Когда вау-эффект после разбора и дефектовки, а также стоимости и ремонта двигателя прошел, мы вспомнили, что, вообще-то, не зря ежегодно тратим под полсотни тысяч рублей на полис добровольного страхования каско. Текущий год Haval ездит под крылом компании «Югория», полис которой машина получила еще в краснодарском филиале. Стало быть, пора воспользоваться своими законными правами!
Прежде чем ехать в офис «Югории» и заявлять о страховом случае, решил туда позвонить — ни по одному из телефонов, указанных в электронном справочнике, трубку не сняли. Ну ладно, заняты, наверное. Но, открыв отзывы, я слегка опешил: судя по всему, не брать трубки — своего рода корпоративный стандарт. Большинство отзывов — негативные и даже гневные, в них клиенты жалуются на затягивание процесса выплат, на частые отказы и на хамство сотрудников. Вот пара характерных отзывов от этого года:
«Шесть лет подряд страховал машину в каско в этой компании. Деньги они брали охотно. Все было хорошо, до тех пор пока не заявил страховой случай, первый за шесть лет. И началось: во-первых, две недели до осмотра авто для дефектовки. Во-вторых, их горе-сервис три недели не мог сделать дефектовку, добиться хоть каких-то подвижек удалось после ежедневных, в течение недели, звонков руководству, которое пряталось. Ну и, в-третьих, горе-эксперты этой страховой уже более двух месяцев не могут согласовать запчасти, которые будет заказывать... горе-сервис, а потом делать ремонт. По скромным подсчетам, это еще затянется на три-четыре месяца. Поэтому: жалоба в РСА и иск в суд вас ждут, уже начал работу».
«Отвратительная компания, одно хамство, машину делают пятый месяц и определенности никакой, то есть можно, видимо, ждать еще год, при этом очень нервничают, когда пытаешься узнать о ходе ремонта, звонить никому нельзя, видимо, надо было отдать машину на ремонт и забыть о ней навсегда, это бы устроило работников этой страховой компании! Не рекомендую!».
«Звонил в рабочее время, сбрасывают звонки по обоим номерам. Это таким образом они выражают свое презрительное отношение к потенциальным клиентам. Не советую с ними связываться!!!».
Но мы уже связались, а тем, что не берут трубки, никого особо не удивишь. Да и я не гордый, могу лично заехать, заодно узнаю, что требуется для подачи заявления, ибо собственник автомобиля — юридическое лицо.
На пустынном этаже неприметного бизнес-центра оказалось сразу несколько открытых кабинетов компании, в которых с удовольствием и оперативно продали бы любой полис. И только один кабинет был закрыт — угадайте какой? Правильно — отдел урегулирования убытков. И прием документов, судя по объявлению на двери, производится только по предварительной записи. А предварительная запись возможна только при личном визите, судя по тому, что дозвониться проблематично. Но мне же только спросить, поэтому я без записи.
Но тут перед носом у меня дверь распахнулась, из кабинета выскочил недовольный мужчина, которому вдогонку девушка-менеджер что-то высказывала на повышенных тонах.
«Хамло!» — буркнул он напоследок, бросил на меня сочувственный взгляд и удалился в обнимку с кипой документов. Может, и не врут отзывы на интернет-ресурсах?
Запись на прием документов и осмотр и правда производится за две недели. Видимо, страхуются в компании редко, ибо офисы продаж всегда открыты, а вот за выплатами обращаются часто, раз такая долгая очередь на прием обращений.
Список документов для подачи заявления о страховом случае у нас получился внушительным:
1. Доверенность на ответственное физическое лицо
2. Уставные документы предприятия
3. Свидетельство о регистрации транспортного средства
4. ПТС (желательно, но не обязательно)
5. Путевой лист на дату ДТП
6. Водительское удостоверение участника ДТП
7. Распорядительное письмо
8. Сведение о ДТП и определение ГИБДД
И вот тут у нас возникли первые сложности (хотя в целом в эпопее с Haval, конечно же, далеко не первые). Прежде всего предстояло определиться, кто был за рулем. Документально. Формально в момент столкновения с камнем за рулем находился Питер. И все необходимые документы на управление у Питера имелись, так же, как и у ответственного за Haval «спецкора» в Якутске — Ларисы. Однако если вспомнить, что сразу после происшествия Питер от всего самоустранился и последующие дни и недели разгребала последствия именно Лариса, что контакты со всеми в тех краях может наладить только она и что «догонять» все справки и документы от ГИБДД и прочих организаций будет проще и оперативнее именно с помощью Ларисы, мы решили, что весь «пакет» нужно оформлять никак не на Питера. Можно было бы вообще не акцентировать на этом внимание, но у нас очень внимательные комментаторы, от которых даже пробел в предложении не утаишь.
Так или иначе, для страховой компании главное — подтвердить реальность сложившейся ситуации и увидеть, что это не постановка. Путевые листы задним числом делать тоже не стали, ибо это незаконно, на такие случаи со всеми испытателями автомобиля заключены договоры аренды, так что здесь, слава богу, без заминок.
ПТС не без труда отыскали на просторах бухгалтерии по месту прописки организации — во Владивостоке.
Но самым интересным звеном в этой цепочке документов оказалось определение ГИБДД.
Здесь нужно немного отмотать пленку назад и вернуться в ту злополучную ночь перед Международным женским днем, когда единственная на многие квадратные километры девушка оказалась посреди тайги в жуткий минус где-то посередине между Якутском и Магаданом.
Как только прошел первый шок после осознания случившегося, Лариса и спутники воспользовались кнопкой ГЛОНАСС и даже каким-то чудом связались с оператором. Увы, у оператора получилось только взять у пострадавших согласие на техническую помощь. Как, куда, где — это уже связь не позволила узнать. Экстренный вызов (предательский логотип «нет сети» на телефоне не позволял ничего иного) в службу спасения успехом, в отличие от ГЛОНАСС, увенчался — оператор зафиксировал расположение автомобиля и сказал ждать помощи.
Неизвестно, смогли бы они ее дождаться, если бы не экспедиторы из Якутска, которые частенько мотаются по этой трассе в Магадан. Как выяснилось позже, из поселка Аартык (он находился в восьми километрах от места происшествия) через три часа после звонка Ларисы в МЧС к Хавейлу действительно приезжала машина, которую выслал заместитель главы поселка Аартык. По крайней мере, об этом говорит выписка по обращениям, зарегистрированным в системе обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру 112 по Якутии.
Но к тому времени все трое уже были в Усть-Нере. Далее выяснилось, что служба спасения связалась с местным поселковым отделением ГИБДД, и к восьми утра в гостиницу, в которой остановилась Лариса и сопровождающие блогеры, прибыл сотрудник для выяснения обстоятельств ДТП. Собрал объяснительные со всех и сказал, что эвакуаторов на балансе у них нет, а товарищ, который обычно помогает с этим, сейчас куда-то уехал. Как в таком случае машины попадают на штрафплощадку в Усть-Нере, остается загадкой. Затем инспектор сказал, что если что-нибудь придумает, позвонит. И благополучно исчез.
Далее была логистическая порнография, про которую вы уже читали в предыдущих записях.
А в мае, когда возникла необходимость собирать документы для страховой, встала задачка похлеще предыдущих. Теперь нужно было дистанционно составить определение о ДТП у того самого инспектора, который приходил в гостиницу. Ну или у другого сотрудника местного отделения, имеющего доступ к объяснительным и фактам с места ДТП. Через пресс-службу МВД в Якутске удалось достучаться до отделения ГИБДД в Усть-Нере (у них нет стационарного телефона) и даже получить скан определения.
Пакет документов я получил 12 мая в 12.00 (при этом именно на это время записывался на прием в страховую компанию). И вот со всеми документами в 14.00 я прибыл в офис «Югории».
— Здравствуйте, только получил документы и сразу к вам.
— Очень рады за вас, но у вас запись на 12.00, а сейчас мы уже заняты, теперь можем записать вас только на 30 мая.
Офис компании по-прежнему пуст и клиентов было не видать. «Удаленка», — подумал Штирлиц.
А еще выяснилось, что скана определения ГИБДД недостаточно — только хардкор, только оригинал! И никаких «мы потом пришлем», все по факту.
Что ж, игра продолжается! Выяснилось, что инспектор, который составлял определение, уехал из Усть-Неры в командировку в какой-то вахтовый поселок, с которым нет нормальной связи. А без него никто оригинал отправить не может. Потому что, во-первых, не положено, а, во-вторых, никто (точнее, единственный живой человек в учреждении — девушка-секретарь) и не знает, где это определение взять. Общей канцелярии там нет, а свой сейф инспектор, очевидно, запирает. Секретарь предложила отправить им письменный запрос с просьбой отправить оригинал определения по нужному адресу. Однако сочетание таких факторов, как Почта России, Усть-Нерское отделение ГИБДД и «инспектор Усть-Нерской ГИБДД в бессрочной командировке» предполагало получение оригинала определения уже не самой Ларисой, а скорее ее внуками.
Лариса, как человек, никогда не сдающийся, пыталась договориться с таксистами, чтобы они съездили туда за оригиналом по доверенности — никто не согласился.
Из-за всех этих проволочек повторную запись в «Югорию» на 30 мая мы тоже пропустили. Хоть в командировку в Усть-Неру отправляться, однако — о чудо! — очередной звонок в Усть-Неру наудачу оказался результативным! Инспектор вернулся с вахты, сказал, что исправит ошибку в определении (неверно был указан госномер Хавейла) и отправит оригинал в Якутск вместе с сотрудниками, которые 4 июня как раз отправятся в столицу республики.
Ну а дальше мы продолжим уже другую игру — под названием «Попробуй вытрясти страховое возмещение со страховой компании». Особенно в такой, прямо скажем, необычной ситуации.