Вакханалия, которая сейчас творится на российском автомобильном рынке, приводит не только ко всеобщему росту цен, но и к еще большему разрыву между стоимостью на машины локального производства и импортными. Понятно, что реальные цены в автосалонах просто зашкаливают из-за тотального дефицита и наглости дилеров, но — надеюсь, вы это поймете — мы для оценки позиционирования на рынке можем оперировать только официальными данными. В итоге ситуация с нашими конкурсантами с моторами 2,5 л такая: Nissan X-Trail в средненькой комплектации SE+ N-Design стоит 2 533 000 рублей (но в «топе» — уже 2 715 000 рублей), Hyundai Tucson в максимальной версии Visioner — 2 957 000 рублей, ну а цена на Subaru Forester шокирует без всяких дилерских накруток — 3 389 000 рублей за Premium ES!
Но начнем мы, конечно, с новинки этого года — Hyundai Tucson, который собирают на заводе «Автотор» в Калининграде. В новом поколении автомобиль изменился кардинально. Смелость корейских дизайнеров в очередной раз впечатляет, как и их способность совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: плавные обводы кузова и «квадратные» колесные арки, мощную решетку радиатора и узкий прищур фар, необычной формы заднюю оптику с ромбовидным рисунком на накладке бампера. Добавьте к этому весьма броские росчерки на боковинах и получите образцовый облик современного кроссовера — стильный, яркий, запоминающийся и даже в меру агрессивный.
Nissan X-Trail, который собирают под Питером, на фоне Hyundai Tucson воспринимается слишком уж простым и незатейливым. Немудрено: среднеразмерному кроссоверу Nissan стукнуло уже восемь лет, а последнее серьезное обновление состоялось четырьмя годами ранее. Поэтому неудивительно, что «Хитрила» уже не тот, и новая версия N-Design с рядом элементов, выкрашенных в черный цвет, вряд ли что-то сильно изменит в плане внешности. Да и диски у нашего X-Trail всего лишь 17-дюймовые, ведь N-Design — это, по сути, лишь вариация на тему средней комплектации SE+. Зато такой Икс-Трейл намного дешевле двух других, представленных в этом тесте конкурентов.
Облик Subaru Forester — это, пожалуй, уже «классика». Высокий кузов, характерные пропорции, мощный «лоб» с выдающейся радиаторной решеткой, очерченные циркулем колесные арки и огромные зеркала заднего вида на «ножках». Нельзя сказать, что выглядит «Форик» современно, ибо в пятом поколении он не так далеко ушел от предыдущей генерации, хотя и поменял платформу, но узнаваем он однозначно и безошибочно. Массивный, основательный, с низкой подоконной линией и отличной обзорностью автомобиль.
Салон Форестера в максимальной комплектации Premium ES выглядит по-настоящему богато. Наверное, этот угловатый дизайн с разнофактурицей не всем придется по душе, но по качеству материалов и эргономике этот Subaru очень хорош. Удобство посадки проверено двумя 700-километровыми перегонами, а к некоторым странностям — вроде двух дисплеев по центру или рулю с явно излишним количеством функций — привыкаешь довольно быстро. Навигация простовата, а основной вопрос к мультимедиа (с очень приличным звуком от Harman Kardon) — сортировка треков по алфавиту. Но самой главной «засадой» стали контрольные лампочки отключенных систем (контроля столкновений, старт-стоп, ассистента движения в полосе, ESP), которые гирляндой горят на приборной панели. Второй ряд Forester дает возможность откинуть спинку до полулежачего положения, а вот багажник у Subaru по сравнению с конкурентами наименее вместительный, несмотря на то, что под полом лишь «докатка».
Тяжело, тяжело далеко не новому уже X-Trail сражаться с более современными «одноклассниками» и по салону. Если в богатых версиях, где кресла отделаны «кожей» и алькантарой, все воспринимается как-то повеселее, то в нашей довольно простой комплектации SE+ с «тряпочными» сиденьями и взгляду зацепиться не за что. Разве что классный руль от Кашкая с тонким ободом, идеальный блок «климата» или новая, вполне приличная мультимедиа, хотя и на скромном экране, вызовут положительные эмоции. При этом водителю в Nissan удобно, а пассажирам заднего ряда и вовсе грех жаловаться — запас пространства и по ногам, и по голове очень приличный. Еще один немаловажный факт в пользу Икс-Трейла — самый вместительный багажник с удобным двухсекционным фальшполом.
Не хочу развешивать ярлыки, но, похоже, «корейцам» на примере Tucson удался лучший интерьер в классе «непремиальных» среднеразмерных кроссоверов. По крайней мере, заявка на лидерство очевидна, ибо в этом довольно лаконичном на первый взгляд салоне спрятано несколько весьма неординарных решений: объединенные в одну горизонтальную доминанту воздуховоды, руль с четырьмя необычными спицами, цифровая панель приборов без козырька, кнопочный селектор» автомата», тканевые вставки на передней панели и дверях, объединенные в один блок климат-контроль и экран мультимедиа и навигации… И по оснащению Tucson не уступает «топовому» Subaru — тут вам и многочисленные системы безопасности, и самая лучшая камера кругового обзора, и вентиляция сидений, и шикарная «панорамка», и беспроводная зарядка, которой у двух других нет даже за доплату. Качество пластика в нижней части салона немного угнетает, но в остальном к отделке нет никаких вопросов. На втором ряду в Hyundai было бы просторно даже с ростом под 190 см, но именно в Tucson самая низкая крыша.
Эх, как бы хотелось, чтобы ходовые качества Tucson соответствовали его необычной внешности и изысканному салону, но, увы: и 2,0-литровая модификация не вызвала каких-то особенных эмоций, а наша версия с 2,5-литровым 190-сильным атмосферным мотором и вовсе разочаровала. В первую очередь речь идет об абсолютно несогласованной работе двигателя, педали газа, нового 8-ступенчатого «автомата» и рулевого управления. Все эти элементы живут своей жизнью, предсказать переключение невозможно, реакция на газ нелинейна, руль неинформативен ни в одном из режимов, а на скоростной прямой именно Tucson на зимних шинах «плавает» сильнее других. «По паспорту» именно Hyundai в этой тройке быстрее всех разгоняется до 100 км/ч (9,4 секунды), что неудивительно, учитывая наибольшую мощность. Но по факту Tucson не едет на 190 сил, и от него легко уезжает Forester, да и X-Trail с его 10,5 секунды не сильно отстает. Но есть у Hyundai и откровенные плюсы: это хорошая плавность хода на неровностях даже среднего калибра и лучшая в этой тройке «шумка».
Казалось бы, и Qashqai, и X-Trail выпускают на одном заводе в Шушарах под Питером, оба они прошли схожую программу адаптации для России, но если метаморфозы, произошедшие с Кашкаем, нам однозначно по душе, то Икс-Трейл получился похуже. Вариатор с 2,5-литровым мотором ладит не так хорошо и «ступенчатость» имитирует лишь номинально, по факту постоянно закидывая стрелку тахометра в зону самых высоких оборотов. Руль чуть более «размазан», хотя все равно намного информативнее, чем у Tucson. Подвеска собирает с дороги даже «мелочь», а в поворотах позволяет увесистые крены, но энергоемкость ее очень неплоха. А вот реакция на газ у Nissan довольно острая и понятная, что и создает ощущение динамики: именно ощущение, ибо на деле 171-сильный X-Trail все же медленнее более мощных конкурентов. Ну и еще одно: Ниссану явно не хватает шумоизоляции, двигатель слышно всегда, как и шины.
Subaru намного тише: только характерный звук «оппозитника» на высоких оборотах прорывается сквозь очень приличную «шумку». Есть определенный фон от зеркал и панорамной крыши, но это не критично. Зато плавность хода Forester — просто образцовая, особенно на фоне не столь удачно настроенных подвесок Nissan и Hyundai. Да, в поворотах высокий «Форь» с самым большим клиренсом и ходами кренится больше, но это не пугает, запас устойчивости сохраняется, а отклик на руль чистый и понятный. На газ кроссовер реагирует всегда с охотой, а вариатор Lineartronic с мотором взаимодействует просто отлично. По нашим даже примерным замерам именно Forester удается выехать из девяти секунд, что для 1,7-тонного автомобиля очень неплохо. В общем и целом: в Subaru «допилили» «Форик» чуть ли не до совершенства.
Традиционно еще одна сильная сторона Subaru — испытания вне дорог. И дело тут не только в самом высоком клиренсе (220 мм), который отчасти все равно нивелируется большой длиной свесов, или длинноходной подвеске, но и в отлично настроенной электронике системы X-Mode. На самом деле достаточно выбрать любой из двух внедорожных режимов, чтобы облегчить себе жизнь в лесу или на проселке: реакция на газ становится более плавной, муфта зажимается быстрее и жестче, а тормозные механизмы работают усерднее. Со скользкими подъемами Forester справляется лучше других, а диагональное вывешивание для него и вовсе семечки.
Клиренс Nissan всего на 10 мм меньше субаровского, но свесы тоже длинные, ходы подвесок короче, никаких специальных внедорожных режимов не предусмотрено, но зато есть полная блокировка муфты и имитации межколесных блокировок, что позволяет на раскисшем поле чувствовать себя вполне уверенно, хотя и не так, как за рулем Forester. А вот резковатый газ на бездорожье X-Trail точно не нужен: слишком много пробуксовки на старте.
Hyundai Tucson — явный внедорожный аутсайдер. Под днищем — всего 181 мм, самая короткоходная подвеска, муфту принудительно заблокировать нельзя. «Флажком» на центральном тоннеле можно выбрать один из трех специальных пресетов (Mud, Sand или Snow), но, честно говоря, толку от этого мало: даже обычная диагоналка не всегда легко дается Tucson, а учитывая все ту же несбалансированную работу мотора и коробки передач, езда вне дорог вряд ли сможет доставить удовольствие. Так что ваш вариант как владельца Tucson — отключать ESP и мчать ходом, рискуя оторвать «юбку» под бампером.
Вроде бы тот самый случай, когда даже слепому очевиден результат этого теста: в Subaru, возможно, создали лучший Forester всех времен и народов. Положа руку на сердце: придраться можно только к каким-то деталям, особенностям интерьера или не всем приятной внешности. Ходовыми характеристиками «Форик» очень порадовал и предрешил итог этого теста. И все бы было хорошо, но цена в 3,4 миллиона рублей просто угнетает и оставляет Subaru не так много шансов в продажах.
Этот факт давно уже подтверждает локализованный Nissan X-Trail, который, несмотря на свой возраст, ничем не выдающуюся внешность, простенький салон и не столь богатое оснащение продается в разы лучше, чем Forester. По эксплуатационным характеристикам «Хитрила» не уступает конкурентам, а багажник у него и вовсе самый вместительный, и тут, конечно, на первый план снова выходит цена: 2,5 миллиона за автомобиль в недорогой комплектации, но с самым мощным для Nissan 171-сильным мотором. Чем не вариант?
По нынешним временам «топовый» Tucson стоит адекватно — ровно три миллиона рублей. В очередь за ним, конечно же, выстроятся те, кто любит глазами и ушами, ибо экстерьер и салон кроссовера Hyundai — чуть ли не лучшие в классе, а тишина в салоне просто на высшем уровне. Жаль, что 2,5-литровую модификацию, по нашему мнению, недонастроили: нужно хотя бы вправить «мозги» двигателю и «автомату». Ну а ревизию подвески мы, скорее всего, увидим только после рестайлинга.
Hyundai Tucson | Nissan X-Trail | Subaru Forester | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с непосредственным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, оппозитно |
Рабочий объем, куб. см | 2497 | 2488 | 2498 |
Мощность, л.с. при об/мин | 190/6100 | 171/6000 | 185/5800 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 242/4000 | 233/4000 | 239/4400 |
Трансмиссия | |||
Привод | Полный | Полный | Полный |
Коробка передач | 8-АКП | Вариатор (CVT) | Вариатор (CVT) |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (многорычажная) | Независимая, пружинная (многорычажная) | Независимая, пружинная (многорычажная) |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4630х1865х1665 | 4690х1820х1700 | 4625х1815х1730 |
Колесная база, мм | 2755 | 2705 | 2670 |
Клиренс, мм | 181 | 210 | 220 |
Снаряженная масса, кг | 1627 | 1659 | 1630 |
Объем топливного бака, л | 54 | 60 | 63 |
Объем багажника, л | 539/1903 | 565/1996 | 505/1775 |
Шины | 235/55 R19 | 225/65 R17 | 225/55 R18 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 197 | 190 | 207 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,4 | 10,5 | 9,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 7,6 | 8,3 | 7,4 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 175/Евро-5 | 192/Евро-5 | Н. д./Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 2 309 000 | 2 483 000 | 3 279 900 |
Тестовый автомобиль | 2 957 000 | 2 533 000 | 3 389 900 |