Помнится, нам обещали, что гибридные автомобили с суперконденсаторами вместо аккумуляторов перевернут нашу жизнь… Речь шла о ё-мобиле. И вот подобное решение действительно пошло в серию, только пионером в этой области стала не российская фирма, давно свернувшая свой проект, а марка Lamborghini. Флагманский суперкар Sian — первый гибрид в истории компании. Дром публикует перевод тест-драйва новинки, проведенного американским изданием RoadShow. К нему мы добавили свои комментарии о российском рынке супергибридов. Тут есть о чем поговорить: в ближайшие месяцы к нам прибывает 1000-сильный гибрид Ferrari SF90 Stradale.
Когда представители Lamborghini говорят, что ты сможешь провести несколько часов за рулем их первого серийного суперкара с гибридной силовой установкой, дождливая и холодная британская погода не станет препятствием на пути. Так я оказался в английской глубинке с ключами от Lamborghini Sian FKP 37 в руке. И в моем распоряжении — полигон в Миллбруке с испытательной «альпийской» трассой и скоростным кольцом.
Название Sian происходит от болонского слова, означающего «молния». Буквенно-цифровая приставка к имени машины появилась в память о Фердинанде Карле Пиехе, прежнем руководителе Volkswagen Group. Это тот самый человек, который помимо, прочего присоединил марку Lamborghini к фольксвагеновской семье. Число «37» взято от года его рождения (1937).
Подобных суперкаров построят лишь 63 — это намек на год основания Automobili Lamborghini (1963). Естественно, все экземпляры уже распроданы по предзаказам.
С первого взгляда Sian активирует те же нейтроны, которые в свое время взорвались в моей голове, когда я впервые увидел снимки Countach LP400 (пошедшего в серию в 1974 году — прим. переводчика). Как и у всех лучших Lamborghini, тут дизайн словно взят непосредственно из бурного детского воображения.
Но даже по меркам Ламбо новинка выглядит футуристично и диковато. Митя Боркерт, главный дизайнер Lamborghini, изо всех сил постарался наделить Sian огромным количеством цепляющих глаз деталей — со складками и вырезами повсюду. В результате суперкар дошел до той самой границы, за которой автомобиль начинает выглядеть нелепо, но не пересек ее. Я говорю, например, про «плавники» на корме — подобное смотрелось бы уместно на Cadillac Eldorado 1960 года. Смелое решение.
Интерьер, напротив, вышел достаточно сдержанным для Ламбо. В особенности спартанским сделан руль: ни одной кнопки или переключателя. Sian получил такой же крупный вертикальный экран «мультимедийки», как у Huracan Evo. Он размещен не очень удобно — слишком низко и далековато от приборной панели. Тем не менее с ним салон выглядит современнее, если сравнивать, скажем, с Aventador (на котором базируется Sian — прим. переводчика).
Здесь куча эффектных мелочей — начиная от защитной крышечки на кнопке запуска двигателя, словно это пульт запуска ракеты, а также напечатанных на 3D-принтере дефлекторов вентиляции и подсвеченного значка «Supercap» (суперконденсатор). И еще много всего подобного заставит окружающих думать, что вы приехали на космическом корабле.
Но главное скрыто «под кожей». Sian имеет в своей основе конструкцию от Aventador SVJ с таким же шасси и мотором V12. Однако еще есть маленький электромотор, благодаря которому перед нами — первый серийный гибрид Lamborghini.
Маленький экскурс в историю: давным-давно (в 2013 году), когда Ferrari, McLaren и Porsche явили миру свою, так сказать, святую троицу гибридных суперкаров, отсутствие Lamborghini в этом ряду бросалось в глаза. Тогда глава марки Стефан Винкельман решительно отверг идею выпустить нечто вроде Ferrari LaFerrari, McLaren P1 and Porsche 918 Spyder. Мол, это были машины, полные компромиссных решений, да к тому же излишне тяжелые. Запихнуть в суперкар крупную литий-ионную батарею попросту не входило в планы Ламбо. Перенесемся на несколько лет вперед: на Франкфуртском автосалоне 2019 года Lamborghini показала миру свой путь в электрическое будущее — Sian FKP 37.
От всех прочих гибридов Sian отличает отсутствие традиционных литий-ионных батарей. Вместо них за питание 34-сильного электромотора, интегрированного с коробкой передач, отвечает суперконденсатор.
Что такое суперконденсатор? Любой, кто заглядывал внутрь какого-нибудь разбитого гаджета, мог видеть маленькие цилиндры на печатной плате. Их способность быстро накапливать и отдавать большое количество энергии делает конденсаторы отличной альтернативой аккумулятору, если главное — это скоростная зарядка, а быстрое истощение — не проблема. Скажем, фонарик с суперконденсатором вместо батареи будет светить лишь час, зато подзарядить его можно всего за 60 секунд.
Эта способность быстро заряжаться и отдавать заряд снова и снова без ухудшения характеристик делает суперконденсатор хорошей альтернативой аккумулятору в случае с мягкогибридными суперкарами. Традиционная батарея дает устойчивый поток энергии длительное время, что обеспечивает электромобили достаточным запасом хода, но при этом приносится в жертву пиковая отдача и скорость зарядки. А суперконденсатор, наоборот, дает всплеск мощности, который действует короткое время, зато восполнить запасы энергии можно уже при следующем торможении. В данном случае Lamborghini не столько руководствуется благородными целями снижения расхода топлива, сколько использует это как лазейку: формально компания идет по пути всеобщей электрификации, но при этом не жертвует весом или гаммой двигателей.
Под капотом у Сиана — такой же атмосферный V12 объемом 6,5 л, как у Aventador SVJ. Разница только в титановых впускных клапанах и настройках блока управления двигателем. В случае в SVJ этот мотор выдает 770 л.с., а на Sian — 785 сил. Добавьте 34 л.с. от электродвигателя, и получите ошеломляющую мощность в 819 л.с. И стоить это будет от $2 млн до $3 млн в зависимости от комплектации. То есть в четыре (!) раза больше стандартного Aventador SVJ.
У обеих машин разгон до 100 км/ч занимает 2,8 секунды, а заявленная максимальная скорость — 350 км/ч. При старте с места помощь электромотора минимальна. Однако при наборе скорости он позволяет заполнить провалы тяги, обеспечивая более плавный и быстрый разгон.
Управление Sian — такой же волнующий процесс, какого и ожидаешь от Lamborghini с классическим V12. Если вы выведете Sian на гоночный трек, то получите такие же результаты, как и у родственного Aventador SVJ, который, кстати, установил рекордное время на Нюрбургринге (сейчас среди дорожных моделей Aventador SVJ на втором месте после Mercedes-AMG GT Black Series — прим. переводчика).
Единственное крупное отличие между автомобилями — в трансмиссии. У Sian и Aventador SVJ одинаковый 7-ступенчатый «робот» с одним сцеплением, но SVJ отличается весьма грубой сменой передач. Каждое переключение — акт насилия, и это может сбить вас с толку. Конечно, подобный характер добавляет драматизма такому эмоциональному автомобилю, как Aventador, но динамика от этого не выигрывает. Как и комфорт.
В свою очередь у Сиана электромотор помогает при переключениях, когда нужно сгладить разрывы в потоке мощности, и это делает смену передач такой же плавной, как у самых продвинутых коробок с двумя сцеплениями. Медленная езда становится гораздо комфортнее, а также улучшается стабильность машины при смене передач на высоких скоростях. На профилированном скоростном кольце Миллбрука в сильный дождь мне меньше всего хотелось, чтобы при переключениях на скоростях «за 220» автомобиль начало бы дергать вперед-назад. Разница в смене передач между гибридом и Aventador SVJ — небо и земля.
Впрочем, сглаживаются лишь переключения вверх, а понижение передачи по-прежнему происходит жестковато. И все-таки намного лучше. Это делает вождение Сиана чуть менее интригующим, но определенно с таким автомобилем легче в повседневной жизни.
Если не брать в расчет огромную разницу в переключениях передач, в остальном гибридная система практически не сказывается на характере суперкара. Суперконденсатор добавляет всего 34 кг веса, а поскольку электромотор встроен в трансмиссию, высота центра тяжести и распределение масс по осям тут практически как у Aventador SVJ.
Sian откликается на газ быстро и без рывков; вы мгновенно получаете всю необходимую мощь. 12-цилиндровому «атмосфернику» не требуется особой помощи в этом, но небольшая прибавка тяги от электромотора — позитивное дополнение. На закрученных сложных секциях миллбрукского трека, где тестируют управляемость, Sian использует свое полноуправляемое шасси, чтобы виртуально укоротить колесную базу, а огромный зацеп дает вам невероятную уверенность в поворотах.
Единственным ограничивающим фактором является обзорность. Lamborghini редко делает уступки в пользу комфорта и практичности, и Sian — не исключение. Посадка водителя чуть выше, чем хотелось бы в центральномоторном суперкаре. Притом что пространства над головой немного, а лобовое стекло круто завалено, приходится постоянно наклоняться вперед и «подныривать» под крышу, чтобы визуально контролировать апекс поворота.
Когда нужно влиться в дорожный поток, дело принимает пугающий оборот, поскольку в «слепых» зонах может притаиться нечто размером с дом. К счастью, все вокруг будут сами держать дистанцию — если не из-за внешности Сиана, то из-за его звука.
Громогласный рев двигателя — это ключевая черта Lamborghini, и было бы кощунством лишиться ее в случае с гибридом. К счастью, Sian следует традициям. Ничто не сравнится с воплем атмосферного V12.
Свободно дышащий V12 мог бы быть предан анафеме в электрическом будущем. Но за счет разработок, которые формально позволяют назвать автомобиль «электрифицированным» и при этом не заставляют жертвовать легкостью конструкции и гнаться за топливной экономичностью, Lamborghini может себе позволить продолжать использовать эти большие и ужасно громкие моторы. Sian является гибридом в том же смысле, в котором болид Формулы 1 — тоже гибрид. То есть технически он соответствует нормам, но это ни разу не Prius.
Комментарий Дрома: Этим летом или в начале осени в России начнутся официальные продажи главного конкурента Lamborghini Sian — 1000-сильного супергибрида Ferrari SF90 Stradale. В отличие от прежнего флагмана — LaFerrari — новинка лишилась мотора V12. Основной двигатель — расположенный в базе 4,0-литровый битурбомотор V8 серии F154, знакомый по многим другим моделям Ferrari. Здесь его отдача достигает 780 л.с. и 800 Нм. В связке с ним работают три электромотора общей мощностью 220 сил. Один расположен между ДВС и коробкой передач, а еще два — на передних колесах. Причем они имеют независимую систему управления, за счет чего автомобиль получил управляемый вектор тяги.
Если LaFerrari была обычным гибридом, то SF90 Stradale — первый подзаряжаемый гибрид марки. Он отличается фантастическим запасом хода: одного бака (и одной зарядки) хватает на 1115 км. Литий-ионный аккумулятор емкостью 7,9 кВт∙ч, расположенный за сиденьями, позволяет проехать 25 км исключительно на электротяге. Максимальная скорость при этом достигает 135 км/ч.
По динамике Ferrari SF90 круче, чем Lamborghini Sian: разгон до 100 км/ч занимает 2,5 секунды против 2,8. Это объяснимо, ведь Ferrari не только мощнее, чем Lamborghini, на 181 л.с., но и немного легче — примерно на 50 кг. И это притом, что гибридная надстройка у Ferrari весьма тяжелая (270 кг) за счет использования традиционных аккумуляторов. Таким образом, ставка Lamborghini на легкие суперконденсаторы пока не очень-то себя оправдывает. Но все-таки в одном SF90 чуть-чуть проигрывает: максимальная скорость — 340 км/ч, что на 10 км/ч хуже показателя Ламбо.
Важное преимущество Ferrari SF90 заключается в том, что это не штучный товар с ограниченным тиражом, как Sian и LaFerrari, а вполне серийная модель (по меркам суперкаров). Это означает, что она гораздо дешевле. Если LaFerrari стоила 1,2 млн евро, а за Sian просят 1,5–2,5 млн евро, то SF90 стоит «всего» в районе полумиллиона евро. Российские цены объявлены: в прошлом декабре можно было сделать предзаказ по «льготной» цене в 34 000 000 рублей, а с Нового года минимальная цена выросла до 41 000 000.
Если интересует скоростной гибрид подешевле, имеет смысл обратить внимание на самую мощную версию Porsche Panamera Turbo S — с приставкой «E-Hybrid». Она развивает 700 л.с. и стоит от 15 130 000 рублей. Такая Panamera способна набирать «сотню» за 3,2 секунды, а максимальная скорость достигает 315 км/ч.
Под капотом тут 4,0-литровый битурбомотор V8 мощностью 571 л.с. Ему помогает 136-сильный электродвигатель. Емкость батареи после прошлогоднего обновления увеличена до 17,9 кВт·ч, и пробег на электротяге достиг 50 км.
Все бы хорошо, но ради скорости лучше все же брать «обычный» Turbo S, который развивает на 70 л.с. меньше гибрида, но за счет меньшей массы (минус 320 кг) он разгоняется до 100 км/ч на 0,1 секунды быстрее.
Если же скорость не так важна, но хочется получить именно гибридный спорткар с минимальным расходом топлива, то Porsche предлагает модификации попроще: Panamera 4 E-Hybrid (462 л.с.) и 4S E-Hybrid (560 л.с.). Они тратят всего 2,6–2,7 л бензина на 100 км в смешанном цикле. Цены — 9–10 млн рублей.