Когда, как не во время зарядки электромобиля, задуматься о дальнейших перемещениях по делам? Пока Leaf всасывает свои киловатты из станции CHAdeMO, мы достаем из багажника сложенный пополам электровелик. Да, в «электричку» помещается еще одна «электричка»! Когда в России появится полноценная инфраструктура для электромобилей (по заверению всяких министров, это случится уже вот-вот) и перегонщики начнут возить праворульные «электрички» на запад страны, наверняка можно будет снова увидеть классические перегонные «бутерброды» — электрогрузовик везет электромобиль, в котором электровелосипед, электросамокат и гироскутер. Вот такой вот перегонный стимпанк.
Ну а пока начинка нашего «бутерброда» — электрический велосипед. Который мог бы стать интересной опцией для электромобиля (только маркетологам не говорите). Ведь в Лифе есть многое: системы кругового обзора, контроля за полосами движения, контроля «слепых» зон, активный круиз-контроль, парктроники… А вот системы поддержания мобильности после разряда батареи нет. В роли вот такой опции автономности у нас сегодня модель iRide 48. Сам бренд создали ребята из Владивостока и заявляют, что производят и поставляют SUP-доски, сноуборды и в целом товары для спорта и активного отдыха. Электрические велосипеды в том числе. Аппарат сделан, понятное дело, в Китае. Но дорабатывают и «оптимизируют» его уже здесь.
Батарея у этого электровелика на 12 Ач, 48 вольт, которую можно зарядить от обычной бытовой сети за три–четыре часа. По паспортным данным дальность хода такого велосипеда примерно 40–50 километров. Но это означает лишь то, что после того как сядет батарея, просто станет тяжелее крутить педали. Ведь принцип действия электрического велосипеда такой, что электромотор просто помогает крутить педали. В условиях холмистого Владивостока очень актуальная помощь. Ну и сам велосипед увесистый, к тому же в форм-факторе фэтбайка — на больших 20-дюймовых колесах. По равнине «на своих двоих» проехать будет вполне реально, а вот на пересеченке и в гору уже нелегко, это для подготовленных велосипедистов.
Мотор у iRide 48 на 500 Вт, расположен на заднем колесе, что удобнее расположения на переднем (как у некоторых моделей Xiaomi, например). Когда моторчик спереди, то любое препятствие может стать непреодолимым, потому что переднее колесо под тягой может забуксовать и зависнуть в воздухе. А так — тяга всегда под «пятой точкой», которая способствует лучшему сцеплению заднего колеса с поверхностью. Все по науке. Пожалуй, и подрифтить при желании можно будет. Кстати, согласно ПДД, этот iRide с мотором мощнее 250 Вт относится к мопедам, так что без прав на таком ездить вроде как нельзя. Но месячников по мопедам в ГИБДД не бывает.
Есть еще в линейке модель с киловаттным движком, но особого преимущества у нее нет — дальность хода такая же, а более мощный мотор нужен, чтобы прокручивать 22-дюймовые колеса. Да и стоит такой на 20% дороже.
Тормоза дисковые, механические (гидравлику обещали поставить на следующих версиях), рама алюминиевая, руль, шатуны и подседельный штырь тоже — активная борьба за снижение массы. Переключатели скоростей Shimano — тут все как у всех.
Аккумулятор велосипеда спрятан в раму. Чтобы его извлечь или установить, велосипед нужно сложить. Сам аккумулятор дополнительно защищен замком от противоправных действий. Вытащить его не получится, даже если «распахнуть» раму. По крайней мере вытащить быстро.
Из благ цивилизации у iRide 48 — задний светодиодный фонарь, на котором даже есть указатели поворотов! Действительно, это пусть обычные велосипедисты руки в локтях сгибают, чтобы показать поворот, а электровелосипедисты — это уже другой уровень. Правда, в солнечную погоду фонарь слепнет и сигналов практически не видно. На руле имеется крепление для смартфона. Навигация, YouTube, соцсети — все перед глазами. Главное в шлеме ездить. И в доспехах, если телефон за рулем велосипеда будет использоваться для контента. К креплению подведен USB-шнур, так что если пользоваться навигацией, телефон не разрядится. Можно смело отправляться в неизведанные дали. Штатный монохромный дисплейчик показывает скорость, пробег и остаток заряда батареи.
Анатолий, наш оператор, задал резонный вопрос — как ему снимать велосипед и можно ли, как в детстве, покататься на багажнике? Увы, максимальная нагрузка — 165 килограммов. Так что Анатолию мы взяли кикшеринговый электросамокат.
Порадовали металлические (на вид) педали. Раньше на предыдущие модели ставили пластиковые педали, они складывались, чтобы было удобнее перевозить велосипед. Но любой мало-мальски грузный велосипедист запросто такие педали ломал. Вообще, электровелосипед можно кастомизировать — производитель заявляет, что этот фэтбайк подойдет людям с ростом от 150 до 190 сантиметров.
Несмотря на заявленный ориентировочный пробег 40–50 километров, табло на нашем тестовом велосипеде показывало 46% заряда, при этом когда брали велик на тест, заряд был неполный, а за три дня накатали на «айрайде» уже 31 километр. Но, опять же, это же не чистый электро…эмм… аппарат. Как тот же электросамокат, например. Тут можно минимально задействовать электромотор, а можно врубить на полную катушку — максимальная скорость электровелосипеда с 500-ваттным мотором 45 км/ч. Соответственно, и расход заряда разный. В выходные давали друзьям покататься на таком — больше 25 километров он у них не проезжал. Потому что педали крутить было лень.
У нас на тесте оказался велосипед без заднего амортизатора (есть версии и с ним), но на таких пухлых колесах это не критично. Спереди — классическая воздушная вилка с регулировкой — можно «распустить» переднюю стойку, так что ход будет в пару сантиметров, либо, наоборот, зажать, чтобы можно было хоть «Северную петлю» Нюрбургринга атаковать. Главное — беречь покрышки Chao Yang, они здесь тоже китайского происхождения. Кстати, сам бренд Chao Yang в Китае очень популярен — это крупнейший производитель велосипедных покрышек в Поднебесной. Стоимость такой покрышки — в районе 1700 рублей. А если хочется очень сильно именитый европейский, японский или американский бренд, то стоить такое колесико будет уже на уровне покрышки для автомобиля — около 4000 рублей.
Тяговые характеристики электровелика впечатляют — при «пилоте» массой чуть больше 90 килограммов и пассажире 50 килограммов iRide уверенно тянет в гору (точнее, уверенно помогает тянуть в гору).
С такими большими колесами, разумеется, хочется испытать велосипед на легком бездорожье (тут велосипедисты, наверное, мало чем отличаются от автомобилистов). Но выбрали мы, понятное дело, не грязь, а песчаный пляж — согласитесь, нечасто встретишь в песках велосипедистов. А мы поехали, причем довольно уверенно. Главное — заранее включить первую скорость, на всех других заднее колесо быстро зарывается. Ну и рулем не елозить — тогда можно спокойно добраться из одной точки пляжа в другую.
Напоследок мы заехали к ребятам, которые продают эти велосипеды, чтобы выяснить, не забыли ли мы чего поведать по технической части.
— Есть еще такая же модель, отличается от той, на которой вы ездили, только наличием заднего амортизатора и дисплеем на руле чуть большей диагонали. Аккумулятор и мотор идентичные.
— А более мощный мотор возможно установить?
— В теории можно, но для этого придется менять и контроллер, потому что они работают в связке. Этот контроллер не даст мотору перегреться или перегрузиться. Например, если вы активно едете в гору, он при угрозе перегрева мотора просто отключит его.
— Сегодня, когда я на остатках заряда поднимался в гору, даже подумал, что батарея совсем села и мотор уже не помогает крутить педали. Отключил его и понял, что нет — мотор помогал все это время…
Что еще сказать в завершение мини-теста? Наверняка интересна цена на такую полезную и модную игрушку (хотя для кого-то вполне полноценный городской и пригородный транспорт). Этот экземпляр стоит 80 000 рублей. Бывают модели и по 300 000 рублей (например, BMW), а есть и по 25 000–30 000 с AliExpress. Так что iRide можно назвать «серединой». А насколько она золотая — покажет время. И отзывы реальных владельцев.