«Ты че — неформал?!». В перестроечные времена неформалами называли всех, кто не укладывался видом либо поведением в привычные рамки. Для «рокеров», «металлистов», и просто молодежи, живущей на своей волне, вопрос, поставленный ребром, как правило, означал одно — будут бить! В автомобильном мире тоже есть свои неформалы. Кабриолеты, купе… и хэтчбеки гольф-класса, которых в темной России «мочат» банды кроссоверов и седанов. Из прежнего рассадника «пятидверок» в продаже осталось меньше десятка моделей. Мы выбрали для теста три — Volkswagen Golf, Mazda3 и обновленный DS 4.
«Француз» — отъявленный неформал! Броско одет, балансирует на грани жанров. Да еще имя сменил: был Citroen DS4 — стал DS 4 Crossback. Отрекся, значит? За такое «солнцевские» или «люберецкие» могли запросто поставить на ножи. То бишь порезать шины. В регионы на фильдеперсовом «дэ-эсе» и вовсе лучше не соваться — не вернешься. Впрочем, и в благополучной столице на него частенько поглядывают с недоумением.
Подозреваем, что при стартовом ценнике в 1 765 000 рублей за хэтчбек со 150-сильным бензиновым мотором французский «крендель» в наших краях надолго не задержится. Тестовый DS с турбодизелем 1.6 (120 сил) и вовсе стоит от 1 900 тысяч. «Ты че, берега попутал?!» — спросили бы парни в черных кожанках.
Мазду не бьют лишь потому, что она «девочка». Но и вздохнуть пятидверной «японке» особо не дают: один мотор, одна трансмиссия, одна комплектация. В то время как для седана можно выбрать и то и другое. На фоне «дэ-эса» доступность «трешки» кажется очевидной: от 1 259 000 рублей. Однако почти за те же «бабки» уже можно «снять» красавицу СХ-5. Большинство так и поступают. Дошло до того, что хэтчбека Mazda3 не оказалось в пресс-парке. Белую «пятидверку» мы получили по блату.
Ходить вечерами по улицам без опаски получить тумаков позволено лишь немецкому вундеркинду — Volkswagen Golf. Этот мало того что неприметный, так и способен постоять за себя. У него три мотора, три коробки передач и столько же вариантов оснащения. А еще накачанные братья GTI и R, оберегающие умника от неприятностей. Кто младшого тронет, будет иметь дело с нами!
К тому же все знают, что Golf — скряга и жмот. Отдав 1 197 000 «рубчиков» за начальный хэтчбек, вы получите шиш с маслом — старый мотор 1.6 в 110 сил, 5-ступенчатую «механику» и минимум галочек в прайс-листе. За остальное — плати! Неплохо оснащенный хэтчбек со 150-сильным мотором и 7-ступенчатой трансмиссией DSG потянет на 1 472 000 рублей.
С другой стороны, качественная вещь не должна быть дешевой. «Горечь плохого качества ощущается даже тогда, когда сладость низкой цены давно забыта» — говорил немецкий предприниматель Эдуард Вульф. В салоне Гольфа этого самого качества — под потолок. Пластик мягкий, а если и жесткий, то все равно приятный на ощупь. Дизайн уравновешенный. Зазоры ровные. Аж зло берет!
На рабочем месте водителя — комар носа не подточит. Комбинация приборов с крупными шкалами, «климат» и мультимедиа с интуитивно понятным интерфейсом, безупречно скроенное кресло с регулируемой длиной подушки… В Фольксвагене вообще нет ничего случайного. Каждая деталь, будь то шторка, прикрывающая подстаканники, или блок включения фар, работают идеально. Это означает, что какой-то инженер не просто воткнул ту же шторку в пазы, а потратил несколько часов на то, чтобы ползунок перемещался без заеданий, с выверенным усилием.
Немецкая педантичность, скажет кто-то. Но что мешает быть педантами французам или японцам? Кажется, мы-таки докопались до корней немецкого перфекционизма. Вы видели немецких женщин? Мягко говоря, не красавицы. Похоже, бюргерам просто ничего не остается, как отполировывать технику до совершенства.
Японцам с женщинами повезло больше и, может быть, поэтому внутри Mazda — «теплая» и кокетливая. Заигрывает с тобой нарядной комбинацией приборов, хотя от графического тахометра толку немного. Процент мягкого пластика тут даже выше, чем в Гольфе, однако передняя панель изрезана лишними сопряжениями, а подсветка есть не у всех клавиш. Вскоре и вовсе задаешься вопросом: а максимальная ли это комплектация? Нет датчиков дождя и света. Нет очечника. Нет подсветки зеркал в противосолнечных козырьках. Может, японкам это и не нужно, но русские барышни могут запросто отказаться от покупки автомобиля, в котором нет удобного зеркальца.
На заднем ряду «трешки» бесполезно искать дефлекторы обдува и лампы для чтения. Кармашек всего один — за спиной переднего пассажира. Зато просторно. По запасу перед коленями и над головой Mazda опережает обоих конкурентов. И задний диван здесь самый удобный: с длинной подушкой и оптимальным наклоном спинки. В Фольксвагене спинка тоже стоит как надо, но подушка короткая. Подозреваем, укоротили ее намеренно, иначе зазор до передних кресел был бы еще меньше. Но в Гольфе широкие дверные проемы, а вот «трешка» при посадке вынуждает изворачиваться.
Однако пересев в DS, о минусах конкурентов забываешь мгновенно. Проемы задних дверей узкие до неприличия. Места в продольном направлении как в Гольфе, но запас сверху — жалкие пять сантиметров. Ступни и вовсе некуда деть. Мы только что ругали японцев за скупость оснащения второго ряда Мазды? Забудьте! Французы не удосужились оснастить свой хэтчбек не только дефлекторами и подстаканниками, но и второй парой стеклоподъемников. Задние стекла не опускаются! Одно слово — неформал.
Спереди тоже хватает чудачеств. Например, передний пассажир обделен потолочной ручкой, да и к «барашкам» подогрева кресел, расположенных в районе дверных порогов, также непросто привыкнуть. Но в остальном DS дружелюбнее к людям, и в чем-то лучше обоих конкурентов. Переднее стекло «затекает» за шиворот сидящих спереди, а чтобы солнце не било по глазам, предусмотрена выдвижная шторка. Правда, плафончиков в козырьках также нет. В комбинации приборов красота неплохо уживается с информативностью, а блок «климатики» с круглыми экранчиками и вовсе как на Рейндж Роверах. Наконец, кресла порадовали удобством, боковой поддержкой и цепким покрытием.
Запускаешь двигатель «француза», и сразу становится понятно, что он дизельный. Тарахтит моторчик громковато, передает вибрации в салон, а на малом ходу потряхивает кузов трансмиссионными рывками. Зато о его отдаче, не заглянув в техпаспорт, в жизни не догадаешься: 150, а может, и 160 «лошадок»? Всего 120 сил?! Да ну!
Тепловозная тяга доступна почти с холостых оборотов. Со средних величин DS пуляет не хуже иного хот-хэтча, и тянет, тянет… Главное, не подпускать стрелку тахометра к красной зоне — там пусто. Правда, 6-ступенчатый «автомат» работает будто по настроению. Проснувшись в добром здравии, мягко отсчитывает передачи, радуя быстротой и сообразительностью. Но иной раз замешкается, а затем подоткнет ступень грубым рывком. Что, не выспался?
Подвеска странная. С одной стороны, она неплохо сопротивляется крупным неровностям и с аппетитом проглатывает «лежачих полицейских». С другой, теряет половину своей упругости на ямках помельче. Вдобавок постукивают амортизаторы. Очевидных достоинств два: высокий дорожный просвет и тишина в салоне. В французском хэтчбеке отменно изолированы колесные арки. В Мазде и Фольксвагене (именно в таком порядке) при езде по холодному асфальту шинный гул присутствует постоянно.
DS 4 — автомобиль не для всех. Если вести его в грубой манере, закладывая рулем «большие углы», то заметные крены кузова и запоздалый прилив обратной связи живо напомнят, что Crossback — наполовину кроссовер. Но если работать рулем плавно, по нарастающей, то и проблем не будет. Выбрав слабину подвески, хэтчбек мягко ложится на дугу поворота и цепко держится за траекторию без намеков на скольжения. Вот только водителей, способных провезти стакан воды, не расплескав содержимое, у нас немного. Может, потому и не приживаются «французы» в России?
У Мазды тоже неплохое шасси. Не такое азартное, как на старшей «шестерке», зато с более гражданскими настройками. На команды руля хэтчбек реагирует быстро, но не резко. Крены минимальны, чувствительность руля — достаточная. В пределе — безопасный снос. Однако задняя «многорычажка» Мазды — это просто тележка, которая бесхитростно катится за передними колесами. Никогда не задумывались, почему схем передних подвесок в автомобилях, по сути, две: McPherson да «двухрычажка», в то время как задних — великое множество? Спросите у французов, они знают ответ.
Подвеска «трешки» комфортна на относительно ровных дорогах, однако ее короткоходность озвучивается ударами на неровностях размером выше среднего. По колдобинам на Мазде не погоняешь. Да и двигатель в 120 сил все-таки слабоват. Для размеренной езды его отдачи хватает, но если нужно быстрее, то моторчик приходится выкручивать «в свист». На высоких оборотах «атмосферник» начинает необычно посвистывать, будто едешь не на автомобиле, а на мощном скутере.
«Автомат» работает подчеркнуто мягко, но вниз переключается с задержками. Его бы подстегнуть спорт-режимом, но у коробки одна прошивка, а «спорт» появится уже в рестайлинговой версии. В Мазде вообще количество этих самых «но» пропорционально скорости движения: чем медленнее — тем меньше, и наоборот.
Volkswagen, напротив, с ростом скорости становится лучше. «Робот» меняет передачи молниеносно, связь по педали газа прямая, подвеска не досаждает ударами. Информативность рулевого привода одинаково хороша в любых режимах. Прибавим сюда небольшие крены в поворотах, а также мощный двигатель, отменно разгоняющий легкий хэтчбек с оборотов выше полутора тысяч, и хоть лепи на багажник «немца» шильдик GT. Кстати, у прошлых поколений Гольфа такие версии были.
Однако Volkswagen вовсе не паинька. На малом ходу докучает нелинейная настройка акселератора, мешающая точно расходовать тягу мотора при разгонах. При попытках влиться в поток легко перегазовать, пустив колеса в пробуксовку. Проползти с пяток метров по затору — и вовсе проблема. На медлительность при плавном старте и последующий рывок пожаловался каждый сотрудник редакции. И каждый, двигаясь в пробке, переводил «преселектив» в спортивный режим, который если не решает проблему полностью, то хотя бы делает ее менее острой.
И все же Golf хорош! Плотной подвеске «немца» позавидуют иные кроссоверы, а точности руля — спорткары. При этом Volkswagen не превращает тебя ни в гонщика, ни в «чайника», а лишь точно исполняет заложенные производителем установки. Как ехать: быстро или не спеша — решать тебе. Но с ветерком как-то веселее. Впрочем, дополнительных бонусов за более мощный, относительно конкурентов, двигатель «немец» не получит. Планировалось, что в тесте будет участвовать 125-сильная модификация «пятидверки». Но, к сожалению, не вышло.
Но и без того ясно, что соперничать с Гольфом в сравнительных тестах может лишь другой Golf. Уж больно правильный у педантичных немцев получился хэтчбек. Недаром в его честь называют целый класс автомобилей. Местные разборки, как и веяния моды, «немцу» не страшны. Скорее всего, когда-нибудь мы увидим 15-е поколение Гольфа или даже Golf 25.
У Мазды крепкое второе место. Дистанция до конкурентов в обе стороны примерно одинакова: до «немца» не дотянуться, «француз» не догонит. Золотая середина! Мы бы порекомендовали уравновешенную во всех смыслах «трешку» девушкам. В такой симпатичной обертке можно хоть в клуб, хоть по магазинам. Да и мужьям спокойней. Японский хэтчбек поможет дамам не попасть в передрягу.
Понравился нам и DS 4 Crossback. Чем дольше общаешься с «французом», тем больше убеждаешься в его адекватности. Однако для более точного вердикта его следует мысленно распилить на две части. От переднего бампера до средней стойки кузова — это добротный автомобиль, припудренный французским шармом. Но дальше — голимый неформал, понятный лишь людям с крайне креативным мышлением. Вы как раз из таких? Тогда никого не слушайте и наслаждайтесь необыкновенной покупкой.
DS 4 Crossback | Volkswagen Golf | Mazda3 | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Хэтчбек | Хэтчбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Дизельный с турбонаддувом | Бензиновый с турбонаддувом | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1560 | 1395 | 1496 |
Мощность, л.с. при об/мин | 120/3500 | 150/5000–6000 | 120/6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 300/1750 | 250/1500–3500 | 150/4000 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКПП | 7-РКПП | 6–АКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4284х1810х1535 | 4255х1799х1452 | 4475х1795х1450 |
Колесная база, мм | 2612 | 2637 | 2700 |
Клиренс, мм | н/д | 142 | 155 |
Снаряженная масса, кг | 1385 | 1288 | 1296 |
Объем топливного бака, л | 60 | 50 | 51 |
Объем багажника, л | 359–1021 | 380–1270 | 308 |
Шины | 215/55 R17 | 225/40 R18 | 205/60 R16 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 190 | 216 | 190 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 11,4 | 8,2 | 11,9 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 3,9 | 5,0 | 5,8 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 102, Euro-5 | 116, Euro-5 | н/д, Euro-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 1 900 000 | 1 472 000 | 1 259 000 |
DS 4 Crossback
Volkswagen Golf
Mazda3
Оснащение системами безопасности | |||
---|---|---|---|
DS 4 Crossback | Volkswagen Golf | Mazda3 | |
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | + |
Шторки безопасности | + | + | + |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | –/– | +/– | –/– |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – | – | – |
Система стабилизации ESP | + | + | + |
Антипробуксовочная система TCS | + | + | + |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + | + | + |
Brake Assist | + | + | + |
Камера заднего вида | О | О | + |
Парктроник | + | О | – |
Система помощи при парковке | – | – | – |
Светодиодные фары | – | – | – |
Ксеноновые фары | + | + | – |
Адаптивные фары | + | + | – |
Система помощи при перестроении | + | – | – |
Система слежения за разметкой | + | – | – |
Система предотвращения попутных столкновений | + | – | – |
Система распознавания дорожных знаков | – | – | – |
Система контроля усталости водителя | – | О | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + | + | + |