20 лет… По меркам мирового автопрома — гигантский срок, который не выдерживает почти ни одна современная модель. Но в России все иначе: здесь, где до сих пор остаются в продаже справившая свой 40-летний юбилей «Нива» и 60-летнюю годовщину — «Буханка», 20 лет — это и вовсе не срок! Напомним читателям, что прообраз сегодняшней Lada Niva Travel — ВАЗ-2123 — появился в 1998 году, а в 2001 году пошел в серию в виде Chevrolet Niva. Нынешний Патриот начался с ульяновской модели УАЗ-3160 в 1997 году, которая позже превратилась в Симбир, а в 2005 году стала тем самым УАЗ-3163. Ну а что же Haval H5? Сейчас уже мало кто помнит, что это процесс эволюции внедорожника Isuzu Axiom, который сначала производили в Штатах (2001–2004 гг.), потом он переродился в Hover с разными и индексами и, наконец, стал Haval H5.
Почему многие россияне до сих пор отдают предпочтение этим, по всем признакам устаревшим моделям? Как правило, причин три. Первая — их банально не жалко. Вторая — это полноценные внедорожники. И третья — в наше время, когда цены на кроссоверы приближаются к трем миллионам рублей, а выбор в сегменте настоящих «проходимцев» все больше сужается, эти трое, по сути, остаются безальтернативными вариантами для тех, кто хочет часто выезжать на бездорожье, но на Прадо или Рэнглер не накопил и никогда не накопит. Чем же хорош или плох каждый из наших «олдскульных» героев?
Честно сказать, Haval H5 не сильно изменился с тех пор, как в начале 2000-х годов производился в Штатах как Isuzu Axiom. Тот же характерный силуэт, те же расширители колесных арок, та же отвесная задняя дверь, те же неудобные ручки не под естественный хват. После покупки линии производства китайцами из Great Wall и превращения в Hover поменялись бамперы и оптика, а перевоплощение в Haval принесло зеркала с «поворотниками», другие фары и решетку радиатора. Но если в 2001 году Axiom выглядел чуть ли не футуристично, то сейчас, спустя 20 лет, Н5 очевидно устарел и никакими дизайнерскими изысками не блещет. Да и глупо этого ждать от рамного автомобиля за 1 549 000 рублей.
Описывать внешность Патриота смысла нет — она основательно не менялась уже много лет и все мы к ней давно привыкли. Но постоянные обновления принесли с собой ряд изменений, которые немного освежили УАЗ: фары со светодиодными ДХО, зеркала с интегрированными «поворотниками», рейлинги, темная решетка радиатора, новые цвета и дизайн колесных дисков. Не нужно ходить за рулеткой, чтобы понять, что именно Patriot — самый габаритный внедорожник в этом трио. Значит, еще больше автомобиля за мало денег? Не так уж и мало — наш «топовый» УАЗ потянул на 1 489 900 рублей.
Новая Niva Travel — намного компактнее (почти на 70 см короче), но и существенно дешевле: «максималка» Luxe Off-Road нынче обходится в 920 900 рублей! Пожалуй, из этих трех именно Lada выглядит наиболее бодро, несмотря на свой серьезный возраст. «Виной» тому — обновление этого года, после которого «Шнива» заметно омолодилась. А ведь у автомобиля поменяли только переднюю часть, установили новую оптику и шноркель.
А вот с салоном Lada все не так гладко. Не поддающееся логике нагромождение рычагов, кнопок, клавиш, «крутилок», воздуховодов от «девятки» и совершенно инородного центрального дисплея говорит о том, что интерьер многократно пытались усовершенствовать и насытить самыми разными полезными опциями. Да, теперь у «Шнивы» есть кондиционер, все подогревы, вполне работоспособный тачскрин, понятная «приборка», удобный откидной подлокотник и иная обивка дверей, но стеклоподъемники — только спереди, эргономика — на троечку, дефлекторы вентиляции — хлипкие, руль не регулируется по вылету, сиденья — плоские, «музыка» продолжает работать даже при выключенном двигателе, а качество отделочных материалов не сильно улучшилось за эти 20 лет. Дешево и сердито.
Haval изнутри кажется побогаче двух остальных, в основном из-за полностью отделанных «кожей» сидений, перфорированной «баранки», толстенных дверных панелей и пластика чуть лучшего качества. Но если по существу, интерьер Н5 устарел так же сильно, как у «Шнивы», ни о какой дизайнерской проработке здесь нет и речи, а центральный дисплей выглядит совсем недорого и лишен навигации. Руль у Н5 также не регулируется по вылету, что вкупе с очень высоким полом (рама же!) делает посадку за рулем неудобной. А вот кнопки, заведующие выбором режима движения (2H, 4H и 4L), работают безупречно. Кстати, и сзади Haval не уступает УАЗу по запасу пространства для пассажиров, хотя подогревов тут нет, как и в тесной «Шниве».
Салон Патриота, пожалуй, выглядит наиболее современно, но в то же время проигрывает всем по качеству пластика, использованного в отделке, — жесткий, мрачный, разнофактурный. Но эргономика — очень неплоха: руль можно выдвинуть, кнопки удачно скомпонованы, блок «климата» не вызывает вопросов, а мультимедиа — с вполне приличной графикой и откликом. К тому же у Патриота в «топе» — удачные кресла спереди, с приятным профилем и достаточной боковой поддержкой. Сзади УАЗ — самый просторный, несмотря на вертикальную спинку, а его багажник и вовсе вне конкуренции по литражу.
После того как под капотом Patriot появился более мощный 150-сильный двигатель, с динамикой все стало намного лучше: по нашим замерам, пустой УАЗ вполне выезжает из 16 секунд, что отнюдь неплохо для такого тяжеловеса (2015 кг) на раме и с двумя мостами. Но еще более полезное нововведение — конечно же, 6-ступенчатый «автомат»: половина покупателей нынче выбирают именно такой вариант. И правильно делают, потому что взаимопонимание у мотора с коробкой передач образцовое при вполне адекватной реакции на газ. Такой дуэт делает Патриот намного комфортнее, чего не скажешь о подвеске — тряской, дубовой, с невнятной информацией на руле и внушительными кренами, но при этом совершенно непробиваемой.
Подвеску Lada пробить, конечно, можно, но для этого нужно очень-очень постараться — великолепная энергоемкость для легкого автомобиля с несущим кузовом! А какая плавность хода даже на самых убитых дорогах — просто восторг! Уверен, не найдется машины комфортнее за эти деньги. При этом повадки у «Шнивы» вполне легковые, как, скажем, у лифтованной «классики», коей она в некотором роде и является. Приятно, что после обновления Lada Niva Travel стала значительно тише и теперь вполне можно обойтись без ушанки на «раздатке». Но динамики у «Шнивы» как не было, так и нет: 80-сильного моторчика на обязательной «механике» хватает только для самой неспешной езды.
Haval H5 тоже бывает только на «ручке», но избирательность его механизма переключения лучше, турбодвигатель (легендарный 4G63 от Mitsubishi) почти в два раза мощнее «нивовского», отклик на газ четче, а снаряженная масса на центнер меньше, чем у УАЗа. Рабочий диапазон турбомотора на удивление неширок, но передаточные числа подобраны отлично, в результате чего Н5 становится самым быстрым автомобилем в этом тесте, хотя и изрядно скисает после 120–130 км/ч. Очевидные минусы Haval — пустой руль и самые увесистые крены в поворотах. Последнее, впрочем, неудивительно, учитывая длинноходность и комфортабельность подвесок. В этом — сила Н5 на бездорожье.
Погодные условия в этом году постоянно вносят свои коррективы в наши внедорожные испытания. Всему виной — огромное количество снега, который то выпадает, то тает, то замерзает, делая большинство препятствий непроходимыми для любого серийного внедорожника. На фото и видео выглядит все это довольно безобидно, если… не учитывать того, что глубина снежного покрова местами сильно выше колен. К тому же образовался в некотором роде «слоеный пирог», где между слоями наста притаилась вымерзшая снежная крупа. Если, продрав первый слой, движение все еще возможно, то, докопавшись до второго, машина тут же садится на брюхо. Так что наши «покатушки» на этот раз превратились в сплошной «тяни-толкай» — ну очень глубоко.
В таких условиях, очевидно, есть некоторое преимущество у Niva Travel, которая не только весит всего 1465 кг и имеет клиренс целых 220 мм, но еще и оснащена блокировкой «центра». Но сначала не забудьте включить «понижайку»: на рыхлых и вязких поверхностях «Шниве» особенно не хватает крутящего момента. Но если удалось все же ее разогнать, то есть шансы проехать по целине дальше двух остальных. Да и выдергивать Lada из снежного плена легче. Кстати, необходимо отметить, что у всех трех внедорожников есть штатные буксировочные проушины и спереди, и сзади.
УАЗ почти на равных сражается с Н5 по части геометрической проходимости. Ходы подвески Патриота чуть меньше, но свое решающее слово при диагональном вывешивании, конечно же, говорит задняя межколесная блокировка: по косогору Патриот ползет выше и увереннее. Но если идти небольшими ходами по снежной колее, то Haval со своей невиданной артикуляцией осей почти не уступает УАЗу. Слабое место Патриота — висящий спереди демпфер рулевого управления. У Haval вплоть до середины кузова — сплошная металлическая «лыжа», а система выпуска спрятана внутрь рамы. В «Шниве» выпуск находится выше моста или передней защиты, что делает его уязвимым только на самых крутых перегибах.
Как вы поняли, выбор у человека, желающего обладать новым внедорожником не более чем за 1,5 миллиона, не так велик.
Скажем прямо: этот выбор — так себе. А самое главное, что любому из этих внедорожников чего-то да не хватает. Lada Niva Travel давно плачет по более мощному двигателю и наличию хотя бы опциональной задней блокировки. Конечно, не помешал бы и более современный и просторный салон, и более объемный багажник. Но это все мечты: «Шнива» останется такой еще на несколько лет. С другой стороны, стоит Lada все еще меньше миллиона, и, по сути, прямых конкурентов у нее попросту нет.
Haval очень не хватает опять же задней межколесной блокировки. А еще «автомата» и правильной посадки. Длинноходная подвеска и 150-сильный моторчик отрабатывают просто на все деньги, и это дорогого стоит.
УАЗ однозначно оснащен лучше конкурентов — тут вам и два моста, и «блока», и столь желанный «автомат», и огромное багажное отделение. Но это по-прежнему весьма некомфортная подвеска, высокий шум, тяжелое управление и… цена почти в полтора миллиона рублей.
Haval H5 | Lada Niva Travel | UAZ Patriot | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1997 | 1690 | 2693 |
Мощность, л.с. при об/мин | 150/4200 | 80/5000 | 150/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 250/4200 | 127/4000 | 235/2650 |
Трансмиссия | |||
Привод | Подключаемый полный | Постоянный полный | Подключаемый полный |
Коробка передач | 6-МКП | 5-МКП | 6-АКП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Барабанные | Барабанные |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, торсионная (двухрычажная) | Независимая, пружинная (двухрычажная) | Зависимая, пружинная (неразрезной мост) |
Задняя | Зависимая, пружинная (неразрезной мост) | Зависимая, пружинная (неразрезной мост) | Зависимая, рессорная (неразрезной мост) |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4650х1800х1745 | 4099х1804х1690 | 4785х1900х2005 |
Колесная база, мм | 2700 | 2450 | 2760 |
Клиренс, мм | 204 | 220 | 210 |
Снаряженная масса, кг | 1905 | 1465 | 2015 |
Объем топливного бака, л | 73 | 58 | 68 |
Объем багажника, л | 810/н. д. | 320/650 | 650/1130/2415 |
Шины | 235/65 R17 | 215/65 R16 | 245/60 R18 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 140 | Н. д. |
Разгон до 100 км/ч, сек. | менее 18 | 19,0 | Н. д. |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 8,9 | 10,2 | 13,7 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 201/Евро-4 | Н. д./Евро-5 | Н. д./Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 1 399 000 | 762 900 | 1 230 000 |
Тестовый автомобиль | 1 549 000 | 920 900 | 1 489 900 |