Ни один из этих легендарных внедорожников не нуждается в представлении. У каждого за плечами — великое прошлое. Все они произошли от военных автомобилей и являются настоящими покорителями офф-роуда. Но до наших дней они дошли такими разными — американский Jeep Wrangler, японский Toyota Land Cruiser 70 и родной УАЗ Хантер…
После того как на Франкфуртском автосалоне в этом году показали новый Land Rover Defender — с несущим кузовом и без традиционной угловатой внешности — эти трое, по сути, остались последним оплотом для приверженцев настоящих крупноразмерных рамных внедорожников с богатейшей историей, которые все еще можно пойти и купить. «Мелкие» «Ниву» и Джимни мы в расчет не берем.
УАЗ и вправду может удивить неподготовленного молодого водителя — время течет, проходят десятилетия, а «козлик» остается «козликом». Ульяновский «ветеран», переродившись нынче в Хантер, получил совсем недавно специальную версию «Экспедиция», оснащенную лебедкой, мостами «Спайсер» с блокировкой заднего дифференциала, внедорожными шинами BF Goodrich, силовыми порогами и бамперами, а также экспедиционным багажником. Правда, и стоит такой Хантер почти миллион — 994 900 рублей! Грех было не взять на тест именно такую версию.
Возможно, многие будут удивлены, но и Toyota Land Cruiser 70 сейчас можно купить абсолютно новым даже в Москве, хотя и у неофициальных дилеров и по цене… около 4 500 000 рублей! Дело в том, что «семидесятки» в «грузовой» версии Heavy Duty до сих пор производят для рынков Австралии и Океании, Африки и — самого большого (около 60%) — Ближнего Востока. И выпускают их не так уж и мало — более 75 000 каждый год! Например, именно для Австралии был проведен последний рестайлинг в прошлом году, главными новшествами которого стали соответствие нормам выхлопа Евро-5 и наличие обязательной системы стабилизации. К сожалению, нам не удалось достать «Крузак» самых последних годов, но и этот — для арабских стран, 2011 года и с пробегом чуть больше 120 тысяч км — находится в совершенно добром здравии и готов в любой момент бросить на стол все свои козыри: атмосферный дизель 1HZ с сумасшедшей животной тягой, оба моста с блокировками, удивительные ходы подвесок, такие же грязевые шины BF Goodrich, как и на УАЗе, и феноменальную, ставшую легендарной надежность и неубиваемость.
Jeep Wrangler Sahara Unlimited стоит приблизительно столько же, сколько и Land Cruiser 70. Но, в отличие от «японца», который и в 2019 году не сильно отличается от «семидесятки», появившейся 35 лет назад, Рэнглер в новом кузове JL презентовали всему миру лишь в прошлом году. Да, внешность осталось узнаваемой, а основные постулаты соблюдены — здесь по-прежнему рама, мосты и расставленные по углам колеса — но по начинке Wrangler обновился кардинально. Главные новшества — единственный доступный в России 2,0-литровый бензиновый турбомотор, более легкий и прочный кузов и 8-ступенчатый «автомат» ZF.
Но для человека, который собирается эксплуатировать Wrangler каждый день, намного важнее будет наличие более комфортной подвески, вполне адекватного руля и, конечно же, гораздо лучше и современнее оснащенного интерьера. После салона Рэнглера внутреннее убранство «Крузака» вызывает ностальгическую улыбку, а Хантер и вовсе возвращает вас в каменный век автомобилестроения, когда удобством и оснащением вообще не заморачивались. У самой новой модели Jeep в хорошей комплектации Sahara есть все что душе угодно: удобные кресла, подогревы, «климат», навигация, классная «музыка» и улучшенная «шумка». Немаловажный факт: только Jeep вы можете без особого труда трансформировать в «багги», сняв крышу, двери и заднюю часть кузова. Но все же как бы ни старались американцы облагородить Рэнглер, на высоких скоростях все равно завывает ветер, а из замков задних дверей все так же поддувает.
К интерьеру Тойоты нужно относиться с некоторым снисхождением — все-таки автомобиль выпускается с 1984 года! При этом, в принципе, тут есть все, что необходимо для нормальной жизнедеятельности вплоть до кондиционера, стеклоподъемников, магнитолы, нормальной «приборки» и вентиляции. Впрочем, человек, готовый потратить на LC70 4,5 млн рублей, нам кажется, вправе рассчитывать на большее, чем ощущения как от поездки на грузовике. Посадка по современным меркам неудобна, что спереди, что сзади. Водителю выше 180 см однозначно не хватит продольной регулировки, а некоторые останутся недовольны тем, что спинку нельзя установить в более вертикальное положение. Сзади же — настоящий «диван» с плоской подушкой и невозможностью сложить спинку по частям. Да еще и сидеть приходится с высоко задранными коленями. Честно говоря, для путешествий на дальние расстояния такие позы вряд ли подходят.
Но салон «Крузака» — верх прогрессивности и удобства по сравнению с Хантером, в котором даже из жизненно необходимых вещей есть далеко не все. Понятно, что стоит УАЗ в четыре раза дешевле двух остальных, но все же за миллион хотелось бы получить хотя бы подлокотники, зеркала с регулировкой, нормальную «печку» и вентиляцию, не говоря уж о кондиционере. Кресла — просто чтобы сидеть, сдвижные окна — провал, тряпичные «закрывашки» на дверях — мило, но неряшливо, приборы — далеко из прошлого века. Про панели из металла в цвет кузова и неадекватные усилия на всех органах управления я рассказывать не буду, вы и так знаете. И постоянный, нестихающий шум — от мотора, трансмиссии, ветра, шин, к которому на бездорожье прибавляются еще и завывания «раздатки».
Сопровождаемый всеми этими звуками УАЗ берет разгон очень неохотно. По мощности его бензиновый двигатель даже превосходит тойотовский (137 л.с. против 131), но тащить двигателю ЗМЗ почти двухтонный Хантер весьма непросто, реакции на газ очень вялые, а набрать максимальные 130 км/ч — и вовсе почти невыполнимая задача. К тому же после 90–100 км/ч шум становится просто невероятным, и УАЗ начинает самостоятельно ходить туда-сюда по полосе, требуя постоянного подруливания совершенно пустым рулем. Сколько «жрет» Hunter на таких скоростях — можно только догадываться, но стрелка 35-литрового бензобака (у него их по-прежнему два) падает прямо на глазах. Ну и подвеска Хантера — самая грубая, не зря же этот внедорожник именуют «козликом», попрыгать на неровностях — это его конек.
«Крузак» — вроде бы настоящий грузовик. Но после Хантера он просто наповал сражает уровнем комфорта. Для автомобиля, который придумали 35 лет назад, — невероятная плавность хода и вполне достойная шумоизоляция. Едешь как будто на «пневме»! Хотя на крупных неровностях тяжеленный (более 2200 кг) Land Cruiser и вздрагивает всем телом, толчки передаются в салон сильно смягченными, а траекторию внедорожник держит очень неплохо. Конечно, и тут есть свои нюансы. Руль — длиннющий, требует перехвата даже при совсем «невинном» маневрировании. Самое яркое впечатление — грубый и очень голосистый атмосферный дизель: разгоняется «Крузак» на моменте и не сильно быстрее Хантера, но связь по педали газа здесь гораздо более однозначная и понятная. Еще одна особенность — «пятиступка» с очень короткой первой передачей и недостаточно длинной пятой. Стартовать с места в обычных условиях вполне можно со второй ступени, но уже на скорости 110 км/ч стрелка тахометра подбирается к отметке 2800 об/мин, что, учитывая не столь широкий рабочий диапазон 1HZ, довольно много. Впрочем, уже на 120 км/ч на панели приборов загорается сигнализация о превышении лимита скорости и начинает пиликать хорошо знакомый владельцам «японцев» колокольчик — быстрее этой скорости ехать не рекомендуется, ограничение связано как с трансмиссией, так и с внедорожными шинами.
Jeep — сверхзвуковая ракета по сравнению с «Крузаком» и УАЗом. Шутка ли — 7,6 секунды разгона до «сотни»! Причина такой прыти, конечно же, относительно невысокая снаряженная масса (1960 кг) и мотор, который по своим характеристикам наголову превосходит двигатели Toyota и УАЗ — 272 «лошадки» и 400 Нм. На минуточку, у дизеля «семидесятки» — всего 280 Нм. Пока непонятно, сколько протянет этот турбомотор в жестких условиях (уж точно ему никогда не сравниться по максимальному пробегу с выносливейшим 1HZ), но пока он новый — он великолепен. Абсолютно легковые реакции на газ и на руль, умеренный расход топлива (11–12 л) и отсутствие первобытных воплей из-под капота. По уровню шума, комфорта и по простоте и качеству управляемости Wrangler ожидаемо оказывается лидером — как-никак это автомобиль 2018 модельного года, который использовал все самые свежие наработки и технологии Jeep.
Но вряд ли кто-то в здравом уме и трезвой памяти выберет один из этих автомобилей в качестве единственного в семье. Конечно, новый Wrangler стал гораздо более комфортным и «округлым» в своих повадках, но и ему все же хочется иметь более «гражданскую» альтернативу для ежедневного передвижения по обычным дорогам. «Семидесятка» — внедорожник для реально сложных условий, поэтому его до сих пор и раскупают в огромных количествах миротворцы ООН, Красный Крест и арабские шейхи. Часто вы видите LC70 на обычном шоссе? Ну а УАЗик — это и вовсе мера вынужденная: самый дешевый из всех настоящих внедорожников, созданный для выживания в российской глубинке, который, к тому же, можно всегда и везде починить «на коленке» при помощи кувалды и такой-то матери.
Вот и мы решили для наших подопечных попытаться хотя бы частично смоделировать те условия, в которых на задний план отходят и комфорт, и комплектация, и оснащение электроникой, и шумоизоляция, и удобство пользования. Возможно, кому-то выбор наших испытаний покажется недостаточно тяжелым, но вы должны понимать, что у нас нет цели угробить автомобили, а есть задача создать для них одинаковые по возможности препятствия и оценить уровень их проходимости и удобство управления на бездорожье. В нашей сегодняшней программе — песчаный карьер с крутой и рельефной горкой (привет, Эмираты!) и вязкая глиняная лагуна, в которой мы утопали даже пешком.
Сначала — дюны. Задачей эксперимента было остановиться на подъеме и из этого положения попытаться забраться на вершину. Большинство из нас, честно говоря, ставило на «Крузак», но… не все оказалось так просто. Стандартный передаточный ряд сразу «в топку» на всех автомобилях — ни одному из них не хватало тяги для преодоления этого препятствия. Самая могучая «понижайка» — у Wrangler (2,72:1, у версии Rubicon — 4:1), у LC70 — 1,963:1, а у УАЗа — 1,94:1.
Начнем, пожалуй, с отечественного автопрома, с Хантера. Но УАЗик — удивительно! — застрял даже не на подъеме, а на вершине! Отчудила «раздатка» — понижающий ряд включился, а полный привод — нет. Как так? Еще одна попытка — шестеренки зацепились, поехали! Забираться в песчаную гору на Хантере сложно. На второй пониженной передаче тяги не хватает (у мотора всего 217 Нм), а на первой мотор выкручивается, шины сразу выкапывают огромные ямы. Теперь только назад… Усугубляют ситуацию отвратительные настройки привода акселератора — в ответ на резкое нажатие мотор как будто «захлебывается», а после сброса газа обороты падают очень медленно, автомобиль закапывается, когда вы уже все давно отпустили. В итоге в гору на УАЗе мы забирались только ходами, хотя и небольшими.
У «семидесятки» при штурме подъемов есть пара очень важных преимуществ — блокировка переднего дифференциала и великолепный отклик на газ. Напомним, что у Хантера «дифф» спереди свободный, а у Рэнглера «блокировками» заведует электроника. Казалось бы, сейчас понажимаем все кнопки (сначала включается передняя «блока», потом задняя), врубим вторую передачу, и 4,2-литровый дизель спокойно завезет нас на склон. Но… не помогли «Крузаку» ни блокировки, ни впечатляющие углы скрещивания осей, ни тяговитый мотор. Он почти забрался на вершину, но двигатель скис на самой макушке. На первой же передаче тяжелый LC70 погружается в песок еще быстрее УАЗа. Опять же — штурм подъема только ходом.
А вот современный Wrangler на шоссейной «резине» воистину удивил! Притом, что никаких жестких блокировок у версии Sahara не предусмотрено, внедорожная электроника Джипа настроена настолько круто, что позволяет этому «гоголю» наставить рога двум столь уважаемым «проходимцам». К тому же управление Рэнглером на офф-роуде требует гораздо меньше усилий и внимания: вы просто ставите машину в гору и тупо жмете на газ, помогая передним колесам цепляться, вращая руль на небольшие углы. И все! Медленно, но верно, на второй пониженной передаче, хрюкая АБС, Wrangler таки забрался на вершину! Это победа!
В грязевой ванне Wrangler только упрочил свое лидерство по проходимости. И «виновата» в этом опять же не только хорошая «понижайка» и грамотно настроенная электроника, но еще и наличие пружинной подвески сзади, которая не ставит под сомнение клиренс в рекордные 242 мм. Все проезды Jeep преодолел без посторонней помощи. Даже у УАЗа высота под «брюхом» меньше, правда, всего на 1 мм. 220-миллиметровый дорожный просвет Тойоты на деле оказывается гораздо ниже из-за пропущенных под задним мостом рессор. На видео хорошо заметно, как тяжелый «Крузак» цепляется за грунт задним мостом. На зад же садится и УАЗик. К сожалению, и раскачка помогает не всегда, автомобили зачастую вязнут еще глубже. Но, впрочем, малейшего усилия со стороны — легкого рывка тросом — всегда достаточно, чтобы выбраться из засады. А вытаскивать Рэнглер нам так и не пришлось…
Главный вопрос этой статьи — «Зачем нужен такой автомобиль?» применим прежде всего к Toyota Land Cruiser 70. Попробую объяснить почему. С УАЗом все ясно — ничего подобного за миллион вы все равно не купите, а легкий кузов, отличная геометрия и огромные возможности по тюнингу открывают, по сути, стирают пределы в деле постройки настоящего покорителя бездорожья. Впрочем, подготовленный УАЗ обойдется вам уже в совсем другие деньги.
Понятна ситуация и с Рэнглером. Мало того что это очень способная, стильная и харизматичная «игрушка» для езды вне дорог, новый Jeep стал еще и настолько комфортным и, с позволения сказать, «легковым», что вполне может оказаться единственным автомобилем в семье — достаточно просторным и пригодным для беззаботного обитания четырех человек. Поэтому и цена в четыре с лишним миллиона не кажется завышенной. А фирменного тюнинга Mopar для Wrangler — чуть ли не больше, чем на любой другой внедорожник.
А вот ситуация с покупкой «Крузака» в личное пользование выглядит неоднозначной. Я все понимаю — легенда, шедевр, живая история, вечный автомобиль и при этом более или менее комфортный даже по современным меркам. Я осознаю необходимость покупки такого транспортного средства, чтобы носиться по грейдерам Эмиратов, Африки и Австралии, но купить этого неповоротливого динозавра ради удовлетворения своих личных амбиций — это моветон. Тем более что за 4,5 миллиона рублей уже вполне можно приобрести «упакованный» Прадо, который на офф-роуде не менее силен, а в обычной жизни предоставляет плавность хода и комфорт, которые «семидесятке» и не снились.
Jeep Wrangler Unlimited | Toyota Land Cruiser 70 | UAZ Hunter | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 6/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | Дизельный | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1995 | 4164 | 2693 |
Мощность, л.с. при об/мин | 272/5250 | 131/3800 | 137/4600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 400/3000 | 280/2200 | 217/3900 |
Трансмиссия | |||
Привод | Подключаемый полный | Подключаемый полный | Подключаемый полный |
Коробка передач | 8-АКПП | 5-МКПП | 5-МКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Барабанные | Барабанные |
Подвеска | |||
Передняя | Зависимая (неразрезной мост), пружинная | Зависимая (неразрезной мост), пружинная | Зависимая (неразрезной мост), пружинная |
Задняя | Зависимая (неразрезной мост), пружинная | Зависимая (неразрезной мост), рессорная | Зависимая (неразрезной мост), рессорная |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4882х1894х1868 | 4730х1770х1955 | 4260х1775х2165 |
Колесная база, мм | 3008 | 2730 | 2380 |
Клиренс, мм | 242 | 200 | 241 |
Снаряженная масса, кг | 1960 | 2200 | 1840 |
Объем топливного бака, л | 81 | 90 | 35+35 |
Объем багажника, мин./макс., л | 553/1044 | Н. д. | 900/Н. д. |
Шины | 255/70 R18 | 265/70 R16 | 235/85 R16 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 199 | Н. д. | 130 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,6 | Н. д. | Н. д. |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 11,3 | 13,4 | 13,2 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-6 | Н. д./Евро-2 | Н. д./Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 4 190 000 | 4 190 000 | 742 000 |
Тестовый автомобиль | 4 500 000 | более 4 300 000 | 994 900 |