Экономика падает — люди беднеют. Список массово доступных моделей неумолимо сокращается. Вчера мы еще присматривались к Hyundai Creta или Chery Tiggo 4, а сейчас уже выбираем вместо полноценных кроссоверов хэтчбеки с увеличенным клиренсом и пластиковым обвесом. Сегодня мы как раз и сравним две «придонные» модели — Kia Rio X и Renault Sandero Stepway. Они интересны тем, кто психологически не готов связываться с крепкой импортной «вторичкой», при этом ограничен суммой в один миллион рублей с небольшим хвостиком.
Kia Rio X-Line поступил на наш рынок осенью 2017 года в виде адаптированного под российские условия китайского хэтчбека K2 Cross. Относительно седана Rio, просвет которого составлял тогда 160 мм, Rio X-Line подняли над землей еще на 10 мм, однако добились этого без каких бы то ни было модернизаций подвески, а лишь за счет применения шин большего размера. И вот два года назад подвеску наконец-то перетряхнули, благодаря чему дорожный просвет машины увеличился до 195 мм. Именно это событие и остается ключевым в истории модели, а вовсе не сокращение названия с Rio X-Line до Rio X из-за претензий одного ростовского бизнесмена и уж тем более не плановый рестайлинг, прошедший этой осенью: фары с «сопельками», новый бампер и косметическая мелочовка по салону — слишком скудный набор для гордости.
Кросс-хэтчбек Rio X понемногу вытесняет седан Rio с конвейера корейского завода под Санкт-Петербургом: в 2018 году на двухобъемную версию пришлось 40% продаж, в первые три квартала 2020-го — почти половина. При этом 75% покупателей Rio X предпочитают версию с 1,6-литровым двигателем и 6-ступенчатым «автоматом», исполнение с этим же двигателем с «ручкой» берут лишь 16%, остальное приходится на мотор 1.4, где большинство покупателей опять же склоняется к АКП. Собственно, на тест мы и взяли самую популярную модификацию Rio X.
У Renault Sandero Stepway в смысле главных изменений — картина похожая. Весной два года назад машина прошла рестайлинг: по экстерьеру изменений тоже вышло немного, однако под капот встал японский вариатор Jatco JF015E, благодаря чему у покупателя наконец-то появилась альтернатива старому 4-ступенчатому «автомату» серии DP0. При этом в пару к вариатору поставили самый мощный из имеющихся 1,6-литровых моторов — H4M, а с «гидромеханикой» остался старый агрегат K4M, который слабее на десяток лошадиных сил. Вместе с тем именно вариатор не позволяет стать Sandero Stepway полноценной заменой кроссоверу. Дело в том, что габариты корпуса CVT так велики, что подрамники, на который опирается силовой агрегат, приходится устанавливать ниже. Поэтому у исполнения Sandero Stepway с вариатором дорожный просвет составляет всего 178 мм, в то время как у всех остальных версий — такой же, как и у Rio X, то есть 195 мм. По этой причине у Sandero Stepway CVT в названии даже имеется приставка City — на тест-драйв к нам пришла именно такая версия.
Между тем покупатели Sandero не оценили усилий инженеров: версия с вариатором продается в шести процентах случаев, при этом исполнение с ветеранским гидромеханическим «автоматом» покупают в 3,5 раза лучше, правда, и она в общем объеме погоды не делает. Оказывается, что 73% покупателей Sandero Stepway предпочитают ручную коробку, а более 2/3 из них останавливают выбор на самой недорогой модификации с двигателем в 82 «лошади». Похожая картина — только у Lada, что вполне объяснимо: на нашем рынке Renault Sandero фактически занял место «Жигулей» в сегменте «лоукост» — в том смысле, что потребительские качества Lada XRAY выше, чем у Sandero. Собственно, и собирают Logan/Sandero тоже в Тольятти. Остается добавить, что Sandero Stepway по итогам первых трех кварталов 2020 года разошелся тиражом в 16 200 экземпляров, а вот у Kia Rio X/X-Line результат повыше — 28 400 штук.
С чего начинается очное знакомство покупателя с автомобилем? Как правило, с осмотра товара у дилера. Человек приходит в салон и первым делом садится в машину. И если предположить, что рядом в одном салоне стоят Kia Rio X и Sandero Stepway, уже после этой процедуры пропорции продаж стали бы иными, и перевес «корейца» был бы в несколько раз выше. Дело в том, что у Renault откровенно провальное — в прямом и переносном смысле — бесформенное кресло. На его фоне водительское сиденье в Kia — это прямо-таки спортивный «ковш» с ярко выраженной боковой поддержкой и на спинке, и на подушке, с в меру жестким и комфортным верхним слоем. И самое главное: водитель в Renault может положить затылок на подголовник, только сильно откинув корпус, то есть приняв заведомо небезопасное положение. При правильной посадке затылок будет висеть в воздухе. К слову, спинка французского кресла еще и слегка «люфтит».
В Kia кресло сделано по уму, на куда более высоком эргономическом уровне, да так, что не требуется регулировка подголовников в продольном направлении, без которой не обходятся иные модели. В общем, передние кресла у «корейца» совершенно точно не станут ограничивающим фактором в дальней поездке, а вот у водителя Renault через три-четыре сотни километров, скорее всего, отвалится спина. К слову, рыхлый верхний слой французского сиденья создает ощущение, что его подушка короче, хотя на самом деле это не так.
Свою лепту в дискомфорт водителя французской машины вносит и отсутствие регулировки рулевой колонки по вылету, хотя эту опцию внедрили в том же Xray Cross — ближайшем родственнике Sandero Stepway, а ведь машины созданы на одной платформе В0, да еще и выпускаются на одном конвейере. Завершая тему комфорта водителя, уточним, что на обеих тестовых машинах не было центрального бокса-подлокотника. У Kia этот вопрос решается покупкой более дорогой комплектации, у Renault — приобретением официального аксессуара у дилера. При этом с установкой бокса у водителя Renault могут возникнуть затруднения с регулировкой спинки, потому что ее рукоятка размещена с правой стороны у основания подушки, то есть там, где и будет стоять бокс.
Еще один немаловажный элемент интерьера — щиток приборов окончательно определяет лидерство «корейца» по эргономике. Да, по сравнению с немецкими моделями Kia Rio X можно предъявить претензии, например, по логике управления данными на экране бортового компьютера и компоновке данных, однако по большому счету больше придраться не к чему. Что касается читаемости шкал циферблатов, здесь Kia на фоне Renault опять же выглядит чуть ли не эталоном, хотя и оформление кому-то может показаться простецким. Между тем в Renault возникают проблемы с читаемостью показаний скорости: когда стрелка находится на одном из числовых значений, она просто закрывает собой цифры. Притчей во языцех в среде «реноводов» стали кнопки «+»/«-», расположенные на левой спице руля, и «Res»/«O», размещенные на правой. Назначение их для многих владельцев «румынских» Renault так и остаются загадкой на протяжении всего времени владения.
По салону можно найти еще несколько мелочей, которыми Kia лучше Renault, например, подогрев сидений в «корейце» двухступенчатый, у Renault — одноступенчатый, в Sandero некоторые важные кнопки вроде управления круиз-контролем расположены не на руле, а на центральной панели ниже щитка управления «климатом», до которых тянуться и тянуться, ну и так далее. Короче говоря, по интерьеру Kia на голову бьет «румынского француза»: Sandero в этом отношении безнадежно устарел.
Между тем у Renault есть совершенно убойный аргумент для покупателя: надежность бензиновых моторов — и слабосильного K4M, и более мощного H4M. Отметим, что оба агрегата локализованы по сборке на АвтоВАЗе и при правильном, хотя и не всегда беспроблемном обслуживании, способны выхаживать по 300 000 километров, причем в жестком режиме «такси». В то же время на 1,6-литровом моторе Kia G4FG5-5, который поступает на сборочный завод Hyundai−Kia под Санкт-Петербургом из Китая, лежит тень скандальной истории с задирами. А ведь через некоторое время G4FG5-5 начнут выпускать в России, и с некоторыми поставщиками комплектующих в Hyundai−Kia уже определились, скажем, коленчатые валы на корейский завод будет поставлять «УАЗ-Автокомпонент». Что станет с этими агрегатами, сказать трудно, однако в активе Kia имеется совершенно беспроигрышный вариант — 1,4-литровый мотор G4LC-5. Он приходит из Словакии, его локализация в РФ пока не намечается, и если планируется ездить одному или вдвоем — не мучайтесь и берите 1.4. 100 «лошадей», которые выдает этот агрегат, хватит за глаза.
Однако надежность надежностью, но первичные потребительские качества китайского мотора Kia все-таки представляются лучшими. Во-первых, Kia разрешает использовать бензин АИ-92 (Renault требует АИ-95), во-вторых, при разгоне корейский мотор ощутимо меньше шумит, хотя, честно говоря, от внешних возмущений салоны обеих моделей изолированы отнюдь не идеально, например, в Kia сильнее всего фонит от задних арок.
В базовом режиме трансмиссии D дозировать тягу существенно удобнее опять же на корейской машине, что касается ручных режимов — и здесь «кореец» впереди. Подрулевых «лепестков», понятно, на моделях такого класса не ставят, поэтому замедляться вручную придется с помощью селекторов на центральном тоннеле. В Renault понижать условные ступени в вариаторе придется «от себя», что не так удобно, но дело не в этом. К сожалению, по возможностям замедления старый 4-ступенчатый гидромеханический французский «автомат» куда лучше вариатора. По большому счету в Renault «ручная» функция может пригодиться разве что в холмистой местности, когда водителю требуется двигаться на фиксированной ступени, поддерживая обороты.
В эксплуатационном плане вариатор Jatco представляется менее предпочтительным. Дело в том, что Renault не предусматривает замены его масла, и хотя в представительстве французской компании нас заверили, что по собственному почину владелец сможет выполнить эту операцию у «официала», не исключено, что многим придется отправиться с этим «в гаражи». На Kia Rio X менять масло по регламенту нужно каждые 90 000 км, и при умеренном воздействии на газ свои 200 000 этот «автомат» откатает. В целом силовые агрегаты дают примерно одинаковый городской расход — около 10,5−11,5 л/100 км (в зависимости от загрузки и степени плотности дорожного потока).
Из других тестовых впечатлений: на Renault значительно «тяжелее» руль и управляемость на асфальте похуже, поэтому женскую аудиторию мы однозначно направляем к Kia. Кроме того, в городе «кореец» радикально лучше справляется с единичными препятствиями вроде «лежачих полицейских» — их можно проскакивать на более высокой скорости, а вот подвеска Sandero нещадно передает на кузов всю нагрузку. В полях картина обратная: «француз» куда лучше переносит скоростную езду по разбитой грунтовке, в то время как на Kia такие заезды лучше вообще не практиковать: машина может быстро потерять устойчивость, а до того подвеску начнет пробивать. При этом даже для городской езды мы однозначно рекомендуем именно Rio X, а не Rio седан.
У обоих испытуемых по мелочи наберется по несколько неприглядных черт бюджетных автомобилей. Например, у Renault головное освещение идет не через замок зажигания, хотя и предусмотрена звуковая «напоминалка», а на Kia Rio X не всегда с первого раза закрываются двери, что характерно и для седана. Впрочем, аудитория этих моделей подобных «косяков», скорее всего, не замечает или, по крайней мере, готова мириться с ними, потому что для покупки других машин, например, полноценных кроссоверов, нужны уже другие деньги, которых, как водится, всегда нет.
Kia Rio X 1.6 AT | Renault Sandero City 1.6 CVT | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Хэтчбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1591 | 1598 |
Мощность, л.с. при об/мин | 123/6300 | 113/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 150,7/4850 | 152/4000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКП | Вариатор (CVT) |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Барабанные |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4275x1750x1535 | 4083x1757x1626 |
Колесная база, мм | 2600 | 2589 |
Клиренс, мм | 195 | 178 |
Снаряженная масса, кг | 1203 | 1128 |
Объем топливного бака, л | 50 | 50 |
Объем багажника, л | 370 | 320 |
Размер шин | 195/55 R16 | 205/55 R17 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 182 | 170 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,7 | 11,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 6,6 | 6,7 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 154/Евро-6 | 156/Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||
Базовая комплектация | 944 900 | 846 000 |
Тестовый автомобиль | 1 099 900 | 1 019 000 |