Лет десять назад «горячих» хэтчбеков гольф-класса в России было пруд пруди. Загибайте пальцы: Renault Megane RS, Opel Astra OPC, Audi S3, Ford Focus ST и даже RS, Honda Civic Type-R, Skoda Octavia RS, Volkswagen Golf GTI, Mini Cooper JCW… Нынче всем не до жиру, а в этом сегменте и вовсе грустно. Пару лет назад на рынок пытался выйти Hyundai с доведенным бывшим «бээмвэшником» Бирманом i30N, но модель продавалась штучно. Kia ceed GT теперь есть только в версии универсал. Вот и выходит, что обновленный Mini Cooper JCW и VW Golf GTI свежего, восьмого поколения — единственно возможные варианты «хот-хэтчей» в России на данный момент. Кстати, и стóят они сопоставимо — 3 634 000 и 3 505 000 рублей соответственно. Немало. Но ведь это почти эксклюзив.
Глядя на Mini, в этом точно можно быть уверенным. Версия JCW сама по себе выглядит довольно борзо — бампер с огромным воздухозаборником, 18-дюймовые колеса, здоровый спойлер и «двустволка» выхлопа сзади, внушительные тормозные суппорты и специальные шильдики на передних крыльях. Но главная «фишка» всех Mini — конечно же, почти неограниченные возможности персонализации внешнего вида, благодаря которым можно «собрать» поистине уникальный и неповторимый облик. Впрочем, и такая весьма скромная черно-красная ливрея JCW очень даже подходит.
Golf GTI никогда не старался быть излишне заметным или эпатажным. Не случилось революции и в новом, восьмом уже поколении этой легендарной модели — это по-прежнему настоящий «волк в овечьей шкуре» с не такими уж серьезными отличиями от обычного Гольфа. Несведущий в этой теме человек и вовсе вряд ли заметит лаконичные «сплиттеры» по низу кузова, разведенный выхлоп и передний воздухозаборник, забранный фирменной ячеистой «сеткой» в характерном стиле. Быть, а не казаться — вот неизменный девиз любого Volkswagen Golf GTI.
Следует он ему и в салоне. Количество отличий от стандартного Гольфа минимально. Но все эти штришки пришлись как нельзя кстати — и руль с более пухлым ободом, и спортивные кресла с интегрированными подголовниками и контрастной прострочкой, и красная подложка цифровой приборной панели, и алюминиевые накладки на педали, и скромная надпись GTI на средней ступице «баранки». В остальном это все тот же качественный и эргономически выверенный интерьер Гольфа, способного без проблем вместить не только четырех взрослых человек, но еще и солидное количество багажа.
Перевозка пассажиров и грузов — очевидно слабая сторона трехдверного Mini. Второй ряд номинально существует и даже разделен на два посадочных места основательным «забором», но по факту посадить туда вы никого не сможете. Да и багажник настолько скромен, что вмещает лишь пару небольших сумок. Тут-то и понимаешь, зачем этому «малышу» рейлинги на крыше. Но, согласитесь, тот, кто «созрел» на покупку Mini, да еще и в «топовой» версии JCW, вряд ли особо думает о вместительности. На первом ряду Mini тоже немного тесновато вдвоем (ширина автомобиля всего 1727 мм), но зато очень атмосферно и при этом вполне удобно! Mini продолжает эксплуатировать тему окружности в самых причудливых вариациях: огромная «тарелка» посередине получила новое наполнение мультимедиа и навигацией, закругленная «приборка» без козырька стала электронной; ступица руля, дверные ручки, динамики, блок «климата», боковые воздуховоды, площадка рычага «автомата», подголовники — повсюду круги! В оригинальности салону JCW точно не откажешь!
Вряд ли вообще к Mini применимо понятие обычного автомобиля. Это прежде всего «фан-кар», который создан для тех, у кого эмоции преобладают над разумом. Вот и на дороге JCW очень эмоционален. Этот коротенький и легкий проныра всегда готов к бою, постоянно хочет поддерживать запал водителя и всячески ему потакать. Динамика в режиме Sport — всего 6,1 секунды до «сотни», и это под весьма звучный и отлично настроенный аккомпанемент выхлопа, который на каждом переключении «расстреливает» соседей по потоку. Особый респект «автомату» ZF, который не только быстро переключается, но еще и максимально долго держит передачу в режиме «S». Ощущение скорости только усиливается из-за жесткости подвески (а на JCW она особенная, так же, как и тормоза Brembo более мощные) и совершенно нереальной для современного автомобиля прозрачности и отзывчивости руля. Колеса, расставленные по углам кузова, позволяют проходить повороты почти без кренов, а довольно узкая «резина» (205 мм) заставляет тонко чувствовать малейшие скольжения. У JCW есть только электронная имитация передней блокировки, и, честно говоря, толку от нее немного. И все же в виражах переднеприводный Mini почти нейтрален, уходит с траектории всеми четырьмя колесами, делает это довольно плавно, позволяя легкую коррекцию и рулем, и газом. Чувствуешь автомобиль буквально кончиками пальцев, и это дорогого стоит. Алексу Иссигонису за этот JCW точно не было бы стыдно! Поэтому отбросим в сторону все эти глупости с подвеской, которую пробивает даже на небольших ямах, и не очень-то хорошей «шумкой».
Если ускорение за рулем Mini JCW — целый набор спецэффектов в виде громкого звука выхлопа и обязательной пробуксовки на старте, то Golf GTI разгоняется довольно буднично — мотор почти не слышно, выпуск настроен деликатно и не орет даже на высоких оборотах. Тем не менее Гольф, который на 200 с лишним килограммов тяжелее Mini, разменивает вторую «сотню» не намного медленнее — за 6,4 секунды, а электронная имитация передней блокировки EDS дополнена нынче… муфтой Haldex, которая в данном случае выполняет функцию самоблока, что позволяет увереннее себя чувствовать не только на старте, но и в поворотах. Вместо «автомата», как на обычном Golf, на версии GTI установлен 7-ступенчатый «робот» DSG, и на этот раз к нему есть небольшие претензии: даже в спортивном режиме его скорострельности мне не хватало, приходилось пользоваться «лепестками». GTI гораздо более взвешен и спокоен, его подвеска вполне пригодна для любых дорог, а уровень комфорта и тишины в салоне намного выше. Но при этом как же идеально этот автомобиль сбалансирован, какое сочное усилие на его руле, какие уверенные и четкие реакции! Однако заметили мы и одну нехарактерную ранее для GTI особенность — резкий занос задней оси под сброс газа. Будем думать, что во всем виноваты осень и холодный асфальт.
В то время когда стоимость какой-нибудь Skoda Octavia легко может перевалить за 2,7–2,8 миллиона рублей, вряд ли цена около 3,5 миллиона за любой из этих автомобилей покажется удивительной. Как-никак, это максимально «заряженные» и отлично укомплектованные версии, а за эксклюзивчик, как известно, всегда приходится дорого платить. На наш взгляд, сама возможность для тех, кто любит погорячее, официально приобрести на оскудевающем российском рынке VW Golf GTI или Mini JCW — это уже хорошо. Кстати, за неделю теста мы встретили в Москве три таких же новых JCW и один GTI, что говорит о том, что «сумасшедших» по-прежнему хватает.
Какой из них выбрать? Тут, нам кажется, все просто. Golf GTI вполне годится на роль повседневного автомобиля, который будет радовать вас отличной динамикой и управляемостью, при этом вмиг умея превратиться в семейного и спокойного «бюргера». Настоящий универсал, и в этом всегда была сила Golf GTI. Прохватить 250 км/ч по автобану, повеселиться на загородных дорожках или съездить в отпуск или в Икею — он может все.
Mini JCW, скорее всего, вряд ли станет единственным автомобилем в семье, хотя бы потому, что он фактически двухместный. Это прежде всего генератор положительных эмоций, эпатажный провокатор, машина выходного дня, которая сумеет дать опытному водителю очень многое, а неопытного удивит своей прытью и картинговой рулежкой. Только берегите подвеску и низкопрофильные шины!
Mini JCW | Volkswagen Golf GTI | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Хэтчбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 4/3 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1998 | 1984 |
Мощность, л.с. при об/мин | 231/5200–6200 | 245/5000–6500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 320/1450–4800 | 370/1600–4300 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 8-АКП | 7-РКП (DSG) |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | Независимая, пружинная (многорычажная) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 3872х1727х1414 | 4287х1789х1478 |
Колесная база, мм | 2495 | 2627 |
Клиренс, мм | 143 | Н. д. |
Снаряженная масса, кг | 1275 | 1495 |
Объем топливного бака, л | 44 | 50 |
Объем багажника, л | 211/731 | 374/1230 |
Колесные диски | 205/40 R18 | 225/40 R18 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 246 | 250 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 6,1 | 6,4 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 6,3 | 7,0 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 142/Евро-5 | 147/Евро-6 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||
Базовая комплектация | 2 950 000 | 3 090 000 |
Тестируемый автомобиль | 3 364 000 | 3 505 200 |