Чтобы как следует проэкзаменовать нашего «электростудента», мы отдали автомобиль Дмитрию Семенюку — профессиональному дрифтеру и дрифт-тренеру. То, что наша «Tesla на минималках», как сам Дмитрий нарек Nissan Leaf, переднеприводная — не повод сразу ставить крест на дрифт-перспективах. Почему — объясним чуть позже. А пока Дмитрий профессиональным взглядом оценивает багажник Лифа.
«В умеренно вместительный багажник “электрички” влезет только три дрифтовых колеса. Некомплект. На трек-дни надо обзаводиться дополнительными багажными пространствами. А вот для пассажиров простор — можно даже троих дрифтеров с собой возить. Правда, непонятен высокий напольный тоннель — кардана-то нет! Интересно, что они туда запихали…
В моем понимании все “электрички” — это меньше машины и больше гаджета. Как смартфоны. Вспомни кнопочные телефоны — сейчас, наверное, сразу и не сообразишь, как в меню зайти. Соответственно, от “электрички” тоже этого ждешь — она же вроде как типа машина будущего. Хотя ключ тут, например, как у всех Ниссанов.
“Ручник” — электрический, с кнопки. Хотя затягивающийся механический сегодня бы больше пригодился. Тем более реагирует с большой задержкой — поставить машину в занос будет тяжело».
А теперь о том, почему шансы заставить Лиф подрифтовать у Дмитрия далеко не нулевые.
«Первый дрифт у меня случился в 2005 году, и как раз на переднеприводном автомобиле — Honda Integra. Турбо. Единственная в своем роде. И неповторимая. Тогда я увлекался дрэг-рэйсингом, и пацаны знакомые сказали, что проходят соревнования по заносам на Змеинке. Первый этап я пропустил, а на второй уже поехал. Приехал, а там совершенно разные машины — и переднеприводные, и «вэдовые», кто-то на “коронах”, кто-то на “зэтках” (Fiready), кто-то на “скайлайнах”. На Скайлайне парень первый этап выиграл. Я когда приехал на Змеинку, мне объяснили, что нужно проехать поворот в заносе. О какой-то перекладке руля тогда и речи не было. Поэтому тактика была простая — разгонялся, насколько позволяла машина, дергал “ручник”, газ в пол — и проезжал за счет инерции весь поворот боком. Тогда занял второе место. Потом понял, что надо немного потренироваться, на заднюю ось поставить резину похуже, чтобы она лучше скользила, предварительно до соревнований сделал несколько заездов. И на следующий день приехал и выиграл турнир. У Скайлайнов заднеприводных. Потом, конечно, понял, что все это ерунда по большому счету, и нужна нормальная заднеприводная машина. Ну и, как говорится, “понеслось”».
В салоне Дмитрию (который, к слову, ездит на Range Rover) Leaf понравился. Вердикт — «ну ничего такая машинка. А что сейчас купишь за полтора миллиона?.. Из электрического точно ничего».
«В салоне нравится звук. Как из фильмов про будущее. Для повседневки ничего против электромобилей не имею. Скорее даже за. Прикольные они — стартуют быстро, нет бензиновых затупов. Ну и плюс расходная часть, конечно, у них сильно меньше. Правда, они и дороже изначально. И волей-неволей возникает вопрос — может, купить такой же аналог с ДВС за 500? Сколько на электромобиле я буду этот условный миллион разницы отбивать… Но психологически греет душу тот факт, что ни масел, ни фильтров, ни антифризов сюда не надо. По факту экономия еще существеннее».
Тем временем Дмитрий уже начинает прогревать резину на треке.
«Разгоняется машина хорошо. Особенно если учесть, что это машинка класса Тииды. Руль пустоватый, обратная связь не очень. Но она и не сделана для гонок, конечно. Попробуем ее пустить в занос. Хотя все эти электронные “ручники” на ходу не срабатывают. На Лифе он номинально якобы срабатывает, судя по пиктограмме, но тут же отключается. Колодки даже не смыкаются, естественно. Помощники всякие электронные еще мешают. Их бы отключить, тогда есть шанс».
— Ок, Google, как отключить антибукс на Nissan Leaf?
— Чтобы отключить телефон, нажмите и держите…
— Телефон нам не надо, нам бы подрифтить...
В общем, взяли на вооружение «фишку» от Приусов — там, если не закрыть водительскую дверь, антипробуксовочная система перестает работать. Видимо, на тот случай, если на Приусе поехал на рыбалку или охоту, застрял в грязи и нужно буксовать, чтобы выбраться. Ну или просто на скользком подъеме в городской гараж. Попробуем.
Работает! С недозакрытой водительской дверью на какое-то время система действительно перестает функционировать — в этот непродолжительный период можно подерзить, побуксовать и попалить резину. Особенно если не забыть выключить Eco-режим. Но недолго. Вскоре после таких экспериментов система начинает ругаться.
«Не дрифтовый, конечно, это автомобиль. Даже не Интегра. Хотя после того как попривыкнешь за рулем, становится понятно, что рулится он хорошо. И если взять тот же самый лосиный тест и любую переставку, то он у бензиновых одноклассников однозначно выиграет».
«Конечно, дрифт до последнего будет сопротивляться электрокарам. Хотя попытки построить машины уже есть. Та же Тесла спокойно едет боком, мы пробовали. Но это неуправляемый занос, выворотов нет совсем. Хотя и мощности вроде хватает, но при этом в дрифте это просто какой-то скрипящий автомобиль, нет звука мотора, который дает еще больше эмоций, который бы заглушал весь этот скрип и визг покрышек. Рык мотора, блоу-офф, простарты, антилаги — это все-таки дополнительные ощущения. И, наверное, пока совсем автомобили с ДВС не запретят, дрифт будет ездить все-таки на бензиновых моторах».
Но совсем без шоу Лиф нас все-таки не оставил. Есть ведь такая дисциплина, как полицейский разворот! С ней Nissan Leaf справляется играючи! Правда, после пары разворотов системы активной безопасности ушли в аварийный режим. Кажется, наш Лиф столько трековых испытаний не получал никогда. Резюме: маневрирует хорошо, но заносу сопротивляется всеми фибрами своей электрической души.
Что нужно Лифу, чтобы он мог дрифтить?
«Да ничего не нужно, просто надо взять другую машину и поехать дрифтить. А на этой машине нужно свою попу подвозить из дома к гоночной площадке. Здесь ты сэкономил на топливе и на маслах, а потом потратил все сэкономленное на треке».
«В целом с электромобилями в плане дрифта сложнее. В дрифте нужно сцепление, а у “электричек” его не бывает. И в Америке ребята пробовали делать машины для дрифта на базе электромобилей, но ничего не получилось. Нам, дрифтерам, просто нужен какой-нибудь кузов, мы уже в него что-нибудь пристроим — любую коробку, любые редукторы и так далее. Тут вопрос бюджета. И из Лифа при желании можно. Но только на основе бензинового мотора и соответствующих комплектующих. От Лифа останется только оболочка. Под капот ему, пожалуй, 2JZ-GTE можно впихнуть. Там чуть подвырезать, тут чуть углубить. Но сразу понятно, что мотор будет за пределами базы, то есть хорошего автомобиля дрифтового из него не получится. Он, конечно, будет ездить боком, но маневренным и чемпионским этот автомобиль не станет никогда. Я думаю, и не надо. Это просто хороший семейный автомобиль который лучше своих бензиновых одноклассников — по управляемости, динамике, экономичности. Пусть им и останется».