Seltos, который прочили в конкуренты Creta, поступил к российским дилерам аккурат накануне прошлогодней всероссийской пандемии: в марте дилеры сразу получили более 1,2 тыс. машин. В четвертом квартале, когда спрос нормализовался, продавцы реализовали почти пять тысяч Селтосов, но в первом квартале нынешнего года продажи упали до 4278 машин, то есть относительно предыдущего квартала на 14%, притом что вся марка просела на 18%. Наконец, во втором квартале 2021 года модель набрала ход и своих покупателей нашли уже 5335 Селтосов — пока это рекордный квартальный показатель с момента начала продаж.
Собственно, Селтос на сегодня — одна из трех машин Kia, локализованных в Калининграде по полному циклу, то есть со сваркой кузовов. О типе этой сварки, равно как и о том, сколько на сегодняшний день мы доплачиваем государству за калининградские машины, собранные компанией «Эллада Интертрейд» (это «дочка» Автотора), будет наш отдельный материал, а пока отметим, что только в одну сварочную линию для Селтоса грохнули 20 млн евро. Линия эта рассчитана на 30 000 машин в год, и с текущей востребованностью субкомпактного кроссовера ее не загрузить. Между тем, представляется вероятным, что до появления в России нового поколения Sportage, которое ожидается в первом полугодии следующего года, сбыт Seltos будет только расти: часть покупателей уходящего компактного кроссовера начнет перетекать к «младшему». Более того, если машина рассматривается в основном для поездок по городу одного-двух человек и для коротких вылазок в область, аргументов в пользу Sportage найдется не так много, поскольку по ширине салона Seltos вполне сравним с ним.
Однако и после появления Sportage потенциал роста Seltos не иссякнет, по крайней мере версии с 1,6-литровым мотором G4FG-5, который пока завозят на завод в Калининграде из Южной Кореи, а вскоре локализуют на наших просторах. Это очень хорошая заявка на выполнение планки локализации в 2000 баллов, установленной нашим правительством в следующем году для полной компенсации утильсбора. Нет сомнения, что и доля Селтосов с G4FG-5 в структуре сбыта модели будет расти, хотя и в первом полугодии 2021 года она уже составила 56%. Подавляющая часть из этого объема продается с классической автоматической коробкой, которая с другими двигателями Seltos недоступна. «Ручка» составляет лишь 7% от всех продаж модели, тем ценнее, что к нам на тест машина пришла именно с «гидромеханикой».
Памятуя о своих впечатлениях от первого теста Seltos, на котором был установлен 2,0-литровый мотор с вариатором, я был уверен, что «кореец» уложит «немца» на обе лопатки, хотя некоторые претензии к «корейцу» у меня уже тогда сформировались. В голове даже крутились всякие заголовки, как вдруг позвонил мой коллега, забравший Селтос из пресс-парка и тоже имеющий представление о топовой версии, и сказал, что «кореец» мало того, что «не едет», еще и «нервически завывает», причем настолько, что он был вынужден выставить шайбу режима управления силовым агрегатом в положение Eco, отказавшись от Normal и Sport. Мне только и оставалось, что в недоумении ожидать «корейца». Дело в том, что прежде у меня ни разу не возникало к Kia подобных нареканий.
В ожидании «корейца» я занялся Кроссландом, которому, конечно, продажи Селтоса пока могут только сниться. В июне — первом полном месяце продаж — реализовано лишь 11 машин. Этот Opel завозят к нам из Европы, а точнее, с завода Stellantis в испанской Сарагосе, поэтому в его цену и включен утильсбор в размере 178 400 рублей. Напомним, что после выборов «утиль» поднимут на 25%, что повысит доходы государства: за каждый импортированный автомобиль с мотором от литра до двух мы будем платить уже 203 000 рублей…
Наша первая встреча с Кроссландом случилась относительно недавно, и мы оставили для изучения в спокойном ритме сравнительных заездов расход топлива и некоторые особенности подвески, однако начали с проверки теории некоторых наших коллег, утверждавших, что трехцилиндровый мотор HN04, установленный под капотом Opel, передает сильнейшую вибрацию на кузов. Нет — никакой вибрации мотор не передает. Если приложить руку, то можно почувствовать, как едва-едва подрагивают капот и бампер, но «вибрацией» это можно назвать с большой натяжкой. У иных премиум-кроссоверов с дизельным мотором руль на холостых оборотах трясет куда сильнее. Между тем, трясучка с машиной все же случается: при сбросе газа, когда машина замедляется без использования педали тормоза, а обороты падают практически до холостых, на несколько мгновений действительно возникают сильные вибрации по кузову. Происходит это не каждый раз, однако, вне всякого сомнения, требует от Opel принятия соответствующих мер.
А вот наши впечатления во время первого теста в части высокого расхода топлива у Opel, увы, подтвердились. В городе при не самой высокой загрузке улиц, когда светофоры проезжаешь со второго, максимум третьего раза, «немец» показывает 11 литров на «сотню», а если начинаются заторы, то бортовой накидывает еще пол-литра минимум. Другое дело, что разгонная динамика у машины — замечательная, особенно на фоне бюджетного «корейца» и в пределах «городских» скоростей. Наиболее явственно отрыв Crossland от Seltos чувствуется при разгоне до 50-60 км/ч, а вот потом динамика набора скорости падает во многом из-за очень короткой «полки» момента, которая составляет что-то около тысячи оборотов. Побить «немца» мог бы Seltos, оснащенный 1,6-литровым турбомотором: пуляет он лучше Кроссланда, да еще и полный привод имеет. Однако до сих пор не все наши сограждане готовы покупать корейскую машину, да еще и субкомпактного размера, за два миллиона рублей и больше, а кроме того, многие не приемлют «автомат» с двумя сцеплениями, который идет в комплекте с 1.6 T-GDI. Видимо, поэтому у этой версии Seltos крохотулечные продажи — всего 78 машин за полугодие.
Короче говоря, передал мне мой товарищ Seltos, я сел в него — и… спина провалилась. По всей своей длине. Кресло в «корейце» вроде бы и шире, должно быть комфортнее и лучше подходить для полных людей, однако на деле впечатления оказались совершенно иными: боковой поддержки не чувствуется, верхний слой — рыхлый. Единственное, с чем у него хорошо, так это с длиной подушки — она чуть больше, чем у обычных кроссоверов В-класса, однако тот же Opel отвечает на это анатомическим сиденьем, сертифицированным ассоциацией ортопедов AGR (Aktion Gesunder Rücken), где и длину подушки можно увеличить. Если бы корейские менеджеры ориентировали Seltos на продажу в Европе, то с сиденьями в бюджетных комплектациях пришлось бы распрощаться, иначе тамошние пенсионеры накатали бы такую коллективную жалобу в институт Роберта Коха и клинику Шарите, что по бизнесу был бы нанесен серьезный репутационный ущерб. На всякий случай я поднял свои записи по первой поездке на Селтосе, который тогда как раз был на «полном фарше» — никаких претензий к креслам у меня не возникло, наоборот, хвалил! Поддержка, широкий диапазон регулировки поясничного подпора и прочее. Более того, те сиденья можно еще и вентилировать, а не только подогревать, притом что у Кроссланда такой опции в принципе нет. Между тем, меньше всего сиденья в Селтосе будут досаждать тем водителям, кто предпочитает правильную посадку, ну и, конечно, шарфик под спину в дальней дороге придется подкладывать…
Однако вернемся к недовольству моего коллеги. Заняв место за рулем Селтоса, я установил шайбу выбора режимов в положение Normal. Выехал из дворов на широкую городскую магистраль с редкими светофорами и тут же убедился, что он прав. При попытке ускориться из стационарного режима или обогнать попутку обороты подскакивают, мотор начинает завывать, однако на реакциях машины это никак не отражается. Только спустя несколько мгновений автомобиль начинает ускоряться, да и то неуверенно — как умеет. Режим ECO, в свою очередь, исключает такие «закидоны» стрелки тахометра, однако делает реакции двигателя на нажатие газа совсем аморфными — простите за штамп, дозировать тягу неудобно. Однако! У режима ECO есть неоспоримый плюс: в нем расход горючего у Seltos минимум на литр меньше, чем у «немца», а если приноровиться, то преимущество это можно еще и увеличить. Это стало для меня приятным открытием, потому что для корейских моторов (за исключением 1.4 G4LC-5, приходящего на сборочный завод в Санкт-Петербурге из Европы) совсем не характерен умеренный аппетит.
Спортивная программа вроде как тоже исключает нервическое поведение мотора, тем более что ее весьма эффективно можно дополнять ручным выбором ступеней. Однако это тут же сказывается на показателях расхода горючки: «кореец» быстро догоняет и даже перегоняет «немца». Но водителю Селтоса все же придется освоить все эти «ручные» премудрости, потому что именно они расширяют возможности 1,6-литрового мотора на трассе. Более того, в зоне высоких оборотов Селтос уже может составить и некоторую конкуренцию по набору скорости Кроссланду, потому что трехкотловый моторчик с набором оборотов быстро сникает и теряет в тяге, что, впрочем, характерно для всех даунсайзинговых агрегатов… Короче говоря, мораль этой истории такова: лучше ручной коробки ничего нет. Кстати, шайба выбора режимов на Селтосе в комплектации с ней и недоступна.
По шумоизоляции «немец» здорово превосходит «корейца», причем практически во всех режимах. Единичные дорожные препятствия, в том числе и «лежачих полицейских», Opel преодолевает значительно комфортнее, маневрирует лучше, заваливает в виражах меньше. Однако такая узкая специализация — городская езда, да еще и вкупе со скромными размерами и высокой ценой, не поспособствуют популярности машины. В то же время Seltos предлагает широкую линейку модификаций, полный привод, пусть и с ограниченными многодисковой муфтой нагрузочными возможностями, и, самое главное — относительно большие размеры. Вот и получается, что заграничный Crossland останется уделом небольшой группы городских эстетов, а Seltos — народным любимцем. И если будет падать покупательская способность, этот локализованный по полному циклу «кореец» будет набирать все больше поклонников. Короче говоря, не конкуренты эти машины друг другу, не конкуренты. Из разных, так сказать, миров…
Kia Seltos 1.6 6АТ | Opel Crossland 1.2T 6AT | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | Компактвэн (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 3, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1591 | 1199 |
Мощность, л.с. при об/мин | 123/6200 | 110/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 148,3/4850 | 205/1500 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКП | 6-АКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (скручиваемая балка) | Полузависимая, пружинная (скручиваемая балка) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4370х1800х1615 | 4217х1765х1605 |
Колесная база, мм | 2630 | 2604 |
Клиренс, мм | 185 | 166 |
Снаряженная масса, кг | 1355-1445 | 1263 |
Объем топливного бака, л | 50 | 45 |
Объем багажника, мин., л | 468 | 410 |
Размер шин | 235/45 R18 | 215/50 R17 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 175 | 187 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,3 | 10,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 6,9 | 6,2 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 160/Евро-5 | 141/Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||
Базовая комплектация | 1 299 000 | 1 699 000 |
Тестовый автомобиль | 1 564 900 | 2 149 000 |