Как сообщалось в предыдущей записи, после агрегатного ремонта Тревел выгнали на улицу, где он несколько дней простоял около офиса сервиса в ожидании дальнейшей участи. Год подходил к концу, надо было закрывать все «долги», то есть оплачивать по счетам, забирать машину и готовить ее к кузовному ремонту.
Тут грянули морозы, пришлось дистанционно просить сотрудников сервиса позаботиться о готовности машины к выезду. Как это было, застать не удалось, скорее всего, зарядили аккумулятор или «прикурили», но 28 декабря 2021 года внедорожник «бил копытом» в ожидании хоть какой-то движухи.
Двигатель по-прежнему журчит, трансмиссия в рабочем состоянии, а главное, Тревел едет по зимней дороге бодрячком. Подъем в скользкую горку — как по асфальту, хотя при торможении и в поворотах фрикционные «Бриджи» напоминают — резвиться не стоит. Да какой там — дверь задка перекошена и на скотче, если и надо что-то штурмовать, то только кузовные сервисы.
Свою минорную ноту в этот день внесло и письмо от «Ингосстраха» с уведомлением об отказе возмещения ущерба по каско. В таком типовом казенном виде:
Конспективно и простым языком это можно изложить так: поскольку не было оформлено ДТП, то мы отказываем в признании страхового случая, то есть ничего выплачивать не будем. Но когда отремонтируете за свой счет, все равно нужно представить машину нам на осмотр, чтобы зафиксировать факт восстановления узлов — иначе в дальнейшем при схожих повреждениях мы снова откажем. Можно предположить, страховщик «заранее» знал, что платить не будет, а все действия с экспертизой были организованы ради собственной же «перестраховки». Ну и для приличия протянули со своим заключением.
Конечно, по результатам были переговоры с инспектором страховой, причем по федеральному каналу связи, поскольку местное отделение по телефону вообще недоступно. Аргументы с их стороны такие: даже если нет связи, надо оставлять машину, добираться до «цивилизации» и сообщать гаишникам. Вы этого не сделали, почему? Вопрос повисает в воздухе. Да, почему? Растерянность, неопытность, скоропалительное решение срочно вернуть машину на «базу» — тут все в кучу.
Вместе с тем на исходе года надо было приступать к лечению второй контузии. Как уже сообщалось, была попытка оценить ремонт «задка» там же, в кузовном цехе сервиса АвтоВАЗа. Где всю работу «под ключ» посчитали на 67 596 рублей. Причем в этой калькуляции только за одну новую дверь в «голом» виде просили 31 019 рублей. Тогда как возмещение ущерба по ОСАГО от страховой компании «Ресо-Гарантия» в денежном выражении составило 47 200 рублей.
Была дана команда: искать альтернативные варианты ремонта. Первые же пробные попытки выяснить «рынок» давали неоднозначную картину с разбегом от 15 000 до 30 000 рублей без учета двери, которую кузовщики единогласно просили новую. Причем в регионе, где ВАЗы по распространению уступают «Япам», не все специалисты в курсе цен: «Ну сколько такая дверь новая стоит, десятку?».
Нет, не «десятку». Под заказ, как мы уже знаем, «тридцатка» с лишним, тогда как в наличии в местной торговой сети данной кузовной детали «не водится». Может, на разборки еще обратиться? Однако в одном магазине все же удалось обнаружить такую панель: за 26 500 рублей плюс петли за 970, итого 27 470 рублей. Но это дверь по прейскуранту еще для ВАЗ-2123, то есть Chevrolet Niva. А есть ли принципиальная разница в пятой двери до и после рестайлинга?
По всему выходило, что нет: если облицовку у Тревела вместе с передними крыльями «подрихтовали» изрядно, то заднюю часть вряд ли. Обращение к разным источникам, визуальные сравнения — по фото и вживую, только убеждали в этом. Единственно, чем отличалась внешняя панель двери у «рестайла»: отсутствием выштамповки над рукояткой и, соответственно, новыми шильдиками с названием Niva Travel слева внизу двери и размашистыми буквами Lada справа над ручкой открывания. И вся оснастка: стекло, замок, шарниры, крепление «запаски», отделка, очиститель с омывателем — вряд ли претерпели изменения.
В общем, ориентир оставили на эту «шнивовскую» дверь, но предстояло главное — найти подходящий кузовной сервис. Как раз после выезда с агрегатного ремонта Тревел отправился в «турне» по таким заведениям. И вот при знакомстве вживую оценки специалистов уже выглядели более «кучно»: не меньше 25–30 тысяч в лучшем случае. Причем однозначно уже не в этом году («смотрины» проходили 28-29 декабря 2021-го). И в связи с наступающими каникулами точных ориентиров на свободную дату и сроки ремонта никто не называл. В общем, решено было взять паузу, отогнать Тревел встречать Новый год в полюбившуюся ему «берлогу».
Как только по окончании праздников вокруг зарделась деловая жизнь, актуальность ремонта вновь напомнила о себе. Решено было все же брать имеющуюся в наличии дверь: как говорится, лучше синица в руках. Тем более цена за «нее» оставалась прежней, тогда как за «журавля» в новом году с доставкой могли уже и накинуть.
Собственно, а сможет ли «Нива» сама привезти себе багажную дверь? Вопрос не праздный: деталь все же не мелкая, а заказывать доставку — дополнительные расходы. На всякий случай договорились с товарищем на «микрике», но его помощь не понадобилась. Предварительные замеры (по ширине и высоте) показали, что панель должна свободно разместиться поперек задней части салона, то есть «в ногах» задних пассажиров (другого варианта погрузки и не было).
В общем, Тревел сам отправился за кузовной деталью, и с погрузкой действительно не было никаких проблем — «залетела» как к себе домой. Правда, сама процедура передачи дверной панели слегка забуксовала из-за бумажной формалистики, а также не обошлось без курьезов. Была суббота, когда мужская половина коллектива магазина отдыхала. Женщина-продавец сама вынесла эту деталь (не легковесную так-то) со склада. «Ну зачем же, мы бы сами!». Она отмахнулась: «Ничего, я привычная». А еще ремонтные петли немного посмешили своим видом, в том числе упаковкой: как будто изделия поступают прямиком со школьных уроков труда. Цена за них всего 970 рублей, но подойдут ли?
Оставалось определиться с местом ремонта. Из того объема информации, полученной из специализированных сервисов, не в последнюю очередь важно было место их расположения: хотелось как можно ближе (в своем районе). Чтобы была возможность «контроля» за ходом работ — то есть навестить в любое время, по обстановке оперативно внести коррективы. Из всех предложений наконец такой сервис был определен: с нормальным соотношением цены, отзывов и прочих составляющих. Договорились с руководителем и в назначенный день (с ожиданием недели) «Нива» переместилась в соответствующий бокс многопрофильной СТО. Как положено, с оформлением заказа, выпиской акта о приемке, и в работу взяли без каких-то проволочек — все чин чином.
Но не тут-то было: пришлось вернуться в сервис в этот же день. Позвонил руководитель и объяснил, что вышла загвоздка, все оказалось сложнее, чем можно было подумать. Не знают, как быть: шарниры к торцу двери приварены, стали прикидывать нюансы работы, нет решения, как все четко подогнать, «здесь даже с завода ограничитель открывания двери на закладках установлен». Мол, до этого меняли двери на иномарках, было понятно, проще. А еще и стекло, как оказалось, у «Нивы» тоже вклеиваемое, а это дополнительная работа и оплата.
Уже на месте мастер не стал скрывать, что с такими случаями еще не имел дело, и не хотелось бы связываться, когда нет уверенности в качественном результате. «Вы обратитесь в сервис АвтоВАЗа, там наверняка помогут». Что ж, спасибо, давайте сворачиваться. Корму немного «раздели», но саму дверь не снимали, поэтому вернули все в исходное состояние быстро. И платы за знакомство с «неизвестным науке зверем» никакой не взяли.
Пришлось ехать в один из других сервисов, где тоже было предварительное общение с приемлемой по бюджету оценкой работ. Но теперь, при более детальном осмотре и уже другим мастером, все повернулось иначе: «Сделаем, и даже на старых петлях, но стоить будет 47, так и быть, со скидкой 45»…
Вот так, лавировали-лавировали, да не вылавировали. Ну что ж, оставалось отдышаться и дальше искать. Другой сервис не отказал, но уже все было плотно занято: «Только через дней десять, не раньше, и цену тогда же озвучим». Ради интереса не обошлось и без обращений в альтернативные гаражные сервисы. Частный мастер с репутацией пообещал все сделать (с учетом наличия «нашей» двери) максимум за двадцатку. Но без каких-либо отчетных документов. В случае с «физлицом» вариант нормальный, поскольку в этом случае сумма укладывалась в страховую выплату. Но для «юриков» нужны бумаги, поэтому нет.
Ладно, а может, и впрямь снова обратиться в кузовной цех СТО АвтоВАЗа? Так сказать, с новыми исходными данными: дверь есть, петли, шильдики приспособить родные (несмотря на замятость одного из них), а там все же должен быть опыт работы с такими случаями.
Созвонились. Представитель кузовного цеха не упустил возможности покапризничать и понабивать цену: «Так вы купили неоригинальную дверь, не заводскую, может, она некондиционная, будет проблематично подогнать по месту». Тем не менее предварительно сошлись на 30–35 тысячах и договорились загнать машину. Причем, что стало решающим фактором — без особых отсрочек, всего через три дня. Пока время шло, на всякий случай пришлось изучать теорию вероятности покупки «кривой» детали. В том числе довелось выслушать обнадеживающие мнения других людей, связанных с кузовным ремонтом: «ВАЗ и не оригинал? Это интересно, они же по сто лет одни и те же детали штампуют, что там и куда может не подойти? Это же не ламбодверь какая-нибудь!».
В назначенный день и час (5 февраля) разбуженный с утра пораньше Тревел в очередной раз покатил пытать счастье в уже знакомые места. Получается, с момента, как автомобиль после агрегатного ремонта покинул корпоративную станцию в конце года, прошло немногим больше месяца, когда он появился там вновь. Пробраться в кузовной цех все равно надо было через зону общей приемки.
Встретили радушно, с улыбкой: «Что-то давненько вас не было». И то верно: дромовский Тревел с мая 2021 года был регулярным здесь «бюджетообеспечителем» — как за плановое и гарантийное, так и форс-мажорное обслуживание.
Уже в самом кузовном цехе обстановка оказалась суровой. Менеджер с ходу «забраковал» привезенную панель двери: тут вот и налет с ржавчиной имеется (долго валялась на складе), и коцка есть на левой рамке (действительно, до этого никто не заметил). Может, тянуть левую боковину придется. В общем, сценарий приемки оказался скептический: стоимость работ может вырасти до 40 000 рублей. «Будем разбирать, смотреть, что и как». Был четверг, в субботу-воскресенье у кузовщиков здесь выходной, пообещали позвонить в понедельник.
Позвонили. И сообщили следующее: «Что-то дверь ваша не подходит, мы ее предварительно подвесили, но фонарь мешает открывать, нужна оригинальная дверь, наверняка там другие выштамповки. Или надо фонари плоские ставить, как у “Шнивы”…».
Эти слова из кузовного цеха АвтоВАЗа не прозвучали, а будто ударили обухом по голове. Сразу заискрился миллион мыслей. Не может быть! Или может? В предыдущем же сервисе отказались работать, что, и впрямь есть какие-то несоответствия? Так теперь и дверь в магазин не вернуть. Да не, брехня, надо разбираться.
Действительно, задние фонари у Тревела более выпуклой формы. Но! Во-первых, есть примеры, когда владельцы «Шевиков» сами устанавливают «тревеловские» фонари (потому что нравятся как элемент улучшения стайла) и ничего у них не задевает — об этом есть отчеты в интернете. Во-вторых, все же не могли на заводе при рестайлинге пойти на такой дорогостоящий шаг, как изменение формы багажной двери — это уж слишком.
Так что, ребята, надо как-то приспосабливать эту дверь, находить правильный угол открывания. Они тоже согласились, что погорячились с выводами, и пообещали вскоре сообщить новости. Буквально через пару дней голос на том конце провода уже вселил оптимизм: все получилось, установили как надо, продолжают заниматься, скоро закончат. Ну вот, совсем другое дело! Еще через три дня, собственно, все было готово, после некоторых формальностей можно забирать машину.
И цену в итоге сформировали «промежуточную» между ранее озвученными цифрами — 35 375 рублей. Если суммировать с дверью (27 470), получается 62 845. То есть некоторая экономия все же получилась, но только по отношению к первоначальной (до новогодней) калькуляции «все включено» в 67 596 рублей. С профитом 4751 рубль. Тогда как переплата по сравнению с денежным возмещением от «Ресо-Гарантии» составила 15 645 рублей.
И вот он, волнительный момент «выкатки» «Нивы» из кузовного цеха. Неужели это ты? Без скотча, с нормально закрытой пятой дверью — без видимых перекосов, гуляющих зазоров (а говорили сначала — «не подходит»). И все вроде бы «в цвет». Тут еще такой нюанс: машина загонялась слегка запыленная и замызганная, но на посту приемки сошлись на том, что мыть кузов «Керхером» не надо, чтобы вода не натекла в багажник. Ограничились только промывкой колесных арок. Поэтому некоторый диссонанс свежевыкрашенной детали, еще без единой дорожной пылинки, с кожухом «запаски» и боковин вполне допускался.
Ручка поддается, замок срабатывает, дверь открывается без скрежета и прочего шума, ничего не задевает (в том числе фонари), захлопывается без усилий, с нормальным таким клацаньем. Омыватель и стеклоочиститель функционируют, вся родная обшивка на месте. И оригинальные тревеловские шильдики (орнамент) никуда не делись, все на месте, правда, с некоторым апгрейдом.
В общем, приемо-сдаточные процедуры прошли благополучно. Что ж, поехали! Однако первые же километры движения омрачились явным поскрипыванием как раз со стороны багажника. Звук, похожий на контакт резины с металлом. Уплотнитель двери? Но какой? Ведь кроме уплотнения по периметру есть и другое.
При установке новой двери требуется такая важная «мелочь», как регулировка шипа (устройство фиксации двери в проеме), который в позднем исполнении «Шевиков» и теперь Тревела имеет вид такой вот резиновой шайбы. Может, шип в свое гнездо садится не точно? Но дверь закрывается и открывается довольно четко, без лишних звуков и каких-то сопротивлений.
Но вот что «прикольно»: при последующем испытательном выезде со стороны двери ни разу ничего не «пискнуло», даже на «покатушках» по пересеченной местности. Так что пока это явление запишем в разряд мистических. Надо добавить, что без экстремального диагонального «вывешивания», но машину специально останавливали на перегибах и «хлопали» дверью — все функционировало без замечаний.
Правда, выяснилось, что в торце левой боковины кузова остались проплешины на эмали. Когда дверь «вжали» при ДТП, при последующих закрываниях-открываниях она кромкой панели все же потерла краску. И это как раз к тому, что по ряду объективных причин не было возможности периодически заглядывать в сервис, чтобы в ходе ремонта что-то скорректировать на месте.
Итак, эпопея, а точнее, простой зимнего сезона 2021-2022 годов для Тревела обошелся недешево. С учетом вышеуказанных затрат, а также проведенного до того агрегатного ремонта (25 186 рублей), в сумме получилось 88 031 рубль. Из них компенсационных только 47 200. Еще были некоторые затраты на топливо (требовалось для коротких поездок) и сезонную переобувку, но это не так много. Что дальше, на данный момент пока неизвестно. «Нива» открыта для креативных предложений.