Так что вместо радости жизни началось «катание ваты» с реабилитацией и полноценным возвращением в строй. Однако, как уже сообщалось, наш «стреноженный» конь отнюдь не простаивал, овес (бензин) зря не жевал, а продолжал выполнять облегченные задачи в поездках по городу — была такая необходимость. То есть на одном заднем приводе и с «припотевшей» раздаткой (но без течи — следов масла на местах стоянок не было).
А потом досталось багажной двери: когда ее открыли на остановке под погрузку, неосторожный маневр легковушки припечатал боковиной так, что «калитку» вывернуло дальше фиксированного положения. Покорежило петли, замялась внешняя панель двери, образовались сколы. Но и после этого автомобиль на прикол не встал. Поскольку дверь не закрывалась и вообще плотно не прилегала к проему, ее просто заклеили скотчем. Через некоторое время Тревелу все же выписали отгулы, и он приземлился на временную стоянку в гараже жилого комплекса.
Происшествие с дверью случилось через десять дней после наезда на камень, и так сложилось, что взаимодействие со страховыми компаниями по каско («Ингосстрах») и ОСАГО («Ресо-Гарантия») происходило почти одновременно. С тем условием, что работа со страховыми ситуациями по каско в «Ингосстрахе» осуществляется только один день в неделю (по средам). Но в обоих случаях после подачи заявлений машину необходимо предоставить на экспертизу. При благоприятных обстоятельствах принято подгонять автомобиль непосредственно к офису компании.
В нашем же случае так не складывалось, потому что к этому времени вид у Тревела был деморализованный абсолютно. Дело в том, что к имеющимся ранениям и контузиям добавились спущенное переднее правое колесо и напрочь севший аккумулятор. К тому же шины еще были не по сезону. Если бы Тревел мог разговаривать, он бы точно сказал: «Оставьте меня в покое, мне и в этом бункере среди светлого кафеля хорошо». Ладно, так и передадим сотрудникам страховых компаний — объект не на ходу. Доставлять машину на эвакуаторе никто не требует, а предусмотрен выезд автоэксперта на место базирования «потерпевшего», причем отдельной платы за это не просят.
Первым официальным посетителем стал эксперт от «Ингосстраха», который должен был зафиксировать повреждения после столкновения с камнем. «А может, выгоним на улицу, так будет лучше?». С удовольствием бы, в стесненных условиях «бункера» осматривать днище и вправду не очень-то удобно, но Тревел был обесточен (обездвижен), а выталкивать его руками было немыслимо. И никакой ямы в гараже нет. Что ж, эксперт как смог подлез под машину и все увиденное зафиксировал в акте осмотра ТС. Для надежности на следующий день все же пришлось еще раз ехать в офис страховой со всем имеющимся фотоматериалом, в том числе с подробными видами из ямы и на подъемнике во время диагностики. Но эксперт ничего нового для себя не нашел: «Это все я отметил», и акт был подписан.
Через три дня пришла очередь эксперта по случаю с дверью. «О, дромовская! А у меня здесь гараж по соседству!». Ползать по полу ему не надо было — все доступно и так. Разве что для полного осмотра пришлось содрать скотч «первичного использования», но дверь все равно не открывалась более чем на 20 см ввиду деформированных петель. Так что ограниченные размеры помещения ничему не мешали. Внутренняя обивка, по всему, не пострадала, изучение левой фары на ее целостность подозрений тоже не вызвало, но эксперт отметил все повреждения по «железу», в том числе на левой боковине, нуждающейся в ремонте и покраске.
Собственно, багажную дверь (или как обозначено в мануалах — дверь задка), точнее, ее металлическую панель, приговорили к замене. Также эксперт попросил обязательно выслать ему документальное подтверждение пробега автомобиля, то есть фотофиксацию показаний одометра на текущий момент. Поэтому выведение Тревела из гиперсомнии становилось в ряд срочных занятий.
В этой связи с аккумулятором эпопея следующая. Очевидно, из-за невыключенного радио (как известно, мультимедиа здесь сама не «гаснет» даже без ключа в замке зажигания) батарея разряжалась в ноль и до этого. А после повреждения двери разряжалась еще пару раз: уже из-за того, что не закрывающаяся плотно створка не размыкала контакт лампочки освещения багажника. Никто об этом не подумал и не заметил, что не мудрено: из салона плафончик не видно — он находится под багажной полкой. Было решено снять аккумулятор и отвезти его на диагностику и зарядку в специализированный сервис.
Как известно, глубокие разряды негативно сказываются на аккумуляторе, пусть даже свежего производства. У Тревела с завода была установлена батарея «АКОМ» емкостью 55 Ач с пусковым током 425 А (EN). И хорошо уже то, что под капотом аккумулятор скомпонован, закреплен и подключен без изощрений: свободный доступ, легко снять-поставить. Например, у находившегося по соседству Ford Focus (третьего поколения) такая процедура не из простых.
В сервисе батарею оставили до завтрашнего дня: «Как все прояснится, позвоним». На следующий день звонок обнадежил и опечалил одновременно. Уже на месте с мастером во всем разобрались. Аккумулятор зарядился, все нормально, токи выдает хорошо, пластины с активной массой в нормальном состоянии, не осыпались. Но как раз из-за глубоких разрядов плотность электролита стала низкой — контрольный поплавок совсем «утонул». Это чревато тем, что аккумулятор будет быстро садиться, особенно на холоде.
Можно восстановить электролит, для этого придется опять оставлять батарею в сервисе на сутки (или больше), а стоимость услуги составит более тысячи рублей. Но это дело надо согласовывать, к тому же нам-то пора спешить оживить «Ниву», чтобы «проявить» одометр для снятия его показаний (эксперт ждет!). Поэтому пока платим 300 рублей за оказанные уже услуги и мчимся в гараж. Ну вот, другое дело — Тревел хапнул электротока и повеселел.
Между тем пока страховые «тянут» со своими сроками принятия решений, нужно готовить машину к перегону в дилерский сервис — на агрегатный ремонт. Как известно, заказанные запчасти уже поступили и оплачены, надо ехать.
Но прежде еще одно важное дело. Ведь шины еще стояли «летние», то есть штатные Cordiant All-Terrain. Зима все никак не начиналась, и Тревел без каких-то осложнений катался и на таких покрышках, даже с учетом «постоянного» заднего привода. Но пока автомобиль отдыхал в «бункере», замена шин стала насущной необходимостью, к тому же требовался ремонт одной покрышки.
Напомним, что комплект «липучек» Bridgestone Blizzak DM-V2 приехал с машиной из Москвы и тихо дожидался своей очереди на полке в гараже. Погрузка через задние боковые двери с разложенным диваном не вызвала никаких трудностей — улеглись еще с запасом. Одновременно с этим спущенное колесо было накачано компрессором. Давление держалось, значит, сильных порезов-проколов нет. Что ж, вперед — к шиномонтажникам!
Горячий период сезонной переобувки давно позади, очередей в мастерские нет, они «отдыхали». Некоторые в буквальном смысле: в ближайшей по пути работник был обнаружен в явно тяжелом, горизонтальном положении — лежал на топчане и кое-как объяснил, что сделать можно, стоить будет 1500 рублей, но надо дождаться напарника. Пришел напарник — и тоже не может связать двух слов, просто потому, что еще не освоил разговорный русский язык.
Пришлось разворачиваться и двигать дальше. Через 400 метров уже попалась нормальная шиномонтажка, с отзывчивым мастером. К тому же цену вместе с балансировкой назвал меньшую — 1300 рублей. Приступил к работе, и первым делом взялся за поврежденное колесо. Но оказалось, никаких проколов-порезов на покрышке нет.
Тест под водой показал: все дело в негерметичной посадке борта шины на обод диска. «Где-то прыгнули в ямку, попала грязь, давление было недостаточное, и с наступлением морозов резину повело». И действительно, в этом месте борта виднелось пятно грязи. Так что платить за ремонт шины не пришлось. Также в ходе переобувки мастер обратил внимание на крышки дисков: из четырех только на одной остались целыми все фиксаторы. На остальных в разной степени повреждены, но все же держатся.
После непростого сезона вид у вседорожных «Кордиантов» нормальный. За исключением повышенного износа внешних боковин протектора на шинах с передних колес — «ушли» углы, отрегулировать которые, напомним, получилось только в самом начале ноября.
Что касается «Бриджей», их состояние тоже в порядке: ламели слегка «пригладились», но подозрительного износа протектора не видно, повреждений нет, отбалансировались нормально. Договорились сделать давление в две единицы, а потом, если что, скорректировать. Но в движении показалось, что шины слегка перекачаны, поскольку острые дорожные изъяны проходили даже пожестче «Кордиантов». Впрочем, с этим еще предстоит уточнить и разобраться в ходе дальнейших поездок, а пока перед Тревелом стояла совсем другая задача — как раз стационарная.
Переобувка пришлась на 3 декабря — в день, назначенный для заезда в сервис на агрегатный ремонт, то есть почти через месяц после случившегося. Как уже сообщалось, заказанные запчасти пришли и ждали на складе дилера, пора что-то начинать делать по существу. Приехать надо к пяти часам, была пятница, в сервисе определенный «завал», поэтому на срочность приемки и взятия в работу рассчитывать не приходилось.
Тем не менее подготовительные формальности в остатке дня успели сделать. Главное, Тревела загнали в сервисную зону, к посту ремонта, а на складе были получены запчасти и уложены в салон, там, где еще с ноября болтался «списанный» кардан. Вот они — на вид как игрушки, но им предстояло выполнить функцию реаниматоров: новенький карданный вал, передняя крышка раздатки в сборе с пробками слива и залива масла, картер привода переднего моста, а также поперечная тяга подвески заднего моста (ее еще называют тягой Панара).
Через неделю связь с сервисом: машина готова, во всяком случае по заказанному объему работ, дожидается во дворе возле офиса сервиса. Однако забирать ее срочно нужды не было по разным причинам. По страховому случаю каско (с камнем) вердикт еще не выдали, на запросы в «Ингосстрахе» отвечали, что решение пока не принято, еще не прошло 30 рабочих дней, ждите. Зато по случаю с дверью из «Ресо-Гарантии» откликнулись раньше.
При обещанном рассмотрении дела в течение 20 дней и с учетом оформления акта их экспертом 3 декабря компания прислала уведомление, что 8 декабря было принято решение о признании страхового случая. Собственно, с этим предварительным документиком мы отправились в тот же дилерский сервис, где планировали осуществить и кузовной ремонт.
Правда, там сразу сказали, что к концу года в кузовном цехе полный завал и сделать смогут теперь только в январе следующего года. Тем не менее, ознакомившись с уведомлением (о начисленной сумме пока ничего известно не было), там осмотрели машину и пообещали в ближайшее время составить полную калькуляцию ремонта. «Когда оплатите, поставим на очередь, придет время, сообщим». Все понятно, ждем, а пока проведаем нашего горемыку.
Тревел к этому времени уже слегка укрылся снегом и мог порадовать глаз сверкающими новизной, еще без единой дорожной пылинки элементами трансмиссии и подвески.
Что же в итоге? Счет за работы и дополнительные расходные компоненты (прокладки, герметик, масло) составил 8432 рубля.
Как можно видеть, в стоимость работ входит замена масла в раздаточной коробке — залита полусинтетика Rosneft Kinetic МТ SAE 75W-90 API GL-4. «Коробочное» масло с такой вязкостью для нивовской раздатки в нашем климате выглядит логично, но цена за литр 633 рубля — не слабо, однако. Пришлось специально заглянуть на АЗС углеводородного монополиста, полюбопытствовать для сравнения.
Очереди из автомобилей здесь в полкилометра из-за слегка «низких» цен на топливо, а вот смазочные материалы явно не бюджетные. Впрочем, именно такого сорта трансмиссионки в продаже не оказалось, но мониторинг рынка показал, что в интернет-магазинах литр такого масла предлагается за 600 рублей, а в рознице встречается за 650 и даже 720 рублей.
Между тем вечером того же дня, когда Тревел был осмотрен начальником кузовного цеха, из сервиса пришел счет с подробным раскладом по материалам и работе. После ознакомления с ним оставалось дождаться финального шага от «Ресо-Гарантии». Совпадут ли оценки? Через некоторое время, а конкретно 20 декабря, на указанные реквизиты была перечислена страховая сумма — 47 200 рублей. И вот здесь стало ясно, что «интересы» не совпали. Дилерский сервис выставил счет на сумму 67 596 рублей, то есть на 20 000 больше…
По калькуляции видно, что поврежденная дверь задка, как и отмечала экспертиза страховой компании, подлежит замене. Но ее стоимость в «голом» виде в данном случае составляет 31 000 рублей, а с учетом петель (по 2000 с хвостиком) это уже больше половины чека. Было чем озадачиться. Когда о данной нестыковке было доложено «наверх», поступило предложение заняться поисками альтернативных путей решения вопроса — хотя бы для понимания конъюнктуры рынка.
Первичный сбор информации выявил, что такая дверь на просторах России предлагается немногим дороже 20 000 рублей, но без учета доставки. В одном местном магазине удалось обнаружить в наличии дверь (по прейскуранту еще для Chevrolet Niva, но различий не должно быть) за 26 500 рублей и петли за 970 рублей. К тому же в альтернативных кузовных мастерских, где приходилось объяснять на пальцах или при помощи фотографий суть проблемы, тоже склонялись к замене двери. Предварительные цены за работу с покраской называли в 15 000–17 000 рублей. Однако все нюансы, конечно, могли учесть только при натурном осмотре. Причем некоторые кузовщики не исключали возможность и ремонта родной двери, но обязательно «нужно смотреть».
В любом случае у дилера надо было забирать машину, которая уже долгое время без движения стояла на улице. Но здесь, как нарочно, ударили морозы под 40. Памятуя о последних приключениях с аккумулятором, рассчитывать на беспроблемный запуск двигателя в таких условиях не приходилось. Во всяком случае, без дополнительных мер воздействия. Но обо всем уже в следующий раз.