Когда откуда ни возьмись появляется новая автомобильная марка, обещающая поразить всю индустрию, мы обычно относимся к подобному с недоверием. Сколько революционных разработок нам обещали... Вспомним суперконденсаторы вместо аккумуляторов, которые должны были прославить ё-мобиль. Но если инвестиции Михаила Прохорова в свое время были потрачены впустую, то вложения арабских миллиардеров принесли плоды. Три года назад Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии выкупил за $1 млрд контрольный пакет акций американской компании Lucid Motors. И дела у фирмы быстро пошли в гору. В последних числах сентября производство электромобилей новой марки стартовало на свежепостроенном заводе в Аризоне.
Новинка Lucid Air — одноклассник Tesla Model S и Porsche Taycan. То есть это весьма крупный и очень быстрый автомобиль.
Хотя серийный Air встал на конвейер лишь сейчас, в предыдущие годы компания Lucid успела хорошо зарекомендовать себя в электромобильной отрасли. Она несколько лет была единственным производителем аккумуляторов для гоночной серии Formula E.
Во главе Lucid стоят поистине звездные руководители. Гендиректор — Питер Роулинсон, бывший главный инженер Теслы. Шеф-дизайнер — Дерек Дженкинс, прежде возглавлявший дизайн-бюро Мазды. Именно он отвечал за нынешнее поколение родстера MX-5 (Miata).
Насколько крутым вышел дизайн, судите сами, мы же отметим выдающуюся аэродинамику: коэффициент лобового сопротивления составляет всего 0,21. И это лишь одна из причин, по которой на одной зарядке Lucid Air может проехать до 837 км! Главный секрет, конечно, кроется в технической начинке. Конек Питера Роулинсона — миниатюризация и снижение массы везде где можно. Недаром в его послужном списке есть должность главного инженера Lotus. Эта фирма всегда знала толк в борьбе с лишним весом ради скорости. Но тут еще и мощность оказалась из ряда вон.
Гордость марки Lucid — невероятно компактные и мощные электродвигатели. На полноприводных версиях спереди и сзади установлены одинаковые моторы, которые при массе всего в 74 кг выдают до 670 л.с. каждый. Говорят, по соотношению мощности к массе это мировой рекорд. У Теслы Model S задний мотор массой 134 кг развивает до 429 л.с., а у Porsche Taycan показатели — 170 кг и 449 л.с.
В одном из интервью Роулинсон признался, что при разработке Tesla Model S было допущено несколько ошибок, и создавая Lucid Air, он старался их исправить. Когда много лет назад он пришел работать в компанию Илона Маска, дизайн автомобиля был уже по большому счету готов, от главного инженера требовалось втиснуть в эту оболочку всю необходимую начинку. И как бы он ни стремился к миниатюризации узлов и систем, тогда удалось далеко не все. Другое дело Lucid Air, при разработке которого дизайнеры и инженеры изначально работали в общей связке.
В отличие от Model S, у которой тяговая батарея представляет собой нечто вроде единого параллелепипеда, тут аккумуляторы размещены так, чтобы более эффективно использовать внутреннее пространство. Под полом здесь 21 700 ячеек (по форме — как у Model 3). Основные — под задним диваном и под центральной консолью, а блок между ними присутствует только на старших версиях. В младших там — пустота, и за счет этого увеличено пространство для ног задних пассажиров.
Старшая версия Lucid Air выдает до 1111 л.с., и это, еще раз отметим, выжато из двух весьма компактных моторов. Если вы не забыли школьный курс физики, то легко поймете суть подхода, который позволил Lucid достичь таких впечатляющих результатов. Все дело в том, что электросистема рассчитана на сверхвысокое напряжение — 900 вольт. А мощность, напомним, является произведением напряжения на силу тока. Таким образом, повышая напряжение, можно добиться необходимой мощности при меньшей силе тока и при более миниатюрных компонентах. Кстати, этот же принцип заставляет использовать огромное напряжение в линиях электропередач по всей Земле — так эффективнее.
По конструкции моторы Lucid — синхронные, на постоянных магнитах. Такое же решение используется в Porsche Taycan и Jaguar I-Pace. А вот у Теслы моторы асинхронные. В чем разница? Когда электромобиль движется на малых скоростях и с небольшой нагрузкой, один из двух двигателей имеет смысл отключать. Асинхронный мотор просто деактивируется — так он не создает лишнего сопротивления. В случае с синхронными моторами Porsche использует автоматическое сцепление, которое при размыкании разрывает физическую связь одного из двигателей с колесами. У Ягуара такой возможности нет, и некоторые полагают, что именно это стало причиной не слишком впечатляющего запаса хода I-Pace. Lucid тоже не использует сцепление, однако удалось настроить двигатели таким образом, что при низких нагрузках потери энергии умеренны. Во всяком случае заявленный рекордный запас хода оказался реальным. Предсерийные экземпляры подтвердили это в ходе независимых журналистских испытаний.
Сейчас производится только самая крутая модификация First Edition, которая предложена в двух версиях — скоростная Performance и дальнобойная Range. Причем стоят они одинаково — $169 000. В первом случае получаешь 1111 л.с., разгон до 97 км/ч за 2,5 секунды, а запас хода — 758 км. Во втором мощность ограничена 933 силами, динамика на 0,2 секунды хуже, зато одной зарядки может хватить на 837 км (измерения проводились по американской методике EPA).
А еще одна крутая особенность Lucid Air — способность очень быстро пополнять заряд. При использовании 350-киловатных зарядных станций постоянного тока 20 минут хватит, чтобы проехать еще 480 км.
По мнению Роулинсона, ошибкой было сделать Tesla Model S пятидверным. Большой проем сзади для подъемной пятой двери слишком вредит жесткости кузова. Поэтому Lucid Air стал седаном. Хотя по виду не скажешь — линии кормы типично хэтчбековские, а крышка багажника и заднее стекло кажутся единым целым.
Сделав Air седаном, его создатели, конечно, пожертвовали «грузовыми» возможностями. Проем багажника явно не рассчитан на сколько-нибудь серьезную поклажу, и вместимость — 456 л — меньше, чем у Kia Rio.
Зато передний багажник позволяет везти с собой еще 200 л груза. Само наличие грузового отсека спереди свойственно многим электромобилям, но обычно там пространство в два-три раза меньше.
Оформление салона здесь гораздо интереснее, чем в Тесле, у которой внутри царят невыразительный пластик и крупные экраны. Здесь же — интересное сочетание дерева, ткани, алькантары, кожи и металла. Солнцезащитные козырьки словно парят в воздухе. Стеклянный верх делает интерьер очень эффектным.
У задних пассажиров над головами тоже создается практически «эффект кабриолета».
В последнее время главная черта свежих электромобилей — вакханалия тачскринов в салоне. Взгляните хотя бы на Mercedes EQS, у которого экраны расположились по всей передней панели от левого до правого края. В этом плане Lucid Air — образец чувства меры. Виртуальная «приборка» хоть довольно широкая, но изящная. Центральная консоль представляет собой планшет разумных размеров. А для самых востребованных функций сохранены старые добрые кнопки и рычажки — они отвечают за «климат», громкость и т. д.
Наши американские коллеги, уже успевшие прокатиться на предсерийных экземплярах, утверждают, что Air не просто обошел конкурентов по запасу хода, ускорению, аэродинамике и скорости зарядки. «Он вытирает об них ноги», — пишет один впечатлительный автор.
А в скором будущем у Lucid еще много интересного. Готовится некая безумная трехмоторная версия Air. И, разумеется, модельная гамма будет расширяться. По примеру конкурентов компания разрабатывает электрический кроссовер, а также модель, которая встанет на ступень ниже крупного и дорогого Air.
Pure | Touring | Grand Touring | Dream Edition Range | Dream Edition Performance | |
---|---|---|---|---|---|
Кузов | |||||
Тип | Седан | ||||
Количество мест/дверей | 4-5/4 | ||||
Двигатели | |||||
Тип | Синхронный электромотор переменного тока на постоянных магнитах | Два синхронных электромотора переменного тока на постоянных магнитах | |||
Расположение двигателей | Сзади | Спереди и сзади | |||
Мощность, л.с. | 480 | 620 | 800 | 933 | 1111 |
Крутящий момент, Нм | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Более 1000 |
Трансмиссия | |||||
Привод | Передний | Полный | |||
Коробка передач | АКП (автоматическая, одноступенчатая с планетарным редуктором) | ||||
Размеры, объем, вес | |||||
Длина/ширина/высота, мм | 4975х1939х1410 | ||||
Колесная база, мм | 2960 | ||||
Масса, кг (EU) | 2100 | 2150 | 2300 | 2300 | 2300 |
Емкость батареи, кВт∙ч | 88 | 88 | 110 | 113 | 113 |
Объем переднего багажника, л | 202 | ||||
Объем заднего багажника, л | 456 | ||||
Шины | 19-21 дюйм | ||||
Динамические характеристики | |||||
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 250 | 270 | 270 | 270 |
Разгон до 97 км/ч, сек. | 4,2 | 3,4 | 3,2 | 2,7 | 2,5 |
Запас хода | |||||
Км (по циклу EPA) | 653 | 653 | 830 | 837 | 758 |
Стоимость автомобиля | |||||
Базовая комплектация | $77 400 | $95 000 | $139 000 | $169 000 | $169 000 |