Зима потихоньку меняется на весну. А мы меняем Nissan Leaf ZE0 на ZE1. Машина уже куплена, растаможена и поставлена на номера. Работаем над первым постом. А пока разрешите рассказать вам, как можно таксовать(!) на ZE0 и полностью отбить его стоимость. Мы нашли таксиста, который специально купил себе электромобиль, чтобы работать и зарабатывать. Интереснейшая история!
Поскольку блог таксиста у нас ведется отдельно, а я постигать азы древнейшей автомобильной профессии как-то не настроен, мы решили обратиться к «специально обученному человеку» — Кириллу. Который уже два года колесит по приморским дорогам, перевозя пассажиров N из точки A в точку В.
Nissan Leaf у Кирилла в кузове AZE0 (а остались еще ZE0, кроме нашего?), был куплен за 400 с небольшим тысяч рублей, «двенадцатипалочным», с показателем SOH 83%.
«Как это часто бывает, Лиф я купил неспроста — до этого у меня был “тридцатый” Приус. И когда у меня пару лет назад спросили, почему не покупаю чистый электромобиль, я задумался. Посмотрел, что по дорогам их уже бегало на тот момент достаточно много, и решил, что пора. Эксплуатировал машину два года без быстрых зарядок (во-первых, это полезно для аккумуляторной батареи, а во-вторых, РусГидро только недавно установила станции CHAdeMO в Приморье).
Сейчас мой “таксистский” режим такой — забираю машину с “долгой” зарядки, развожу пассажиров, заезжаю на CHAdeMO на 10–15 минут — и снова “на линию”. Полная зарядка зимой занимает час, летом — чуть больше 30 минут.
В среднем на стопроцентном заряде я успеваю сделать 10–12 заявок. Как правило, одна заявка приносит около 200 рублей, то есть с одного заряда Лиф привозит в мой карман около 2000 рублей. 1 кВт у нас стоит 11 рублей. Батарея 24 кВт. Нормальный “выхлоп” (в хорошем смысле слова).
Плюс амортизационных расходов практически никаких — это его главное достоинство. Помимо очевидной экономии на бензине, на обслуживании можно также прилично сэкономить. За два года я на этом электромобиле накатал 56 000 километров (а дромовский — 3500 за полгода 😊).
Считайте сами: при таком режиме эксплуатации на автомобиле с ДВС в среднем пришлось бы производить четыре замены масла в год и в лучшем случае один раз в год менять трансмиссионную жидкость. Плюс бензин — итого в режиме такси экономия получается 100 000–120 000 рублей. По сути, при такой эксплуатации я его окупил уже через год.
Из всех затрат — только ходовая часть. Резинки, втулки, линки, сайлент-блоки, стойки, пружины, в тяжелых случаях рычаги — вот короткий список того, что в теории может требовать периодической или внеплановой замены. Я менял только по мелочам.
При этом за все время, что я на нем езжу, “состояние здоровья” батареи SOH снизилось всего на пару-тройку процентов, “палок” стало чуть меньше — теперь их десять. Это лишнее доказательство того, что при правильной эксплуатации батарея у Лифа может жить долго и счастливо, не теряя своей эффективности. Во-первых, я не злоупотребляю быстрыми зарядками. Во-вторых, температуру батареи держу всегда в районе четырех-шести делений. Если семь делений — то уже пора на отдых. Перегрева аккумуляторы не любят.
Но это мы с вами в теме про все это, а большинство пассажиров даже и не подозревают, что едут на электромобиле. А те, кто в курсе, обычно спрашивают, сколько я проезжаю на одной зарядке. Наверное, это самый популярный вопрос обладателям электромобилей. Коллеги по таксистскому цеху обычно спрашивают, не собираюсь ли я покупать второй, подменный электромобиль. Можно было бы, конечно, но у меня есть второй автомобиль в семье, бензиновый, поэтому для экстренных вылазок куда-то за город или на относительно дальние расстояния мне комфортнее и разумнее пользоваться именно им».
Тут наш строгий, но справедливый читатель наверняка возмутится: «Тоже мне ресурсные испытания! Даже потаксовать на нем не смогли». Учимся! Причем на чужих ошибках. Ведь общее представление о стоимости владения теперь появилось. Примерные расходы (примерные — потому что в любом случае все цифры вариативны в зависимости от бюджета владельца, региона и прочих факторов), нюансы повседневной эксплуатации выявлены, конструктивных недостатков не обнаружено. Только ментальные и психологические.
Будем считать, что наш Nissan Leaf ZE0 прошел публичную полугодовую предпродажную подготовку: не бит, не крашен, в такси не использовался. Один собственник. Ну вы поняли 😊
А чтобы удостовериться в том, что машина, как говорится, «в одеяле», мы решили сделать марш-бросок (для нашего экспоната это звучит именно так) в Артем — в официальный дилерский центр Nissan. От места нашей дислокации это примерно 45 километров. А на табло как раз красуется цифра «98 километров потенциального пробега». Должны уложиться.
Не уверен, что к официалам часто заглядывают подержанные Лифы, но встретили нас как какой-нибудь самый обычный Кашкай или Террастер. Но и мы не за заменой 24-киловаттной батареи на 30-киловаттную заехали, а всего лишь за диагностикой электрики и подвески (больше тут ломаться нечему). Но руль пленкой обтянули, каску выдали, в жилет одели. Правда, сам жилет выглядел так, как будто его только что отняли у механика цеха.
По правде говоря, с того момента, как мы посетили Drom Assist сразу после покупки, за 3500 километров пробега вряд ли что-то могло сломаться или существенно износиться, но вы должны знать каждую мелочь. А мелочи таки нашлись.
Во-первых, из-за «фрилансерского» режима эксплуатации автомобиля и систематического недозаряда немного «подустала» 12-вольтовая батарея, но с началом теплого сезона и более регулярной эксплуатации она должна взбодриться.
По электрике к автомобилю нет никаких нареканий, все системы работают исправно — эксклюзивная информация за 510 рублей 😊
По подвеске все в пределах возрастной нормы — потрескавшиеся сайлент-блоки подрамника и надрывы сайлент-блоков задней балки. Не новость — после покупки нам говорили то же самое. А вот задний левый амортизатор пустил-таки скупую подвесочную слезу. Вибростенд, правда, пока показывает, что амортизатор нагрузку держит, но не за горами замена детали. По тормозной системе тоже картина стандартная для пробега, но нестандартная для пропорции — износ передних колодок 50%, а вот задних даже больше — 70%.
Вот теперь точно все — таможня дала добро, и в нашей электрической эпопее на смену Лифу цвета безоблачного неба приходит Лиф цвета неба хмурого и пасмурного. Первые впечатления — огонь. Цифры реального пробега бодрят, внешний вид вдохновляет! Ну и по традиции — не выдергивайте розетку из сети, до новых встреч в блоге!
Видеоверсия отчёта. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео.