникло вопроса, почему выбор пал именно на китайский автомобиль — иных сейчас и не найти. Отечественный, прости господи, автопром мы уже почти весь перебрали, благо перебирать было не много, пригонять что-то массовое и популярное по «серому» импорту тоже не особо интересно. Поэтому — только варианты из Поднебесной. Если брать десятку самых популярных в Китае местных брендов, то в России не представлен, пожалуй, только один — именно BYD, хотя автомобили этой марки самые популярные в Китае. Есть предположение, что руководители BYD решили взять паузу с нашим рынком, чтобы не попасть под санкции — дела у китайского аккумуляторного и автомобильного гиганта неплохо идут и за пределами Азии и Южной Америки. Поэтому, если (точнее, надеемся, когда) все уляжется, они вполне могут уверенно зайти на наш рынок. А на нем уже мы — с полным раскладом по популярной модели Song Plus.
Как выбирали модель? Задача была простая: купить какой-нибудь народный китайский электрокар. Так что мы взяли Топ-10 самых продаваемых автомобилей в Китае за 2023 год и начали там искать самый интересный вариант. Выделенный столбец — количество проданных машин за 2023 год.
Tesla не подходит (не «китаец»), BYD Qin PLUS — седан и не очень нов, а вот на третьем месте определяющие факторы успеха сложились: кроссовер, свежий рестайлинг, есть полностью электрическая версия. Правда, автомобиль оказался не самый бюджетный, но и не очень дорогой: цены на гибридные версии стартуют от 154 800 юаней (около 2 млн руб. по текущему курсу).
На самом деле менять Лифа на новую «электричку» мы не собирались, но судьба нас свела с Евгением из компании «Ю-Технолоджи», также известной как FChina. Евгений задался целью обеспечить своим клиентам полностью безопасную покупку машины из Китая, когда вам не нужно отправлять «в никуда» сотни тысяч юаней и верить, что вас не обманут и привезут обещанный автомобиль. Одним из вариантов такой сделки является оплата автомобиля через аккредитив, и Дром с FСhina прошли этот путь для покупки легкового автомобиля из Китая, пожалуй, первыми в России.
Китайские партнеры выбирают для нас подходящий Бид Сун Плаз
Что такое аккредитив? «Аккредитив — это безналичная форма расчета, при которой деньги перечисляются покупателем продавцу не напрямую, а при посредничестве банка. Кредитное учреждение выступает гарантом добросовестного проведения сделки. Проще говоря, покупатель открывает счет, перечисляет туда средства в полном объеме, банк деньги замораживает и выдает продавцу только после того, как тот подтвердит выполнение условий договора. За эти свои услуги банк берет плату». (с) РБК
Схема покупки автомобиля через аккредитив:
Таким образом, ваши деньги остаются в полной безопасности до тех пор, пока автомобиль из Китая не окажется в России.
В нашем случае в сделке участвовали покупатель (физическое лицо), банк «Приморье» и китайская экспортная компания Jilin Province Hua Zhi Cheng Automobile Sales Service Co., LTD. Приведем комментарии банка «Приморье» о прошедшей сделке:
— Аккредитив был открыт для перевода средств в компанию Jilin Province Hua Zhi Cheng Automobile Sales Service Co., LTD. Какие шаги предшествовали тому, чтобы это стало возможно? Какой-то обмен документов, какие-то проверки и согласования?
— Предварительно Банк ознакомился с набором документов по сделке по покупке автомобиля, это контракт и инвойс. На основании представленных документов был подготовлен аккредитив.
Также предварительно был согласован пакет документов, по представлении которого будет произведен платеж при раскрытии аккредитива. Нужно было точно знать, оригиналы каких документов стороны смогут представить в банк.
— Если бы сейчас у вас была необходимость оформить аккредитив для оплаты автомобиля в другую китайскую компанию, с которой вы ранее не сотрудничали, то как бы выглядел процесс сегодня? Наверняка после первого опыта можно значительно сократить этот процесс.
— Глобально процесс не зависит от компании-поставщика товара. Однако каждый раз необходимо уточнять у клиента, какие документы для раскрытия аккредитива он сможет представить в банк. Существует множество посредников, которые занимаются покупкой и доставкой автомобилей из Китая. У каждого есть свои нюансы в документообороте с китайскими партнерами.
— Насколько важно в схеме с аккредитивом наличие в России агента, который помогает покупателю привезти машину из Китая? В нашем случае это была компания «Ю-Технолоджи», но формально мы могли бы купить автомобиль в Китае и без них.
— Совершенно верно. В схеме с аккредитивом агент не обязателен. Если есть возможность самостоятельно взаимодействовать с автодилером в Китае, то это замечательно. Вы как минимум сэкономите на агентском вознаграждении. Кроме того, даже при наличии агента аккредитив открывает непосредственно покупатель. Т. е. агент никак не фигурирует в аккредитивной схеме расчетов.
— Сигналом для раскрытия аккредитива значится список из четырех документов: международная накладная CMR, отгрузочная спецификация, инвойс и контракт. Эти документы — необходимое и достаточное количество или может что-то поменяться?
— Данный набор документов был составлен исходя из возможности обеих сторон физически предоставить оригиналы данных документов в банк после отгрузки автомобиля. Перечень документов может быть индивидуальным в каждом отдельном аккредитиве. Он зависит лишь от пожеланий клиента. У Банка нет требований к минимальному набору документов. Продавец и покупатель самостоятельно договариваются, какой набор документов потребуется для раскрытия аккредитива так, чтобы обе стороны в сделке чувствовали себя защищенными.
— Какие у вас планы по предоставлению сервиса «оплата автомобиля в Китай через аккредитив» на ближайшую перспективу?
— Банк готов предоставлять такой сервис своим клиентам. Однако текущая геополитическая обстановка вносит свои коррективы. Китайские банки очень долго обрабатывают транзакции, касающиеся российских банков, особенно подсанкционных. Учитывая тот факт, что по международным правилам банк-получатель средств по аккредитиву может по своему усмотрению отказаться от участия в сделке, следует иметь в виду, что существует реальный и достаточно высокий риск возникновения различного рода сложностей в процессе открытия аккредитива и его исполнения.
Сколько времени ушло на сделку? Если учесть всю подготовительную работу, которую провел Евгений из «Ю-Технолоджи», то около года. На словах схема простая, но для покупки автомобиля из Китая она раньше не применялась, поэтому понадобилось огромное количество времени на то, чтобы согласовать все нюансы этого аккредитива. Мы же присоединились к этому проекту в тот момент, когда все было готово: от нас нужны были лишь деньги и отвага :)
Таймлайн сделки
Стоимость сделки, предварительная
Китайская сторона:
Российская сторона:
Итого порядка 4 150 000 рублей в зависимости от курса.
По факту мы договорились с Евгением разделить все на три больших платежа: 200 000 юаней отправляем через аккредитив в Китай, затем платим таможне, а все остальное платим рублями после доставки машины во Владивосток.
Стоимость сделки, фактическая
Китайская сторона:
Таможенные платежи:
Здесь у нас получилось «оптимизировать налоговую мощность». На внутреннем рынке Song Plus имеет паспортную мощность 160 кВт, но это пиковая, демонстрационная, так сказать. А так называемая «тридцатиминутка» меньше — 70 кВт. Наш брокер добыл документ из лаборатории по ранее ввезенному подобному автомобилю и растаможил машину по тем самым фактическим 70 тридцатиминутным киловаттам. Не нужно платить лишний акциз.
Сравните сами:
Таможня по 160 кВт (курсы валют на 6 апреля 2024):
платеж | ставка | сумма |
---|---|---|
Таможенное оформление | 8530 руб. | 8530.00 руб. |
Пошлина | 15% | 382 806.00 руб. |
Акциз | 912 руб./0,75 КВт | 194 560.00 руб. |
НДС | 20% | 625 881.20 руб. |
Итого | 1 211 777.20 руб. | |
Утилизационный сбор | 20 000 руб. x 0,17 | 3400 руб. |
Таможня по 70 кВт (курсы валют на 6 апреля 2024):
платеж | ставка | сумма |
---|---|---|
Таможенное оформление | 8 530 руб. | 8 530.00 руб. |
Пошлина | 15% | 382 806.00 руб. |
Акциз | 58 руб./0.75 КВт | 5 413.33 руб. |
НДС | 20% | 588 051.87 руб. |
Итого | 984 801.20 руб. | |
Утилизационный сбор | 20 000 руб. x 0.17 | 3 400 руб. |
За возможность легально сэкономить на таможенных платежах 227 000 рублей мы дополнительно заплатили брокеру 50 000 рублей.
Итого таможенные платежи:
Прочие платежи:
Итого BYD Song Plus EV 72 kWh Champion Edition Flagship нам обошелся в 3 934 844 рублей (не считая мини-каско за 70 000 рублей).
Пару слов о госномерах. По китайской традиции выштамповки под номера на BYD — ни рыба ни мясо. И не как у японцев, и не как у нас. В итоге на передний бампер водрузили «прямоугольный» номер, а на багажную дверь — «квадратный». Владивосток-стайл.
Подробный обзор и первый полноценный тест-драйв будет позже. Пока же первые впечатления и погружение в мультимедийное царство китайского электромобиля. После архаичного (как оказалось) Лифа в Сун Плюс как будто переезжаешь из деревенской избы в прогрессивный офис в центре мегаполиса. Разрешение и диагональ дисплеев после крошечных монохромных циферблатиков поражают, еще в Китае в меню установили английский язык, поэтому уже без проблем можно ориентироваться в хитросплетениях. Пока удалось только позабавиться с передней камерой — она умеет делать фото и записывать видео. Оператор Анатолий нам больше не нужен.
Естественно, сразу бросается в глаза увеличенный по сравнению с Лифом запас хода. Nissan накануне был заряжен «под пробку» и показывал чуть больше 200 километров пробега, тогда как Song Plus, заряженный едва наполовину, показывал на панели приборов аналогичные цифры. Забегая вперед — заряжается Сун Плюс очень хорошо и быстро. Полностью зарядить 72-киловаттную батарею на GB/T можно за час с небольшим. Заряд китайская «электричка» забирает у станции с энтузиазмом, до 110 кВт — лучше, чем Tesla.
Из ближайших хлопот — оборудование зарядной инфраструктуры на стоянке, первые ходовые испытания, снятие дверей и салона, шашлык с генератором под мостом — в общем, все как вы любите.