А без особого мандража — потому что Leaf ZE1, в отличие от своего предка из эпохи палеоZE0, больше склонен сообщать своему владельцу правду. ZE0 мог запросто радовать оптимистичной цифрой «120 километров», но уже через пять-семь километров пробега весь оптимизм рассеивался и Leaf превращался в тыкву, способную уныло доковылять до ближайшей электрозаправки не более чем через 70–75 километров пробега.
В этом плане доверия к ZE1 гораздо больше — если написано «220 километров до полной разрядки», то столько он и проедет. В стандартном режиме, по крайней мере… Но так ли часто мы ездим в стандартном режиме? Элементарно расход энергии в городских джунглях и на загородной трассе отличается раза в полтора, да и в разном настроении бываем — то хочется, как говорится, притопить, а иной раз кайфуешь от неспешного променада в правом ряду. Поэтому в этот раз мы и решили сравнить по дальнобойности двух антиподов — «тошнящего подснежника» и «доморощенного шумахера».
Правда, в предыдущих выпусках мы уже писали, что прокатились до Находки в режиме «как получится» — и тогда доехали с запасом. Были и бодрые ускорения, и тестировали активный круиз-контроль, и занимались рекуперативным торможением. Поэтому тогда был самый настоящий смешанный режим. А на сей раз — только крайности, только хардкор.
Тестовой точкой был выбран Уссурийск — как самый безопасный с точки зрения сети электрозаправок. При стопроцентном заряде бортовой компьютер показывает внушительный пробег: 228 километров в стандартном режиме и 241 — в режиме Eco. С него, экологичного, и решили начать.
Интересно, когда в технических характеристиках электромобилей производители пишут внушительные цифры пробега — в каких условиях проходят испытания? Гладкая прямая дорога с попутным ветром на автопилоте? Ибо в реальности таких лабораторных условий не бывает — даже мы, движимые идеей экономичного пробега, включив режим «В» и положив шнурки на педаль, в городском режиме с небольшими заторами, разгонами и торможениями получили показания «пробегометра» — 4,8 километра на одном киловатте. А это никак не 228 и уж тем более не 241 километр пробега до полной разрядки.
Но как только миновали табличку «Владивосток», вырвались на оперативный простор и установили круиз-контроль «на 90», пробег на одном киловатте существенно увеличился — 6,6–6,7 километра. Кстати, пара комплиментов круиз-контролю — работает прекрасно. Можно выставлять дистанцию до впереди едущего автомобиля от 10 до 30 метров, в городе активный круиз-контроль исправно работает до 60 км/ч.
И вы знаете, в эконом-режиме — вся суть электромобилеводов (бюджетных и относительно Теслы бюджетных, как в случае с ZE1). Перед глазами постоянно маячит остаток заряда, и ты, как и в случае со смартфоном, постоянно просчитываешь, когда твой девайс «помрет». С бензиновыми (и тем более дизельными или гибридными) автомобилями мы задумываемся о заправке только тогда, когда стрелка топливомера спотыкается о нижнюю риску или загорается тревожная лампочка. А вот Leaf, скажем так, держит наше внимание в фокусе постоянно.
Кстати, система индикации экорежима ZE0 и ZE1 построена по принципу «елки-палки»: в ZE0 экономичность измерялась в количестве «елочек», а в ZE1 — размером синей палочки. И в целом ZE0 больше предупреждал, а ZE1 — поощряет. При выключенном зажигании на табло ZE1 некоторое время высвечивается список достижений — сколько километров пройдено и с каким расходом, сколько километров и киловатт сэкономлено (то есть километраж ZE1 не убавляет, а показывает, что куда расходуется).
В комфортном режиме ехать оказалось не очень комфортно — на нажатие педали акселератора машина реагирует флегматично, а когда мы за городом сначала обогнали фуру, которая услужливо сбросила для этого скорость, а потом зависли на 90 км/ч у нее перед носом, стало как-то неловко. Зато экономно. В Лифе порой накатывает легкая тоска, но с внутренним чувством превосходства — главное, никому о нем не рассказывать. От греха подальше.
Словом, никаких сюрпризов — Лиф в экорежиме проехал ровно столько, сколько и обещал. 227 километров со средней скоростью 56 км/ч и «расходом» 7 километров на одном киловатте. На все это дело мы потратили три часа и 25 минут. На 10% заряда загорается «колонка», на 4% показывает примерный пробег 20 километров (сверялись с LeafSpy), на 1% в экорежиме можно проехать еще 10–12 километров.
Вторая часть эксперимента обещала стать более увлекательной, поскольку планировалось выжать из Лифа все соки и протестировать электромобиль в несвойственной для него манере езды «на все деньги». Но в рамках разумного, естественно.
Однако что-то пошло не так… Быстро подзарядившись «под крышку» на CHAdeMO в Уссурийске, мы поначалу не обратили внимания на то, что поднялась температура батареи (в выпуске про зарядные станции CHAdeMO мы уже говорили об этой неприятной особенности 40-киловаттной батареи Лифов). А не обратили внимания потому, что до нужной странички бортового меню нужно каждый раз листать несколько раз.
Поехали бодро, местами разгоняясь до 140–150 км/ч, пару раз упираясь в отсечку на 160 км/ч (непонятно, это заводское ограничение или системное — из-за температуры батареи), но через некоторое время начали замечать, что машина стала сопротивляться разгону — газ в пол, а ускорения ноль. Проехали мы после зарядки 35 километров. Долистали меню до температурных данных — а батарея-то красная! ZE0 такие цвета шкалы, наверное, и не снились. На бензиновом автомобиле мы бы остановились, включили бы печку и ждали, а тут дело новое. Гугл предательски отказался давать ответ на вопрос «Что делать, если перегрел батарею на Nissan Leaf?». «То же самое, что и с телефоном, вероятно», — подумали мы. Уменьшаем нагрузку и катим дальше. Тут уж не до чистоты эксперимента.
В итоге быстро мы проехали около 70 километров, при этом восемь — в режиме «остынь, детка». Ну и трафик, кстати, был напряженный, поэтому темп был не только быстрый, но и рваный. Средняя скорость 80 км/ч, 4,6 километра на одном киловатте. 50 минут мы ехали быстро, остальные полчаса — не очень.
Так что пока эксперимент по максимальной дистанции пробега в агрессивной манере можно считать незаконченным. В следующий раз будем соблюдать температурный режим, чтобы раньше времени не греться.
Если говорить про частоту зарядок, то Leaf ZE1 позволяет заряжаться не чаще одного раза за три дня. Если честно, после него уже трудно представить, что можно сесть обратно за руль бензинового автомобиля и оставлять на АЗС по полторы-две тысячи рублей в неделю… Мы подсчитали, что на Лифе можно спокойно ехать из Владивостока в Находку через Партизанск (220 километров, по этому маршруту лучше дорога), если заправиться в Артеме.
После всех «покатушек» мы поняли, что не полностью используем все опции автомобиля, поскольку в совершенстве не владеем японским языком. Поэтому решили облагородить язык бортового меню чопорным английским. Можно было и русифицировать, но ребята, которые англифицировали наш Лиф, сказали, что делать этого не будут, потому что есть риск открыть ящик Пандоры, услуга быстро станет популярной и дешевой. Ничего личного, просто цивилизованный бизнес…
О сколько нам открытий чудных готовит перепрошивки путь — после англификации меню стало понятно, что можно настраивать и круиз-контроль, и систему слежения за полосами (проверили — работает прекрасно в тех местах, где эти полосы хоть как-то обозначены), и даже можно кастомизировать дисплей.
Также транслитерационные специалисты метнули пару критических стрел в наш блог, мол, пишем все не то и вообще ерунду. Мы, как заинтересованные в конструктивной критике, уточнили — какую именно ерунду, — но ребята конкретизировать не стали (обычное дело!). Вероятно, имелось в виду, что мы что-то придумываем, например, про скрученный пробег. «Пожалуйста — все разъемы в вашем распоряжении, проверяйте!». Проверили — действительно скрученный. Действительно на 12 000 километров. Но чтобы как-то вырулить из неловкой ситуации, похвастались, что если бы скручивали они — комар бы и носа не подточил! Нигде никаких «хвостов» не осталось бы. Ничего личного, просто цивилизованный бизнес…
Наконец, переобули Лифа обратно в летнюю резину, на которой он приехал из Японии, затонировали заднюю полусферу (кстати, плюс камеры заднего вида вместо зеркала — тонировка никак не влияет на обзор в «зеркало»). Хотя хотелось бы и переднюю тоже — внимание к автомобилю даже избыточное. Тем более с нашими наклейками.
Также в этом выпуске планировался «овощной дрэг» — Leaf ZE1 должен отомстить за обидные поражения своего предка. Но режим самоизоляции, а также скверные весенние плюс три по Цельсию, внесли свои коррективы в наши планы. Поэтому отложим битву интеллигентов до лучших времен. Заодно подберем презентабельную компанию и пригласим на баттл весь свет электромобильной, гибридной и бензиновой тусовки.
Смотрите видео о поездке Nissan Leaf ZE1 на межгород.