Несмотря на плотно приставшее к ним клеймо позора, современные минивэны вне всяких сомнений являются идеальным воплощением функциональности на колесах. Раздвижные двери идеальны для мамочек, чьи руки постоянно заняты, терпимы к непоседливым детишкам и незаменимы на тесных парковках. Объемные багажники помогают решить массу повседневных задач, а скромные моторы позволяют значительно экономить на топливе. Вот они, конные телеги 21 века.
Вообще, и Honda Odyssey 2014, и Toyota Sienna 2014 в рейтинге Edmunds получили наивысшую отметку. И это отличный повод, как и любой другой, сравнить их друг с другом, чтобы выяснить, не вырвался ли кто-то из них вперед в том или ином аспекте.
Хотя для 2014 модельного года рабочая лошадка от Honda не была модернизирована, кое-какие изменения все же претерпела. По размерам Одиссей 2014 года не отличается от версий 2011-13 годов, а вот визуально некоторые элементы изменились, причем как взнутри, так и снаружи. Новые стандартные и доступные в качестве опций элементы включают в себя аудиосистему с поддержкой Bluetooth, интерфейс музыкальной системы на основе Pandora и, внимание, — встроенный пылесос.
Знакомый нам 3,5-литровый V6 остался на месте, но теперь он во всех комплектациях идет в паре с шестиступенчатой автоматической трансмиссией. В прошлом году с более экономичной АКПП поставлялись только модели Touring и Touring Elite. Двигатель Odyssey, имеющий в своем распоряжении 248 л.с., — не самый мощный в сегменте, зато он один из самых плавных и тихих в когорте современных V6.
Стоимость базовой комплектации Odyssey — EX — в 2014 году увеличилась всего на $150 и теперь составляет $29 655. Однако наш автомобиль скромностью не страдает, поскольку это самая «жирная» комплектация Touring Elite стоимостью $45 280.
В 2014 году Toyota Sienna не претерпела каких-либо значительных изменений. Другими словами, автомобиль все так же практичен, удобен и универсален, как и прежде. К тому же, это единственный минивэн, продаваемый в США, который можно заказать с полным приводом.
Sienna так же оснащается 3,5-литровым V6, правда, в исполнении Toyota он развивает 266 л.с. Единственной доступной трансмиссией является шестиступенчатая АКПП, правда, с возможностью ручного переключения передач она более гибкая, чем трансмиссия Odyssey.
За $27 780, включая доставку, базовая комплектация Toyota Sienna почти на две тысячи дешевле Honda Odyssey. Наш автомобиль — модель Limited с передним приводом — оказался оснащен пакетом опций Limited Convenience за $890. Не самое удачное название, на наш взгляд. Вопреки ожиданиям, мы обнаружили, что он подразумевает светодиодные фары, автоматический дальний свет и стеклоочистители с датчиком дождя, что весьма удобно. За оснащенный подобным образом Sienna Toyota просит $41 990.
Если вы приобретаете функциональный минивэн, то, скорее всего, гораздо лучше разбираетесь в проблеме выбора детской присыпки и средств от колик, нежели в тонкостях рулевого управления автомобилей. И, тем не менее, между этими двумя минивэнами есть существенные различия в данном аспекте.
Разгон до 60 миль/час (96 км/ч), т.е. до скорости передвижения по шоссе, весьма скромный: 8 секунд у Odyssey и 8,1 секунды у Sienna, но при этом более отзывчивый двигатель Toyota и гибкая трансмиссия делают его приятнее, на наш взгляд. Более мощный Sienna быстрее и непринужденнее разгоняется с места до средних скоростей. Рулевому Odyssey для достижения такого же результата придется намного усерднее воздействовать на педаль акселератора.
Неоспоримым преимуществом Sienna в этом плане является возможность ручного переключения скоростей. Самостоятельный выбор необходимой передачи и ее удержание (как при разгоне, так и при торможении) владельцу Odyssey недоступен. И в некоторых дорожных ситуациях, например, в подъеме или на затяжном спуске, возможность выбрать нужную передачу весьма радует.
А вот на серпантине мы бы, пожалуй, кардинально сменили предпочтения. Хорошо сбалансированный руль Odyssey в сочетании с менее выраженными кренами кузова — редкое явление в мире минивэнов. Honda информативна, что дает вам уверенность в любой ситуации, и при этом не требует компромиссов со стороны качества езды.
Ни один из участников нашего теста нельзя назвать неудобным. Водитель и пассажир на переднем сиденье должны себя чувствовать просто превосходно. А вот удобство на втором ряду — это уже вопрос вкуса.
Оба минивэна предлагают массу ниш и кармашков для хранения мелких вещей, напитков и прочего. И все же за счет более качественных материалов в этой битве побеждает Honda. В передней части салона простая цветовая схема Odyssey в серых тонах смотрится более выигрышно, чем обилие текстур и вставных панелей в салоне Sienna.
В комплектации Elite Touring Odyssey оснащается 8-дюймовым сенсорным монитором для работы с множеством вторичных систем, таких как, например, подключение телефона. У Sienna тачскрина нет вовсе. Впрочем, группировка больших кнопок на передней панели Sienna вполне логична, хотя некоторые из них расположены довольно далеко от водителя: приходится тянуться.
Оба автомобиля оснащены двухзонным климат-контролем для пассажира на переднем сиденье и водителя, но только у Honda есть два отдельных регулятора для обеих зон. Для пассажиров на втором и третьем рядах также есть регуляторы для выбора комфортной температуры.
В нашем Sienna Limited именно сверхкомфортные кресла второго ряда отличают его от более практичного Odyssey. Несмотря на то, что в менее дорогих комплектациях Sienna второй ряд может быть выполнен в виде сплошного дивана, эти кресла с регулировкой наклона спинки и подставкой для ног говорят о приоритетах владельца машины. В данном исполнении Toyota вмещает семь пассажиров против восьми, которые смогут одновременно уехать в Honda.
Доступ к третьему ряду сидений в Sienna оказался проще. Большой ход салазок, на которых закреплены кресла второго ряда, позволяет отодвигать их достаточно далеко, чтобы даже взрослый пассажир без проблем попал на третий ряд.
Когда дело доходит до установки детского кресла и возможностей трансформации внутреннего пространства, модульные кресла Odyssey оказывается вне конкуренции. Средний ряд состоит из двух сидений и съемной консоли-сидушки и оснащен замками для фиксации трех детских кресел. Мегаудобные отодвигающиеся раздельные кресла Sienna позволяют разместить только одно детское сиденье на каждом из рядов.
Но именно способность к трансформации второго ряда сидений Honda делает это пространство неподражаемым. Если убрать центральное сиденье, то боковые можно отодвинуть к бортам автомобиля, чтобы максимально упростить доступ к третьему ряду. Интересно, что на третьем ряду в Sienna есть всего один центральный фиксатор, тогда как в Odyssey их два. Так что по количеству детских кресел Odyssey имеет явное преимущество.
В вопросе складывания и демонтажа сидений Odyssey также оказывается лидером. Несмотря на то, что кресла Sienna можно демонтировать, каждое из них весит 35 кг, и вытащить их далеко не так просто, как убрать 25-килограммовые сиденья из Honda. Спрятать третий ряд в пол — вопрос пары секунд, надо только потянуть за специальный ремень. Электропривод сидений третьего ряда с регулируемым углом наклона спинки в Toyota значительно облегчает процесс трансформации пространства до нажатия одной кнопки, но в сравнении с Honda это кажется слишком сложным и абсолютно не нужным.
В плане вместимости багажного отделения этим двоим похвастаться особо нечем. Когда все три ряда сидений на месте, Sienna может предложить 1 100 литров, что незначительно отличается от 1 087 литров позади третьего ряда сидений в Odyssey. Если убрать второй ряд и сложить третий, то картина кардинально не изменится: в Odyssey вы получите 4 205 литров, в Sienna — 4 250 л.
Оба автомобиля предлагают именно такое внутреннее пространство, какое ожидаешь от современного минивэна. Опять же, Honda оказывается на шаг впереди со своей ровной грузовой площадкой при демонтированных сиденьях второго ряда, что значительно упрощает процесс перевозки большого количества багажа. Третий ряд сидений Sienna убирается не до конца, как и крепления сидений второго ряда, если вынуть их из салона.
Оба минивэна получили рейтинг 5 звезд в рамках правительственной программы оценки безопасности транспортных средств и оценку «хорошо» Американского института дорожной безопасности (IIHS). Причем по программе этого института Odyssey получил оценку как самый безопасный автомобиль 2014 года.
Комплектация Touring Elite означает, что Odyssey оснащается системой предупреждения столкновения и системой оповещения о выходе из занимаемой полосы. Sienna предлагает подушку безопасности в области коленей водителя и систему мониторинга слепой зоны в сочетании с системой помощи при движении задним ходом. Оба минивэна имеют камеры заднего вида, правда, только в Odyssey можно выбирать между несколькими углами обзора и перспективы. Кроме того, экран, куда выводится изображение с камеры, у Sienna настолько мал, что делает ее практически бесполезной.
Единственное, чего не хватает в Odyssey уровня оснащенности Touring Elite — это система Honda LaneWatch. Она выводит на специальный монитор картину того, что происходит с пассажирской стороны (задняя четверть автомобиля), когда включается сигнал правого поворота. Что странно, она есть у более дешевых комплектаций, а вот у Elite Touring ее нет.
Honda Odyssey традиционно оказывается самым экономичным минивэном в любом из наших тестов на подобную тематику. В данном случае он обошел Sienna (12,3 л) с результатом 11,42 литра на 100 км пробега в смешанном цикле.
Рейтинг ЕРА лишь подтверждает полученные нами результаты. При расходе в 10,69 литра в смешанном режиме (12,38 л в городе/ 8,4 л по трассе) разрыв с Sienna (11,2/ 13/ 9,4 литра соответственно) просто огромный. Правда, при пересчете на наши реалии это сэкономит вам всего 100 долларов в год при пробеге около 20 000 км. Конечно, на окончательное решение при покупке такая разница повлиять не сможет, хотя, с другой стороны, каждая мелочь важна.
Технологии — вот где более высокий уровень комплектации Odyssey и более высокая базовая стоимость начинает демонстрировать явное преимущество над Sienna. Система навигации — это благо, как, впрочем, и другие технологии — вроде HondaLink, которая обеспечивает доступ к облачной технологии с музыкой, прогнозом погоды и регулярно обновляемой обстановкой на дорогах. Бесплатное приложение для смартфонов также позволяет водителю и пассажирам следить за обновлением Facebook и Twitter.
Но именно 16,2-дюймовый монитор информационно-развлекательной системы, расположенный в задней части салона, в сочетании с 12 динамиками 650-ваттной аудиосистемы превращает Odyssey в развлекательный центр на колесах, способный успокоить даже самых активных и непоседливых юных пассажиров. Поездку к бабушке значительно упростит наличие разъемов HDMI и RCA, позволяющих подключать к этому монитору практически любое оборудование.
Для сравнения, Sienna Limited может предложить два люка. Они, конечно, обеспечивают прекрасный обзор захватывающих пейзажей, хотя наши дети, вне всяких сомнений, предпочтут в поездке смотреть кино. В обоих минивэнах аудиосистемы оснащены разъемами USB и AUX, а также 12-вольтовым гнездом питания, но у Odyssey в дополнение есть еще и 115-вольтовый выход. Стандартными для обоих автомобилей являются системы подключения телефона по Bluetooth и потоковое аудио.
Исход этого теста определяется философией покупателя. Для нас минивэн — исключительно практичный вид транспорта: это автомобиль для перевозки семьи и вещей с максимальным комфортом. И с этими задачами Odyssey при его гибкости и высоком качестве справляется великолепно. Если бы мы искали исключительно комфорт, то наш выбор пал бы на Sienna — за его бесподобные сиденья и мягкую «поступь».
Мы не можем опустить тот факт, что некоторые наши претензии в адрес Sienna по поводу его оснащенности или отсутствия тех или иных функций, можно списать на выбранную для нашего теста комплектацию. Правда, это определило и его более низкую стоимость. Пакет опций Limited Premium стоимостью $4 105 обеспечил бы Toyota как широкоформатным монитором развлекательной системы, так и навигацией с 7-дюймовым сенсорным монитором. Правда, его стоимость оказалась бы при этом на $815 выше, чем у Odyssey.
Sienna, конечно, может угодить многим своей оснащенностью, но именно всесторонне комфортный Odyssey побеждает в нашем тесте. И встроенный пылесос.