Да что далеко ходить — одеялко под капот, чтобы двигатель дольше остывал, и хит любого зимнего сезона — картонка на решетку радиатора! А у нашего Лифа все сводится лишь к увеличению пробега от зарядки к зарядке и повышению эффективности батареи.
Так что мы продолжаем наш автомобильно-образовательный проект. 😊
Но сначала — работа над ошибками.
Помните, после установки «Планара» я жаловался на неприятный резиновый запах — тогда грешил на трубки воздуховодов. Так вот — на самом деле «благовонял» пыльник рулевой тяги. Когда мы устанавливали топливный подогреватель, мы немного ошиблись с конфигурацией выхлопной системы и наш «глушак» висел практически вплотную к резиновой детали и старательно ее оплавлял. Пыльник поменяли, конфигурацию выхлопа усовершенствовали. Прямоток так и не поставили.
Поскольку за все это время больше ничего сломать не получилось, решили продолжить инновационный путь к совершенствованию нашей «электрички».
Зима — не самое любимое время для любого транспорта. ДВС неохотно заводятся, а электромобили не могут нормально прогреть батареи. При минусовых температурах химические процессы замедляются, внутреннее сопротивление аккумулятора повышается, хуже восстанавливается емкость после разряда (а он у нашего Лифа происходит особенно часто). Как итог — чтобы полноценно зарядить батарею, нужно больше времени.
Таскание на буксире в предыдущих записях блога показало, что и рекуперация начинает работать нормально только на более или менее прогретой батарее, а греется она зимой, мягко говоря, не очень охотно — можно весь день проездить, и на шкале температуры появятся лишь две черточки. А если за бортом «минус 17» (пока это был эксплуатационный температурный минимум), то можно вообще не рассчитывать на прогретую батарею — датчики весь день показывают «минус 10». Отсюда и небольшие пробеги, и менее эффективная работа батареи. Поэтому решили не греть мозг, а греть батарею.
В Артеме есть замечательный парень Денис, который уже набил руку на монтаже подогревов батарей на Лифах — он-то и помог нам установить теплый пол (хотя скорее это теплое дно — в прямом смысле, разумеется 😊).
Денис: «После нескольких установок я пришел, наверное, к оптимальной системе: некоторые берут кабель и змейкой прокладывают на всю площадь аккумулятора. Это гораздо дешевле, но эффекта от такого решения не будет никакого. Поскольку поверхность батареи не ровная, а с выпуклостями ребер жесткости, я делаю кабельные сборки по три-пять нитей, а потом их параллельно соединяю. Затем фиксация и теплоизоляция. При таком варианте общая длина кабеля получается больше (44 метра), соответственно, температура на площадь установки выше — у меня, например, батарея за час прогревается с “минус 8” до “плюс 2” градусов. На ZE0 четыре температурных датчика батареи, некоторые располагаются ближе к зоне нагрева, поэтому я их завышенные показания в расчет не принимал. Можно, кстати, привязать подогрев к штатным температурным датчикам, чтобы питание включалось при определенной температуре батареи, но пока не нашел специалистов, которые смогли бы это сделать.
А пришел я к этой, на первый взгляд, непонятной затее после того, как не очень удачно купил “левый” Leaf ZE0. Недобросовестные продавцы поставили какую-то электронную “обманку”, отчего табло показывало 11 делений. За несколько месяцев их поубавилось до восьми. Это уже потом, когда обзавелся “лифспаем” и OBD-адаптером, стало ясно, что мне продали "труп". Пришлось устанавливать батарею поновее, на 30 кВт. Правда, из-за закрытости системы не удалось ее взломать, поэтому у меня сейчас батарея на 30 кВт, которая не работает во всю силу и по характеристикам соответствует 24-киловаттной.
Ну а после замены батареи уже сам Бог велел не останавливаться — поэтому под капотом Вебасто, под днищем — греющий кабель. Вообще, внизу у Лифа очень много свободного места, хоть бензогенератор ставь и делай из него гибрид…».
Первым делом нужно демонтировать пластиковую защиту батареи. Кстати, она достаточно хорошо защищает батарею от грязи и даже от пыли — по крайней мере, пока ее не начинают снимать/устанавливать жители холодных регионов. По периметру защита крепится к кузову болтами, а вот в середине — на клепках, которые потом восстанавливать при монтаже вроде как дурной тон. Герметичность от этого, само собой, лучше не становится.
Кстати, обычно, когда машина приезжает в сервис и ее загоняют на подъемник, от агрегатов веет теплом. Лиф — это Кай с осколком льда в сердце. От него веет холодом.
После демонтажа пластика обезжириваем зону прокладки кабеля и начинаем крепить к батарее кабельные сборки. Саморегулирующийся греющий кабель должен быть мощностью не менее 30 Вт/м, соединительные клеммы лучше использовать WAGO — у них хорошая фиксация. Такие сборки нагреваются примерно до +60 градусов. Крепим сборки двухсторонним термостойким алюминиевым скотчем. Несмотря на то, что выглядит он как обычная пищевая фольга, держит отменно. По словам Дениса, кабель потом крайне сложно оторвать.
Следующий шаг — теплоизоляция. С ней прекрасно справляется двухсторонняя термостойкая лента (мы использовали ABRO OE-50) — плотный слой этой ленты не пускает тепло от греющего кабеля наружу, все достается батарее. И к этой клейкой ленте крепится теплоизоляционный материал (мы использовали 8-миллиметровый Порилекс). Вырезали его таким образом, чтобы «ушки» спереди закрывали проводку, которая идет от кабельных сборок на сеть питания.
Чтобы запитать систему подогрева, можно использовать обычный двухжильный кабель, весь подогрев «берет» не более 2 кВт, поэтому хватит и хорошего (без занижения сечения) ГОСТовского ВВГнг-LS 2х1,5. Тот, что нам предложили в магазине, показался слишком тонким, поэтому мы решили подстраховаться и взять 2х4 — так надежнее и спокойнее.
Вариантов установки вилки несколько — можно сделать, как у Дениса, чтобы вилка была зафиксирована между «взрослыми» разъемами под крышкой, мы предпочли сделать выносную вилку, на случай, если не получается вплотную подъехать к розетке. Ну и довершает картину розетка с таймером, чтобы утром в гараже вас встречал не только теплый Лиф, но и его теплая батарея.
Прикручиваем обратно пластиковую защиту — и готово! На все про все ушло три часа (хотя поначалу Денис тратил на всю процедуру не менее пяти часов — опыт!).
Вот полный список материалов, копируйте и вставляйте (в Лиф 😊):
Теперь пробег после полной зарядки не менее 250 км. Но это не точно — будем проверять. Однако в первое же утро тестирования системы батарея после бытовой гаражной зарядки и прогрева по таймеру показывала температуру «минус 2» и два деления по шкале прогрева. А раньше всегда было по нулям. Прогресс!
Поскольку и в этот раз все было сделано аккуратно и красиво, мы решили не нарушать тенденцию и не заниматься колхозными доработками — только эстетика, только хардкор! Ну а что может быть эстетичнее, чем светлый плюшевый салон true-«японца»! Поэтому никаких чехлов на машину мы решили не ставить. И, пользуясь экспериментальной сущностью дромолифа, решили протестировать салон на маркость и «очищабельность». А то, поговаривают, светлые салоны непрактичны и плохо поддаются чистке.
Помочь нам вызвались братья наши меньшие — опытные испытатели. С присущим им профессионализмом они уделали грязными лапами весь задний диван до состояния «такси “Максим”, тариф эконом». Со стороны, наверное, все это действо выглядело как низкобюджетная реклама какого-нибудь чистящего средства. Только вместо испуганной домохозяйки, которой дети-грязнули, неаккуратный муж и вся нечистоплотная семейка обеспечили гору нереально грязных вещей — мы, решившие сделать добро кинологическому сообществу Владивостока, доставив собак до нужного места.
Вот мы подъезжаем к мойке с аномально грязным светлым диваном и там нам чудо-порошком и нанотряпкой за 18 секунд все отмывают. Эх, такую нативную рекламу можно было забабахать! Но, если верить комментариям к блогам, за рекламу нам платят только корейские производители (или французские, или китайские — мы уже запутались), так что рекламы чудо-средства не будет.
Диван очистили «обычной» химчисткой и каким-то хитрым пылесосом — и далеко не за 18 секунд. Но таки очистили — мы, право, сомневались, что ни следа не останется от собачьих лап. Так что всем, кто считает светлые салоны неотмываемыми, — не так все грустно на самом деле! Но собак больше мы, пожалуй, возить не будем.
Смотрите видеоверсию установки подогрева батареи в Лиф. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео. Вопросы от подписчиков тоже будем освещать!