Конкуренция в сегменте "С" обостряется, и это не может не радовать. В отличие от ситуации десятилетней давности, его обитатели перестали покорно плестись в хвосте лидера и принялись за реальные атакующие маневры. В результате на свет появилась целая плеяда машин, замахнувшихся на право устанавливать новые стандарты, – прерогативу, уже вечность как принадлежащую "Гольфу". В 1998-м экстравагантный Focus с его многорычажной задней подвеской продемонстрировал, что такое "уметь ездить", в 2000 году 147-ая Alfa удивила всех высоким стилем и богатством базового оснащения. Год спустя Peugeot 307 совершил прорыв в направлении борьбы за внутреннее пространство, а вскоре Megane II побил все рекорды в области безопасности. Civic Type-R подверг решительной ревизии термин "горячий хэтчбек". На подходе – BMW второй серии…
Mazda тоже возжелала поучаствовать в пересмотре системы координат. И сотворила свою "трешку". Именно сотворила, потому что такая красота может быть только венцом настоящего творчества. Столь выразительного автомобиля в столь утилитарном классе мир давно не видывал! Его удивительно "биологичная" пластика создает полное ощущение того, что под металлической кожей пульсирует сердце, по артериям и венам струится теплая кровь. Живое существо! Кажется, что если на этой почти что одушевленной машине регулярно и активно ездить, она станет еще поджаристее и рельефнее, а если держать ее на стоянке, она оплывет жирком. "Трешку" нельзя поцарапать, ее можно поранить. Ее нельзя разбить, ее можно покалечить. И так страшно причинить ей боль! "Наш" автомобиль особенно эффектен благодаря пакету Sports Appearance Package – в него входят передний бампер особой формы, иная облицовка радиатора, накладки на пороги и задний спойлер. А еще "ксенон" и солидные семнадцатидюймовые колеса.
Честно говоря, этот восторженный порыв охлаждает интерес к обустройству интерьера, к ходовым характеристикам. Они сами собой отходят на второй план. Возможно, потому что интуитивно чувствуешь: эстетически безупречный автомобиль обязан быть удачным во всех отношениях. Не может у него быть убогого салона или тупого двигателя, не может! Не верится! Но проверить придется.
Интерьер хорош. Однако он не оригинален: здесь явственно витает "альфовский" дух. Он живет в раструбах приборной панели, в характерном трехспицевом руле, в круглых "дроссельных" дефлекторах и вращающихся ободках ручек климат-контроля. Плагиат? Скорее, переработка отличных идей. Да и кому какое дело, если выглядит все это на пять баллов и сделано на совесть! Взять, к примеру, оптитронные приборы. На стоянке, при заглушенном двигателе и включенных "габаритах", в темноте тлеют одни лишь фиолетовые кольца шкал. Стоит завести мотор – и из мрака выплывают алые цифры. Супер! А продуманная подсветка центральной консоли? А огоньки, разбегающиеся в стороны от ручки радиоприемника при изменении громкости? А комбинированная обивка сидений с вставками из рифленой ткани? Это и есть дизайн как искусство.
Причем эргономика ни в одном месте не принесена в жертву художественности. Диапазоны регулировок рулевой колонки (в двух плоскостях) и передних сидений более чем достаточны, сами кресла идеально распределяют нагрузки. Создатели автомобиля позаботились и о задних пассажирах: им вполне удобно, просторно, даже стекла дверей здесь опускаются полностью. Очень практичен багажник – вместительный, с грамотно "вырезанным" проемом. Однако действительно выдающимся решением можно назвать клавишу замка крышки, спрятанную в выемке заднего бампера. Чистота рук гарантирована!
Кстати, Mazda3 предлагается еще и в четырехдверной версии, у которой с хэтчбеком общие только передние двери. Вообще же в Россию машина поставляется с двумя кузовами, двумя моторами (105 и 150 сил) и в четырех уровнях комплектации: Base, Touring, Touring+ и Sport. Коробок передач две: механическая и секвентальный "автомат" Activematic. Предусмотрено двенадцать вариантов окраски кузова.
Пожалуй, впервые японский автомобиль этого класса достиг всех вершин качества. "Трешка" качественна во всем: в дизайне, эргономике, материалах и, разумеется, сборке. А еще – в безопасности. Кузов машины спроектирован согласно новой фирменной концепции MAIDAS (система поглощения и распределения энергии столкновения Mazda), в основе которой лежит особая силовая структура корпуса под названием Triple-H. Конструкция переднего бампера снижает риск получения тяжелых травм пешеходами. Шесть подушек безопасности и ремни с преднатяжителями включены в "базу", причем степень раскрытия передних подушек зависит от силы удара. В оснащение топ-версий входит система стабилизации DSC.
DSC здесь деактивируемая, и это здорово. Без ее помощи Mazda3 очень азартно штурмует быстрые повороты, охотно уходя в занос при сбросе газа. Занос плавный и предсказуемый, поэтому погасить его не представляется проблемой. Скорее, это даже удовольствие. И рулевое управление с электрогидравлическим усилителем – отличное подспорье. Ему присуща и скорость реакций, и полнота обратной связи: вы всегда в курсе того, на какой угол повернуты колеса и насколько стабильно их сцепление с данным покрытием. Обладание этой информацией вселяет уверенность в себе и в автомобиле. Если же ситуация начала выходить из-под контроля, паниковать не стоит: при опасном развитии заноса DSC по собственной инициативе вступает в работу.
АВТОГРАФИЯ Mazda3 2.0 Sport Предшественник 323 (1997) Платформа Ford Focus II Прототип MX Sportif (2003) Премьера сентябрь 2003 Еще известен как Mazda Axela Кузова седан, 5-дв. хэтчбек Мощность двигателя 84-150 л.с. Производство Япония Ожидаемая замена 2009-10 |
Немалая заслуга в обеспечении уверенной управляемости принадлежит конструкции подвесок: передний МакФерсон собран на подрамнике, сзади применена многорычажная схема. Свою бесспорную лепту вносят и низкопрофильные покрышки. Однако те же покрышки вкупе с короткоходностью подвески негативно влияют на плавность хода. Мелкие неровности проходятся незаметно, остальной рельеф ощущается уже достаточно отчетливо. Больше всего "трешка" не любит ямы – на них она вздрагивает всем телом и шумит задней подвеской. Да и вообще этот автомобиль тихоней не назовешь: в салон проникают и звук двигателя, и дорожные шумы, и аэродинамические.
Но против звука двигателя я ничего не имею. Такого звука такого двигателя. Напористого, звонкого баритона высокооборотистого мотора, смело крутящегося до отметки "7000". Система изменения фаз газораспределения открывает движку второе дыхание после 4000 об/мин – словно скинув пару сотен килограммов, "трешка" лихо устремляется вперед. И на "низах" тяга неплохая, и с эластичностью все в порядке; правда, картину немного портит невразумительная работа привода сцепления, к которому придется привыкнуть. В то же время к четкости включений коробки передач с ее тросовым механизмом нет никаких претензий, а сравнительно "короткие" первая и вторая ступени обостряют ощущение стремительности разгона.
Отправляя в отставку модель 626 и заменяя ее на Mazda6, японцы утверждали, что в истории марки начинается новая эра. Тогда в это верилось с трудом: да, "шестерка" – выдающаяся машина, но единичный успех еще ничего не значит. Отныне сомнений нет: Mazda твердо стоит на пути реформации. С появлением "трешки" в распоряжении компании оказалось боеспособное звено, реально грозящее изменить расстановку сил на рынке.
На время теста автомобиль застрахован ООО "НАСТА-Центр".
Автомобиль предоставлен компанией "Евросиб-Авто".
Технические данные
Mazda3 2.0 Sport | |
КУЗОВ | |
Тип | несущий, 5-дверный хэтчбек |
Длина | 4420 мм |
Ширина | 1755 мм |
Высота | 1465 мм |
База | 2640 мм |
Объем багажника | 300/635 л |
Снаряженная масса | 1310 кг |
Полная масса | 1745 кг |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Расположение | поперечно |
Тип | бензиновый |
Рабочий объем | 1999 куб. см |
Число цилиндров | 4 |
Число клапанов | 16 |
Степень сжатия | 10.8 |
Макс. мощность | 150 л.с./6000 об/мин |
Макс. крутящий момент | 187 Нм/4500 об/мин |
ПОДВЕСКА | |
Передняя | независимая, МакФерсон |
Задняя | независимая, многорычажная |
Размер шин | 205/50 R17 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Привод | передний |
Тип коробки | механическая пятиступенчатая |
ТОРМОЗА | |
Передние | дисковые, вентилируемые |
Задние | дисковые |
Системы активной безопасности | DSC, ABS, EBA, EBD |
ДИНАМИКА | |
Макс. скорость | 200 км/ч |
Разгон до 100 км/ч | 9.0 с |
ТОПЛИВО | |
Сорт | 95 |
Расход на 100 км: | |
городской цикл | 11.5 л |
загородный цикл | 6.3 л |
смешанный цикл | 8.2 л |
Емкость бака | 60 л |
СТОИМОСТЬ | |
Базовая цена модели | $17500 |
Цена данной машины | $22900 |
Гарантия | 3 года/100000 км |
Фото: Роман Останин
Январь 2004 г.
Леонид Клюев |