«Сюда вообще можно на машине взобраться?». «И как потом спуститься?». Дважды в районе своего дома в Абрау-Дюрсо подъезжал к крутой лесной дороге, ведущей в поселок Дюрсо. Но не рискнул штурмовать эту вершину на машине в одиночку (нет ни опыта, ни навыков) — только спешившись. Помочь проверить Тревела на вертикальное восхождение (благо таких дорог в окрестностях Новороссийска хватает) попросил ребят из офф-роад клуба «Маркотх». И поехали мы в ясный октябрьский день (при плюс 18), что естественно, на Маркотх — вершину Маркотхского хребта.
Вроде и много где был в горах России (и не только — Альпы, к примеру, тоже приходилось переезжать), а на Байкале и бóльшую часть жизни прожил, но только в окрестностях Новороссийска увидел честные горные дороги. Которые не петляют трусливо вдоль подъема серпантином, а взлетают на вершину почти напрямую — «в лоб». Вот именно такой путь нам и предстояло покорить. Посмотрите на фото внимательно — а вы бы рискнули сюда взобраться на «гражданском» 80-сильном вседорожнике?
Главным нашим провожатым стал прекрасный парень и опытный джипер Алексей Мосендз. Чтобы подстроиться под его график, пришлось перенести заезд на неделю: Алексей в предыдущие выходные был пилотом в популярном на юге трофи-рейде «Маратуки» (фото сделано по завершении нашей акции).
Собственно, и маршрут акции «Восхождение Тревела» предложил Алексей — подняться на Маркотх (хребет тянется на 90 км от Новороссийска до Геленджика) предстояло по дороге «вдоль газовода». Этот путь в Новороссийске хорошо видно, в том числе и с федеральной трассы, вот только мало кто верит (как показал опрос), что по нему можно проехать на обычном внедорожнике.
В назначенное время в назначенном месте собрались семь автомобилей. Но на штурм вершины отправились не все — Шеви «Ниву» Алексея оставили на парковке, а Toyota Land Cruiser 60 и Isuzu Vehicross то ли поломались, то ли решили не рисковать.
Перед стартом потерли с прожженными джиперами о том, что делать, если «Нива» при подъеме вдруг заглохнет, потеряв обороты, забуксует, или попросту поломается из-за повышенных нагрузок. Ответов на этот вопрос у опытных джиперов не было, ситуация признавалась почти катастрофической. Съехать назад задом — практически невозможно. Зафиксировать автомобиль ручным тормозом, чтобы погазовать и стартануть по новой с высоких оборотов — не получится: не удержит «ручник» на таком уклоне. Ну а если поломка (условия подъема все же экстремальные) или пробитое на острых камнях колесо… Фатум, безысходность! Думать об этом перед стартом не хотелось.
Доехали до места, задействовали пониженный ряд трансмиссии (увеличивает тягу более чем в два раза) и заблокировали дифференциал. Это возможности уже не кроссовера, каким может показаться слегка пижонистый снаружи Тревел, а внедорожника.
Маршрут был разбит на три этапа. Первый — достаточно затяжной, метров 200, пологий подъем. Разминка, так сказать!
Особой сложности для восхождения он не доставил, Тревел взобрался сюда играючи.
Собственно, как и для всей команды.
Далее градус преодоления нарастал, а дорога становилась более сложной по рельефу — острые камни, продольные и поперечные колеи, набитые стекающей с гор в половодье водой. Давление в колесах уменьшили с базовых 2,0 до 1,8 атм.
И — вперед, на штурм вершины.
Вот как это выглядело в динамике:
Собственно, и этот подъемчик вся компания взяла легко. Но впереди был самый сложный — по углу наклону и рельефу — третий этап. Устроили импровизированное оперативное совещание.
Вопрос — по какому — правому или левому «руслу» дороги штурмовать вершину? Выбрали левый — более сложный!
Меня, как «главного по фотосъемке», доставили на вершину на Гелендвагене, который взобрался на Маркотх не поперхнувшись, как на параде. «Нива» на этот раз замыкала колонну, и опытные джиперы, уже покорив вершину, гадали — возьмет ли она высоту. Были, были сомнения! Максимальный угол преодоления подъема у «Нивы» — 35 градусов, и, как показали кренометры внедорожников, на этом подъеме показатели были приближены к такому значению. И сложное каменисто-щербатое покрытие, а ведь коэффициент сцепления шин с дорогой в таких условиях во многом и есть залог преодоления.
Затаили дыхание… Но вопреки сомнениям оказалось — путь наверх Тревелу дался легко, пусть для этого и потребовалось мастерство пилота. Вот заезд, снятый со стороны.
А вот — с видеорегистратора.
На вершине картина нам открылась поистине эпическая.
Товарищи по этой акции утверждают, что мало кто сюда вообще добирается и это все видит.
Конечно же, запечатлели «Ниву» в столь пасторальном окружении.
И поехали на спуск.
Небольшая фотосессия у заброшенного карьера. Земля здесь с давних пор промышленного освоения — добывают мергель, сырье для новороссийского цемента. Склон испещрен широкими промышленными дорогами, где-то вдали снуют монстроподобные карьерные самосвалы, пашут огромные экскаваторы.
И далее, уже спустившись — по прекрасному осеннему лесу.
Делимся с Алексеем (он же — наш «шевинивавод») впечатлениями — а какой же все-таки максимальный угол съезда-въезда способна преодолевать «Нива». Согласно техническим характеристикам — 49 градусов. А вот и шанс проверить это представился.
Проходит такой уклон Тревел спокойно, хотя Алексей и сетует на излишнюю величину переднего свеса.
Партнеры по заезду с этим спецучастком расправляются еще проще, но то — дорогие подготовленные внедорожники. А у нас — всего лишь гражданская «Нива» Тревел.
Вот как это выглядело в динамике.
На этом приключения не закончились: впереди достаточно сложный грязевой спецучасток. Напомнил мне преодоление «самой плохой дороги в мире» по восточному берегу монгольского озера Хубсугул. Тогда чудеса творил SsangYong Korrando c водителем-монголом.
Впрочем, в глубинке России такая дорога — повседневная обыденность, и здесь Тревел — просто в своей стихии. Собственно, уверенность в преодолении таких дорог — главный потребительский плюс автомобиля.
Вот тот же эпизод в динамике.
Правда, наш пилот Алексей постоянно сетовал на низко посаженную защиту двигателя — достаточно сильные удары именно в переднюю часть мы периодически и пропускали. И на величину переднего свеса, усугубляемую раздутыми бамперами. И совсем не внедорожные качества покрышек Cordiant All-Terrain с мелкой нарезкой протектора. Да, клиренс у нас заметно меньше, чем у партнеров по маршруту, но его на отчетном участке хватило, пусть прохождение иногда и было «на грани». Тех, кому интересны пределы проходимости «Нивы» в «болотных условиях», отправим к этому посту.
Потом мы долго петляли — медленно и уверенно поднимались вверх по лесным дорогам и вновь вынырнули на вершине Маркотхского хребта, но уже совершенно в другом месте — в районе бухты Новороссийска.
И не столько ради любования открывшимися морскими далями и мощью одного из крупнейших в России морского порта…
…сколько для финального на сегодня испытания — крутого каменистого спуска.
Это был самый головокружительный, но совсем не опасный аттракцион: Алексею еще раз пришлось продемонстрировать свое мастерство, но тандем с «Нивой» ни на секунду не позволил усомниться в соответствующих способностях русского внедорожника.
Вот как это выглядело с места пилота. Захватывает дух?
«Нива» справилась со всеми поставленными задачами, хотя по восхождению и спуску они не казались очевидными. По крайней мере для автора, не сталкивающегося ранее со столь крутыми дорогами. Наш пилот, услышав про увлечения пешими прогулками по заповедным горным маршрутам, искренне недоумевал: «А зачем ходить по горам пешком, когда у вас есть “Нива”?». Примем как итог этого горного теста.