И месяца не прошло с того момента, как по всему миру разлетелись кадры горящей горячей новинки от Xiaomi, которая вспыхнула прямо на ходу на дорогах Китая. И вот во Владивостоке на днях сгорел популярный электромобиль. Не на ходу, но в общественном месте — на станции быстрой зарядки «РусГидро». Почему, как — с этим мы и решили разобраться в рамках нашего электроблога.
Вообще, когда Евгений проезжал мимо горящего электромобиля, он даже с надеждой подумал, что это горит каршеринговый Evolute — тогда на одно занимаемое на зарядке место стало бы свободнее. Но и хейтеры, которые уже начали потирать свои потные ладошки в надежде на то, что полыхает ненавистный «китаец», тоже ошиблись. Ведь обращался в прах почти православный Nissan Leaf.
К слову, о том, что при возгорании электромобиля могут пострадать и другие автомобили — станции зарядки нередко располагаются на парковках торгово-развлекательных центров (в том числе крытых), на которых, как правило, немало машин.
И чтобы следствие вели реальные знатоки электромобилей, мы обратились к Олегу, который специализируется на перепаковке батарей, в первую очередь на Лифы. Тем более что сгоревший электромобиль перепаковывался именно у ребят в сервисе. Олег уже принимал участие в одном из наших сюжетов, когда «угнали» батарею с Nissan Leaf ZE-1.
— Это (был) Leaf AZE0, его перепаковали в сентябре прошлого года. В оригинале стояла базовая батарея на 24 кВт⋅ч, которая, естественно, владельца не устраивала, ибо была уже деградировавшая. С сентября по апрель никаких проблем не наблюдалось, владелец ездил и нарадоваться не мог возрожденной батарее и ее возможностям. Так, кстати, делают многие, это не новость. Берут электромобиль на пробу, нравится, но на семи–восьми «палках» далеко не уедешь, особенно когда они через месяц превращаются в пять–шесть, поэтому и обращаются за такой услугой. Она сейчас самая ходовая.
— Напомни, как вообще происходит процедура перепаковки? Раньше ты отправлял батарею куда-нибудь на запад, ее там пересобирали на новых элементах CATL. Тебе присылали уже собранную версию, и ты спокойно тут ставил на машину. Потом начали здесь перепаковывать батареи. Заказывали с запада только CAN-мосты. Сейчас все так же, без изменений?
— Да, пригоняешь машину, пересобранная батарея уже готовая есть в наличии в подменном корпусе (корпусы одинаковые, просто от другого Лифа). Родная батарея снимается, ставится обновленная — готово.

— Какие показатели у обновленных батарей?
— 180 Ач, 62 кВт⋅ч.
Сгоревший Leaf, кстати, уже привезли «на базу» для выяснения обстоятельств происшествия. От электромобиля, как водится, мало что осталось…
— Говорят, что если электромобиль загорелся, проще уже его оставить догореть, чем пытаться тушить…
— Да, литий если начал гореть, он не потухнет, пока сам не выгорит и вокруг себя все не выжжет.


— Но людей в машине не было, насколько я понял. Владелец рядом стоял и смотрел, как горит огонь (говорят, на это можно смотреть бесконечно).
— Про человека я расскажу попозже. И про «знаки Вселенной», которые он игнорировал. Там не все так просто на самом деле, и предпосылки были.
— Так, ну с кузовом все понятно, пойдемте глянем на батарейку, точнее, на то, что от нее осталось.
В прямоугольном саркофаге с грудой литиевого пепла видны алюминиевые элементы, которые не сгорели.

— Это отличительная особенность катловских ячеек — они секциями упакованы в такие алюминиевые корпусы, причем упакованы очень плотно, поэтому каждая такая секция весит прилично — килограммов 11.
— И сколько таких на всю батарею требуется на Лифа?
— 24, это модель 4С — четыре элемента в одном корпусе.
По верхней крышке видно, в каком месте был очаг возгорания — металл в этом месте выгорел почти до дыр.
— Да, именно здесь было самое интенсивное горение, дыркам еще поспособствовали пожарные — они ломами прямо через салон выдалбливали отверстия, чтобы попытаться залить очаг.
— Насколько я знаю, вы уже знаете причины, по которым произошла эта ситуация?
— Предполагаем. В сентябре готовую батарею клиенту отдали. Человек уехал, занимается своими делами. За два дня до трагических событий он заезжает на стройку. На стройке он заметил торчащую из земли арматурину, но решил тем не менее проехать. Но Лиф — это, во-первых, по просвету не джип. И внизу у него высоковольтная батарея, а не выхлоп или даже бензобак.
— И многие ошибочно считают, что внизу есть защита батареи. Формально она там, конечно, есть, но это скорее аэродинамический экран, типа пластиковых защит картера на машинах с ДВС. Она точно не силовая и очень тонкая.
— Да, там есть ребра жесткости, конечно, но сама защита — по сути, фольга. Так вот он едет, получает жесткий удар по днищу и не предпринимает никаких дальнейших действий. Не посмотрел под днище, чтобы оценить повреждения, не приехал к нам показать машину. Ошибок никаких на панели не горело, так он проездил два дня. Приехал на быструю зарядку, подключил и ушел на 2,5 часа. В 11 утра ему приходит смс-сообщение о том, что машина заряжена. Потом по логам зарядной станции посмотрели, что с 11.00 до 11.40 зарядка продолжилась — медленная. Хотя станция не должна была так делать — у нее четкий алгоритм, по которому она заряжает батарею примерно до 96%, максимум до 98%, после чего отключается.
— Почему она тогда продолжала заряжать? Получала неверную информацию от электромобиля?
— Это пока главный вопрос. Вероятно, после удара произошел сбой во всех элементах — в самой батарее, в блоке управления батареей…
— После того случая с арматурой это была его первая зарядка?
— Да.
— А может ли быть проблема в зарядной станции?
— Не думаю. У нее есть свои протоколы, и она тоже «увидела» бы, если бы была утечка в батарейке. Другое дело, что она могла увидеть это слишком поздно, когда уже шла зарядка.
— Что надо было делать после того, как случился удар или что-то подобное?
— Ну как минимум визуально осмотреть днище. Это же логично, на любом автомобиле, если наезжаешь на что-то с ударом, первым делом останавливаешься проверить, все ли целое, не сломалось ли, не оторвалось ли и не погнулось ли что-нибудь.
— В случае обнаружения повреждения можно было бы поменять элементы?
— Конечно. Так и делают все — это же далеко не единичный случай. Дорог у нас мало, в основном направления, поэтому повредить днище проблемы не составляет. Приезжали к нам уже неоднократно, были случаи сильных ударов, пробоев не было, но вмятины порядочные имелись.
— А при перепаковке клиренс сильно уменьшается?
— Если брать оригинальный корпус, то клиренс никак не меняется, потому что даже если перепаковывать на 195-е Катлы, то в оригинальном корпусе батарея будет аккурат по пороги. А вот если делать на 62 кВт⋅ч, то клиренс уменьшается на четыре сантиметра. То есть и так Лиф не самый высокий автомобиль, а когда емкость батареи увеличивается, то просвет еще меньше становится.
— А какие у владельца теперь планы? И как состояние его вообще?
— Наверное, у любого человека в такой ситуации первое желание — предъявить претензии к тому, кто что-то с его машиной делал. Но и нам самим важно установить причину, поэтому первым делом машину привезли к нам и разобрали.
— А владелец до того момента, как все случилось и он вам ее привез, сказал, что он на арматуру наезжал?
— Нет, это уже в процессе выяснилось, вытягивать из него пришлось. Мы неладное почуяли, когда эвакуировали машину с места возгорания. Подняли машину, а у нее дыра в корпусе батареи снизу. И очаг возгорания был как раз в месте этого замятия и отверстия от удара.
— По опыту (раньше снимали всякие криминальные репортажи) машина выгорает до состояния «ремонту не подлежит» за три минуты. Минут 15 достаточно, чтобы остался один остов.
— А у нас был случай, когда девушка наехала на камень и батарея тоже загорелась, но, на ее счастье, рядом проезжали пожарные и быстро сумели потушить машину, выгорела только батарея. Замкнуло ее тогда от удара и деформации.
— Что в итоге сейчас владелец будет делать? Какое-то разбирательство будет, раз машина находится у вас на территории?
— Сейчас мы просто выясним все основные причины. И еще пообщаемся с СП зарядной станции. Посмотрим их доказательства, с их зарядок, почему CHAdeMO не выключилась вовремя. Вообще, в Приморье это первый случай, чтобы электромобиль загорелся на зарядке или сам по себе. И горел он мощно как раз потому, что стоял на зарядке. А поскольку загорелся именно «перепак», нам важно сейчас во всем разобраться, установить причину, решить, что нужно устранить или доработать, чтобы не было таких последствий. Вообще, электромобили наших клиентов уже горели, но, скажем так, по внешним причинам. У одного стоял дополнительный бензиновый отопитель, и он загорелся, у второго ракетница попала в машину. То есть дело было не в батареях. И в этом случае тоже — если бы при повреждении корпуса человек предпринял нужные действия по ремонту, ничего бы не произошло. Потому что к нам уже приезжали с мятыми корпусами — меняли ячейки и все было хорошо.

— Почему такой резонанс вызвало это происшествие? Потому что большой ажиотаж вокруг «электричек». ДТП происходит тысячи, и машина бензиновые в том числе загораются, на этом уже просто никто особо не заостряет внимания, а тут каждый инцидент рассматривают под микроскопом.
— С каждым случаем появляется повод что-то доработать. Поскольку батарея боится ударов и деформаций, логично подумать над доработкой защиты, мощнее ее сделать. Хотя в случае с этим Лифом владельцу, можно сказать, не повезло — между ребрами жесткости было расстояние сантиметра три, и удар точечно пришелся именно в это место.
Удалось нам пообщаться и с «виновником торжества», точнее, с владельцем пострадавшего Nissan Leaf — Александром.
— Александр, расскажи свою версию произошедшего.
— В тот день, как обычно, я поставил машину на зарядку в половине десятого и пошел на работу. И где-то без пятнадцати двенадцать мне позвонили и сказали, что мой автомобиль горит. Я, разумеется, в шоке, побежал к машине, со мной коллеги с огнетушителями. Возле машины уже увидел всполохи пламени из задней арки, потом уже и спереди гореть начало.
— От зарядки ты машину сразу отсоединил?
— Я побоялся трогать зарядку, вдруг она под напряжением, хотел через приложение отключить, но потом на самой станции уже увидел, что она выключена. Просто пистолет вытащил из разъема, чтобы не сгорел. Попытался огнетушителем сбить пламя, он 30 секунд поработал и все без толку.
— Как быстро пожарные приехали?
— Минуты через три после того, как я прибежал к машине.
— Как думаешь, из-за чего могла загореться батарея?
— В начале недели я в одной из поездок по работе парковался в неудобном месте и наехал на металлический штырь. Значения этому не придал, потому что думал, что ударился защитой. Поскольку сейчас у нас уже тепло, часто заряжаться не требуется, поэтому пару дней ездил без зарядок. В четверг заряд был уже 25%, к выходным надо было подготовиться, поскольку езжу много. Ну а дальше случилось то, что случилось. Вопрос у меня сейчас главным образом такой: по данным ПСС (производителя зарядной станции), машина в 11.00 была уже заряжена полностью, но с 11.00 до 11.40 (когда была нажата аварийная кнопка отключения) по логам станция продолжала давать на автомобиль заряд — если точно, то 5 кВт⋅ч за 40 минут. Почему станция не отключилась? Мне сказали, что не отключилась потому, что не было соответствующего сигнала от машины.
— Возможно, проблема в блоке управления или в CAN-мосте, тем более у тебя перепакованная батарея. Потому что на всех электромобилях со штатными батареями, на которых я ездил, защита срабатывает на предмаксимальном заряде 96–98%. А если уж тебе приспичило зарядиться именно до 100%, то нужно заново запустить приложение.
— На родной батарее в AZE0 у меня так и было. Зимой зарядка вообще могла выключиться чуть ли не на 60% заряда, когда уже SOH просел. Когда батарея была посвежее, то зарядка шла до 90–95%. Я пообщался с ребятами, которые также на «перепаках» ездят, пока все сходятся во мнении, что виноват CAN-мост, который допускал перезаряд.
— Какие планируешь дальнейшие действия?
— Дождемся результатов экспертизы, ее делает пожарная инспекция. А дальше уже будем решать вопрос с исполнителем работ по перепаковке.




— Желание ездить на электромобиле не перегорело?
— Да нет, конечно, приятная машина, всем устраивала. Этот случай частный, к нему привели какие-то ошибки или даже череда ошибок. Возможно, в случае корректной работы контроллера батареи и CAN-моста не случилось бы перезаряда и, соответственно, перегрева.
— Не возникло желания переметнуться на сторону «серийных» электромобилей со стоковыми батареями большей емкости, или так называемый «колхоз» с перепаковкой все еще приемлем?
— Ну «колхоз» разный бывает. И защиту в батарею ставят, специальные лотки с трехмиллиметровыми стенками для дополнительной защиты элементов. И настройку CAN-моста корректную, и контроллеры настраивают. Сейчас я уже волей-неволей стал в этом больше разбираться.
Как видите, у каждой стороны сейчас своя правда и свои версии.