Высокая степень сжатия для ДВС — залог большей мощности, повышенного КПД и оптимизированного расхода топлива. Высокая степень сжатия для лифовода — это коэффициент сокращения ягодичных мышц в ожидании полной разрядки автомобиля вдалеке от розетки.
До этого выпуска «максимальный минимум», которого удавалось достичь, — число «10» в окошке прогнозируемого пробега до полной электрической комы. И это было спонтанно. Теперь же, психологически приготовившись к возможной эвакуации «откуда-нибудь», мы предприняли эксперимент под кодовым названием «Путь до состояния черепахи».
Но планы чуть было не нарушила нестандартная ситуация на электрозаправочной станции: подъехав к «электропою», мы застали возле розетки такой же Nissan Leaf и его грустную владелицу Татьяну. Грустную от того, что заправка не работала. А поскольку мы не в Норвегии, то это реальный повод взгрустнуть: до ближайшей точки CHAdeMO, по меркам Nissan Leaf, — целая Вселенная.
Решили проверить, в чем причина. Подсоединили дромолиф к станции, запустили приложение, загорелся индикатор «Старт», запустилась самодиагностика системы, а потом на дисплее появилось печальное сообщение «подзарядка остановлена! Отсоединитесь и повторите попытку». Мы отсоединились от колонки и попытались соединиться вновь — но уже со службой поддержки «РусГидро» по телефону. Бесполезно — горячая линия холодно ответила длинными гудками.
«Негоже джентльменам бросать даму в беде», — подумали мы и позвали друзей на помощь. Это тот случай, когда турбовый Subaru и трос важнее букета алых роз.
Отвезли пострадавшую от неразвитой инфраструктуры Татьяну до ближайшей зарядки CHAdeMO и вернулись к нашему подопытному электрокролику. Кстати, поскольку мы еще не загоняли Лиф в режим «alarm», заодно узнали у Татьяны, как должен этот электромобиль ругаться в критической ситуации. Ругается Leaf, понятное дело, по-японски, когда вместо цифр предположительного пробега до полного разряда на панели появляются три прочерка. Назовем это тестом «три полоски» — на дальнобойность. Три полоски — значит, пора вставлять вилку в розетку.
Серия о том, как мы помогали Татьяне и общались за лифоводство. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео. Вопросы от подписчиков тоже будем освещать!
Кстати, на японских автомобилях прочерки частенько обозначают «все плохо» — например, когда температура на улице ниже минус 30, борткомпьютер снимает с себя всю ответственность и отчаянно «минусует».
Но во Владивостоке пока, слава муссонам, не минус 30, а гораздо теплее (перед началом испытательного заезда целых плюс 6). А это значит, что на отопителе мы попробуем разумно экономить, и включать будем только тогда, когда начнут запотевать стекла. Ибо про носок с кошачьим наполнителем мы, знаете ли, забыли под давлением продвинутой общественности. 😊
Кстати, о котах: моему Leaf прям по душе — по сравнению с Subaru в Лифе очень тихо, и он не пугается громкого выхлопа. Но вот порода сфинкс теплолюбивая, и чтобы она не мерзла, Лиф нужно хорошенько протапливать, а это резко сокращает пробег. Так что никаких носков с кошачьим наполнителем и никаких котов.
Только м-ы-ы вдво-о-ем с о-о-о-ператорОм, только мы вдвоем по тра-а-ассе зажже-о-о-м.
Итак, задача следующая: для того, чтобы выяснить, сколько может реально проехать чуть-чуть подержанная «электричка» на полном заряде, выезжаем за город, правую педаль кладем в пол и едем, пока Тортилла не начнет отжигать на панели приборов. Отопитель включаем по необходимости, скорость держим в районе 90–110 км/ч в режиме «D». Наружная температура, согласно борткомпьютеру, плюс 6, зарядка «под пробку», четыре деления батареи и 105 км прогнозируемый пробег до разрядки (116 км в режиме ECO).
Как только выехали на Русский мост, буквально через пару километров цифра «105» превратилась в «77». Нормальное такое преобразование прогнозируемого километража в реальный! В экорежиме 82 км, с выключенной «печкой» — 97. Эх, не судьба прокатиться в тепле. Поставим в приоритет дальнобойность.
На самом деле, еще ни разу так быстро (и так долго быстро) не ездил на Лифе. Обычно включаю режим ECO и с чувством спасителя мировой экологии спокойненько себе качу в правом ряду. А тут нужно эксперимента ради ехать в «бензиновом темпе». И это непросто. Как понимаете, ограничитель тут не с завода, а скорее психологический. «Не думай о зарядке», — стучит в голове push-уведомление. И сразу начинаешь думать о ней, родимой. Возможно, с ростом инфраструктуры эта фобия сойдет на нет, но до тех пор, пока это случится, она может крепко засесть в мозгу.
В общем, снизив градус авантюризма, мы решили «распополамить» маршрут, чтобы «пустыми» аккурат подкатиться к ЭЗС (по нашим приблизительным подсчетам) — мчим примерно 50 км в одну сторону, разворачиваемся — и обратно.
Что ни делается, все к лучшему — пока мы выручали Татьяну, стемнело, машин на дороге поубавилось, и практически никто не препятствовал бреющему полету Nissan Leaf. Кстати, вам часто приходится видеть Лифы «на форсаже» — когда вас в горку обгоняют на скорости под сотню? Некоторые могут подумать, что это резвится золотая молодежь, сыновья энергетических магнатов: уходя, не выключают свет, используют лампочки Ильича, постоянно подзаряжают свои прожорливые айфоны. F*ck electric economy! Но нет, это всего лишь мы — испытатели с Drom. 😊
Как и ожидалось, на трассе Лиф стал менее категоричен в своих прогнозах, и вот уже за 15 пройденных километров запас хода снизился на 27 км — до 50 (вместо 28 км за 2 км в городском режиме). Причем на спусках можно нормально так «продлевать» — знак 1.13 ПДД («Крутой спуск») для Лифа — глоток свежего воздуха. Точнее, энергии. За один спуск в несколько километров можно накопить нормальный запас хода. По нашим подсчетам, соотношение примерно 10 к 1: на 10 километров спуска один накопленный километр пробега.
И вы знаете, Лиф отлично едет! В салоне тихо, рулится прилично (видимо, развесовка что надо благодаря батарее в полу), правда, не очень чувствительные педали. Хотя за бортом температура упала до + 3, и без печки не очень чувствительными могли стать ноги. Надо перепроверить по теплу. 😊
Еще у Leaf недурный ближний свет (надеюсь, встречные машины так не считают) — дальним я практически не пользовался, ибо он не особо меняет освещенность.
Последние до появления «трех полосок» 42 километра мы «топили» 100–110 км/ч, наращивая среднюю скорость, которую потеряли на Русском и при разворотах. Кстати, Лиф еще можно любить за то, что при обгоне он тихо, по-фантомному пролетает с экологичным «ф-ф-фух» (в хорошем смысле), а не с пугающим стритрейсерским «у-у-и-яяя-у». Гонщикам из спальных районов рекомендуем.
После того как проехали 52 км с начала эксперимента, на табло загорелась чертова дюжина прогнозируемого расстояния. За 9 км «до конца» невыносимо захотелось тепла и уюта, включили печку и даже обрадовались, что борткомпьютер на это никак не отреагировал — прогноз остался прежним! Правда, и печка теплом так и не задула…
На отметке «6 км до…» мы ехали уже пятый километр и даже успели подумать, что вскрыли секретный код Leaf — именно при таком сочетании ресурса батареи, режима езды, остатка пробега и включенного отопителя с холодным воздухом электромобиль превращается в вечный двигатель! Бинго!
Но эта мысль даже не успела совершить круг почета по голове, а машина уже вернула с небес на землю — три прочерка. Тут же система на чистом японском спросила, желаем ли мы найти ближайшее место зарядки. Мы вежливо, тактичным нажатием на сенсор отказались, дабы не вводить систему в геолокационный ступор. Засекли, сколько сможем проехать в «тревожном» режиме (с высокой степенью сжатия…) и даже героически проехали мимо CHAdeMO — чистота эксперимента превыше всего!
Практически сразу загорелась «черепашка», и Leaf перестал реагировать на педаль акселератора, медленно «планируя» до полной остановки. При таком разряде педаль «газа» управляет не ускорением, а диаграммой вокруг елочек на панели — нажал посильнее, диаграмма «скукожилась», отпустил — расправилась. Есть чем развлечься, пока автомобиль останавливается.
Остановка с полной «люстрой» на «приборке» зафиксировала следующие результаты: после полного заряда «черепашка сдохла» после 80 км пробега со средней скоростью 59,3 км/ч, из них 13 км после «трех полосок». Неплохо! В городском режиме будет выше расход, но и торможений будет больше, поэтому комфортный суточный пробег в городе гарантирован. А при желании можно и в ближний загород смотаться. Для каршеринга не вариант, конечно, но для людей с четким графиком передвижения самое то.
Эвакуацию производили в три этапа: до «кармана» на трассе дотолкал друг Олег (100–150 Вт), до эвакуационного Субару нас добросил Nissan Note e-POWER (80 кВт), а на буксире до розетки дотащил Subaru Legacy (191 кВт). Вот так вот всем миром боремся за экологию!
Кстати, пока ехали в «еноте», владелец поделился, что гибрид — просто песня! На одном баке в хорошем темпе можно накатать больше полутысячи км. С включенной печкой. Эх… Но это аж три рубля на километр! Ух…
После полного обнуления колонка пару минут соображала, сколько ей потребуется времени, чтобы подпитать батареи Лифа живительной энергией — 50 минут до полного заряда.
А дальше случилось удивительное — запас хода стал аж 146 км и слева диаграмма показывала аж шесть делений! Обычно в гараже всегда было «четыре палочки», в движении — пять. А в режиме ECO и вовсе 160 км! Вот это называется — раскачали!
Буксировка не обошлась без потерь — где-то посеяли лючок буксировочного отверстия в переднем бампере. Благо во Владивостоке их найти труда не составляет, причем такого же цвета.
Смотрите видеоверсию разгона Лифа до максималки и последующих приключений. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео. Вопросы от подписчиков тоже будем освещать!
Кстати, о буксировке — заметили во Владивостоке «технички» в виде пикапов с дизель-генераторами в кузове. Сколько пикаперы берут за экстренную подзарядку, выяснить не удалось. Судя по всему, частичный заряд сопоставим с полной зарядкой на стационарной колонке.
Пожалуй, из затрат все — лишь поменяли летние полуслики на зимние на новом литье.