К тому же количество Лифов на приморских улицах неуклонно растет, все чаще на электрозаправках можно встретить однополчан-электромобилеводов. Причем, в отличие от обычных АЗС, ожидание розетки — не повод нервничать и мысленно торопить впередистоящих. В это время можно пообщаться с коллегами по экологичному транспорту, обсудить новости клубной жизни, узнать о достижениях науки и техники — ну и все в этом роде. Вообще, все владельцы электромобилей — больше, чем просто водители. Сам факт того, что люди позарились на «электрички», говорит об их любознательности и открытости ко всему новому. Во всяком случае, купивших электромобиль «по залету» крайне мало.
И такая сплоченность — исключительно во благо. Многие знают друг друга по именам, в случае внештатных ситуаций всегда можно рассчитывать на подмогу. Например, даже с учетом роста числа станций CHAdeMO (а их в Приморье в этом году планируют установить еще три штуки) нет-нет да и не рассчитаешь пробег — товарищи в таких случаях пустят во двор подзарядиться.
Свои пробеги уже выучил и маршруты строю исходя из возможностей и живучести батареи нашей «дромоэлектрички» — все-таки доля авантюризма при эксплуатации электромобиля должна сочетаться с трезвым расчетом. Поэтому в последнее время поездки на Nissan Leaf короткие, но эффективные.
В этот раз мы решили наведаться на «Зеленый угол» (на Subaru, потому что Leaf заряжался 😊) , чтобы понять, что вообще происходит на рынке Лифов, реально ли и целесообразно купить Leaf «оффлайн», как говорится, «с кондачка». И сколько это удовольствие сейчас стоит.
Сразу скажем — изобилием экземпляров в наличии «Зеленка» не балует. И это объяснимо — Лифы практически не привозят в свободную продажу, учитывая специфичность модели и соответствующий спрос, только под заказ. Некоторые Лифы попадают на рынок «за компанию» или «в нагрузку» — если получается взять его в Японии по интересной цене. Но один оазис Лифов в пустыне автомобилей с ДВС мы все-таки нашли — Роман специализируется на поставках Nissan Leaf (в основном ZE0 и AZE0):
Роман: «В Приморье практически никто не покупает машины с рук на рынке — продажи идут в основном в регионы. Соответственно, если никто по рынку в поисках не шарахается, то и готовить автомобили не надо — нет смысла намывать, начищать»
И это заметно — стоят себе пыльненькие и вроде как заброшенные, но со всей необходимой информацией на лобовом стекле, в том числе про ресурс батареи и другие ключевые для Leaf показатели.
А что получают те, кто решил приобрести Nissan Leaf через японский аукцион? Иногда — отличный экземпляр, а иногда и кота в мешке. Сам по себе аукционный лист никак не отражает техническое состояние машины. Удачным вариантом может оказаться и лот с оценкой R, потому что могла меняться одна кузовная деталь, но автомобиль попал в категорию «восстановленные». А могли и лонжероны варить… И, как говорят бывалые, в Японии машины тоже восстанавливают по-разному — иногда вполне прилично, а иногда из рук вон плохо, приходится даже переделывать в России.
Но главное — на некоторых аукционах не предоставляются фотографии приборной панели, по которой хоть как-то можно идентифицировать состояние батареи. Тогда как на аукционах типа NAA наличие фото приборов — обязательное условие. Поэтому нужно как минимум смотреть торги на нескольких площадках. Также косвенно на состояние батареи может указывать стартовая цена.
А что, если покупать через аукцион не хочется, и есть желание «пощупать» Leaf вживую? Тогда нужно быть готовым ко всяким мутным вариантам с маленькими пробегами и батареей, которая даже «здоровее», чем с завода. Особенно всяким скрученным пробегам и прочим программным вмешательствам подвержен ZE0 — софт у них, поговаривают, совсем никудышный в плане защиты. Кстати, пробег нередко скручивают в Японии, даже несмотря на то, что там это уголовно преследуемое преступление. Имидж ничто — жажда наживы все… Поэтому как минимум не лишним будет поинтересоваться, по какому каналу привезен автомобиль, и, если он куплен на аукционе, то добросовестный продавец без труда покажет личный кабинет с данными машины.
На «Зеленом углу» решили подойти к первому попавшемуся экземпляру — черный Leaf c дьявольским пробегом 66 666 км. Аукционный лист настоящий, но просроченный (пробить аукционник стоит 500 рублей). «Приборка» показывает восемь «палок» и состояние здоровья батареи 61%. Негусто — с такими цифрами Leaf в летнее время будет проезжать в лучшем случае километров 100 на одной зарядке (к слову, наш Лиф с 75-78-процентным здоровьем и десятью «палками» сейчас накатывает 80 км без использования отопителя). Но и ценник на такой экземпляр соответствующий — 460 000 рублей (а мы дешевле купили). За воображаемые 700 000-800 000, которые у нас «есть», можно смело искать 12-палочный 24-киловаттный Leaf, а то и на 30 кВт можно наткнуться.
Но чтобы быть во всеоружии при встрече с Лифом с глазу на глаз, нужно пользоваться программой Leaf Spy. И сейчас мы вкратце расскажем, как с помощью этого чудесного калифорнийского софта, способного извлекать всю нужную информацию из CAN-шины, можно узнать всю правду про Nissan Leaf.
Программа доступна в Play Market и AppStore, для Android существует бесплатная версия Lite, для iOS — только версия PRO за $20. Кроме этого, Android через OBD-адаптер может коннектиться со смартфоном как через WiFi, так и через Bluetooth, а вот «яблоки» — только через WiFi.
Для того, чтобы разобраться в реальном ресурсе и состоянии батареи, достаточно и базовой версии Lite — все досье на батарею содержится на страничке «Battery Cells», там же есть диаграммы ячеек (всего их 96 — по две штуки в 48 модулях).
Начнем со значения Ahr — показывает остаточную емкость батареи в А·ч, то есть сколько батарея вмещает энергии в ампер-часах при стопроцентном заряде. Новая 24-киловаттная батарея имеет показатель около 66 А·ч, 30-киловаттная — 82 А·ч.
Параметр SOH (State of Health — состояние здоровья) — способность батареи накапливать и удерживать энергию. Если этот показатель меньше 85% и держится более месяца, на табло исчезает 12-я «палочка». Если 78% более месяца — вторая. И так далее до полной кончины батареи. На нашем Лифе на сегодняшний день SOH 75,86% и десять делений — все сходится.
Hx — пожалуй, самая показательная характеристика. Это внутреннее сопротивление батареи. Если по-простому — показатель «старения» батареи. Чем изношеннее батарея, тем больше энергии тратится на ее нагрев. Чем ближе этот показатель Hx к 100%, тем лучше. У нас батарейка, можно сказать, прожила уже полжизни.
Когда смотрите автомобиль на рынке, не забывайте про то, что при длительном простое (транспортировка, стоянка на комиссионной площадке) перечисленные параметры могут просесть — контроллер батареи «подзалипает» от бездействия. Привести его в чувства можно либо активным «отжигом» по дорогам совместно с несколькими циклами полной зарядки/разрядки, либо программным сбросом. После сброса все параметры уйдут к максимуму, поэтому если вы вдруг проверяете Лиф при покупке, а у него при пробеге в 50 000 стопроцентное здоровье батареи и сопротивление — вы знаете, в чем дело.
Летом после сброса контроллер приходит в себя достаточно быстро, а вот зимой нет — придется ждать потепления градусов до 10.
Кроме этих показателей на экране Battery Cells есть данные по пробегу и количеству быстрых (QCs — на станциях CHAdeMO) и медленных (L1/L2S) зарядок. Если разделить указанный пробег на общее количество зарядок, то получим проверочный коэффициент — если он ниже 30, то пробег практически наверняка скручен. Наш Leaf — в «пограничниках». Если и скручен пробег, то немного, без фанатизма.
Также на экране можно увидеть номер кузова и серийный номер батареи. Если батарею меняли, то Leaf Spy будет показывать серийник новой батареи, а также номер кузова Лифа, на котором она ранее стояла. Ничего от программы не скроешь.
SOC (State of charge) — процент реального заряда батареи. Данные, которые мы видим на панели приборов, — это так называемый полезный заряд, который можно использовать, потому что система страхует батарею от максимальных и минимальных показателей заряда.
Также в приложении видны веселые диаграммы — показатели ячеек батареи, максимального и минимального напряжения в них и температуры. Если разрядить батарею до такого состояния, что напряжение в ячейках упадет ниже 3,7 В, то в режиме «P» трансмиссии можно запустить диагностику ячеек. Если все в порядке, под графиком появится зеленая жизнеутверждающая надпись All Cells Ok. Но сильно не обольщайтесь, скорее всего надпись будет красная — Weak Cells — с указанием номеров ячеек, которые уже «не те». Также о проблемах с ячейками говорит показатель разницы максимального и минимального напряжения — если он выше 200 mV, то это нехорошо.
В целом чем хуже состояние батареи, тем более разбалансированными будут ячейки и график будет «плясать».
Еще один интересный и уникальный показатель — GIDs. К физике эта величина прямого отношения не имеет — это что-то вроде условной единицы программы Leaf Spy, названа в честь ее создателя Гарри Гиддингса. И означает она «пакет ватт», которые проходят маршрут «зарядка — батарея — потребители». Курс 1 GIDs = 80 Вт, соответственно, для новой батареи 24 кВт показатель GIDs равен 281, а для 30-киловаттной — 360. То есть GIDs показывает полезную энергию. В нашем случае ее меньше половины — всего около 9,2 кВт. Хотя процент заряда батареи больше 50%.
Ну и помимо диагностической функции Leaf Spy может выступать в качестве более точного бортового компьютера: позволяет смотреть статистику пробега, реальный заряд батареи и реальный пробег до ближайшей зарядки при выбранном темпе езды. Да, есть еще и всякие дополнительные сервисные фишки для продвинутых, но это уже относится скорее к полной диагностике машины или поиску неисправности — рядовому покупателю это, пожалуй, и не нужно.
Ну а мы, глядя на эти цифры, кое над чем задумались. Осталось найти исполнителя.
Смотрите видеоверсию установки обогревателя в Лиф. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео. Вопросы от подписчиков тоже будем освещать!