Алёна — уже опытный электромобилевод, владеет Mitsubishi i-MIEV.
— Алёна, мы решили с тобой пообщаться не просто так, а по зову сердца. Потому что когда вся современная Россия борется за то, чтобы все было хорошо, чтобы была экология, люди покупают себе «электрички», причем не такие большие, как наш Leaf, а вот такие компактные. И не дают, понимаешь ли, людям жить спокойно! Расскажи вкратце, на что жалуетесь и что тут у вас происходит?
— У нас проблема с соседями. Их не устраивает, что мы установили быструю зарядку возле дома, что периодически занимаем парковочное место и заряжаем свой автомобиль.
— А много в доме электромобилей?
— Только один, мой.
— И вы взяли и застолбили за собой зарядное место?
— Ну нет, конечно, просто договорились с соседями, чтобы оставляли небольшой пятачок на парковке для моего электромобиля. Благо он небольшой.
— В целом как народ реагирует?
— Наш подъезд — положительно. А вот жильцы дальних подъездов, которые здесь не ездят и не ходят, почему-то против.
— То есть вот этот ржавый Ниссан, который уже третий год тут стоит, никого не смущает?
— Нет, а «электричка», которая раз в день приезжает зарядиться, всем поперек горла.
— Но народ наверняка не только из зависти негодует, но и переживает по поводу розетки на улице, насколько это безопасно?
— Розетку мы установили по всем требованиям и с согласованием с нашей управляющей компанией — «Приморскими коммунальными системами». В УК сказали обратиться к старшей по дому и к человеку, на чьей плите планировали поставить ящик. Хозяйка квартиры, кстати, без проблем дала добро, она за экологию, электромобили и вот это вот все. Старшая по дому тоже сразу подписала. Казалось бы, все готово. С подписанными заявлениями приехала в управляющую компанию, получила на руки требование. Затем приехал главный инженер, все проверил, подписал требование и сказал, что можно спокойно пользоваться, все в норме.
— И что произошло дальше?
— Через три года старшая по дому начала собирать с жильцов заявления, что якобы у нас все установлено не по нормам, что электричество у нас не по нашему счетчику проходит, а по «общедомовым нуждам». В общем, что весь дом платит нам за зарядку. После этого приезжали три комиссии — и от управляющей компании, и от «Дальневосточной энергетической компании». Теперь я пытаюсь собрать со всех жильцов заявления, что именно их не устраивает.
Вообще, как такового правового регулирования вопроса установки частных зарядных станций во дворах многоквартирных домов у нас пока нет. Поэтому некоторые счастливые обладатели электротранспорта не особо заморачиваются и просто бросают провод из квартиры, даже с верхних этажей, хотя от бытовой сети даже с учетом адаптеров электромобиль будет заряжаться очень долго.
Второй виток «эволюции» — когда владелец электромобиля сооружает возле дома щиток для зарядки — так дело пойдет веселее, но такой способ тоже нелегальный — соседи вполне законно могут возмутиться по этому поводу, и управляющая компания по заявлениям жильцов обяжет демонтировать такую зарядку. Алёна пошла дальше и озадачилась оформлением специального короба. Но даже это не избавило ее от претензий соседей.
С точки зрения закона установка электрических ящиков для зарядки электромобиля должна происходить в несколько этапов. Для начала нужно спроектировать схему установки кабеля на фасаде здания либо на другом объекте общего имущества (например, фонарном столбе). Затем нужно найти место для стоянки электромобиля, что уже непросто, если учесть тесноту на парковках современных многоэтажных человейников. После этого необходимо организовать собрание собственников жилого дома и обсудить вопрос установки зарядки — такая последовательность прописана в Жилищном кодексе. Ну и по технической части кабель, комплектующие и ящик должны соответствовать правилам устройства электроустановок (ПУЭ).
Понятно, что все затраты на установку и содержание зарядки будет нести инициатор — владелец электромобиля. Можно, конечно, оплатить установку из средств дома, но тогда такое оборудование будет считаться общедомовым и плату за него включат в квитанции. Что вряд ли устроит тех, кому эта зарядка и даром не сдалась — то есть владельцев обычных машин с ДВС и пешеходов.
После того как разобрались с жильцами и есть положительное решение, нужно составить заявку в сетевую компанию на заключение договора о технологическом присоединении. Если заявку одобрят, заключается договор о технологическом присоединении и снабжении электроэнергией, ставится счетчик — и готово.
Максим, наш второй герой-электромобилевод, к выбору электромобилей подошел творчески и практически. Творчески — потому что для семейных нужд и ежедневных поездок у супруги Nissan Leaf ZE0, для грузовых задач по работе Mitsubishi Minicab MiEV, а на случай постапокалиптического энергетического кризиса — полноприводный Toyota Platz. Практически — потому что стоит все это в сумме дешевле нашего Nissan Leaf ZE-1, который особой универсальностью не отличается.
— Платц стоит с полным баком, который не пополнялся уже полгода, а передвигаемся по городу строго на электромобилях. Маленький электрофургончик, я посчитал, 100 километров проезжает за 32 рубля. В нем всего 16 кВт, привод хоть и задний, но с блокировкой, плюс антибукс. В общем, нормально ездить можно.
— Расскажи, у тебя тоже все хорошо с зарядкой? Или все плохо?
— Были сначала проблемы с установкой. Мы наглым образом установили ящик прямо на фонарный столб, который стоял во дворе. Какой-то сосед настучал в ДЭК, и нам сказали, что нельзя так делать. Поэтому я установил свой отдельный столб. Причем столб не простой — это что-то типа пластиковой мачты, гнется, но не ломается. У меня даже супруга его на Лифе пыталась завалить, но он устоял, я его обратно выгнул.
— После того как поставил свой столб, больше претензий не было?
— Ну в целом мне с соседями повезло. После этого больше стали подходить и интересоваться, что почем. Я так и не установил, кто нажаловался в ДЭК, но это и не важно. С соседями у меня отношения хорошие.
— А почему сразу два электромобиля в семье?
— Детей много, когда зимой гуляешь по двору с ними, они дышат всем этим выхлопом от машин. У совсем маленьких вообще носик на уровне выхлопной трубы. Поэтому когда мы купили Лиф, мы всем гордо заявляли, что рядом с нашей машиной можно спокойно гулять с детьми.
— Ну ты же понимаешь, что две машины не изменят ситуацию. Даже в отдельно взятом дворе.
— У меня есть положительный опыт — мои родители смотрели на меня два года и в декабре прошлого года продали CR-V и купили себе Nissan Leaf. И теперь катаются безлимитно, потому что они пенсионеры, бензин им накладно покупать, а на электромобиле даже теперь в булочную ездят. Заряжаются либо возле дома (также с отцом установили столб), либо в гараже. У них соседи тоже с пониманием относятся и всегда оставляют место на парковке. В моем случае место не занимают по простой причине — оно всегда уже занято либо рабочим электромобилем, либо машиной супруги. А если вдвоем уезжаем, ставим туда Platz.
— На чем больше нравится ездить — Лифе или Миникабе?
— Каждая машина интересна по-своему. Лиф более мягкий и комфортный, а «Миник» шустрее и маневреннее.
— На сколько хватает «Миника»?
— В теплое время года до 120 километров доезжал, в морозы где-то 70. В Японии он побывал в ДТП, при аварии пострадала батарея, поэтому сюда он пришел уже с новой батареей. Год отъездил уже, счастлив до безобразия. У моего брата младшего был подобный микроавтобус, только с ДВС, я туда как-то погрузил четыре здоровых пенька и не смог к себе на участок в Шаморе забраться, потому что он даже на первой передаче кое-как ехал. А свой электробус я грузил по полтонны (по паспорту 350 кг максимальная грузоподъемность), и он ехал нормально. Обошлась машина мне в 370 000 рублей. В месяц на два автомобиля и тепловые приборы по электричеству затраты — около 2500 рублей. А по поводу зарядок и соседей — Алёне просто не повезло с соседями. В основном все нормально относятся, а затевать все эти войны из-за зарядок и парковок не стоит, в войне никогда нет победителей, только проигравшие. Лучше ко всем относиться с пониманием.
Так что с ростом популярности электромобилей можно ожидать, что вот таких «многоквартирных» бытовых зарядок будет все больше. Потому что на скорый рост полноценной инфраструктуры рассчитывать пока не приходится.