|
| |||||||
| Так уж устроена наша жизнь, что рано или поздно почти каждый человек задумывается о женитьбе, семье и, конечно же, о детях. Тут же встает вопрос об универсальном автомобиле: вместительном и удобном, но при этом компактном, экономичном и не очень дорогом. Все три участника нашего теста этим критериям вполне удовлетворяют. Но какой из них в большей степени? Сегодня мы почти не будем говорить о мощности, динамике, управляемости. Постараемся избежать таких оборотов, как «сорваться с места» или «ввалить в поворот». У протестированных автомобилей совсем другие задачи и ценности. Мишень, в которую бьют компактвэны — не побить рекорд скорости, а перевезти как можно больше человек и поклажи, при весьма компактных размерах. Все три автомобиля построены на растянутых платформах обычных хэтчбеков гольф-класса. Так, например, Toyota Verso раньше недвусмысленно называлась Corolla Verso. Opel Zafira Tourer в прошлом поколении был просто «Зафирой», и это, по сути, Astra-переросток. Ну а Mazda5 выросла из хэтчбека Mazda3. Именно поэтому в длину и ширину все минивэны не намного больше, чем обычный гольф-класс. Но колесная база — почти 2,8 м — в среднем на 10 см длиннее, чем у хэтчбеков-«доноров». Именно эта мера позволила разместить в таком ограниченном пространстве третий ряд сидений, что теоретически позволяет перемещаться даже всемером. Почему теоретически? Дело в том, что предназначение этого самого ряда не совсем понятно. Мы привыкли называть эти места «детскими», но креплений Isofix для специальных кресел на третьем ряду не предусмотрено. Да и сажать своих чад под самую заднюю дверь — не комильфо. А вдруг кто-то «приедет» сзади? Выходит, не «детские», а «взрослые»? Только большим дядям и тетям на этих кургузых «стульчиках» будет тесновато. И не стоит забывать о том, что при разложенном третьем ряде, багажное отделение становится таким же вместительным, как клатч модницы. Все же, формально, наши автомобили — семиместные, что при таких довольно компактных габаритах — уже достижение. В дальний путь, конечно, не отправишься, но подбросить лишнюю пару пассажиров до метро вполне возможно. Кто же лучший «перевозчик» — Zafira, Verso или Mazda5? Пора бы и выяснить. | |||||||
|
| Mazda5 | ||||||
|
|
Безусловно, самая крутая штука в Mazda5 — это сдвижные двери с электроприводом. Они не только позволяют беспрепятственно выйти из машины даже на тесной парковке, но еще и делают процесс посадки-высадки пассажиров гораздо удобнее: ты просто заходишь в салон автомобиля, почти не нагибаясь. К тому же, электропривод избавляет от необходимости катать тяжелые двери вручную; открыть-закрыть их можно со среднего ряда и с места водителя. Правда, за «электрические» двери придется доплачивать 70 000 рублей даже в топовой комплектации Active. Вместе с ними вы получите и кожаный салон. Кожа в интерьере Mazda5 грубовата, со стильными вставками и строчкой красного цвета, что заметно оживляет внутреннее убранство, от которого уже веет стариной. Неудивительно, ведь Mazda5 появилась еще в 2010 году. Жесткий пластик повсюду, скромный монохромный дисплей «климата», «музыки» и бортового компьютера, доисторические клавиши подогрева сидений и стеклоподъемников и приборная панель «старой формации» (вполне удобная).
Салон Mazda5 воспринимается, как наиболее просторный. На переднем ряду — все почти как в обычной «трешке». Места хватает даже высоким людям. При этом водителю вполне комфортно за рулем, эргономика неплоха. Регулировки рулевого колеса и сиденья достаточны, а рычаг «автомата», расположенный на специальном «приливе», сам ложится в руку. Вот только сиденье излишне свободно, на американский манер. В поворотах из него выпадаешь. Средний ряд — шедевр. Пожалуй, самый просторный и удобный среди нашей троицы. Как уже было отмечено, на него очень легко попадать, благодаря сдвижным дверям. А попав, чувствуешь себя, как в бизнес-классе: возможна продольная регулировка сидений в диапазоне 270 мм (лучший результат из трех машин), можно менять наклон спинки, а можно поиграть в головоломку и вовсе убрать среднюю секцию, сделав эдакую кают-компанию для двух пассажиров. Причем низ этой самой средней секции убирается в левое пассажирское кресло, а из верха получается удобный подлокотник. Легко!
Удивительно, но даже при самой короткой колесной базе (2 750 мм) Mazda5 оказывается самой просторной для пассажиров заднего ряда. Немного сдвинув вперед сиденья среднего ряда, сзади вполне можно усадить даже взрослого человека не очень высокого роста. Конечно, назвать эти куцые места просторными язык не повернется. Но все же сидеть сзади в «пятерке» удобнее, чем в «Зафире» или «Версо».
Но и потрясывает здесь чуть сильнее. Традиционно для «Мазды» подвеска подзажата, поэтому пассажиры своими пятыми точками чувствуют все ямки и трещинки. Также традиционно для японской компании — не очень хороша шумоизоляция. Может быть, «пятерка» настроена на динамичную езду? Не похоже: Mazda5 разгоняется до «сотни» дольше остальных, за целых 13,1 секунды. Медленно. Как ни надрывается 144-сильный моторчик, быстрее разогнать полуторатонный автомобиль (а если еще и с пассажирами?) у него не получается. Еще и пятиступенчатый «автомат» по ощущениям сжирает добрую треть от этих «лошадей».
Лишь немного «Мазда» отыгрывается в поворотах. Автомобиль очень цепко стоит на дуге, а руль хоть и легкий, но вполне себе информативный. Если переключить коробку передач в ручной режим и выкручивать каждую передачу до отсечки, то на «пятерке» даже можно немного «позажигать». Но когда в салоне пять пассажиров, пара из которых дети, то об этом думаешь в самую последнюю очередь.
| ||||||
|
| Opel Zafira Tourer | ||||||
|
|
Opel Zafira выглядит наиболее в духе времени, хотя по факту современная Toyota Verso появилась на рынке даже чуть позже. Opel — самый яркий и запоминающийся автомобиль из нашего трио. Чего стоит только футуристическое оформление передней части с фарами необычной формы, и бампер, который чертили словно по хитрому лекалу. Zafira блестит хромом и щеголяет аж 19-дюймовыми колесами. У остальных — «обувь» всего лишь 17-дюймовая. В салоне очень светло. Это заслуга сдвижной шторки над лобовым стеклом и прозрачной крыши над вторым рядом. Ни в «Мазде», ни в «Тойоте» таких прелестей нет. Не бывает там и таких приятных мелочей, как дефлекторы обдува на центральных стойках, хитрый и очень объемный органайзер с двойным дном между передними сиденьями, «навигация» или электронный «ручник». А у Opel все это есть. Правда, и стоит Zafira в нашей комплектации почти на 200 000 рублей дороже.
Наша Zafira Tourer в версии Cosmo также как и Mazda имеет кожаный салон. Но в отличие от просто обшитых кожей кресел на «Мазде», здесь в кожу затянуты еще и панели дверей. Сиденье водителя на Opel более удобное, чем на Mazda, с лучшей боковой поддержкой и выдвижной секцией на подушке. Но вот педали расположены так, что давить на них приходится как бы сверху. Не по-легковому как-то. Но в целом, интерьер Opel Zafira воспринимается наиболее стильным и роскошным среди наших испытуемых. Одна двуцветная отделка чего стоит. Колесная база Zafira (2 760 мм) на 10 мм длиннее, чем у Mazda5. Но на среднем ряду в «Опеле» менее просторно. Ряд разделен на секции в пропорции 35/30/35. Каждая из них двигается отдельно в продольном направлении на 210 мм. Но, придвинув одно из сидений среднего ряда до конца вперед, посадить на него можно будет только ребенка в детском кресле. Да и вообще, взрослый сможет более или менее комфортно разместиться на среднем ряду, только отодвинув свою секцию назад до конца. Зато для пассажиров предусмотрено два бокса для мелочей и розетка на 12В.
Проход на задний ряд менее удобен, чем в Mazda5. Попав туда, сразу хочется вылезти обратно: очень тесно. Чтобы хоть как-то усесться взрослому, необходимо сдвигать вперед средний ряд почти до конца, «зажимая» тамошних пассажиров. К тому же, на заднем ряду «Опеля» совершенно некуда девать ступни. Странно, мы ожидали большего от автомобиля с таким внушительным объемом багажника.
Opel едет азартнее всех. Причин тут несколько. Нам достался автомобиль с турбодизелем, а он и мощнее, и тяговитее бензиновых моторов на Mazda5 и Toyota Verso. И взаимодействовать с неторопливым «автоматом» у него получается гораздо лучше, чем у его бензиновой альтернативы. Величина крутящего момента (350 Нм) немаленькая, а его полка настолько широка, что позволяет не особо заботиться о выборе передачи. К тому же дизель априори экономичнее, что отлично вписывается в концепцию «вместительного, но не прожорливого семейного автомобиля». Правда, наличие турбодизеля ощутимо завышает начальную цену. Так, например, Zafira с бензиновым турбомотором 1,4 литра и «автоматом» в комплектации Cosmo стоит на 102 000 рублей дешевле. Надо ли переплачивать эти деньги за разгон до 100 км/ч менее, чем за 10 секунд, и за уверенную тягу даже на загруженном под завязку автомобиле — решайте сами. Нам приходилось ездить на «Зафире» с бензиновым агрегатом. Дизель сильнее!
Разгоняется Tourer всегда довольно охотно для семейного автомобиля. Но и управляется очень неплохо! Сказывается наличие отличной «тележки» от современной Astra. Особенно здорово Zafira проходит виражи, когда мехатронное шасси FlexRide (тоже недешевая штучка — 40 000 рублей) находится в положении Sport. В то же время, увеличение колесной базы (+75 мм по сравнению с «Астрой») сделало ход «Зафиры» более солидным и плавным. Даже на 19 дюймовых колесах Opel едет вполне себе комфортно.
| ||||||
|
| Toyota Verso | ||||||
|
|
Из трех автомобилей Toyota Verso выглядит наименее интересно. В общем-то удивляться нечему: фактически это всего лишь немного перелицованный минивэнчик Verso образца еще 2009 года. «Мордашка» у него заострилась, появился более агрессивный бампер и раскосые фары. Но сзади автомобиль остался почти таким же, как и четыре года назад. Консервативно, вполне себе ладно. Ничего во внешнем облике «Тойоты» не завораживает, ничего и не отталкивает. Средняя температура по больнице. И пусть с такой внешностью Verso наверняка не допустят до конкурса красоты, зато минивэн от Toyota по-прежнему остается одним из самых компактных семиместных автомобилей. Ну что ж, проверим, как при длине всего в 4 460 мм японцам удалось разместить целых три ряда сидений. Не чистой ли воды это профанация?
Начнем с конца, то есть с так называемого «детского» третьего ряда. Удивительно, но факт: на заднем ряду Verso сидеть удобнее, чем в самой длинной «Зафире»! Сиденья, конечно, тонюсенькие и хлипкие, но зато есть куда поставить ноги, и пассажиры среднего ряда чувствуют себя при этом не совсем зажатыми. Молодцы «тойотовцы»! Компактно, но совсем не так уж тесно. Средний ряд Toyota тоже мобилен, как и в других минивэнах. В продольном направлении все три секции можно сдвигать на 195 мм. Это меньше, чем в «Зафире» и Mazda5, но и этого, оказывается, вполне достаточно. Помимо этого, в Toyota самый удобный механизм регулировки наклона спинок. А еще пассажиры могут воспользоваться шторками на боковых окнах, откидными столиками или положить что-то в специальную нишу под ногами.
Ну а как там спереди? Водитель несколько удивлен. В первую очередь, центральным расположением приборной панели. Непривычно. И не очень-то удобно. Хоть «приборка» и развернута влево, но, как ни крути, а приходится то и дело переводить на нее взгляд.
Оформление передней панели — на любителя. Несимметричные воздуховоды, какая-то необычная «пустота» наверху, запутанный блок микроклимата… К тому же дисплей с возможностью нажатия явно притормаживает, а разъем для флэшки почему-то находится на центральном тоннеле с пассажирской стороны. На наш взгляд, по эргономике салон Toyota проигрывает даже неновой Mazda5.
Полностью кожаной отделки для интерьера Verso не предусмотрено. Есть только небольшие вставки на сиденьях. Кресла, кстати, несмотря на свою внешнюю простоту и минимум регулировок, вполне удобные и неплохо держат тело в поворотах, когда отец семейства решается на активный драйв. Хотя Toyota к нему и не очень готова. Подвеска здесь самая комфортная и тихая. Мелкую рябь она вообще не доносит до пассажиров. Ямы покрупнее все же транслирует в салон и на руль, но уже в очень «приглушенном» виде. Пожалуй, для семейного автомобиля, это то, что надо. И пусть усилие на руле ненатурально, а в повороте заметны крены, для наших дорог Toyota подходит лучше других. К тому же ее поведение хоть и не азартно, но вполне понятно и предсказуемо.
При этом, имея почти такой же мотор, как и «Мазда» (и по объему, и по мощности), Toyota оказывается гораздо резвее. И до 100 км/ч автомобиль разгоняется на две секунды быстрее, и ускорением здесь управлять намного удобнее. Конечно, динамику Verso никто не назовет «ураганной», но сочетание 1,8 литрового мотора и вариатора позволяет ехать вполне динамично, особенно в режиме Sport, когда обостряется реакция на газ. Можно еще и поиграть с подрулевыми лепестками (у двух других компактвэнов такой штуки нет), переключаясь вручную между семью псевдопередачами вариатора. Но вряд ли это прибавит Verso прыти.
| ||||||
|
| **** | ||||||
|
| Так часто бывает в сравнительных тестах, когда выбрать однозначного победителя не получается. Что-то больше понравилось в одном автомобиле, что-то в другом, что-то в третьем. Вот если бы можно было поиграть в конструктор и собрать одну машину из этих больше всего пришедшихся по душе компонентов, то, наверное, получился бы идеальный компактвэн. Попробуем? Внешне нам больше всего понравился Opel, но и Mazda, несмотря на «преклонный» возраст, все еще очень хороша. Тот самый спорный задний ряд — то ли «детский», то ли просто бесполезный в большинстве случаев — мы бы взяли от Mazda5. Там он самый просторный: можно перевезти даже взрослых. Средний ряд Toyota оборудован шторками, столиками и секретными нишами под полом, но у Opel есть отдельные воздуховоды, а в «Мазде» больше места. Спереди шикарно укомплектована Zafira. Водителю и переднему пассажиру здесь наиболее комфортно, а кресла — самые удобные. Мотор и трансмиссию мы тоже увели бы у Opel Zafira. Тяговитый, малошумный и экономичный современный турбодизель дает сто очков вперед малолитражным бензиновым моторам. К тому же с шестиступенчатым «автоматом» он ладит лучше, чем двигатель Toyota с вариатором или мотор Mazda со своими пятью ступенями. По подвеске, пожалуй, лидирует Toyota. Хотя система FlexRide от Opel позволяет иметь «три автомобиля в одном», а шасси Mazda настроено очень по-боевому для семейного автомобиля. Ну и остался багажник: здесь Opel — безусловный лидер, хотя все портит нелепая система крепления запаски. Так что не торопитесь с выбором. В минивэнах есть множество различных нюансов. И все они важны, потому что компактвэн — это автомобиль, который должен удовлетворять не только водителя, но и всех членов семьи. Здесь есть, над чем подумать. Например над тем, а нужен ли вообще этот пресловутый третий ряд и мнимая семиместность? |
Технические характеристики тестируемых автомобилей:
| Mazda5 | Opel Zafira Tourer | Toyota Verso |
Кузов | |||
Тип | Минивэн | Минивэн | Минивэн |
Количество мест/дверей | 7/5 | 7/5 | 7/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый | Дизельный, с турбонаддувом | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1999 | 1956 | 1798 |
Мощность, л. с. при об/мин | 144/6500 | 165/4000 | 147/6400 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 180/4500 | 350/1750-2500 | 180/4000 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 5-АКПП | 6-АКПП | Вариатор (CVT) |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4585/1750/1615 | 4658/1884/1685 | 4460/1790/1620 |
Колесная база, мм | 2750 | 2760 | 2780 |
Клиренс, мм | 130 | 150 | 145 |
Снаряженная масса, кг | 1540 | 1733 | 1600 |
Объем топливного бака, л | 60 | 58 | 60 |
Объем багажника, л | 426-1485 | 710-1860 | 446-1696 |
Шины | 205/50 R17 | 235/40 R19 | 215/55 R17 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 186 | 205 | 185 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 13,1 | 9,9 | 11,1 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Средний | 8,3 | 6,0 | н.д. |
Выбросы СО2, г/км | 167 (Евро 4) | 159 (Евро 5) | 159 (Евро 4) |
Стоимость, руб. | 1 159 000 (без обвеса и дисков) | 1 334 000 | 1 121 000 |
Источник: Drom.ru