Класс «заряженных» хэтчбеков сегодня на российском рынке, чувствует себя далеко не самым худшим образом. Предложений много, регулярно появляются новые бойцы. Сегодня мы решили сравнить антонимы жанра...
Взяли самый маленький и непрактичный английский хэтч, новый Mini Cooper S, и новое детище концерна VAG — сверхпрактичный чешский лифтбэк Skoda Octavia RS. Что ж, противостояние обещает быть любопытным. Добавляет перца и тот факт, что оба автомобиля являются новинками летнего сезона 2014 года, они впервые добрались до России.
«Мини» формально не является прямым конкурентом «Октавии», так как стоит классом ниже, принадлежит сегменту B. Но нас такие различия в данном случае не волнуют, ведь мы задались целью сравнить противоположности.
Различия начинаются уже на этапе ознакомления с прайс-листами. «Октавия» в «базе» стоит от 1 349 000 рублей, а тестовый автомобиль с некоторыми опциями — 1 501 988 рублей. Базовый Mini Cooper S можно купить за 1 159 000 рублей, что, впрочем, не помешало тестовому экземпляру получить ряд опций, поднявших планку стоимости почти до двух миллионов — 1 984 200 рублей!
М-да, недешевый получается «малыш». Зачем такой нужен? В оправдание Mini можно сказать, что в «нашем» автомобиле есть ряд «наворотов», которые оцениваются примерно в четыреста с лишним тысяч рублей, от них вполне можно отказаться, не сделав машину намного хуже.
Отличия во внешности оппонентов еще разительнее. Сверхкомпактный Mini словно изначально задумывался для быстрой езды. Небольшая «коробчонка», колеса расставлены по углам, свесы минимальны. «Октавия» же — большой, длинный, настоящий семейный хэтч, который немного прижали к земле и водрузили на эффектные 19-е диски.
«Мини» — пижон. В его крови — гены стародавних предков. Он не сильно изменился со времен первого поколения модели новой эры. Тот же профиль, те же очертания оптики, плоская крыша, линия остекления. Разве что задние фонари стали больше и наряднее. Cooper S округлый, его дизайн «мягкий», в машине нет резкости и угловатости.
За этими качествами стоит обратиться к строгой «Октавии». Чешские дизайнеры, похоже, не выпускали из рук линейки, каждый штрих делали с помощью этого инструмента. Орудовали им, даже работая над внешним видом колесных дисков.
Кстати, об этих опциональных дисках хочется сказать отдельно. Великолепный цвет, рисунок, грани и изломы. Эти колеса очень хорошо подходят нашей «Октавии», делают законченным образ версии RS. Машина техногенна и этим привлекательна. Идет ей и насыщенный синий «металлик».
Mini Cooper S смотрится куда более традиционно. Он не удивляет цветом, а предлагает ознакомиться с очередным прочтением классики British Racing Green. У него не столь эффектные, 17-дюймовые, колеса с непримечательным рисунком. Но смотрится этот отважный «малыш» все равно сногсшибательно, спортивно и подтянуто. Чувствуется, что он способен на многое.
Что касается размеров, то вполне очевидно, что «Мини» меньше по всем параметрам, но с цифрами ознакомиться будет нелишним. В длину RS «привозит» «Куперу Эс» 835 мм, в ширину — 35 мм, в высоту 87 мм. По колесной базе преимущество также впечатляющее — 185 мм. Зато «Мини» легче оппонента на целых 330 кг!
Салон «эрэски» поет в унисон с внешностью. Все строго, симметрично, пропорционально, правильно. Добротный упругий пластик, отличная сборка и подгонка деталей, сдержанный стиль. Спортивное настроение за рулем чешского автомобиля рождается благодаря отделке под карбон, спортивным креслам с интегрированными подголовниками, рулю, накладкам на пороги. В принципе, этого достаточно.
Также у нашей машины расширенный опциональный функционал. Например, есть клавиша, которая выводит на дисплей меню настройки параметров автомобиля. Водитель может выбрать предустановленные «сетапы» или же создать свой собственный и сохранить в памяти. Настройки касаются рулевого управления, работы акселератора и коробки передач. Подвеска у RS пассивная, без электронной регулировки.
Посадка отличная, равно как и обзорность. К эргономике чешско-немецкого автомобиля сложно придраться. Все продумано до мелочей. Есть миниатюрный мусорный контейнер, в подстаканник можно вставить удобный держатель для мобильного телефона. Подлокотник имеет удивляющий размахом диапазон регулировки по длине и углу наклона. То же самое можно сказать и об управлении остальными функциями машины посредством сенсорного дисплея — продуманный интерфейс и множество возможностей.
Но и «Мини» не промах по части салона. После строгости чешского интерьера тут отдыхаешь душой и глазами. Потрудились дизайнеры на славу. Линейками не пахнет, ими англичане вообще, похоже, так и не обзавелись. А вот циркули были в почете. Различных окружностей пруд пруди. Традиционно самая большая украшает центральную консоль — в нее вписан экран мультимедийной системы. Управление — как на BMW, посредством шайбы, расположенной на центральном тоннеле. Работает все быстро и споро — комар носа не подточит.
Радует анимация меню, подсказки и общий стиль. Культ Mini подчеркивается. Даже в меню мультимедийной системы разработчики смогли представить этот автомобиль как определенный стиль жизни. Например, когда выбираешь режимы работы «Купера», появляются соответствующие пояснительные экраны с забавными комментариями и картинками. На экран можно вывести даже индикаторы текущей мощности и крутящего момента!
Покоряет то, с какой фантазией и любовью создан интерьер «Купера Эс». Такой полет фантазии и столь качественную ее реализацию сложно найти не только в сегменте B, но и во всем автомобильном мире. Столь нарядные и интересные салоны присущи куда более дорогим машинам.
«Мини» оригинален не только дизайном салона, но и его компоновкой. Сидишь очень глубоко внизу, на уровне центральной стойки, строго посередине автомобиля, что позволяет еще лучше его чувствовать. Лобовое стекло почти вертикальное, центральная консоль очень короткая. Ощущение, что находишься в кабине миниатюрного «грузовичка». Становится еще забавнее, если включить дворники — тут уже лезут в голову сравнения с отечественной «классикой». В общем, корни дедов и прадедов в этом ультрасовременном автомобиле живы. И это приятно.
Все эти необычные вещицы, впрочем, не создают неудобств. Конечно, кое к чему придется привыкать, но это ни в коем случае не утомительное занятие. Ведь эргономика в «Мини» похвальная. Впрочем, могло ли быть иначе под патронажем BMW?
Закончив с эстетикой, мы должны обратиться к практической стороне вопроса. Здесь красивый и пижонистый «Мини» с треском проигрывает дуэль старшему, продуманному, большому и дотошному конкуренту. Вообще, по вопросу практичности с «Октавией» в принципе мало кто может тягаться на равных из клана «хот-хэтчей». Мини же проигрывает вчистую, по всем показателям. Лишь топливная экономичность и удобство парковки можно записать ему в актив.
Что ж, с практической точки зрения все понятно. Для этого, собственно, и тестировать машины было не нужно. «Шкода» для расчетливого семейного человека. «Мини» — для тех, кому не нужна практичность, не нужен багажник, и не стоит задача постоянно возить кого-то на втором ряду. Зато можно не жертвовать внешностью и эпатажностью, а также получать бонусы от эксплуатации компактного, мощного, но при этом экономичного автомобиля в городе.
Каждому свое. А что с ходовыми качествами? Ведь если смотреть на характеристики, то получается, что и тут «Шкода» на равных, а по максимальной скорости и вовсе «уделывает» противника. Но ведь есть же еще и что-то другое, кроме сухих цифр статистики…
Разгоняется Skoda стремительно, под красивый рокот турбомотора. Правда, звук этот слышит только водитель внутри автомобиля — он транслируется в динамики аудиосистемы. На улице подобного эффекта не ждите. Разгон стремительный, уверенный. Роботизированная коробка передач DSG в своей стихии, очень быстро и плавно орудует сцеплениями, обеспечивая максимальную эффективность ускорения.
«Мини» выполняет упражнение по разгону до сотни всего на одну десятую секунды быстрее, но насколько по-другому он это делает! Тут нет трансляции звука в салон — все по-честному. Двигатель рычит на повышенных оборотах, а система выпуска классно подпевает ему, по-гоночному отстреливаясь при резком сбросе газа. А какими смачными хлопками сопровождаются переключения в режиме Sport!
«Октавия», как и оппонент, снабжена электрическим усилителем рулевого управления. Настроен он отменно. Уровень обратной связи меняется в зависимости от режима езды. Но в целом на качестве информации это не отражается. Руль великолепен. Забавная «баранка» «англичанина» также настроена филигранно. Руль тяжелее и острее, нежели у противника, что отлично подходит этому маленькому хэтчу! Автомобиль собраннее, быстрее и более цельно реагирует на команды водителя. Ну а дополнительно «обострить» Cooper S можно, если перевести активную подвеску в спортивный режим! Тогда «Мини» забывает о том, что такое крены. Ходовая дубеет, автомобиль становится похожим на карт!
Кажется, что запас сцепления покрышек с дорогой у этого забияки нескончаемый! При том, что ширина колес отнюдь не выдающаяся — 205 мм. Но «держак» невероятный. «Мини» проходит связки поворотов, как по рельсам. Однако, отключая систему стабилизации, нужно помнить, что законы физики по-прежнему в строю, а Cooper S все же может соскочить с траектории.
Чтобы «поймать» маленький короткобазный хэтч, нужна хорошая сноровка. Он рассчитан на траекторную езду. Срывы в скольжение и последующая стабилизация происходят очень резко! Поворачиваемость у этого «малыша» близка к нейтральной. Великолепный автомобиль, один из самых интересных переднеприводников. Он просто создан для трек-дней.
После Mini в «Октавии» скучновато. Машина «валит», отлично поворачивает (но недостаточная поворачиваемость выражена тут гораздо сильнее), минимально кренится. Она предельно понятна в управлении, все делает, как надо, но… Такого драйва, как в «Мини», тут нет. Конечно, пересядь я сюда из простой «Октавии», говорил бы иначе. Но ведь для того сравнения и созданы.
«Октавия» научена правильным спортивным повадкам. У нее, как и у «Мини», есть имитация переднего межколесного дифференциала, которая позволяет эффективнее проходить быстрые повороты, не особо церемонясь с педалью акселератора. Но все равно от физики не уйти. Машина заметно больше, она на 330 кг тяжелее. Она чисто физически не может дать таких ощущений, как маленький и легкий Cooper S!
«Шкода» выигрывает по уровню звукоизоляции, но ее преимущество не подавляющее. По тормозам трудно выделить победителя. Приводы везде работают хорошо, замедление отлично прогнозируется. «Мини» менее стабилен при интенсивном торможении, особенно если дорога «не очень». Приходится работать рулем, корректируя траекторию.
Что касается жесткости подвески, то обе машины — не подарок. У «Шкоды» ходовая настроена чуть более компромиссно, с небольшой оглядкой на комфорт. Однако большие колеса с покрышками, которые «намотаны» на них тонким слоем словно изолента, вносят свой отрицательный вклад в общий комфорт. К тому же постоянно переживаешь за их сохранность. Обод на двух дисках был уже заметно поцарапан, а на оставшихся, думаю, это лишь вопрос времени.
Тандем пружин и амортизаторов в «Мини» жестче, но у него, как раз-таки, более высокопрофильные покрышки, что на наших дорогах благо. Регулировка жесткости подвески на Cooper S — не пустой звук. Поведение машины и степень комфорта меняются довольно ощутимо. Поэтому по настройке ходовой в лидерах все-таки «англичанин».
Как выявить победителя в этой дуэли? Задача непростая. Да и нужно ли это? До теста было очевидно, а после него стало еще понятнее, что эти машины — разные. И каждая в своей ипостаси удалась. Различий очень много, сложнее обнаружить фактор, который эти автомобили объединяет. Он был обозначен в начале статьи — это принадлежность к когорте «горячих хэтчбеков». В остальном — лишь отличия.
«Мини» — для истинного драйва, для эпатажа, куража. Это красивая, заводная и крайне непрактичная машина. Она идеальна для человека без семьи или как второй автомобиль. «Мини» — сугубо городской. В «дальняк» на нем ехать не хочется. А вот выезд на трек-дни строго рекомендован.
«Октавия» — универсал с большой буквы. Динамика — как у «Мини», при этом практические качества на высоте. Да, она не может подарить таких же головокружительных эмоций от управления. Но когда владелец «эрэски» привезет своих домочадцев с дачи домой, разгрузит огромный багажник поклажи, то потом… Потом он также сможет поехать на трек-день. И, вполне возможно, покажет там время лучше, чем владелец Mini Cooper S. И будет упиваться своим правильным выбором и широкими практическими возможностями личного автомобиля.
Mini Cooper
Mini Cooper с трехцилиндровым мотором (136 л.с.) можно купить за 929 000 руб. В списке базового оснащения: МКП-6 (за «автомат» нужно доплатить 74 500 руб.), чип-ключ, система «Старт/стоп», литые диски R15, четыре подушки безопасности, DCS, борт-компьютер, обогрев форсунок омывателей лобового стекла и зеркал, кондиционер, подогрев передних сидений, противотуманки, аудиосистема Mini Boost CD.
Mini Cooper S стоит от 1 159 000 руб. В «стандарте», помимо того, что есть в «Купере»: 16-тидюймовые литые диски, двухзонный климат-контроль, спортивный руль, система «Mini. Режимы вождения». Все остальные опции сугубо платные, и стоят немалых денег.
Skoda Octavia RS
Самая быстра «Октавия» с МКП-6 обойдется в 1 349 000 рублей, а с DSG — в 1 399 000 рублей. Базовая комплектация богатая: 2-зонный климат-контроль, охлаждаемый бардачок, ESP, блокировка дифференциала (XDS), ассистент подъема в гору (для МКП), Start/Stop, фронтальные подушки безопасности, шторки безопасности и боковые подушки безопасности спереди, обогреваемые форсунки, датчик дождя, накладки на пороги RS, обивка сидений кожа/ткань, спортивные сиденья спереди с подогревом, биксенон, задние датчики парковки, круиз-контроль, радио Bolero 2DIN, CD, MP3, USB, Aux-In, SD-слот, 8 динамиков, Bluetooth (только для DSG), спортивный руль с управлением DSG, радио и телефоном (только для DSG), диски R17.
Skoda Octavia прошла краш-тест по методике Euro NCAP в 2013 году, и показала наивысший пятизвездочный результат.
Mini Cooper S пока не участвовал в краш-тестах.
Skoda Octavia RS | Mini Cooper S | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Лифтбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/3 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый, с двойным турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объём, куб. см | 1984 | 1998 |
Мощность, л. с. при об/мин | 220/4500–6200 | 192/4600–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 350/1500–4400 | 280/1250–4750 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-РКП | 6-АКПП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, MacPherson | Независимая, пружинная, MacPherson |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4685х1814х1449 | 3850х1727х1414 |
Колёсная база, мм | 2680 | 2495 |
Клиренс, мм | 128 | 120 |
Снаряженная масса, кг | 1445 | 1115 |
Объём топливного бака, л | 50 | 44 |
Объём багажника, л | 590–1937 | 211–713 |
Шины | 225/35 R19 | 205/45 R17 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 248 | 233 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 6,8 | 6,7 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Городской цикл | 8,1 | 6,9 |
Загородный цикл | 6,4 | 4,5 |
Стоимость, руб. | ||
1 501 900 | 1 984 000 |
Леонтий Тютелев, фото автора |