Для начала давайте вернемся на десять лет назад и вспомним очень удачный для автомобильной России 2011 год, когда было продано почти 2,5 миллиона легковых машин. Интересной была и структура рынка, где почти четверть (23,3%) принадлежала Lada, а Kia и Hyundai (6,2 и 6,4%) не превосходили по продажам два бренда, которые нас сегодня особенно интересуют — у Chevrolet было 7,0%, а у Renault — 6,2%. Почему именно они? Все просто: в 2011 году стартовали продажи Duster, собиравшегося на московском «Автофрамосе». Вы не поверите, но в те годы кроссовер Renault являлся прямым конкурентом Chevrolet Niva по цене: румынский «француз» стоил от примерно 450 000 рублей, а за «Шниву» просили 439 000!
Так что идея этого сравнения лежала на поверхности с тех самых пор, как Дром купил на ресурсные испытания новую Lada Niva Travel. Учитывая тот факт, что прямых конкурентов у «Шнивы» в настоящее время на российском рынке нет, мы решили противопоставить ее тому самому первому Дастеру. Нам посчастливилось найти кроссовер 2013 года с родным пробегом 123 000 км, 2,0-литровый, на «механике», почти без «колхоза» и с очень приличным сохраном, который сейчас на вторичке стоит даже дешевле, чем Travel. Так что же лучше — новая «Шнива» или старый Дастер?
После обратного перехода «Шнивы» под крыло АвтоВАЗа, смены имени на Lada Travel и всеобщего понимания того, что кардинально новой «Нивы» мы долго еще не увидим, даже эти произошедшие во внешности немногочисленные изменения следует считать весьма удачными. Новый капот, крылья, обвес и шноркель — и «Шнива» если не засияла, то очевидно помолодела. Доказано повышенным вниманием к этой уже очень немолодой и, казалось бы, приевшейся всем модели.
Duster (теперь уже прошлого поколения) выпускался в России ровно десять лет, и у нас, как вы понимаете, один из первых дорестайлинговых еще образцов. Однако несмотря на огромное количество Дастеров на наших дорогах, «малыш» по-прежнему выглядит вне времени — именно таким и должен быть самый бюджетный кроссовер. «Колхоза» на машине — лишь решетка в бампере и двойной металлический «брус» снизу, все остальное — полный сток. Но не это удивляет, а великолепная сохранность восьмилетнего автомобиля, который ежедневно все эти годы эксплуатировался в Калужской области. Да, на кузове есть мелкие царапины и пара вмятин, но нет ни намека на ржавчину или коррозию! Попробуйте найти «Шниву» такого же возраста с настолько «живым» лакокрасочным покрытием!
Салону досталось чуть больше, но и тут нет никакого криминала. Вытерлась «кожа» на руле и рычаге трансмиссии, немного просели кресла, местами чуть покарябался пластик… Сделать в нем хорошую уборку и химчистку, освежить «дерматин» — и засияет как новый! Конечно, по оснащению Duster проигрывает новой «Шниве» — нет у него ни мультимедийного экрана, ни навигации, ни подогрева лобового стекла, ни даже подлокотника — да и по качеству отделочных материалов «румын» недалеко ушел от Lada: жесткий пластик с острыми кромками повсюду. С эргономикой у Renault чуть лучше, хотя руль также не регулируется в продольном направлении, но и здесь рослому водителю приходится принимать неудобную позу и орудовать второстепенными органами управления, которые находятся в «слепых» зонах.
Новые передние кресла Niva Travel показались даже более удобными, чем «табуретки» Дастера с очень короткими подушками, но сесть нормально с ростом 182 см — проблема: «резиновый» руль без подогрева не регулируется по вылету, да еще и немного смещен в сторону. Все эти годы «Шниву» попытались максимально дооснастить самыми разными «фишками» — появились подогревы, цветной экран с навигацией, «крутилки» климатической системы (есть кондиционер), клавиши стеклоподъемников спереди — но управление всеми этими «ништяками» разбросано по салону в самых разных местах и требует не только привыкания, но и постоянного отвлечения взгляда от дороги. Небезопасно.
Правда, за качеством дорожного покрытия за рулем можно почти не следить. Подвеска у «Шнивы» такая, что на ровной дороге обеспечивает просто бархатную плавность хода для мостовой машины, а на ухабах демонстрирует полную индифферентность к калибру ям и совершенную непробиваемость. Безусловно, это одна из важнейших причин, по которым люди все еще выбирают Niva Travel, а теперь к ней они могут прибавить еще и улучшенную шумоизоляцию. Но есть и одна особенность, которую, мы уверены, каждый владелец хотел бы изменить: 80-сильный двигатель никуда не годится. Таскать более чем полуторатонный автомобиль ему не по силам ни по асфальту, ни по бездорожью. Динамика никудышная, момент чрезвычайно мал, отклик на газ туповат, а расход бензина явно больше «дастеровского».
На 55 лошадиных сил мощнее и на 200 кг легче, Duster на «ручке» после Lada воспринимается весьма динамичным автомобилем. Это ощущается абсолютно во всех режимах: Renault в два раза быстрее при разгоне до 100 км/ч, а сам мотор намного более эластичен. В этот раз мы не проводили специальных замеров, но даже «по айфону» восьмилетний Дастер спокойно выезжает из 11 секунд при «паспортных» 10,4. Одним словом, ущербно в потоке вы себя чувствовать точно не будете. Усилие на руле у «француза» небольшое, но понятное и четкое, крены в поворотах намного меньше «нивовских», а стандартная «шумка» вполне отрабатывает свои деньги. Большинству современных кроссоверов подвеска Duster даст 100 очков вперед по части энергоемкости, но будьте готовы к посредственной плавности хода и меньшей стойкости к пробою, нежели у «Шнивы». Тут все логично: почти «легковая» управляемость требует более «зажатых» настроек.
Последнее сразу сказывается на пересеченной местности: на крупных ямах подвеску Renault можно и пробить, а при диагональном вывешивании колесо Дастера повисает в воздухе гораздо раньше, чем у «мостовой» «Шнивы». Впрочем, с заблокированной муфтой и очень способной электроникой Renault оказывается очень достойным «проходимцем», несмотря на меньший дорожный просвет, короткие ходы и отсутствие «понижайки». Мы, конечно, не собирались угробить чужой Duster, поэтому особо старались не «жестить», но ходом по мокрому снегу он идет не сильно хуже Lada. Да и в гору, как оказалось, карабкается тоже неплохо!
Основным испытанием в этот день стал штурм довольно крутого и заснеженного подъема с поперечным уклоном и сугробами по полметра по бокам. Непростая задача, скажу я вам: очень не хотелось кувыркнуться на Дастере и объяснять потом владельцу, что ты не верблюд. Положение усугублялось тем, что каждый следующий проезд означал все более разъезженную (порой до льда) траекторию и более скользкое покрытие. Тут стоит добавить, что если на Niva однозначно приходилось использовать первую пониженную передачу (иначе не хватает момента), то Duster в отсутствие «понижайки» шел на первой повышенной (оба — с заблокированными «центрами»). Впрочем, всем известен факт укороченного передаточного отношения, которое в некотором роде позволяет обойтись без «понижения» на Дастере. У обеих машин — весьма чуткое управление газом, отлично чувствуется момент начала пробуксовки, легко дозировать тягу. Но… это не помогло — ни одна из попыток, совершенных передом, не увенчалась успехом. Но мы не сдались! Разворачиваем оба автомобиля задом, чем загружаем переднюю ось, на которой и так «висит» мотор, и пробуем залететь в гору уже на «реверсе». И что вы думаете? Не с первого раза, но заехали оба! И здесь мы вынуждены похвалить Duster: кроссовер без «понижайки» и жесткой блокировки выступил ничуть не хуже «Шнивы»!
Надеемся, что этот тест все же дал ответ на тот самый главный вопрос: что лучше — старый Дастер или новая «Шнива»? Понятно, что многие просто не готовы к покупке серьезно «бэушного» кроссовера-внедорожника, и поэтому с наличием всего 700 000–900 000 рублей в кармане у них нет выбора — только Lada Niva Travel. Да, «Шнива» стала комфортнее и тише, сохранив свою невероятную подвеску и неубиваемость вне дорог, но ее возраст настолько велик, что это чувствуется в каждом ее «вздохе», в каждом движении, в каждой детали интерьера.
Дастер — даже восьмилетний и с более чем 100-тысячным пробегом — почти по всем статьям выглядит предпочтительнее. Он динамичнее, лучше и проще управляется, вполне комфортен для автомобиля за такие деньги и достаточно вместителен. Он, конечно, немного проигрывает по плавности хода, а салон все равно выглядит очень бедно. В том же, что касается проходимости, Renault не сильно проигрывает «Шниве». Так что дело за малым: найти старый Duster из-под такого же бережливого водителя, и вполне может случиться, что прослужит он вам еще и дольше новой Шнивы.
Lada Niva Travel (2021 г.) | Renault Duster (2013 г.) | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1690 | 1998 |
Мощность, л.с. при об/мин | 80/5000 | 135/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 127/4000 | 195/3750 |
Трансмиссия | ||
Привод | Постоянный полный, с демультипликатором и межосевой блокировкой | Подключаемый полный |
Коробка передач | 5-МКП | 6-МКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные | Барабанные |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (двухрычажная) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Зависимая, пружинная (неразрезной мост) | Независимая, прожинная (многорычажная) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4099х1804х1690 | 4315х1822х1625 |
Колесная база, мм | 2450 | 2673 |
Клиренс, мм | 220 | 210 |
Снаряженная масса, кг | 1465 | 1377 |
Объем топливного бака, л | 58 | 50 |
Объем багажника, л | 320/650 | 408/1570 |
Шины | 215/65 R16 | 215/65 R16 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 177 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 19,0 | 10,4 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 10,2 | 7,8 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-5 | 177/Евро-4 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||
Базовая комплектация | 762 900 | |
Тестовый автомобиль | 920 900 | |
Цена на Дроме | 650 000–850 000 |