Haval F7, конечно, попал как кур в ощип. Купленный летом 2019 года, можно сказать, на потеху публике, в течение двух лет оказался в еще более ответственном перед «электоратом» положении. Цены на автомобили выросли, экономическая аномалия с дополнительным оборудованием новых автомобилей достигла апогея. Да и мир в целом уже стал другим. Сейчас 1 669 000 рублей, за которые был приобретен китайский кроссовер, кажутся такой же сказкой, как 30 рублей за доллар всего восемь лет назад. Первая запись в китайском блоге называлась «За что такие бабки?» — сейчас это звучит как ирония. Теперь уместнее вопрос «Что за бабки такие?». Поэтому ресурсный тест нашего Haval F7 должен был ответить на вопросы потенциальных покупателей — можно уже брать автомобиль из Поднебесной за «некомфортные» почти 2 000 000 рублей, или эксплуатация выявит взвод скелетов в шкафу обрусевшего Haval?
Подведем итоги скоропостижно прервавшегося теста. Haval F7 оказался неидеален с инженерной точки зрения (да и есть ли безупречные автомобили?), однако все, кто ездил на автомобиле больше одного дня, отмечали, что к его конструктивным особенностям и эргономическим странностям довольно быстро привыкаешь и в повседневной эксплуатации перестаешь замечать огрехи. В целом все сошлись в том, что претензии можно предъявить только к сырой мультимедиа — это то, что донимает регулярнее всего. Даже свойственных китайским автомобилям глюков электроники за два года было мало.
Вот и «дядя Вася» признал, что с точки зрения механика Haval F7 хорош. Точнее, даже не хорош, а прост и понятен — все рядовые операции выполнять вполне удобно, без специнструмента и суперспособностей их сможет произвести любой автомеханик. У дилеров тоже можно сделать, вот только стоимость ТО каждый раз озадачивала — средняя планка 15 000 рублей за плановый визит в официальный сервис. Немало, особенно с учетом короткого по маркетинговым меркам межсервисного интервала в 10 000 километров.
А километраж наш китайский брат наматывал быстро и уверенно — большая часть пробега приходилась на межрегиональные вояжи по всей западной части России. За 70 с лишним тысяч к машине не было никаких претензий. Да, была отзывная кампания по замене обводного ролика ГРМ, который поменяли на 40 000 километрах. В остальном — только расходники да техжидкости. А, ну и мелкое ДТП случилось — парковочный столбик атаковал задний бампер.
Вполне возможно, что сейчас, находясь в «тепличных» условиях официального сервиса и городских джунглей, Haval F7 уже разменял бы вторую сотню тысяч на одометре и ездил бы себе дальше. Но нашему восточному испытуемому было суждено стать главным героем триллера «Поворот не туда». А именно — поворот на Якутск осенью 2020-го.
И ведь нельзя сказать, что редакция дала установку якутской команде убить автомобиль. Однако в то, что Haval F7 без потерь перенесет экстремальную зиму, при которой минус 35 — оттепель, верили если не единицы, то абсолютное меньшинство. Выяснилось, что при минус 50 Haval замерзает напрочь — не спасают ни Webasto, ни отогревы. Пока не поместить машину в теплый бокс, не оживет. Удивительно, правда?
Впрочем, таких экзекуций машина была практически лишена, ночевала почти всю зиму на прохладном крытом паркинге. При этом несколько северных вояжей «эф седьмой» все же совершил. Из одного — из Ленска в Якутск — вернулся с минимальным уровнем масла. Разок случился сервисный «перепробег», а еще возникли проблемы с оригинальными расходными материалами — однажды пришлось «допиливать» масляный фильтр от Volkswagen. То ли эти сервисные мелочи в суровых условиях стали не такими уж и мелочами, то ли имел место заводской дефект, но именно в Якутске случилась самая серьезная и затратная на тот момент поломка. Лариса Ноева, которой был вручен на ресурсные испытания автомобиль, в один непрекрасный день услышала неприятный стук из-под капота. Силами местных мотористов удалось (не с первого раза, правда) выяснить причину — треснул промежуточный рокер впускного распредвала. Нашли и доставили деталь по меркам Якутска мгновенно — за пару недель. Стоимость детали копеечная — 800 рублей. И доставка 4000 рублей… Не запчасти дорогие — логистика такая. А еще хуже, что деталь оказалась не та — прислали выпускной рокер вместо впускного. Нужная же запчасть по закону подлости стоила уже 8000 рублей. Хорошо хоть за доставку взяли не 40 000 рублей.
Починили. Привели машину в полный порядок, чтобы отправиться в романтическое весеннее путешествие из Якутска на Колыму, взяли питерского блогера и фотографа — самых нужных на трассе «Колыма» специалистов.
Дальше все как в якутском тумане. Ночь, пустынная трасса, КАМАЗ, камень, удар, пробитый поддон и угроза жизни при минус 45 с ветром… Металлическая защита в такой нужный момент оказалась ненужной опцией — поддон раскололся, словно его там и не было. Регистратор не работал, фотографий не делали — не до этого было. Остались лишь печальные последствия. С грехом пополам (но с полным прайсом) доставили бездыханное дело китайского кроссовера в относительную цивилизацию — в Якутск, где местные кудесники гаечного ключа сначала даже обрадовали — крутится коленвал! Однако позже, когда в Якутск прибыл новенький поддон, разбор показал, что не только коленвал не крутится, но и шатуны стали цвета Deep Purple… Конец или еще оставалась надежда?..
В апреле, кое-как успев переправить Haval F7 на Большую землю тремя частями (непосредственно автомобиль, коробка передач и останки мотора), мы отвезли «китайский машинокомплект» официальному дилеру, который и вынес окончательный вердикт — мотор под замену. Стоимость нового — в районе 580 000 рублей, плюс сломанный при демонтаже генератор — еще несколько десятков тысяч. Отдельно блок цилиндров и головка блока еще дороже — 620 000 рублей. Зато с небольшим ожиданием — всего пара недель (хотя это самое слабое из возможных утешений).
И тут встал вопрос — что делать? Вспомнили, что вообще-то есть полис каско. Чем «Югория» не шутит?! Всего за три месяца собрали все необходимые документы для подачи заявления в страховую компанию, однако вскоре получили отказ: согласно договору, страховая компания вправе признать случай не страховым, если автомобиль сдается в аренду. Тут, каемся, сами напутали с документами, Лариса лишь пару дней в феврале ездила по договору аренды, затем юристы велели переделать договор с аренды на безвозмездное пользование — для страховой это было бы принципиально другое «пользование». И можно было бы предоставить в страховую верные документы, но… Во-первых, следующим поводом для отказа была бы мутная ситуация с мотором: хоть и произошло все на дорогах общего пользования, но зафиксировать событие не было возможности. Во-вторых, за рулем был питерский блогер, мы об этом написали, а догонять задним числом все объяснения данного персонажа было бы делом долгим, особенно учитывая его локацию (западная Россия), локацию сотрудника полиции, собиравшего все объяснения (северная Россия) и локацию места обращения в «Югорию» (Иркутск). В этом «бермудском треугольнике» документооборот сильно замедлен, если не сказать попросту невозможен.
Далее наверняка последовала бы претензия по поводу неправильной эксплуатации, возможно, подключилось бы российское представительство Haval, запустили бы экспертизы и возникло бы множество вопросов. Как долго работал мотор без масла? Было ли вообще все хорошо с мотором до инцидента? Тут же всплыли бы «хвосты» — разбирали «голову», ставили неродной сальник коленвала, ездили на минимальном уровне масла в морозы. Словом, шансы одолеть редут, воздвигнутый страховой, невелики. Но даже если бы и случилось чудо и звезды бы сошлись на компенсации и покупке нового мотора за счет страховой компании, прошел бы, по самым скромным прикидкам, год. За это время даже некоторые Джолионы уже намотают под сотню тысяч километров. Поэтому «бодания» со страховой решили не запускать, потому что ни «шоу», ни нужного результата это не обещало.
И снова встал вопрос — что делать? Новый мотор покупать смысла нет — тогда потеряется вся суть ресурсных испытаний. Ведь все же ждут подтверждения того, что китайские моторы буквально развалятся на 100 001-м километре пробега! Сами, а не с помощью пилотов-испытателей. А с новым мотором снова нужно наматывать пробег. Да и слишком дорог новый мотор, чего уж греха таить.
Был вариант взять подержанный двигатель (он, представляете себе, нашелся!) — всего за 220 000 рублей с пробегом 7500 километров с «тотального» F7. Но отклонили этот вариант по тем же причинам — идея ресурсного теста будет предана.
Еще было предложение сделать хайповый электромобиль — это ведь сейчас модно! Но бюджет тоже оказался неоправданно высоким — около 850 000 рублей на то, чтобы получился полностью электрический полноприводный Haval F7 с запасом хода в районе 250 километров. Плюсом еще бы хапнули горя с легализацией доработок, если это вообще возможно провернуть в Иркутске.
Наконец, подумывали даже сделать уникальный проект — гибридный Haval F7 с двигателем e-Power от Nissan Note e-Power или Nissan Serena e-Power. Переделка обошлась бы около 500 000–600 000 рублей, и такой кроссовер смог бы при бодрой динамике преодолевать по 600–800 километров на одном баке. Но это тоже история не про ресурсный тест серийного автомобиля.
Поэтому мы решили, что самым честным решением по отношению к читателям и будущему владельцу Haval F7 станет продажа автомобиля в состоянии «как есть». В одном из предыдущих материалов один из авторов высокомерно назвал Haval F7 «китайским недобитком». Так вот теперь это официально «китайский добиток».
Сейчас Haval F7 без мотора, со снятым «роботом» находится в Иркутске. По кузовщине в машине ничего фатального, но выглядит он как китаец, накануне слегка перебравший рисовой водки — немного помят. Нужно ремонтировать оба бампера (в заднем нужно менять хромированную деталь — она продается отдельно), ремонтировать и красить вмятину на задней двери, ремонтировать и красить правые переднее и заднее крылья, дверную ручку правой водительской двери.
Накануне Haval прошел осмотр у дилера — задние амортизаторы приговаривали к замене еще с осени 2020-го, ситуация по ним не изменилась, передние стойки тоже требуют замены — левая еще живая, а вот правая уже хорошенько потекла. Стойки стабилизатора нужно менять вкруг, остаток задних тормозных колодок 30%, передних 85%. В остальном по технической части все в порядке. Как часто пишут в объявлениях — «до ДТП в идеальном состоянии». Кстати, в нашем Haval топливные трубки по отзывной кампании еще не меняли.
При этом 100% будет недоставать каких-то креплений, клипс и гаек — что-то безвозвратно утеряно при перемещениях машины от места ДТП в Иркутск через Якутск.
По салону нареканий нет. Разве что он под толстым слоем пыли. Благо не алмазной.
Автомобиль продается по принципу обратного аукциона с цены 500 000 рублей и со снижением 25 000 рублей каждые три дня на условиях самовывоза из Иркутска. Покупатель вправе забрать этот автомобиль в любой город. Хоть в Якутск.
UPDATE: автомобиль продан по стартовой цене 500 000 руб.