Говоря об отечественном производстве, мы, конечно же, немного лукавим. И вот в каком смысле. Дело в том, что Chery Tiggo 4 собирают также в России, а кроссоверы Geely Emgrand X7 и JAC S5 приезжают к нам из стран Евразийского экономического союза — Беларуси и Казахстана соответственно. И только Changan CS35 Plus везут к нам из Китая: несмотря на то, что под Липецком была налажена сборка модели CS35, с «Плюсом» история уже не сложилась.
Конкуренты ли все эти «китайцы» для XRAY? Формально у них есть отличия и по общей длине, и по колесной базе — и все они не в пользу Lada. С другой стороны, разница эта не столь велика, чтобы нам отказаться от сравнения «Кросса» с четырьмя новинками российского рынка. Общего у них гораздо больше: схожие по мощности моторы, автоматические трансмиссии (у всех, кроме лишенного такой опции JAC), передний привод и довольно хорошее оснащение.
Есть, конечно, и разница в цене: все, кроме JAC S5, стоят дороже «Икс-Рэя», стоимость которого в максимальной комплектации, между прочим, уже вплотную приблизилась к миллиону рублей. Chery в топе стоит на 100 с небольшим тысяч рублей больше, а вот и Geely, и Changan предлагают доплатить за свои кроссоверы больше 200 тысяч. И это уже весьма серьезная сумма, которая наверняка заставит задуматься потенциального покупателя: а стоит ли? Задумались и мы: настолько ли эти «китайцы» лучше, что оцениваются в сумму, за которую можно купить проверенного бестселлера Hyundai Creta с 1,6-литровым двигателем и даже с полным приводом?
Если бы мы выбирали только глазами, то с легкостью бы отдали свои «кровные» за Changan CS35 Plus, который не только напоминает об отлично продающейся «классике» в лице Volkswagen Tiguan, но еще и щеголяет такими интересными деталями, как элегантные выштамповочки на крыльях или тeмная перемычка на задней стойке. Здорово выглядит автомобиль! Убери с него шильдики, и мало кто признает в нeм «китайца»!
Не теряется в плане дизайна и Chery. Новый Tiggo 4 выглядит вполне по-европейски — ладным, с правильными пропорциями и очень гармоничным дизайном. За такую внешность уже вовсе не стыдно, а некоторые элементы, как, например, компоновка задней диодной светотехники с хромированной планкой или элегантные изгибы на задних крыльях и бортах, смотрятся просто великолепно!
Очень неплох стал и XRAY после появления Cross-версии. Увеличенный дорожный просвет, развитый неокрашенный обвес по кругу, рейлинги под алюминий, сдвоенный патрубок выхлопа — все эти детали сделали образ более цельным и правильным. Но туполобый X-Face Лады понравится не всем, как и куцые задние фонари, а Х-образные выштамповки на боках не поругал нынче только ленивый.
Geely Emgrand X7 называют новой моделью, хотя по факту это довольно серьезный рестайлинг предыдущего Эмгранда. Видно, что как ни старались китайцы, коренным образом изменить внешность Х7 им не удалось. Все отнюдь неплохо спереди: Geely на все свои современные модели примеряет фирменную решетку радиатора, и это хорошо. Но задняя часть — тени прошлого. Излишне массивная, с почти вертикальной дверью и странной формы фонарями она явно не относится к произведениям дизайнерского искусства.
Ничего вам не напоминает максимально сопоставимый с XRAY Cross по цене JAC S5? Откуда этот явно устаревший биодизайн? Да-да, вы, безусловно, правы — S5 ну очень похож на некогда популярный у нас корейский кроссовер Hyundai ix35. При этом мы прекрасно знаем, что у JAC есть совместные предприятия только с Ford, так что оставим этот вопрос на совести китайцев. С точки зрения же обычного потребителя облик JAC не тянет на новый автомобиль в современном понимании. Увы.
Интерьер JAC, к сожалению, под стать внешности — весьма невзрачный и изготовленный из самых простых материалов: повсюду твердый черный пластик и вставки «под дерево», которые выглядят очень дешево. Ну а ступица руля, которая всегда у вас перед глазами, сделана из пластмассы такого качества, что невольно вспоминаешь о «китайцах» 15-летней давности. И оснащение S5 оставляет желать лучшего: здесь нет ни подогрева сидений с механическими регулировками, ни автоматической трансмиссии, ни «климата» (только кондиционер с блоком управления от Ford), ни «кожаной» отделки сидений (это прерогатива турбированной версии с 6-ступенчатой «механикой»), ни даже камеры заднего вида (также предлагается только для 2.0Т). Правильно сесть высокому человеку мешает отсутствие регулировки руля по вылету, а графика центрального дисплея напомнит вам об автомобилях, которые выпускались 15-20 лет назад. Но нельзя не отметить, что по запасу пространства JAC уступает только Geely, по объему багажного отделения он и вовсе лидер, а полноценной «запаски» на литом диске нет ни у кого из конкурентов.
Нельзя сказать, что в отделке нашей Lada использованы материалы гораздо лучшего качества, чем в JAC, но коричневые вставки — в унисон с приборной панелью с оранжевыми шкалами — делают салон гораздо веселее, «реношная» мультимедиа и навигация (такой роскоши нет больше ни у кого) — простоваты, но работают почти без сбоев, оптимальная посадка в «механическом» кресле находится без труда (версия Cross оснащена электроусилителем руля, в отличие от обычного XRAY, а платформа изрядно переработана, установлен новый подрамник), а в топовой комплектации вам предложат не только подогревы всех сидений, но также руля и лобового стекла, да еще и климат-контроль. Очевидные минусы XRAY в сравнении с другими — тесный задний ряд и не очень вместительный (меньше только у Chery), хотя и функциональный багажник с полноразмерной «запаской» под мощным фальшполом.
Пересаживаясь после этой парочки — JAC и XRAY — в любой из трeх оставшихся «китайцев», получаешь ощущение, что оказался в салоне автомобиля хоть на полступеньки, но все же выше по иерархической лестнице. Больше других старается новичок нашего рынка Changan CS35 Plus. Такой интерьер вполне подошел бы иному европейскому кроссоверу! Великолепный дизайн, удобные кресла, приятные материалы, ровная строчка, руль с подрезанным по хорде ободом, климат-контроль, широкоформатный мультимедийный экран, отделанный «кожей» центральный тоннель… Просто супер! Придраться хочется только к пресловутой ступице руля, нарочито изготовленной из жесткого пластика, неудобному сенсорному управлению «климатом», отсутствию подогревов задних сидений и не очень расторопной и к тому же с плохим переводом мультимедийной системе. Зато при длине колесной базы всего на 8 мм больше, чем у XRAY, китайцам из Changan удалось сделать гораздо более вместительный задний «диван». Да и багажное отделение CS35 Plus вмещает уже более 400 л поклажи.
Интерьер Chery лишь немногим попроще, в основном из-за того, что «кожей» здесь отделаны только руль (и здесь этот дешевый пластик в отделке ступицы!) и сиденья. Но зато кресла эти оказались самыми удобными и с самой явной боковой поддержкой. Правда, по вылету руль в Tiggo 4 не регулируется, а сам салон в передней части весьма компактен, поэтому высокорослым мы вряд ли рекомендовали бы этот автомобиль. В Chery все еще не обходятся без странностей в комплектациях: так, например, в топовой версии есть «кожаный» салон, подогревы всех сидений и руля, бесключевой доступ, модные наручные часы с возможностью автозапуска и даже управление жестами, но… нет климат-контроля! Ну и пара вещей, которые постоянно будут вас раздражать — медлительная, порой зависающая мультимедиа и «приборка», читать которую трудно.
Geely Emgrand X7 очень хочет казаться внутри дорогим автомобилем, чтобы оправдать самую высокую в тесте цену. В «кожу» здесь затянуты не только сиденья, но и руль, и даже дверные карты, как у Changan. Все это дело оторочено контрастной и аккуратной белой строчкой. Пластик, из которого изготовлены массивная передняя панель и верх дверей, — самого лучшего качества. Почему из него было не сделать руль? Загадка. А так — перед глазами всегда эта блямба. Явный эргономический просчeт — компоновка кнопок мультимедиа и «климата»: без бутылки не разберешься. Зато лишь «музыка» в Х7 (а также в XRAY) смогла без проблем разобраться с моей 32 Гб флешкой, хотя и с неправильной сортировкой треков — беда почти всех «китайцев». Кресла в Geely по-американски мягкие, посадка — вразвалочку (насколько это позволит нерегулируемый по вылету руль), но, нужно сказать, все же вполне удобная. Ну и, конечно, с такой колесной базой Emgrand просто обязан был оказаться самым просторным сзади. Пол багажного отделения высоковат, но по объему оно уступает только JAC S5.
При этом Geely оказался еще одним из самых тихих автомобилей этого теста. Пожалуй, меньше шумит только Changan. Но, к сожалению, все эти «утяжеления» — богатое оснащение и «шумка» — отрицательно сказываются на снаряженной массе (1615 кг!) и, как следствие, на динамике автомобиля. Если в заявленный 139 л.с. 2,0-литрового «атмосферника» с трудом, но все же можно поверить, то в динамику менее 12 секунд до «сотни» никак нельзя. Geely очень медлителен, его «автомат» с «длинной» шестой передачей нерасторопен, и поэтому в нашем импровизированном дрэг-рэйсинге он проиграл всем. Как мы ни старались, не удалось нам достичь и скорости в 170 км/ч — максимум 157 км/ч по спидометру. Зато Emgrand X7 оказался довольно комфортным автомобилем, на котором легко даются и дальние расстояния. Жаль, что клиренс у него совсем «детский» — всего 160 мм. Сказать же об управляемости толком нечего: он едет, поворачивает вслед за малоинформативным рулем с ощутимыми кренами, делает это исправно и вполне надежно, хотя и без малейшей искорки в поведении и с заметной раскачкой на волнах асфальта.
Впрочем, не только у Geely подвеска и рулевое управление настроены не очень удачно. Ну что поделать, не научились пока китайцы этому тонкому ремеслу. Уже умеют красиво рисовать, собирать качественные и удобные салоны, строить свои двигатели и трансмиссии, но с подвесками и рулежкой пока не очень-то ладится. Тут стоит, конечно, особо отметить Chery: у инженеров этой компании получилось настроить руль на Tiggo 4 столь здорово, что ехать на этом кроссовере по извилистым дорожкам очень даже весело! Чистое, незамутненное ненужной тяжестью усилие, чeткие реакции — класс! И если вы едете по ровной дороге, то получите удовольствие и от понятных откликов, и от хорошо отрабатывающей подвески. Подпортить впечатление, конечно, может не соответствующая ездовым качествам динамика (14 секунд до 100 км/ч). При этом отклик на газ, который обеспечивает хитрый вариатор с гидротрансформатором, у Tiggo 4 — самый острый, но на высоких оборотах мотор голосит так, что мало не покажется. Но даже на безобидном просeлке подвеска сдается тут же, делая перемещение в пространстве дискомфортным. Возможно, некоторым утешением владельцу при езде вне дорог станет весьма достойный дорожный просвет в 190 мм.
На фоне прыткого по ощущениям (но не по цифрам) Chery с вариатором Changan с «автоматом» (6-ступенчатый Aisin) воспринимается еще более задумчивым. Но по факту CS35 не уступает Tiggo 4. Да, для более или менее активного разгона автоматической трансмиссии приходится сбрасывать по две, а то и три передачи «вниз», но чему тут удивляться, если под капотом всего 117 «лошадок» (если верить ОТТС). К тому же моторный отсек Changan изолирован настолько хорошо, что двигатель слышно только на самых высоких оборотах. Да и вообще CS35 Plus получил бы твeрдую пятeрку за «шумку», если бы не задние арки, про которые словно забыли. А теперь позвольте вернуться к нашим «баранам» — подвеске и рулевому управлению. «Китайцам» до сих пор удаются уникальные явления в «природе». Вот, например, этот CS35 Plus: довольно жесткий на ровном асфальте, с минимумом кренов в виражах, при этом имеет какую-то непоколебимую страсть к небольшой раскачке на волнах дорожного покрытия. Очень странный симбиоз. Ну и рулевому управлению Changan далеко до уровня Chery. Нет, тут нет никакого криминала, и вы довольно неплохо чувствуете автомобиль, но почему во всем диапазоне присутствует какое-то навязчивое и ненатуральное усилие?
Как поведет себя ровня по цене Икс-Рэю — JAC S5, который без каких-либо переделок, по сравнению с китайской моделью, собирается в Казахстане и потом едет к нам в Россию? По сути, у S5 есть только пара настоящих достоинств: это «механика», которая позволяет самостоятельно контролировать тягу 2,0-литрового 136-сильного мотора, и подвеска, по уровню комфорта почти не уступающая Geely Emgrand X7. Но здесь свои напасти: «эс-пятый» любит подскакивать на неровностях, как мячик, крены в поворотах — самые внушительные, а руль — хоть и полегче, чем у Changan, но столь же малоинформативный. Честно говоря, устарел этот автомобиль давно, да и «адаптация» для России ему бы не помешала: как минимум нужен «автомат», подогревы, перенастройка подвески и улучшенная шумоизоляция.
Не думайте, что я специально какими-то окольными «китайскими» путями подводил вас к Lada XRAY Cross. Но так уж вышло, что на фоне новинок из Поднебесной именно XRAY, который всего на 8000 рублей дороже JAC S5, воспринимается самым сбалансированным и, с позволения сказать, доделанным автомобилем. Честным автомобилем, которому как никому из остальных, принимавших участие в этом тесте, подходит лозунг «быть, а не казаться». Насколько скучным и неудачным был обычный XRAY, настолько органичной и приятной стала версия Cross! Огромное количество изменений, внедренных «вазовскими» инженерами, не прошло даром. XRAY стал гораздо правильнее управляться. Да, руль у него все же немного «резиновый», но информации на нeм предостаточно, вибрации на него почти не передаются, усилие адекватное во всех режимах, а по уровню обратной связи лучше только Chery. Подвеска, которая во время первого теста показалась нам жестковатой, в присутствии конкурентов из Китая уже вовсе таковой не кажется. При этом она полностью сохранила свою потрясающую энергоeмкость и наплевательство к самым разнокалиберным неровностям: там, где на Кроссе можно гнать во весь опор, любой из конкурентов будет плестись с осторожностью и пробоями. Еще один немаловажный факт: XRAY Cross весит на 165–315 кг меньше, в результате чего даже с маломощным 113-сильным «ниссановским» двигателем и вариатором разгоняется быстрее всех остальных. Конечно, для этого и ему потребуются долгие 12,5 секунды, но все же именно он — чемпион этого теста по динамике. И не стоит забывать про дорожный просвет, как у «Форика» (целых 215 мм), и хорошую «геометрию» с короткими свесами!
Какие же выводы можно сделать по итогам этого теста? Китайцы заметно поднаторели в производстве кроссоверов за 1,5 миллиона рублей и дороже, однако в «бюджетном» переднеприводном сегменте они пока еще не столь хороши в том, что касается тонких настроек рулевого управления или подвесок. И это понятно, ведь нет ничего сложнее, чем совершенствоваться именно в этих направлениях. Вспомните, как тяжело в свое время — совсем не так давно — это давалось преуспевающим ныне корейцам.
В то же время даже в этом ценовом диапазоне стали появляться китайские автомобили с привлекательным дизайном, удобным салоном, хорошими материалами и достойным оснащением за разумные деньги. Но если к внешности почти любого нового «китайца» уже не возникает вопросов, то в интерьерах они все еще остаются: там недодумали, тут что-то странное прилепили, там что-то не так скомпоновали, тут лишили потенциального покупателя каких-то совершенно необходимых деталей в оснащении или возможных опций. И вот тут-то на арене появляется чуть более компактный и дешевый XRAY — додуманный, доделанный, сбалансированный, с достойной управляемостью и всеядной подвеской. Да, отделка и «шумка» не так хороши, как у китайских «топов». Да, моторчик все же тянет очень натужно. Да, сзади места совсем в обрез. Но ведь и разница в цене со всеми, кроме явно устаревшего JAC S5, выходит немалая. И починить XRAY Cross скоро можно будет в каждой деревне. А через года три-четыре и продать его, видимо, получится дороже.
Changan CS35 Plus | Chery Tiggo 4 | Geely Emgrand X7 | JAC S5 | Lada XRay Cross | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кузов | |||||||||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Хэтчбек (SUV) | ||||
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 | ||||
Двигатель | |||||||||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском | Безиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском | ||||
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно | ||||
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | ||||
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1971 | 1997 | 1997 | 1598 | ||||
Мощность, л.с. при об/мин | 128/н. д. | 122/5500 | 139/5600 | 136/5500 | 113/5500 | ||||
Крутящий момент, Нм при об/мин | 161/н. д. | 180/4000 | 191/4250 | 190/4000 | 152/4000 | ||||
Трансмиссия | |||||||||
Привод | Передний | Передний | Передний | Передний | Передний | ||||
Коробка передач | 6-АКПП | CVT (вариатор) | 6-АКПП | 5-МКП | CVT (вариатор) | ||||
Тормоза | |||||||||
Передние | Дисковые, вентилируемые | Дисковые, вентилируемые | Дисковые, вентилируемые | Дисковые, вентилируемые | Дисковые, вентилируемые | ||||
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые | Дисковые | Дисковые | ||||
Подвеска | |||||||||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | ||||
Задняя | Полузависимая, пружинная | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная | Полузависимая, пружинная | ||||
Размеры, объем, вес | |||||||||
Длина/ширина/высота, мм | 4335х1825х1660 | 4318х1831х1662 | 4540х1834х1707 | 4475х1840х1670 | 4171х1810х1645 | ||||
Колесная база, мм | 2600 | 2610 | 2661 | 2645 | 2592 | ||||
Клиренс, мм | 180 | 190 | 160 | 170 | 215 | ||||
Снаряженная масса, кг | 1465 | 1494 | 1615 | 1505 | 1300 | ||||
Объем топливного бака, л | 55 | 57 | 60 | 50 | 50 | ||||
Объем багажника, л | 403/950* | 340/1100 | 580/н. д. | 650/1680 | 361/1514 | ||||
Шины | 215/55 R17 | 225/55 R18 | 225/65 R17 | 225/55 R18 | 215/50 R17 | ||||
Динамические характеристики | |||||||||
Максимальная скорость, км/ч | 164 | 174 | 170 | Н. д. | 162 | ||||
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,3 | 14,0 | 11,4 | Н. д. | 12,3 | ||||
Расход топлива, л/100 км | |||||||||
Комбинированный цикл | Н. д. | 8,2 | 8,6 | 7,7 | 7,1 | ||||
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-5 | Н. д./Евро-5 | Н. д./Euro-5 | Н. д./Евро-5 | Н. д./Евро-5 | ||||
Стоимость автомобиля, руб. | |||||||||
Базовая комплектация | 1 169 900 | 1 029 900 | 1 139 990 | 899 000 | 854 900 | ||||
Тестируемый автомобиль | 1 219 900* | 1 109 900* | 1 274 990* | 971 000 | 979 900 |
*- До линии остекления