— Артем, сколько у тебя осталось машин на продажу?
— Машин двадцать…
— Последний раз мы с тобой общались еще до ввода всех этих запретов и санкций. Что сейчас с «электричками»? Японскими. А то куда ни глянь — все на Зикрах летают. Что делать простому россиянину, который собрался пересесть на «электричку»?
— Стало все сильно небюджетно. Раньше Лиф можно было купить за 300 000 рублей. Сейчас даже если взять бесплатно какой-нибудь Лиф (условно бесплатно — за 20 000 иен, или примерно 12 000 рублей), то кривая логистическая схема серого цвета обойдется примерно в 550 000–600 000 рублей. Понятно, что это будет недоЛиф, под перепаковку, но тем не менее. Конечно, отпускные цены в Японии упали, потому что спрос рухнул, но не настолько, насколько подорожала перевозка машин через дружественные страны. И нужно понимать, что вот этот самый Лиф за условные 550 000–600 000 не прилетит к нам за месяц, как раньше. Когда-нибудь приедет. Может быть.
— Наш оператор Анатолий свой гибрид ждал три месяца…
— Ну вот. Поэтому все это очень неудобно и проблематично сейчас. Выгода, и то относительная, осталась только для Leaf ZE-1.
— Почему?
— Он сам по себе намного дороже бюджетных (в прошлом) ZE0 и AZE0, поэтому для него удорожание логистики не так ощутимо, как на недорогие модели. Сейчас более или менее адекватный Лиф можно привезти за 1 300 000 рублей примерно. Это речь об AZE0. Приедет он или нет, непонятно.
— Ты уже привозил по новой схеме?
— Нет, жду.
— А что сейчас таскаешь для людей?
— Все подряд. Вообще, я всех уговариваю везти обычные машины, потому что они хотя бы приедут и все будет ровно. Потому что «санкционка» — она и в Африке «санкционка», с ней может неожиданно случиться все что угодно. Здесь на таможне могут палки в колеса ставить. Мол, чего это вы «запрещенку» привезли, не будем ее растаможивать…
— Сейчас все чаще и чаще странные и неприятные ситуации возникают. Контора, которая привезла гибрид нашему оператору, для другого клиента везла Мерседес. Прибыл он из Японии невероятно быстро — за три дня. И вот уже два месяца машина стоит на таможне. Денежка капает, клиент недоумевает, а что делать — непонятно. Просят то предоставить инвойсы, то подтвердить законность заработанных денег, на которые куплен автомобиль, и так далее. И даже когда все документы предоставлены, может сразить наповал встречный аргумент от таможни — «нам все равно что-то не нравится». Плюс сложности в тех случаях, когда везешь и растаможиваешь машину не для себя…
— А еще сложности с временной регистрацией. Не всегда она проходит сейчас для оформления таможенных документов.
— Зачем временная регистрация?
— Для клиентов. Они же все равно прилетят за своей машиной, растаможивать, ну и чтобы потом им две недели не ждать, заранее делается регистрация. Но «заранее» не всегда получается. Не можем получить документы на руки! Так, прописался человек 9 ноября, а выписку на руки получили только 22 ноября. В МФЦ и в миграционной службе разводят руками — мол, пусть клиент сам приезжает и забирает свою выписку.
— Получается, таможня сейчас вообще не будет выпускать машины, за которым не приехал покупатель лично?
— Да, запросто могут написать отказ. Даже генеральная доверенность не котируется. Видимо, только через прокуратуру возможно решить.
— Но ведь такой расклад до первого судебного разбирательства. Почему никто не обращается с исками?
— Не знаю, видимо, не такие большие переплаты за хранение на таможенных складах.
— Ну как небольшие — 5000 в сутки!
— Суды — это долго. У тебя машина все это время будет стоять на СВХ, вместо того чтобы ездить.
— Если выиграть дело, то эти платные простои тоже отсудить можно.
— Один мой друг из Новосибирска говорит, что у нас много «терпил». Все терпят, так проще.
— Что ожидаешь в ближайшее время?
— Ты про какую-нибудь очередную дичь? Не знаю пока, но по-любому она обязательно будет. Точно могу сказать, что в новогоднюю пору будет все сложно — инспекторов мало, автомобилей накопилось много, растаможка будет очень долгой и муторной. Что будет в следующем году — неизвестно. Могут запросто ГЛОНАСС вернуть, тоже будет весело. Сейчас уже не отделаешься растаможкой на дальневосточника, а потом на себя без ГЛОНАСС, теперь всем надо будет ставить. Если, конечно, «каникулы» не продлят.
— Ну, следующий год знаковым будет для граждан — должны пряники раздавать перед выборами, может, и продлят или вообще отменят…
— Не факт. Но будем надеяться.
— На «китайцев» уже засматриваешься?
— 50 на 50. Я понимаю, что можно, но пока останавливают проблемы с обслуживанием. Особенно машин с большим количеством электроники — а они сейчас в большинстве своем ею напичканы. Лиф сейчас можно с закрытыми глазами починить, если что. Любого «китайца» ты так просто не починишь. Не найдешь ни запчасти необходимые сразу, ни человека, который с этими автомобилями разговаривает на одном языке. Пока уровень а-ля «где-то в Москве могут перевести мультимедиа на английский язык».
— Меня лично как человека, который часто меняет машины, пока останавливает от покупки китайского автомобиля только то, что я не уверен, что они быстро и ликвидно продадутся. Это если говорить об автомобилях, приобретаемых не у дилера.
— Ну да, будет как с «корейцами». Их везли в свое время очень много, а сейчас пробежные продаются со скрежетом. Новые хорошо, а б/у сложно продать.
— Вернемся к нашим «электричкам». Поскольку «свежая кровь» теперь поступает на рынок гораздо хуже, батареи будут восстанавливать и перебирать. Ситуация по перепаковке элементов стала лучше?
— Да в каждом поселке уже, кажется, занимаются этим. Только во Владивостоке уже есть четыре места, где предоставляют такую услугу. Стоимость услуги с элементами 550 000–700 000 рублей. То есть привезти под перепаковку Лиф и поставить новые элементы обойдется теперь минимум миллион рублей.
— Что посоветуешь сейчас людям, у кого накопились деньги на автомобиль?
— Покупать то, что в наличии. Самый надежный вариант. Если нужно сэкономить, то выбирайте те машины, что не попадают в запрещенную категорию. Если денег много и хоть раз выигрывали в лотерею, то можно попробовать привезти окольными путями «запрещенку».