Курьер, с которым мы встречаемся вечером в гамбургском квартале красных фонарей, говорит неразборчиво. В какой-то момент мы понимаем, что он разговаривает по-русски и принял нас за своих соотечественников. Он задумывается на секунду, выдает пару слов на ломаном немецком, указывает на Lada 4x4 Urban и произносит: «Лучший экспорт из России». Вот уже 43 года «АвтоВАЗ» производит на берегах Волги модель Lada 4x4, которая раньше называлась «Нивой». Некоторое время назад ее открыли для себя жители крупных городов, рассматривающие этот автомобиль как модную фишку своей жизни яппи. А поскольку яппи вовремя обзаводятся семьями, теперь у специальной версии Urban появилась удлиненная модификация.
Сконструирован автомобиль с русской прагматичностью: в середину кузова просто вварили кусок стали, вот и готово. И пусть эта Lada не выглядит особенно элегантно, зато у нее пять дверей вместо трех и она на 50 см длиннее — 4,14 метра. Маневрирование это, конечно, не облегчает. По диаметру разворота автомобиль напоминает автобус — почти 13 метров. Зато в серийное оснащение «Урбана» входят окрашенные бамперы, 16-дюймовые легкосплавные диски и немножко технических фишек: электростеклоподъемники, зеркала заднего вида с электрорегулировкой, сиденья с подогревом.
И кому все это нужно? Ведь если посмотреть объективно, Lada 4x4 никак не назовешь хорошим автомобилем. Как минимум потому, что ее выпускают с 1976 года по большому счету без изменений. И скорость она не любит, хочешь ты этого или нет.
Все начинается еще до начала движения. Утренняя поездка в детский сад выглядит так: открываешь переднюю пассажирскую дверь, нащупываешь внутри центральную стойку, спускаешься по ней рукой вниз и тянешь вверх кнопку запирания задней правой двери. Потом захлопываешь переднюю правую дверь и закрываешь ее на замок. Затем открываешь заднюю дверь, сажаешь сына и вновь нажимаешь кнопку на двери. И тут сын спрашивает: «Папа, а что ты делаешь?». Отец в это время думает: «Вот привык же к дистанционному управлению, избаловался!».
Закрываю заднюю дверь, открываю водительскую и сажусь внутрь. Подношу транспондер к сенсору иммобилайзера, пока он не запищит. «Он пикнул», — говорит сын. Теперь нужно взять ключ (нет, не тот ключ, которым открывают двери, а другой) и впихнуть его в замок зажигания. И вот уже можно ехать. По дороге в детсад сын на заднем сиденье кричит: «Папа, сделай мотор потише». А потом еще: «Не гони так быстро!». Хотя спидометр показывает 50 км/ч.
Тем, кому мотор кажется слишком громким, нужно просто включить печку, и тогда услышать 83-сильный агрегат будет просто невозможно. Между прочим, греет печка очень хорошо. А вообще тепло на душе нам становится, когда на этом динозавре мы рассекаем по каменным джунглям. Porsche привлекает к себе меньше внимания и вызывает далеко не столь позитивные реакции.
В квартале красных фонарей нам в окно стучится парочка: «Классная тачка!». Классная? Ну, в общем, скажем так: езда на Ладе — это старая добрая работа руками. Когда включаешь заднюю передачу, автомобиль издает отчетливый «кряк». Заблокировать межосевой дифференциал и включить «понижайку»? Для этого есть толстые рукоятки рядом с рычагом 5-ступенчатой коробки передач. А рулевое управление настолько неточное, что кажется, будто крутишь ручку мясорубки — для охотничьего автомобиля это даже как-то логично.
Двигателю, который в нашем случае работает на 95-м бензине и сжиженном природном газе, тоже приходится тяжело: разгон до 100 км/ч занимает у автомобиля массой 1376 кг 17,9 секунды. Хотя это скорее теоретический показатель, поскольку лучше всего чувствуешь себя на 80 км/ч. При такой скорости типичная для внедорожника мягкая подвеска превращает Ладу в приятный транспорт. Скорости выше этого значения уже не для «нового олдтаймера», только сошедшего с конвейера. Тот, кто поедет по автобану, услышит «кошачий концерт», а на 100 км/ч трансмиссия начнет завывать как целое семейство котиков. На 120 км/ч снова станет тихо, но начнет дрожать руль. Возможно, Ладе и самой становится немного страшновато. Так и хочется похлопать ее по жесткому пластику и подбодрить: «Подруга, все хорошо, я верну тебя домой целой и невредимой!».
Lada 4x4 — автомобиль, напоминающий винтажные банкетки ручной работы. Она устарела — и именно поэтому она и привлекает. Ее девиз: они еще существуют — старые добрые вещи.
Как насчет возможности получить допоборудование? Конечно, такая, возможно, есть: как минимум можно заказать фаркоп. Хотя наполовину современной опцией можно считать магнитолу Kenwood. Но, если честно, лучше ее вообще не заказывать, она портит эстетику пустого интерьера. Маленький экранчик мультимедийной системы все равно не вписался бы в скудно освещенный салон. «Папа, включи свет», — говорит сын. «Он уже включен», — отвечает ему папа. Лучинка в потолке, две лучинки вместо головных фар.
В минувшем году Lada продала в Германии 1436 экземпляров модели 4х4. Это в пять раз больше числа внедорожников Bentayga, проданных Bentley. Ну хорошо, за 14 790* евро, которые стоит базовая Lada, у Bentley, наверное, можно купить только зимнюю резину и скребок для льда. Да и ладно, что в эту сумму у Лады мало что входит: у нее нет подушек безопасности, нет ESP, нет парктроников. Ой, да возьмите и сами почитайте у других производителей все эти бесконечные списки опций — из них и узнаете, чего нет у Лады. Зато кое-что у нее есть, причем бесплатно — это характер. Давайте начистоту: большинство автомобилей, на которых ездили, мы забывали уже через три минуты.
Они убаюкивают нас всей своей электронной мишурой. Они оснащены лучше, чем иной дом. Это — удобство и безопасность. Но Lada, которой на бумаге ставишь «двойку с минусом», делает каждый твой день особенным. Так же, как Porsche, Land Rover Defender или старый Mercedes-Benz G-класса. О поездках на 4х4 Urban ты еще будешь рассказывать своим внукам. Но для этого для начала сын должен окончить детский сад. «Папа, порычи!», — говорит он мне. Это он имеет в виду, что нужно включить печку.
Двигатель | Четырехцилиндровый |
Расположение | Спереди, продольно |
Число клапанов/распредвалов | 8 (по 2 на цилиндр)/1 |
Привод распределительного вала | Цепь |
Рабочий объем, куб. см | 1690 |
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин | 61 (83)/4000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 129/4000 |
Максимальная скорость, км/ч | 137 |
Коробка передач | 5–МКП |
Привод | Полный |
Тормоза передние/задние | Дисковые/барабанные |
Шины | 185/75 R16T |
Диски | 5,5 х 16" |
Выбросы СО², г/км | 228 |
Расход топлива, средний, л/100 км | 10,1 |
Тестовые данные | |
---|---|
Расход в спортивном цикле, л/100 км | Н. д. |
Расход в тестовом цикле, л/100 км | 9,8 |
Емкость топливного бака, л | 45 бензин, 49 газ |
Внешний шум, dB | 72 |
Объем багажника, л | 440/780 |
Габариты (д/ш/в), мм | 4140/1690/1640 |
Стоимость в Германии, евро | 17 640 |
Ускорение | |
---|---|
0–50 км/ч, сек. | 5,2 |
0–100 км/ч, сек. | 17,9 |
0–130 км/ч, сек. | 43,6 |
Эластичность | |
60–100 км/ч, сек. | 21,3 (4-я передача) |
80–120 км/ч, сек. | 49,8 (5-я передача) |
Снаряженная масса/грузоподъемность, кг | 1376/474 |
Распределение веса, перед/зад, % | 55/45 |
Радиус разворота влево/вправо, м | 13,3/12,8 |
Тормозной путь | |
100–0 км/ч холодные/прогретые тормоза, м | 39,6/41,2 |
Внутренний шум | |
При 50 км/ч, dB | 69 |
При 100 км/ч, dB | 76 |
При 130 км/ч, dB | 81 |
Тестовый расход (бензин/газ), л/100 км | 9,8/12,5 |
Тестовые выбросы (бензин/газ), г/км | 232/209 |
Запас хода (бензин/газ), км | 450/390 |