Хотя… Это первые впечатления в городе. Все меняется, как только «Шнива» попадает...
У нашей семьи есть биодинамическая ферма в Осинском районе Иркутской области. Путь к ней не только неблизок (70 км трассы разной степени приличности, и еще 25 — грунтовки-гравийки, местами весьма ухабистой), так еще частично по лесовозной тропе — с трассы надо свернуть прямо в лес и месить грязь еще несколько км до самой фермы... если доедешь. Надо сказать, встревал я здесь поначалу регулярно, но и машины мои тогда были не особенно подходящими, и только Mitsubishi Pajero Io и Nissan X-Trail (первого поколения) исправили ситуацию, хотя и они в самую распутицу порой крепко застревали. Так как в лесах вокруг фермы частенько встречаются деляны, облюбованные «черными лесорубами» (мы их называем «лесоворы»), «дорога» на ферму порой подвергается насилию со стороны грузовиков-«вороваек» или просто старых КАМАЗов, которые разбивают ее, выкатывая громадные колеи, где вязнет любой автомобиль, будь он хоть трижды внедорожник. В общем, место, кажется, идеально подходящее для того, чтобы «Нива» оказалась в своей стихии. Решено — едем на ферму помочь родне с хозяйством.
Тополиный пух (нет), долгожданная жара, июнь. По трассе мчит «Нива» Travel, блестя боками цвета мушиного брюшка. В салоне приятная прохлада и комфорт — кондиционер работает хорошо, сиденья вполне удобны. Если бы еще не было постоянного рева двигателя... На трассе довольно много автобусов и грузовиков, вальяжно едущих со скоростью в районе 60–70 км/ч, и, естественно, их обгоняют все кому не лень, а мы чем хуже? Первая попытка обгона сельского автобуса, разрисованного веселенькими желто-зелеными цветами, третья передача (хрумк! — сказала трансмиссия), три тысячи оборотов с гаком, а разгона почти нет. «Нива» уже на встречной полосе, впереди видна приближающаяся машина, газ в пол, «восьмиклоп» ревет... В общем, махнул рукой, оттормозился, ушел обратно в свой ряд. Вторая попытка, уже на четвертой передаче, чуть лучше, с грехом пополам обхожу, встраиваюсь перед автобусом, пытаюсь оторваться от него, спиной чувствуя ехидный взгляд водителя. Что это было, Холмс? Исследую «приборку», вижу веселый огонек кондиционера. Хорошо, отключим его и попробуем снова разогнаться. Четвертая, газ, о-о-о, пошла, родимая! Зарубка на память сделана — на обгонах отключаем «кондей», иначе «Нива» «не едет». В дальнейшем при активном педалировании я заранее вручную отключал кондиционер, и разгон проходил куда более достойно.
После первых 40–50 км по трассе машин стало минимум, самое время попробовать разогнать автомобиль и поглядеть на максималку. Программное ограничение в 120 км/ч было снято при чип-тюнинге, так давайте раскатимся, тем более что впереди прямой участок сравнительно ровной пустой дороги с небольшим уклоном. Погнали! Болтанка очень заметная… Снял небольшое видео на телефон. Пик — чуть более 135 км/ч, дальше «Нива» совсем не хочет ехать, и заканчивается уклон. И то неплохо.
Перед въездом в очередную деревню стоит примечательный дорожный знак. Как шутят россияне, такие знаки надо ставить на таможенной границе между Россией и ЕС и указывать протяженность действия в 8000 км. У нашего — всего в тысячу раз меньше.
Знак очень честный. Если где-то стоит такой, это обычно означает, что стандартные для российских дорог в глубинке ухабы, ямы, колдобины можно смело умножать втрое. Так и есть — дальше последовали чудовищные дыры в асфальте, участки открытого грунта с жесткими переходами «асфальт — грунт», откровенные ухабы... Местные власти время от времени подсыпают и грейдирируют дорогу, но толку от этого мало, первый же хороший дождь и проехавшие «лесоворы» — и ремонта, считай, не было. «Нива» чувствует себя на такой, с позволения сказать, дороге как рыба в воде — легко и непринужденно проглатывая стыки, ухабы, колдобины и дырки, спокойно гребет себе в районе 70 км/ч, причем в салоне почти не слышно грохота. Достойно! Действительно, подвеска для наших направлений! Единственный минус — зад на ухабах немного переставляет, — похоже, это свойство постоянного полного привода 50/50, т. к. у Паджеро в аналогичном режиме было точно так же. В целом, если крепче держаться за баранку, корректировать курс особого труда не составляет, но лучше предусмотрительно снизить скорость. На гравийных участках некоторая нестабильность курса чувствуется еще заметнее, но ехать не мешает.
Что же, а вот и лесовозная тропа до фермы. По совету нивоводов включаем пониженную заранее. На удивление тропа в приемлемом состоянии — все более или менее подсохло, лесовозов давно не было, и «Нивка» бодро скачет по кочкам, с ревом преодолевает лужи, резвится на травке — ощущение такое, словно она получает удовольствие от лесных «покатушек». Получил удовольствие и я — в этих условиях «Нива» показывает себя очень достойно, слушается и руля, и газа, и мы не завязли ни по пути на ферму, ни обратно. Вообще возникло ощущение, что пониженная здесь особо даже не нужна, я оставил ее включенной только для того, чтобы ехать не торопясь. Блокировку решил вообще не активировать — по словам нивоводов, ее порой потом не выключить без танцев с бубном (необходимо дать заднюю и «выталкивать» прямо в движении), да и дорога, в принципе, не так плоха.
Биодинамическая ферма Тужилиных существует с начала 90-х годов. Изначально это было обычное КФХ, но впоследствии семья отошла от выращивания овощей на продажу и, имея за плечами соответствующее образование, начала экспериментировать с посадками, астрономическими циклами и учением Марии Тун о влиянии констелляций на особенности роста и развития культурных растений. Эксперименты приносят свои плоды, причем в прямом смысле — овощи, выращенные на ферме, разительно отличаются не только от того, что продается в магазинах, но и от того, что выращивают огородники, как говорится, для себя. Никакой химии, никакой сотовой связи, никакого электричества (на ферме несколько солнечных панелей обеспечивают потребности в электроэнергии), интернет по спутниковой тарелке — в общем, полный отрыв от цивилизации. А еще — пчелы. Почти 70 семей, в каждой по нескольку десятков тысяч тружеников. Чтобы обслуживать и управлять всем этим беспокойным хозяйством, необходимо много сил, и «Нива» вполне может помочь.
В распадке в нижней части фермы есть ключ с питьевой водой. Задача — съездить туда с бочками и привезти несколько фляг. Сначала думали прицепить к «Ниве» телегу, но так как фаркопа нет, от этой идеи отказались... и просто закинули в багажное отделение пару фляг. Резинопластиковая ванночка по форме багажника отлично защищает от протечек. Задача — спуститься в овраг, набрать воды, привезти ее на ферму, — выполнена без проблем, «Нива» легко выбралась из распадка. Уклон там очень заметный, поэтому стартовать в горку на мокром покрытии было еще то удовольствие, но «Нива» не подвела.
В «собачник» легко влезает две фляги по 50 л, и остается еще место. Было бы, конечно, интересно измерить удава в попугаях вместительность «Нивы» в мешках с картошкой, но это надо делать, конечно, осенью, когда картошки достаточно.
Недалеко от фермы «лесоворы» срезали березу (непонятно, зачем, т. к. обычно их интересуют хвойники) и оставили валяться. Непорядок! Березовые дрова — одни из самых лучших, поэтому дерево негоже бросать. Задача — съездить к делянке и забрать лесину. К сожалению, опять-таки из-за отсутствия фаркопа подцепить бревно и приволочь к ферме — задача небезопасная, так как тросом можно запросто разворотить задний бампер, если цеплять за буксировочные крюки. Часть бревна тесть уже успел распилить на чурбаки. Решено: защищаем обивку салона подручными материалами, хватаем бензопилку, распускаем остатки бревна на чурбаки и везем домой прямо так, в салоне. Фраза «Потише, не дрова везешь!» заиграла новыми красками: если везти слишком резво, то на любой кочке есть опасность выбить стекла задней полусферы. Поэтому потихоньку, полегоньку, в несколько заходов отвезли дрова до фермы.
Вообще, конечно, фермер без трактора — оксюморон. Трактор на ферме, конечно, есть, его задача помогать в хозяйстве и вытаскивать незадачливых гостей из луж на дороге. Можно было бы притянуть бревно с его помощью, но тогда «Нива» на что? Даже выражение ее «морды» слегка напоминает Уиллема Дефо: «Знаете, а ведь я тоже в своем роде трактор».
За годы фермерства через руки моего тестя Сергея прошла масса внедорожных автомобилей — от легендарной «шишиги» (ГАЗ-66) и старых добрых «буханок» до «паркетного» HR-V и классического Terrano, поэтому оценка «Нивы» таким опытным ездоком была бы как раз кстати. Сергей сел за руль и, как мороз-воевода, сделал объезд владений. Вердикт — для фермерских нужд отлично, хорошо гребет, легко управляется, только бамперы жалко бить на бездорожье, больно уж они легкие и гибкие, благо хоть высоко расположены. Для сельхознужд было бы логичнее снять их и, установив фаркоп, прицепить (приварить?) на место бамперов что-то стальное. Штатных ушей, дырок или креплений под лебедку обнаружить не удалось, что в сочетании со шноркелем несколько удивляет. Впрочем, можно воспользоваться ручной или мобильной лебедкой, зацепив ее за буксировочные уши, которых много — целых четыре. «Брызговики» — хорошая штука, в сочетании с пластиковыми обвесами нижней части кузова они не позволяют грязи попадать на кузов при форсировании луж — и действительно, по приезде на ферму откровенно грязными были только днище и арки. Правда, по пути обратно один «брызговик» все же довелось сорвать, но не потерять, и он остался болтаться на одной клипсе. Выехав из леса, мы прицепили его обратно, и словно бы ничего и не было.
Классическая картина многих пригородных, дачных трасс — неторопливо движущийся отечественный автомобиль с веселыми макушками рассады в проемах окон. Кажется, что новая «Нива» тоже вполне подходит для этого. Забрали немного зелени, чтобы посадить на даче.
А теперь отмотаем знакомство с «Нивой» назад.
Первые километры... Мне повезло, что час был поздний, а машин мало (с «механикой» давно не сталкивался) — ехал я довольно неуверенно, но, к счастью, на дороге не заглох. Даже начали вспоминаться старые скиллы, полученные еще на автодроме. Самое сильное впечатление — господи, как же она вяло едет! Шутка ли — полторы тонны снаряженной массы на 80 «лошадок» (кстати, по документам вообще на 79,5). Говорить хоть о какой-то динамике не приходится. У нас в семье есть микролитражка Daihatsu, вооруженная трехгоршковым движком о всего-то 58 лошадиных силах (причем по «императорскому» измерению, где «лошади» снимаются с маховика, а не с колес), и эта микролитражка гораздо динамичнее «Нивы», хоть и на «автомате».
О «втыкании» передач. Несмотря на то, что эволюция трансмиссии у АвтоВАЗа понемногу, но идет (например, рычаг уже не вибрирует в такт двигателю, как было на прежних моделях, да и на классической «Ниве»), старые болячки нет-нет да и всплывают. Например, несколько раз не смог включить первую или заднюю передачи с первого раза, пару раз такая же судьба постигла и вторую. Решается все старым, проверенным еще на «космиче» способом — двойным выжимом сцепления. Не знаю, плацебо это или реально срабатывает, но тем не менее — помогает. Передачи включаются с заметным усилием. Сравнить я могу с недавно попробованной «механикой» на Хонде HR-V, где передачи втыкались практически двумя пальцами (левой руки, если что). К тому же мягкое, но очень чувствительное сцепление на «Ниве» довольно легко «бросить», что приводит к кивкам, рывкам и характерному глухому лязгу где-то под днищем. Что тут сказать, «Нива» дисциплинирует.
Пробка в гору — это всегда неудобство для меховода, и в случае с «Нивой» не исключение. Особой пикантности добавляет тот факт, что ручной тормоз явно слабоват для такой тяжелой машины (то ли это проблема конкретного экземпляра, то ли самой модели в целом — на форумах жалобы на слабый «ручник» тоже нередки), и чтобы в момент трогания на уклоне удержать «Ниву» от отката в бампер позади стоящего автомобиля, приходится очень сильно вытягивать «ручник».
Когда мне передавали автомобиль, отдельно и очень подробно инструктировали о включении и выключении головного света и магнитолы. Да, надо сказать, логика россыпи кнопок управления светом — это что-то запредельное. Старая добрая вращающаяся пимпочка на рычаге «поворотников» — это для неженок, нивоводы — суровые парни, им подавай кнопку, да не одну, а целую пачку! Собрался вечером ехать, и начинаешь по ним щелкать, как пианист, играющий Рахманинова. Кстати, о самóм головном свете: он очень неплох и его хватает в большинстве дорожных ситуаций, а дальний так и вообще хорош. Отдельного упоминания заслуживают фары: они действительно хорошо, даже современно выглядят, впрочем, как и весь «передок» в целом. Что до магнитолы — она не выключается при выключении зажигания и ее надо гасить отдельно, но мне это не принципиально — при езде на «механике» магнитола только отвлекает.
Но без музыки, наверное, сложно ездить — несмотря на то, что аэродинамические шумы в салоне «Нивы» слышны очень слабо (помогает и основательной толщины металл кузова, и обтекаемость форм, и в сумме с этим хорошая шумоизоляция), рев весьма голосистого двигателя заметно проникает в салон уже на второй тысяче оборотов. При интенсивном разгоне (для «Нивы» этот оборот речи, конечно, очень условен) «восьмиклоп» орет так, будто собирается вырваться из-под капота и уйти в точку. Свои ноты к форте двигателя добавляет легкое меццо-пиано трансмиссии, чуть подвывающей на первых передачах и выдающей яркие стаккато при их переключении (да, я музыкант, композитор, и то, что слышу, привык воспринимать в музыкальном разрезе). Избавиться от тычков коробки и трансмиссии не удалось и сейчас, после нескольких сотен км пробега — видимо, это особенность самой «Нивы». На той же HR-V уже после первых километров городской езды нашлась позиция сцепления и газа для каждой передачи, чтобы плавно и незаметно переключаться между ними. Впрочем, есть надежда, что сцепление еще чуть приработается — «Нивка» едва-едва перешагнула первую десятку тысяч километров.
И снова о сцеплении. Так как штатный коврик, вернее, резинопластиковая «ванночка» ничем не закрепляется на полу, она постоянно сползает, и из-за этого особенно неудобно как раз работать с педалью сцепления, которую и так нужно довольно тонко чувствовать, чтобы было поменьше тычков, а тут еще коврик за нее зацепляется выштамповкой под ступеньку отдыха ноги. В общем, очень-очень нужно хоть какое-то крепление. Если бы «Нива» была моя личная, я бы как минимум организовал «липучку» для фиксации коврика к обивке пола.
Надо сказать, что внимание новая «Нива» на дорогах привлекает. Неоднократно замечал пристальные взгляды на парковках у ТЦ, в паре случаев подходили любопытные с одним и тем же вопросом: «Что принципиально нового после “Шнивы”?» Ответ — «ничего, кроме передка» — несколько расстраивал, конечно. Но что уж говорить, если так оно и есть. Кондиционер? Так он и у «Шнивы» был. ГУР, иммобилайзер, ПТФ, электрозеркала? Все было в старших комплектациях. Так что — да, из нового только, как принято говорить, фейслифтинг.
Кстати, о комплектациях. Порадовали разъемы USB для зарядки телефонов, идущие штатно, а не в виде свистка в штекер прикуривателя. Приятно удивил кондиционер — он отлично справляется со своей задачей, морозит салон как надо, при этом прыть автомобиля, и так невысокая, заметно уменьшается, но в целом ездить можно. Было бы хорошо, если бы кондиционер отключался на высоких оборотах на первых передачах (например, при обгоне, когда подтыкаешь третью и крутишь ее до 3000–3500).
Стеклоподъемники расположены удобно, выкручивать кисть не приходится, но кнопки работают странно. Я как-то привык, что самая верхняя (или, скорее, самая близкая к носу машины) кнопка должна управлять водительским стеклом, а здесь — наоборот. Также своеобразно работают сами кнопки, по принципу качелей движение от себя должно опускать стекло, а к себе — поднимать, как было у всех моих автомобилей, но здесь все по-своему. В общем, автоматизм при управлении окнами не срабатывает. Хотя, так как сами кнопки расположены не горизонтально, а под заметным наклоном, определенная логика «вверх-вниз» все же присутствует. Сами электростеклоподъемники работают хорошо, ранее к ним у владельцев Шевроле-«Нивы» было много претензий.
Кстати, стекла, судя по всему, не имеют защиты от ультрафиолета, традиционной для большинства европейских, да и японских автомобилей, и поэтому на солнышке левую руку заметно припекает. Задняя полусфера тонирована, что создает приятный уют в салоне.
Вообще, в целом машина производит двойственное впечатление. С одной стороны — архаичная конструкция, громадные кузовные зазоры, общая дубовость исполнения, совсем хлипкое стекло, которое от любого камешка на трассе идет трещинами, что с нашей «Нивой» уже случилось, чудовищный дизайн передней панели, как будто слепленный зомби-дизайнером с АвтоВАЗа 70-х годов, неожиданно восставшим из мертвых. С другой — приятные сиденья (правда, за всего 12 000 км обивка уже пошла катышками, причем очень заметными, как будто автомобиль проехал не менее полутора сотен тысяч км — несерьезно!), легкий руль, уютный темный салон, подлокотник (от которого, правда, мало толку для водителя, так как он полностью закрывает «ручник», который на «механике» нужен чаще, чем на «автомате»), уродливый, но на удивление удобно расположенный экран мультимедиа, компенсирующий никакущую обзорность через салонное зеркало, т. к. стекло задней калитки заклеено фирменными стикерами Дрома. На колпак «запаски» постоянно хочется прицепить большой, во весь колпак, шильдик «Ниссан» — его форма идеально для этого подходит.
Отличная геометрическая проходимость, хорошие углы съезда, сравнительно длинноходная, энергоемкая, эластичная подвеска — и дубовые «брызговики» на хлипких клипсах, которые того и гляди обломаются в первой же луже (спойлер — нет, не потерял, прицепил обратно), средневековые «барабаны» на задних колесах и довольно редкая «разболтовка» 5х139,7. Новомодная система ЭРА-ГЛОНАСС... и самопроизвольно вываливающийся из потолка плафон, где расположены кнопки управления этой системой (в моем случае плафон выпал во время стоянки у ТЦ, когда я просто смотрел в телефон, сидя за рулем, т. е. вибраций никаких не было). Внутри потолка обнаружилась большая полость, куда можно что-нибудь спрятать — идеальное место для заначки, если б не самопроизвольное катапультирование плафона.
Панель управления мультимедией, которая как будто вкорячена от другого автомобиля — настолько инородно она выглядит на фоне средневековых крутилок отопителя, и при этом довольно приятный для непритязательного водителя звук. Уютный задний диван... и очень мало места для ног его пассажиров. Просторнейшая компоновка агрегатов в подкапотном пространстве — и очень слабая защита от брызг этого самого пространства. Архаичный движок, 80 лошадок которого выглядят как насмешка над водителем. При этом пятый экологический класс, современный инжектор, который, как ни странно, лошадей «восьмиклопу» совсем не прибавил (хотя, к чести, с расходом топлива у нынешней «Нивы» все очень неплохо). В общем, как Стамбул — город контрастов, так и «Нива» — автомобиль примерно в этом же стиле.
...После возвращения с фермы была проведена ревизия состояния автомобиля. Понятно, что ничего экстраординарного в дороге не происходило, но порядок есть порядок. Серьезной убыли технических жидкостей не обнаружено, по подвеске и аппаратуре все в порядке. Но одно замечание все же есть — уровень антифриза упал до нижней риски.
Судя по предыдущим записям блога — проблема неоднократно замеченная, поэтому просто доливаем до уровня «выше середины».
Подкапотное пространство здорово закидывается грязью, никакой существенной защиты снизу нет. Впрочем, танки грязи не боятся.
В остальном «Нива» себя чувствует отлично.
Несколько дней после возвращения с фермы «Нива» поработала в обычном городском режиме — с работы/на работу, забрать ребенка с занятий, съездить в магазин. Надо сказать, что за эти несколько дней выработалась привычка и управление не доставляет сложностей, появилось прогнозирование, какую передачу подоткнуть в той или иной дорожной ситуации, какой держать уровень газа. Разгон на оборотах ниже двух тысяч возможен только на первой-второй передачах, начиная с третьей это уже издевательство — «Нива» просто не хочет увеличивать скорость, особенно если едет чуть-чуть в горку. Рассуждать о какой-то эластичности работы коробки не приходится. Да что там говорить (сейчас будет парадокс!) — машина нравится! Есть от нее какое-то морское ощущение — не брига или каравеллы, а скорее баржи или галеры, которая просто идет из точки А в точку Б, и ничего более. И все же город не ее стихия, «Нива» достаточно неповоротлива для городской эксплуатации, все равно что на малом грузовике ездить типа Mitsubishi Canter или Fuso — примерно такое же ощущение. Для рваного городского режима ей не хватает маневренности и динамики. Но при всей своей ощущаемой дубовости «новая» «Нива» не лишена внешнего изящества. Ей можно простить несочетание рубленых форм передней части и округлых, замыленных — задней (кстати, новые задние фонари и бампер несколько смягчают это несоответствие). Неудивительно, что любопытные прохожие засматриваются на автомобиль, обходят кругом и цокают языком, но стоит сказать, что внутри «по технике» все та же архаичная «Нива» образца 70-х, разве что с инжектором и плюшками типа АБС и кондиционера, интерес к машине существенно падает. Так и ездим — в странном несоответствии формы и содержания.
P.S. Я заметил, что среди авторов Дрома довольно много музыкально одаренных личностей, взять хотя бы ведущего «блога таксиста», или знаменитого дромовского «перекупа», — они в качестве бонуса к своим публикациям выставляют и свое музыкальное творчество. Братцы, принимайте и меня в свои ряды. Спешу представить аудитории сайта одну из моих песен (стилистически это что-то очень легкое, сродни кантри в духе Саймона-Гарфанкела). Буду рад отзывам в комментариях!
Трек в формате MP3
Трек в формате WAV
P.P.S. Может, забабахаем «Дром-оркестр»? 😊
Предложить тему или сотрудничество с редакцией: ms@drom.ru