Помочь нам в этом разобраться вызвался, разумеется, наш старый знакомый Артем Тюменцев, который уже модернизировал свой 30-киловаттный AZE0. Но первое, что он отметил, когда мы подъехали на встречу — это то, что AZE0 ему нравится больше. И не потому, что он проедет, по прогнозам, больше нашего ZE-1. Как театр начинается с вешалки, так автомобиль — с дверной ручки. Так вот у ZE-1 ручку водительской двери уже подклинивает. А сама дверь провисла и закрывается с характерным лязганьем. Как будто мы снимали и устанавливали двери… Но вообще, у ZE-1 объективно двери тяжелые, поэтому мы тут ни при чем.
А еще на AZE0 Артема литье легче на 5 кг. Так что, похоже, наш ZE-1 сегодня действительно будет унижен…
Испытания нескольких вариаций Nissan Leaf мы решили сделать, естественно, ездовыми. Но перед заездом обязателен замер показаний батареи с помощью Leaf Spy: на нашем ZE-1 емкость 34 кВт⋅ч из 40. SOH 85%. И когда меня спрашивают, сколько обычно проезжает дромовский Лиф, я обычно смело говорю — 250 километров! Но по факту цифры даже при полном заряде уже скромнее — 237 километров…
Кто же проедет дольше и дальше — наш 40-киловаттник с SOH 85% и прогнозом 238 километров по борткомпьютеру или AZE0 Артема, у которого на табло Лифа светятся скромные «170 километров», зато SOH аж 103%(!)? И тут бы уже сделать ставки, однако есть один важный момент — на этом AZE0 установлена батарея на 40 кВт⋅ч, практически новая, на китайских элементах CATL. Но нет CAN-моста, поэтому «мозги» машины видят ее как все еще 30-киловаттную. Когда он появится, картина, скорее всего, будет более оптимистичной, и заряжать он электромобиль позволит больше. Но пока так.
Скидываем все показания борткомпьютера, договариваемся ехать с тестовой скоростью 80 км/ч (Артем на круиз-контроле, мы на ProPilot). В условиях напряженного загородного трафика система активного круиз-контроля, конечно, очень помогает — четко держит дистанцию до впередиидущего автомобиля, изредка просит расслабившегося водителя все-таки положить хотя бы одну руку на руль. А вот Артему перед тихоходами приходится оттормаживаться. При этом на нашем ZE-1 спустя какое-то время после выезда на трассу пробег сократился до 229 километров, а вот на AZE0 на старте цифры прогнозируемого пробега были 169 километров, а через 15 километров увеличились до 185 километров! Как будто каждый пройденный километр добавляет заряда! Но на самом деле это борткомпьютер еще не отошел от предыдущего цикла поездки в быстром темпе и изначально нарисовал менее оптимистичную картину.
После 40 километров приборная панель AZE0 продолжала радовать — 185 километров (то есть уже суммарно 225 километров). Тогда как на ZE-1 эти цифры начинали только уменьшаться. При этом средний расход электричества практически идентичный — 8,1 километра на киловатте на ZE-1 и 8,2 километра на киловатте на AZE0 (видимо, 0,1 километра — бонус ProPilot).
Что обычно делают люди, помешанные на здоровом питании? Правильно — перед каждым приемом пищи берут калькулятор и считают калории. Что делают люди, помешанные на электромобилях? Правильно — после каждой остановки (в нашем случае как раз на пищевой пит-стоп) тоже считают. Только не калории, а километры и киловатты. Ведь каждая остановка — это потеря темпа, средней скорости и увеличение расхода энергии! Впрочем, на AZE0 по-прежнему высвечивается прогноз в 250 километров — проехали 50 километров с начала эксперимента, потратили 20% заряда.
На ZE-1 ближе к ночи (к Уссурийску мы подъезжали уже в густых сумерках) система «ПроПайлот» стала превращаться в «ЗасыПайлот», поэтому мы его отключили и вырвались вперед в этой гонке. В том смысле, что поехали впереди. Тем более цифры тоже обнадеживали — по нашим подсчетам, спокойно доедем до Уссурийска, потом обратно, и еще останется запас чуть ли не снова до Уссурийска. Неизвестно, как там поведет себя «самопальный» AZE0 Артема. Но ничего, если вдруг что — дотянем на буксире. Тем более если у него батарея сядет, а у нас нет — вот вам и показатель «103%».
В Уссурийске AZE0 догрузили парой десятков кг собачьего корма, сверили табло: 80+172 (80 км проехали и 172 осталось) на ZE-1 и 80+163 — на AZE0. При этом заряда ушло всего три деления из 12, что слегка усложняло эксперимент — время ближе к полуночи, а батарею еще выкатывать и выкатывать. Решили два часа просто покататься без привязки к промежуточным пунктам, только к конечному — месту старта, где есть зарядка.
Через два часа на пробеге 227 километров с момента зарядки на AZE0 появились «три полоски» на «приборке», но пока без «черепахи». LeafSpy при этом сообщал о том, что мы еще устанем докатывать оставшийся заряд! И разлет по секциям 25 мВ — отличный результат. А вот, впереди, на трассе Артема стоит и ждет наш ZE-1. На «аварийке». Ибо батарея села окончательно. Сначала Leaf «заглох» на опасном повороте, поэтому пришлось быстренько скинуть клеммы, чтобы проехать еще несколько сотен метров до безопасного «кармана».
У AZE0 приборная панель показывала, что уже пора не ехать никуда (напомним, что машина без CAN-моста). А вот LeafSpy прогнозировал пробег еще в районе 40 километров! Поэтому вместо того чтобы буксировать Артема, сам Артем взял на буксир нас и благополучно дотянул до стартового и по совместительству финишного флага. ZE-1 с итоговым пробегом 250 километров воткнули в спасительную розетку, а AZE0 поехал до дома выкатывать оставшиеся киловатты.
В итоге в два часа ночи Артем зафиксировал такие достижения модернизированного AZE0:
Утром после полной зарядки снова сверили часы — борткомпьютер ZE-1 показал цифры, не особо отличающиеся от вчерашних — 249 километров в ECO, 229 километров в NORMAL. Судя по всему, спокойная и экономичная езда уже не особо помогает нашему ZE-1 преодолевать более существенные расстояния.
AZE0, в свою очередь, за 13 часов зарядки смог «впитать» 42,2 кВт⋅ч (те самые 100+ процентов), но борткомпьютер, который без CAN-моста пока не понимает, что все хорошо, сообщил грустненький прогноз — 205 километров. Притом что на табло светятся вчерашние 281,8 километра.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Что сейчас относительная автономность (до 300 километров пробега на одной зарядке в экономичном режиме) для любителей электромобилей стоит в районе 800 000–1 000 000 рублей, и в эту категорию Nissan Leaf ZE-1 не попадает совсем. Ни по стоимости, ни по своим техническим возможностям. Самый «уставший» Leaf первого поколения с грамотным восстановлением элементов на основе неродных китайских (стоимость переупаковки батареи с 30 кВт⋅ч на 40+ кВт⋅ч около 550 000 рублей минус стоимость старой батареи) — вот, пожалуй, самый «долгоиграющий» сейчас вариант на рынке за эти деньги.
Впрочем, у некоторых читателей вывод наверняка другой — и они хотят поделиться им ниже в комментариях.