Скажите честно, разве каждый семейный человек хотя бы раз в жизни не мечтал о большим дорогом внедорожнике? Конечно же мечтал! Обладание таким автомобилем — это мощь, отличная вместительность, комфорт, статус и престиж. Все эти слова означают совершенно иной, пусть даже немного гипертрофированный, уровень свободы. А разве не к этому стремится любой из нас? На такой машине — хоть к ночному клубу, хоть в супермаркет, хоть на строительный рынок, хоть в поля и на бездорожье за поиском уникальных ощущений, которые не получишь за рулем обычной «пузотерки» на асфальте.
Мы, конечно же, выстраивали этот тест вокруг одного из новейших и титулованных представителей жанра на российском рынке — Mercedes-Benz GLS — который многие считают нынче чуть ли не эталоном в своем классе. Но, выбирая ему соперников, мы решили: а почему бы не подчеркнуть все то разнообразие, которым отличаются его «одноклассники». В результате мы выбрали три автомобиля, каждый из которых хоть и относится к сегменту полноразмерных внедорожников, но проповедует совершенно разные ценности. GLS — это представитель новой волны, настоящий хай-тек на колесах. Range Rover в фешенебельной версии Autobiography — по сути, внедорожный вариант лимузина, в котором главное место отведено правому пассажиру второго ряда. Ну а Lexus LX — настоящий «проходимец» с рамной конструкцией кузова и неразрезным «мостом» сзади. Вот такой получился «компот».
Не нужно изучать историю и даты появления каждого из этих автомобилей на рынке, чтобы понять, что именно Mercedes — самый современный. Достаточно просто взглянуть на его внешний облик, выполненный в стиле всех новых Мерседесов. Плавные обводы кузова, расширенные колесные арки, огромные 21-дюймовые колеса, «зализанные» фары спереди и вытянутые почти во всю ширину кузова задние фонари… Возможно, GLS второго поколения выглядит не столь монументально и увесисто, как его предшественник, но в чувстве стиля дизайнерам из Штутгарта точно не откажешь. Удивительное сочетание огромных размеров (более 5,2 м от носа до хвоста) и столь несвойственной таким крупным «рыбам» утонченности. Браво!
Range Rover уже несколько десятков лет сохраняет присущую, пожалуй, только англичанам преемственность стиля. И именно за это его любят многие владельцы. В последнем поколении дизайнеры довольно серьезно изменили его внешность, гораздо сильнее завалили передние стойки, увеличили наклон радиаторной решетки, еще больше вытянули капот, а передние двери украсили оригинальными «жабрами». Все это еще больше подчеркнуло уникальный силуэт «Рэйнджа», но оставило автомобиль по-прежнему безусловно узнаваемым.
В Lexus однозначно угадывается его легендарный донор — Land Cruiser. Те же пропорции, тот же высокий и мощный «лоб» радиаторной решетки, те же пухлые колесные арки, та же не очень-то длинная колесная база, те же выдающиеся свесы и огромные зеркала заднего вида. Но дизайнеры Lexus удачно огранили этот «камень», наделив его такими премиальными чертами, как остроконечная передняя оптика, стильные задние L-образные фонари с бегающими указателями поворота. Вышло очень неплохо, но… немалый возраст «Эл-Икса» виден невооруженным глазом. Тем не менее LX все еще остается весьма популярным в России, по продажам обгоняя и GLS, и Range Rover.
Интерьер Lexus словно был сначала вырублен топором, а потом прошел финальную доводку при помощи действительно дорогих материалов. Кожа великолепной выделки, настоящее дерево, ненавязчивые вкрапления анодированного алюминия, дорогой пластик, приятные и выверенные усилия на всех рычажках, клавишах и кнопочках, стильные часики по центру, элитная аудиосистема Mark Levinson. Но даже столь значительно облагородившись, он не смог лишиться ни характерной посадки с высоким полом (автомобиль-то рамный), ни довольно простенькой приборной панели, ни широченных кресел, в которых можно усесться хоть в овчинном полушубке. Эдакий зажиточный богатый крестьянин, отъевшийся «кулак». Сзади LX очень просторен, к услугам пассажиров — массивный подлокотник с управлением мультимедиа, еще две зоны климат-контроля, шторки на окнах и пара огромных экранов на спинках передних сидений. Но регулировки кресел у LX — механические, а сидеть приходится с высоко задранными коленями. Багажник со столь же высоким полом огромен и явно рассчитан на установку дополнительных сидений — для этого предусмотрены даже подлокотники с подстаканниками и потолочные воздуховоды.
Пересаживаясь из Лексуса в Мерседес, словно осуществляешь прыжок во времени на 15-20 лет вперед. Настоящий и весьма утонченный для столь огромного внедорожника хай-тек с минимумом физических кнопок, сдобренный очень приличными отделочными материалами, аудиосистемой Burmester, матовым деревом и, конечно же, поражающим взор сдвоенным дисплеем с совершенно нереальной графикой. Более того, вы можете не только выбрать одну из шести предлагаемых тем (с каждой из которых можно ассоциировать какие-то индивидуальные настройки режимов движения), но и самостоятельно настроить их по своим предпочтениям. Изучая этот богатейший инструментарий, в салоне GLS легко можно зависнуть на пару-тройку часов. Посадка в Mercedes-Benz почти легковая, а передние кресла — плотные, с выраженной боковой поддержкой. Для четырех кресел предусмотрены индивидуальные электрорегулировки, расположенные по «мерседесовской» традиции на панелях дверей. Второй ряд даже чуть более просторный, чем у Lexus, а ведь есть еще и третий, на котором (если немного подвинуть средний) вполне комфортно разместится даже взрослый среднего роста, и при этом в багажнике останется еще целых 355 л объема. Само багажное отделение отделано ковролином с приятным мягким ворсом, а по бокам расположены клавиши, позволяющие в одно касание сложить оба ряда или опустить заднюю часть автомобиля для облегчения погрузки.
Range Rover — настоящий англичанин не только снаружи, но и внутри. Этот дизайн с четырехспицевым рулем с тонким ободом и массивной ступицей, с массивным центральным тоннелем и двумя дополнительными подлокотниками, с широкой «доской» передней панели и вынесенными на верхнюю поверхность дверей стеклоподъемниками не спутаешь ни с чем. В топовой версии Autobiography качество отделки просто зашкаливает: почти все поверхности обтянуты первоклассной кожей, разбавлены лаконичными алюминиевыми вставками, а потолок и стойки выполнены из «теплой» замши такого высокого уровня, что трогать их хочется постоянно. Как и у Мерседеса, в Range Rover есть электрорегулировки всех четырех сидений на дверных панелях, причем самый богатый арсенал — у правого заднего пассажира. Именно он — король этой вечеринки, который может не только сдвинуть до отказа переднего седока, но и развалиться в полулежачем положении, вытянув ноги на выдвижной оттоманке. Но удивительный факт: сзади «Рэйндж» все же оказался самым тесным, а в его багажнике никогда не удастся сделать ровный пол из-за специфической конструкции второго ряда. На наш взгляд, если уж использовать этот автомобиль в качестве «лимузина» с водителем, нужно выбирать удлиненную модификацию.
Если бы мы выбирали соперников по мощности двигателя, то, наверное, больше бы подошел Range Rover с 4,3-литровым турбодизелем V8, который развивает почти такую же мощность, что и моторы Мерседеса и Лексуса — 339 л.с. Но мы хотели сравнить именно бензиновые версии, поэтому под капотом нашего «Рэйнджа» — 5,0-литровая компрессорная «восьмерка» мощностью аж 525 л.с. и моментом 625 Нм! Естественно, что такой «табун» автоматически делает Range Rover самым быстрым автомобилем в этой тройке. До «сотни» эта глыба разгоняется всего за 5,4 секунды, а аккомпанемент при этом такой, что хочется нажимать на газ снова и снова. Правда, заплатить за это придется совершенно сумасшедшим расходом: даже при спокойной езде у вас вряд ли получится уложиться в 15–16 литров на 100 км. При таком аппетите весьма удивительно, что именно у RR оказался самый маленький бензобак — «всего» 86 л. Для столь серьезной снаряженной массы (2383 кг) и таких огромных габаритов «Рэйндж» очень неплохо управляется — стоит сказать спасибо инженерам, которым в последнем поколении удалось облегчить внедорожник более чем на 400 кг, благодаря чуть ли не повсеместному применению алюминия. Но все же чудес ждать не стоит: останавливается автомобиль неохотно, а заметные крены и раскачка присутствуют даже в режиме Dynamic. Зато стелет Range Rover очень мягко, а тишина в салоне — почти абсолютная.
У высокотехнологичного современного мотора Mercedes-Benz цилиндров на два меньше, объем — лишь 3,0 л, вместо компрессора — более привычный нынче турбонаддув, а мощность — «всего» 367 л.с. (500 Нм). Но разгоняется «немец» лишь ненамного медленнее «англичанина» (на 0,8 секунды), хотя, конечно, уровень «спецэффектов» здесь меньше. К тому же шумоизоляция GLS похуже, особенно слышно двигатель и широченные шины (сзади — аж 315 мм!), а новый 9-ступенчатый «автомат» 9G-Tronic Plus иногда пинается даже, казалось бы, в совершенно невинных ситуациях. Но все это Мерседесу можно простить за великолепную для 5,2-метрового гиганта управляемость! Рулится GLS словно какой-нибудь обычный среднеразмерный кроссовер, легко и непринужденно, в повороты залетает с неожиданной живостью и почти без кренов. Огромный шаг вперед по сравнению с машиной предыдущего поколения. Ну а если выбрать спортивный режим, то GLS и вовсе становится монолитом, хотя и в ущерб комфорту пассажиров, что, впрочем, вполне логично.
Объем двигателя V8 Lexus — самый большой, целых 5,7 л. Но ни турбины, ни компрессора у него нет, поэтому мощность — ровно такая же, как у Mercedes-Benz — 367 «лошадок», а момент лишь немногим выше — 530 Нм. Не в пользу LX играет и самая большая в тесте снаряженная масса — почти три тонны! Результат ожидаем: Лексус оказывается значительно медленнее двух остальных, разгоняясь до «сотни» за вполне обыденные 7,7 секунды. Зато какая в салоне царит тишина! Позавидует даже Range Rover! Причем акустический комфорт и возможность разговаривать вполголоса сохраняются даже на очень высоких (150–160 км/ч) скоростях. Но расход топлива в таких режимах похлеще, чем у «англичанина», — за 100 км пути «обжора» LX легко съедает 18–20 литров топлива. Мы, конечно же, не ожидали каких-то чудес в плане управляемости от тяжелого рамного автомобиля, хотя на прямой Лексус стоит очень уверенно: ехать на нем в дальнее путешествие — настоящий кайф. Но в поворотах внедорожник ожидаемо пасует, кренясь и раскачиваясь, как надувной матрац на волнах, свистя шинами и пугая прохожих, а останавливается гораздо менее охотно, чем даже Range Rover.
Начали мы, конечно же, с самого нового — с Мерседеса. Тем более что нынешнее поколение GLS уже никак не тянет на звание полноценного внедорожника, ведь постоянного полного привода с межосевым дифференциалом у него больше нет: момент на переднюю ось передается при помощи муфты. Однако нужно сказать, что в режиме off-road — с задранным до 300 мм кузовом и смягченными реакциями на газ — GLS хоть и становится гораздо жестче по подвеске, вполне уверенно чувствует себя вне дорог. Скорее всего, длительных издевательств такая система не выдержит, а в условиях действительно жесткого бездорожья ему явно будет не хватать понижающего ряда в трансмиссии, но около часа штурма глиняных колей и косогоров дались Мерседесу без каких-то проблем.
То ли дело рамный мостовой Lexus LX, который оснащен не только системой постоянного полного привода с раздаточной коробкой, возможностью блокировки межосевого дифференциала Torsen, «понижайкой», но и дополнительными «фишками» вроде размыкаемых стабилизаторов или системы Crawl Control, позволяющей ползти с минимальной скоростью на «автомате». Если не оглядываться на очень существенную стоимость этого автомобиля, то вполне можно загнать LX в такие дебри, которые Мерседесу уж точно не под силу. Правда, по величине дорожного просвета он сильно проигрывает, но зато Lexus можно смело качать в колее, не боясь повредить хотя бы заднюю подвеску. Да и артикуляция осей у «японца» на высоте, вывесить его по диагонали ох как непросто.
Конечно, трудно поверить, что кто-то полезет месить настоящую грязь на 11-миллионном Range Rover Autobiography, тем не менее весь внедорожный арсенал у него для этого есть: постоянный полный привод с возможностью блокировки «центра» и заднего «диффа», понижающий ряд в трансмиссии, самый большой диапазон регулировки пневмоподвески (с ходами почти 600 мм) и фирменная электронная система Terrain Response, которая действительно работает. Честно сказать, меня каждый раз удивляют возможности этого английского аристократа на бездорожье. Пожалуй, не найдется больше в мире автомобилей с независимыми подвесками, способных на такие подвиги при столь высоком уровне комфорта.
Вам, наверное, сразу было понятно, что в этом противостоянии не будет однозначного победителя, ведь все три автомобиля разные — словно три полюса одного внедорожного мира. Поэтому мы лучше попробуем «нарисовать» портрет потенциального покупателя для каждого из них.
Новейший Mercedes-Benz GLS во втором поколении превратился скорее в очень большой кроссовер, и вряд ли его теперь можно назвать полноценным внедорожником. Кстати, предыдущий GL-класс был чрезвычайно популярен в Соединенных Штатах, где его зачастую использовали как большой и статусный семейный автомобиль. Нынешний GLS еще больше утвердил себя в этом качестве. Range Rover — очень хороший «проходимец» с просто-таки запредельным уровнем комфорта и динамики. Ну а в версии Autobiography — это еще и очень престижный и фешенебельный «членовоз». Lexus — суть люксовый «Крузак» со всеми вытекающими: идеальный автомобиль для объезда нефтяных месторождений или путешествия на дальние расстояния по прямой с весьма незаурядными внедорожными способностями.
Lexus LX 570 | Mercedes-Benz GLS 450 4MATIC | Range Rover Autobiography | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 7/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый, с компрессором |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 8, V-образно | 6, V-образно | 8, V-образно |
Рабочий объем, куб. см | 5663 | 2999 | 4999 |
Мощность, л.с. при об/мин | 367/5600 | 367/5500–6100 | 525/6000–6500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 530/3200 | 500/1600–4500 | 625/6000–6500 |
Трансмиссия | |||
Привод | Полный | Полный | Полный |
Коробка передач | 8-АКПП | 9-АКПП | 8-АКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, гидропневматическая | Независимая, пневматическая | Независимая, пневматическая |
Задняя | Зависимая, пневматическая | Независимая, пневматическая | Независимая, пневматическая |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 5065х1981х1864 | 5207х1956х1823 | 5000х2073х1869 |
Колесная база, мм | 2850 | 3135 | 2922 |
Клиренс, мм | 225 | 215 | 228 |
Снаряженная масса, кг | 2722 | 2445 | 2383 |
Объем топливного бака, л | 93 | 90 | 86 |
Объем багажника, л | 701/1274 | 355/2400 | 900/2030 |
Шины | 275/50 R21 | 275/50 R21 спереди, 315/45 R21 сзади | 265/45 R21 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 210 | 246 | 225 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,7 | 6,2 | 5,4 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 14,4 | Н. д. | 12,7 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-5 | Н. д./Евро-6 | 294/Евро-6 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 6 665 000 | 8 080 000 | 7 358 000 |
Тестовый автомобиль | 8 340 000 | 8 198 000 | 11 057 800 |