Что ж, мы решили, что публике, особенно той ее части, которая и не собирается пересаживаться на электротранспорт, почему-то интересна практика — то, чем может заниматься реальный водитель электромобиля. Поэтому, открыв, наконец, учебник физики, мы обнаружили такой феномен, как неподрессоренные массы. Собрав редакционный совет, проведя серьезные исследования и опросы федерального масштаба, мы решили попереобувать обе наши «электрички», чтобы понять, как привычный элемент пролетарского тюнинга — замена колес штатного размера на нештатный — повлияет на поведение, динамику и, главное, аппетит наших ниссановских «листков».
В прошлый раз наши эксперименты с облегчением Nissan Leaf ZE1 стоили нам всего 500 рублей, которые пополнили бюджет Приморского края. Никто и не догадывался, что банальная замена колес обойдется редакционному бюджету в без малого 30 000 рублей и с большой долей вероятности спасет водителя и пассажиров Leaf ZE0 от неприятного инцидента в будущем. А может, и других участников дорожного движения.
Начиналось все банально — 16-дюймовым колесам с ZE0 предстояло переместиться в колесные арки ZE1, а «батя» должен был примерить 17-дюймовые тапки потомка помоднее. На дисках диаметром дюймом больше ZE0, конечно, преобразился. Этакий пижон в возрасте. Только электрическая одышка стала проявляться еще острее — ZE0 и в стоке-то совсем не дальнобойщик, а на колесах побольше и вовсе превращается в хипстерский электросамокат, который сгодится разве что для того, чтобы сгонять в кофейню, потом ненадолго в коворкинг, а затем обратно к розетке. Но это было ожидаемо, а вот то, что на 17-х дисках Leaf ZE0 начнет издавать звуки деревянной колотушки, попавшей в руки голодному до шума ребенку, неприятно удивило.
«Так мы колесо недостаточно затянули!» — всплеснули руками механики. Затянули, поехали — стучит.
Пришлось поднимать машину на подъемнике, чтобы увидеть — передние стойки готовы были в любой момент, подобно ракетам Space X, выстрелить в приморское небо.
А все потому, что у Nissan Leaf ZE0 2014 года выпуска (с пробегом 55 000 км, на секундочку) попросту сгнили верхние опоры стоек. А заодно и резьбовая часть штока. Стойки держались на честном японском слове. Сами стойки тоже уже были печальные (наверное, наш видеооператор Анатолий в коротких промежутках между заправками подрабатывал грузоперевозками). Когда после приобретения ZE0 мы загоняли машину на диагностику, задний амортизатор был уже «потным». Сейчас и вовсе приоделся в «шубу» и окончательно перестал выполнять свои обязанности. В общем — стойки и амортизаторы под замену (пружины еще вполне ничего), а заодно поменяли сайлент-блоки задней балки — были уже на грани.
На вопрос, «почему так быстро сгнили чашки» сервисмен глубокомысленно изрек: «Россия».
Хотя в голове все-таки успели промелькнуть мемы про «Ниссан не гниет»…
Итого ревизия подвески ZE0 потянула на сумму 29 300 рублей. Отчего стоимость километра пробега существенно возросла.
А что ZE1? Он в порядке — на колесах поменьше расход улучшился. В том смысле, что на одном киловатте ZE1 стал проезжать до 8,5 км, причем в смешанном режиме. А на 17-дюймовых больше 7,5 км на киловатте не получалось.
Но что мы все о шестнадцатых! В контексте ZE1 это скорее антитюнинг — даешь стиль и огромные «лапти»! Найти 18-дюймовые колеса оперативно мы не смогли (по идее, и 18-дюймовые, и 19-дюймовые прекрасно встают от Nissan Qashqai). А вот симпатичными хромированными RAYS нас снова выручил наш друг-автогонщик (тот самый, что в прошлый раз снабдил нашего тест-пилота гоночным шлемом и балаклавой).
Гангстерский комплект дисков 8х19 с 38-м вылетом на изоленте 235/35 за 44 000 рублей (это даже дороже, чем сделать подвеску на ZE0!) — и Лифу уже недостает глухой тонировки, громкого рэпа из колонок, а водитель сразу стал чересчур бледнокожим, да еще и без толстой золотой цепи и шубы. И в машине ни наркотиков, ни девушек с пониженной социальной ответственностью — только мы с конем… то есть оператором, по полю идем.
Причем именно идем, а не бежим, потому что от больших колес динамика Nissan Leaf машет ручкой — разгоняется машина крайне натужно. Да и расход возрастает порядком — мы проехали 130 километров в смешанном режиме (средняя скорость 39 км/ч, 40% пробега по приморским сопкам, 60% по загородной трассе), и пару километров на один киловатт колесная красота съедает. Минимум, которого мы смогли достичь, — 5,9 км на 1 кВт. И это в обычном режиме езды на низкопрофильной резине. Такого расхода у нас не было, даже когда мы испытывали ZE1 в режиме Fight.
Поэтому спасибо, конечно, но мы уж как-нибудь на «семнадцатых» потошним. А то вы еще подумаете, что мы 44 000 на непрактичные колеса выкинули 😊
Окей, с колесами разобрались. Что еще делает среднестатистический россиянин на своем автомобиле летом? Правильно — собирает друзей, забивает багажник туристическим бутором и направляется на природу. Тут среди читателей бытует мнение, что Лиф — чисто городская машинка и путь на природу ей заказан. Встречайте — новый сезон «Разрушителей легенд»: пять человек в салоне электромобиля и полный багажник поклажи. С финальной целью доехать в более или менее рекреационную зону и обратно.
Не судите строго, но мы решили смоделировать ситуацию, «близкую к реальной». Вместо палаток, сапов, пляжных принадлежностей, кремов для загара и дров мы, как настоящие автолюбители, взяли два 18-дюймовых колеса от Subaru Forester, два 15-дюймовых от Toyota Corolla и одно 14-дюймовое от «Жигулей» (вот запасное колесо на Leaf мы почему-то не взяли). А вместо лазурного берега Ливадии выбрали проверенную шаурмячную в нескольких десятках километров от города на трассе в районе Надеждинска.
Но в любом случае условия похожи на распространенный «бич-вариант» отдыха (бич — от английского beach — «пляж», если угодно): все едем на одной машине, потому что брать вторую невыгодно, за бензин не платим, едем максимально компактно, зато недорого.
И вы знаете, вердикт оптимистичный — во-первых, Лиф «держит осанку». Некоторые легковушки с полной нагрузкой проседают и побольше. Это, впрочем, не означает, что перед «лежачими полицейскими» не нужно сбавлять скорость — панорамная крыша, сделанная головами пассажиров, это не очень гуманно. Во-вторых, даже с включенным кондиционером и в режиме 80-100 км/ч Leaf потребляет чуть больше энергии, чем порожняком.
Когда начинали наше мини-путешествие, SOC составлял 94%, и бортовой компьютер спрогнозировал пробег 201 километр с включенным кондиционером и 211 — с выключенным. И в основном мы ехали в обычном режиме — наши независимые эксперты лишь иногда включали автопилот, режим e-pedal, чтобы удостовериться, что мы все это не придумываем и они реально существуют.
Так что всем лифоводам от AZE0 с 30-киловаттными живыми батареями и выше (дороже): срочно пакуйте туристические вещи и трос — и пулей на пляж. Трос на всякий случай.
Кстати, а что думают про Leaf неангажированные лица?
Во-первых, коллегиально пришли к выводу, что вибратор, встроенный в руль и являющийся частью системы Safety Shield, — не самое эффективное решение. Он был бы куда более действенным, будь он встроен, скажем, в кресло. И сделать систему неотключаемой — глядишь, тогда бы любителей перестраиваться и поворачивать инкогнито поубавилось бы.
Во-вторых, Leaf нравится девушкам. По крайней мере, одной конкретно взятой девушке:
«Вот в Leaf садишься и сразу все нравится — маленькая, уютная. В "пятидесятом" Prius, например, совсем по-другому, некомфортно в нем. У меня сначала была Honda Fit, у нее был тяжеловатый руль. Сейчас Nissan Note — на нем, наоборот, слишком легкий. Leaf — золотая середина. Динамика — огонь. Едет плавно. Ну и в целом — как может не нравиться свежая машина?! Ей бы еще полный привод…»
Кстати, в сравнении с e-Note (все с тем же, с которым были овощные дрэг-баттлы в прошлых выпусках) режим повышенной рекуперации (он называется e-pedal и smart у Leaf и у Note соответственно) в «электричке» работает более мягко и, вероятно, менее эффективно. Потому что на «еноте» этот режим постоянно заставляет водителя и пассажиров висеть на ремнях безопасности.
Практически не ощущается загрузка машины — Leaf остается шустрым даже при полном аншлаге, не уступая по динамике бензиновым машинам аналогичной энерговооруженности. При этом остается машиной с нулевым выхлопом.
В общем, мнение масс сходится: отличный автомобиль, которому не хватает инфраструктуры и более гуманного ценника.
Смотрите, как мы чинили один Лиф и красовались дисками на втором.