Вообще-то я еще сразу после поездки за машиной к нашему Дяде Васе в Воронеж думал, что со дня на день передам «Шниву» кому-нибудь из коллег и «забуду» про эту неплохую в целом, но слишком уж неподходящую для суетной и пафосной Москвы машинку. Однако время шло, а машину не забирали. А потом и планы поменяли: «Шнива» поедет в мой родной Иркутск. Будучи за любой кипиш, кроме голодовки, я сообщил, что не откажусь перегнать машину (да и как не воспользоваться шансом приехать в ставший далеким, но оставшийся родным город?). И уже на следующий день редактор сообщает: «ты едешь на “Шниве” в Иркутск»… 😊
На самом деле я на поездку не рассчитывал. Скажу больше, я даже испугался перспективы провести минимум пять дней за рулем этой машины. Минимум пять — потому что именно столько — 4,5–5 дней — я еду из Москвы в Иркутск на «дорожных» автомобилях. А сколько потребуется ехать на куда как менее скоростном и динамичном внедорожнике родом из прошлого века? Но назвался груздем… 😊
По-хорошему, надо хотя бы по минимуму подготовить машину к дороге: проверить тормоза, бортовое оборудование, технические жидкости и укомплектоваться набором запчастей и инструмента 😊 Но, черт возьми, я же не на древней колымаге еду! Да и нулевое ТО провели всего парой тысяч километров ранее. Поэтому просто проверил уровни техжидкостей и переобул машину в родные летние шины категории AT (Cordiant All Terrain).
Уровень масла в двигателе накануне старта заставил поволноваться: чуть ниже середины между метками щупа. А ведь меньше месяца назад было «нулевое» ТО. Но вспомнил, что именно моторное масло на этом ТО не меняется, а с завода и не было уровня по верхней риске.
Решил, что пока критического расхода масла нет. Буду следить за уровнем и в крайнем случае куплю масло на АЗС производителя.
Стартовал в 5 утра. Бортовой термометр показывал всего 2 градуса выше нуля, а на одометре — 4710 км: как раз хватит доехать до Иркутска и не превысить интервал до первого полноценного ТО.
На выезде из Москвы трасса была сырая, но шедший еще вечером дождик к утру прекратился. Вроде бы все складывается нормально…
Но всего в ста километрах от столицы возобновившийся дождь перерос в моросящий снег. Обочины побелели. А Тревел, напомню, уже хоть и на вседорожной, но совершенно летней резине…
И все же к Костроме снег закончился. Гололедицы не было, а на мокром асфальте резина поводов для волнений не доставила. Как и сама машина: по трассе Тревел идет пусть и не с уверенностью локомотива, но и не пугая курсовыми рысканиями. Разве что порывы ветра время от времени заставляли корректировать траекторию. Зато на руль не приходит никаких толчков или рывков на выбоинах или стыках.
По маршруту Москва — Иркутск я еду уже седьмой раз. Как говорил выше, на более скоростных современных машинах этот путь у меня занимает 4,5–5 дней. С Тревелом я не был уверен, что получится выдерживать привычный темп — все же «Нива» не для шоссейных прохватов создана. Уже тот факт, что нормальные для загородной трассы 100 км/ч достигаются на высшей передаче при 3000 об/мин, говорит о неприспособленности машины к подобным поездкам на длинные дистанции. Однако в первый же день я смог без особого напряжения доехать до уже проверенного в прошлом году места ночевки. Появилась надежда, что не такая уж и не едущая эта машина… 😊
На второй день удалось проверить реальную «дальнобойность» Тревела на одном баке бензина. Помнится, на редакционном Каптуре приходилось искать АЗС уже через 400 км после заправки полного бака. Причем не мне одному. От Тревела с его аппетитом лучшего не ждал даже несмотря на более емкий — 55 литров — топливный бак. Однако между Кировом и Пермью, где от заправки до заправки нужно ехать не один десяток километров, «Нива» по-настоящему удивила 😊
Менее частое посещение АЗС — одна из причин хорошей средней скорости Тревела на маршруте. По дороге была ситуация, когда меня в достаточно рискованной манере обогнал 570-й Лексус, быстро пропавший из вида. Но уже через полчаса я увидел его стоящим на заправке. Потом он повторно обогнал меня. А час спустя вновь «свидание» возле заправочной колонки. То есть с учетом одной «лишней» заправки почти три сотни километров он «пролетел» почти за то же время, за какое я протелепал на «Ниве» на одном баке. Может, конечно, у него были еще остановки (например, у поста ДПС — за превышение…)? 😊
К слову, я в дальней дороге придерживаюсь принципа движения исключительно днем. По темноте — только недолгий доезд до забронированной заранее гостиницы. Либо движение после ночного отдыха ранним утром — в этом случае в дороге можно встретить рассвет 😊
Второй день пути был в буквальном смысле помечен вылетевшим из-под попутной легковушки камешком. Модные и даже позволяющие пройти техосмотр задние «брызговики» Соляриса оказались слишком короткими для защиты едущих сзади от камней. Совсем маленький скол на лобовом в нескольких сантиметрах от кромки крыши через пару минут перерос в трещину сразу сантиметров на 15.
Следующий камешек попался на четвертый день пути, под Красноярском. Даже не камешек — вполне себе камень, судя по образовавшемуся двойному сколу. Причем этот момент попал в поле зрения видеорегистратора…
Вообще, у «Нивы» достаточно большая площадь остекления, а угол наклона лобового недостаточный для успешных рикошетов. Неудивительно, что машина ловит им не только камни ☹
И еще хорошо, что обошлось только камнями и несчастной птичкой. В очередной раз огорчили водители в Красноярском крае. Я и раньше сетовал на особо частые рискованные обгоны здесь. В прошлом году сам подвергся атаке ну очень сильно спешащего местного жителя. В этот раз и вовсе чуть не стал свидетелем катастрофы (благо водители фур не допустили беды — спасибо им…).
Тут надо сказать, что обгонять на «Шниве» — тот еще квест: 80-сильного моторчика едва хватает чтобы поддерживать скорость +/- 100 км/ч. Любое опережение требует напряжения последних моторных сил. Если движение на трассе плотное, то просчитывать обгон необходимо с запасом. Причем переход на пониженную (четвертую) передачу не сильно помогает в интенсивности ускорения, а на третьей банально не хватает запаса оборотов двигателя.
Тем не менее Тревелу удалось выдержать достаточно интенсивный график движения по трассе: ранним утром пятого дня мы въехали в Иркутскую область, где попали в самый сильный за весь путь дождь, перешедший в настоящий (а не моросящий, как в Подмосковье и Ярославской области) снег!
На последнюю за время пути АЗС Тревел заехал грязным и мокрым одновременно, да еще и с противокамерным камуфляжем переднего госномера. Впрочем, у встретившейся в Тулуне машины ДПС под снегом оказалась даже светосигнальная «люстра» на крыше 😊
В итоге в Иркутск наша «Нива» въехала после обеда на пятый день пути. За это время было пройдено 5263 км со средним расходом (по чекам с АЗС) 9,1 л/100 км.
Так оправдывает ли дважды рестайлинговая «Шнива», рожденная Ладой и ставшая опять ею после «развода» с американцами, свое новое имя?
На мой взгляд, да. Но с оговорками. Во-первых, в путешествие на Тревеле лучше отправляться вдвоем, максимум втроем. Но при этом некуда будет складывать багаж. Можно, конечно, установить багажный бокс на крышу (благо есть штатные рейлинги), но с ним да при полной нагрузке и без того посредственная динамика машины станет просто никакой.
А во-вторых, путешествовать на «Шниве» лучше без спешки: с остановками на осмотр встречающихся по пути достопримечательностей (тут кстати будут ее внедорожные способности!) и без превышения скоростных ограничений (к слову, для многих такая езда может стать настоящим испытанием на крепость собственных нервов 😊).
Вы готовы соблюсти эти два условия (или хотя бы смириться с ними)? Тогда «Шнива», возможно, не разочарует вас в дальней поездке! 😊
На следующий день после финиша в Иркутске съездил на мойку и принялся оценивать состояние Тревела по итогам пятидневного тревела 😊
Снаружи, за исключением упомянутых сколов на лобовом и оттопырившегося еще в Москве переднего бампера, все прекрасно: даже кромка капота без сколов! А вот в салоне неприятно удивили передние кресла: не только на водительском, но и на пассажирском видны затертости обивки. Судя по всему, обладателям Тревела в топовых версиях дополнительные чехлы — условие сохранения салона в пристойном виде ☹
И под капотом на удивление прилично, хотя грязезащитных уплотнений нет.
Уровень масла в двигателе понизился, но все еще в пределах допустимого.
А вот в расширительном бачке… Не то чтобы совсем пусто, но голубая жидкость стыдливо плещется на самом дне. Сразу вспомнил, что на «нулевом» ТО уже доливали охлаждающую жидкость (она была на нижнем уровне). Однако явных протечек ни тогда, ни сейчас не нашлось.
С этим и поехал на первое плановое ТО.
Помнится, в Воронеже только принятие машины в сервис и оформление всех бумаг потребовало не менее получаса времени. Да и по ходу дела работы производились без особой спешки. Плюс — не менее получаса пришлось ожидать выдачи машины. В итоге в сервисе провел больше трех часов. Готовился к подобному и в Иркутске, но…
Оформление заказ-наряда заняло от силы минут пять. А машина к тому моменту успела пройти техническую мойку. Еще примерно столько же рассказывал мастеру-приемщику о своих замечаниях и наблюдениях по машине, после чего ее загнали на пост замены масла.
Было решено охлаждающую жидкость долить и понаблюдать за машиной. Но что доливать? В большинстве современных моделей Lada используется антифриз, но в «Шниву» до последнего времени заливали тосол… В заказ-наряде с «нулевого» ТО о долитой жидкости вообще ни слова. Такой же «заговор молчания» и в инструкции к нашей «Ниве».
Помог звонок на горячую линию поддержки клиентов АвтоВАЗа, где и сообщили, что для Niva Travel все еще применяется тосол.
На месте владельца Тревела со шноркелем я бы сразу попытался решить проблему как минимум организацией дренажа из поддона фильтра (решения есть в интернете). А еще лучше — вообще не покупать «Шниву» с заводским шноркелем…
Тем временем машину перегнали на пост диагностики, где проверили свет фар (правую потребовалось подрегулировать), состояние аккумулятора, а также продиагностировали бортовую электронику сканером.
По окончании регламентных работ по ТО мастер принес канистру тосола и заполнил расширительный бачок до верхней риски, напомнив о необходимости регулярного наблюдения за уровнем ОЖ.
В итоге первое основное ТО для Тревела обошлось нам в 5437 + 670 рублей (670 — за канистру тосола). И менее чем в два часа времени на все про все. Если честно, то за последнее время это самое быстрое дилерское обслуживание автомобиля на моей памяти 😊
Но без косячка не обошлось: мастер забыл проставить отметку об обслуживании в сервисную книжку — пришлось приезжать в сервисный центр повторно…
Что дальше? Наша «Нива» готова к новому этапу эксплуатационных испытаний в Сибири. Хотя готовность условная: на сегодняшний день неясно, что происходит с охлаждающей жидкостью. Но эту проблему будут решать уже мои коллеги, а я прощаюсь с машиной и надеюсь, что Тревел не падет смертью храбрых досрочно — по крайней мере, если что-то случится, мне эту машинку будет жаль…