За два дня поездок в районе Калининграда у нас набралась тьма-тьмущая впечатлений от Crossland, и большей частью — противоречивых. С какого конца начать рассказ, мы так и не придумали, посему стартуем с коротенькой исторической справки, которая, вероятно, поможет нам более взвешенно оценить этот маленький SUV, завозимый в Россию из испанской Сарагосы.
В 2012 году началось тесное техническое сотрудничество General Motors и Peugeot-Citroen. В рамках этого взаимодействия «американские немцы» из Opel, который тогда принадлежал GM, положили глаз на французскую платформу PF1, замыслив создать на ней сменщика замечательного, полюбившегося и многим российским покупателям Opel Meriva. Логика была такова: кроссоверы активно вытесняют универсалы и вэны, а значит, нужно предложить простую, лежащую в той же ценовой категории замену Мериве, причем желательно с сохранением потребительской идеологии.
А какая у Meriva была идеология? Ответ на этот вопрос дает немецкая реклама того времени. Она преподносит ее как лучший транспорт для пожилых людей. Чего стоят одни только двери второго ряда, распахивающиеся против хода движения. Когда тебе за 90 и при малейшем движении болит каждый сустав, важна и такая мелочь, как удобство посадки на второй ряд. Так вот. Crossland в полной мере сохранил эту аудиторную нацеленность, хотя двери у него, конечно, открываются как обычно. При этом под наличие машины того же класса, что и Mokka, маркетологи подвели железный аргумент: наши немецкие пенсионеры никогда не купят Mokka — она слишком молодежная. Может, оно и верно, только как бы не пришлось российскому представительству PSA вместе с Crossland импортировать из Европы и его целевых покупателей…
Другое дело, что не пенсионерами едиными жив этот маленький кроссовер в Испании и Германии. Вроде как у него уверенные позиции в корпоративных продажах, но в России ему от этого не легче: наши фирмачи еще менее похожи на своих западных визави, чем люди в возрасте…
Итак, перейдем к силовому агрегату — он у нас будет в единственном числе, то есть в виде спарки трехцилиндрового 1,2-литрового турбомоторчика HN04, хорошо знакомого немногочисленным покупателям Citroen C3 Aircross и Peugeot 2008 первого поколения, и 6-ступенчатой «гидромеханики» от Aisin. Интересно, что в самой Германии этот силовой агрегат на Crossland не представлен: в «российской» версии 110 л.с. он идет только с ручной коробкой, а с «автоматом» — его более мощное исполнение в 130 л.с. Проще говоря, представленную у нас пару «двигатель — коробка» немцы калибровали исключительно для внешних рынков — России, Алжира, Египта, Украины. Уж не знаю, этим ли объясняется избыточная прожорливость, которую автомобиль показал на нашем тесте, или чем другим, но факт остается фактом. Данные бортового — и в пробочном, и в загородном режиме — так разительно отличаются от паспортных, что мы пока не будем их озвучивать, а оставим до сравнительного теста.
Я уверен, что дело именно в калибровках, поскольку на первом поколении Peugeot 2008 с этим же мотором и этой же коробкой я наездил «на дальняк» не одну тысячу километров, при этом мотор показывал ну очень умеренный аппетит. К слову говоря, тот «Пыж», спроектированный опять же на тележке PF1, был лучше приспособлен для путешествий, вероятно, потому и пользовался в Европе огромным успехом. Уж простите, что я сваливаюсь в сравнение нового Опеля с вышедшим в тираж «французом», однако по непонятным для меня причинам «немец» на его фоне выглядит бледновато. Crossland не кажется универсальным автомобилем, скорее каким-то узкоспециализированным, сугубо городским, исключительно асфальтовым. Другое дело, что основные мои претензии — по подвеске и рулевому — очень схожи с теми, что я предъявлял не так давно на первых тестах к Kia Seltos и Skoda Karoq (в меньшей степени), в этом смысле я не исключаю, что это устарел именно я, а упомянутые машины ушли вперед — и Crossland вместе с ними.
Что касается моторов, в Европе на Кроссланде доступны еще и дизели, однако здесь они идут только с ручной коробкой и такую версию к нам завозить не планируется. Российский менеджмент ссылается на плохие продажи «дизельноручного» C3 Aircross — мол, «механика» для нашего рынка не подходит. Аргумент, мягко говоря, спорный, потому что смотреть нужно не на C3 Aircross, а на раскладку по продажам модификаций Suzuki Vitara, у которого версии с МКП занимают большую долю. Что касается исполнения «дизель + АКП», такие Кроссланды раньше шли на внешние рынки, но с недавних пор штаб-квартира перестала их отгружать.
Само собой, в доковидные времена я много раз изучал Crossland на автосалонах, однако ездил на нем впервые. И начал с заднего сиденья, предварительно отодвинув «свою» секцию дивана максимально назад. Несмотря на скромную колесную базу, у меня осталось изрядно места для коленей (впереди сидел человек моего же роста — около 176 см), и еще больше — для головы. В этом смысле неудивительно, что воспоминания о Meriva нахлынули сами собой, у машин действительно много общего. Однако когда автомобиль тронулся, воспоминания эти развеялись. Дело в том, что у Crossland оказались очень специфические настройки подвески — и не только задних колес. Любая неровность, любой дорожный стык — это шум и тряска, хотя и умеренная, а на скорости машину еще и покачивает. Свои «пассажирские» ощущения я подтвердил, пересев за руль, хотя в первом ряду все это не кажется таким уж критичным, а вот когда я съехал с асфальта… К сожалению, это было ошибкой: машина никоим образом не приспособлена для движения вне асфальтированных дорог, по крайней мере по части подвески. Ничего более зубодробительного за свою практику я не вспомню.
Тут стоит отметить, что Crossland пришел в Россию после рестайлинга, который заключался не только в навешивании новой радиаторной решетки и затиранию литеры X с кормы (первые три года машина называлась Crossland Х). Как нам доложили на презентации, конструкторы применили новые амортизаторы с «повышенной компрессией» и «улучшенной плавностью хода». Каких-то конкретных данных по конструктивным изменениям нам добыть не удалось, причем не только по амортизаторам, но и по пружинам, которые тоже заявлены как новые, однако как по мне, так лучше бы уж оставили все как было. Кстати, для «подвесочной» части презентации организаторы взяли девиз «проверено автобанами». Следует ли из этого, что вместе с Кроссландом и его покупателями хорошо бы импортировать в Россию и автобаны, хотя бы уж и испанские?..
Новый алгоритм блокировки получил и гидротрансформатор японского «автомата», но и здесь мы вас подробностями не порадуем.
В Германии машину адаптировали к нашему рынку, например, поддон картера двигателя защищен добротной массивной стальной штамповкой, которая, к сожалению, и ограничивает дорожный просвет. На порожней машине мы намеряли здесь примерно 165 мм, пять из которых «съедает» севший за руль взрослый человек. Эти же 16,5 см обнаруживаем под чашками пружин задней подвески. При этом под порогом и под самой низкой точкой в базе получаем более 21,5 см, правда, опять же на пустой машине. По большому счету низкая защита делает ненужной систему имитации блокировки межколесного дифференциала работой тормозных механизмов — она досталась Опелям от французских машин. Если возьмете две нижних комплектации Кроссланда, которые называются Crossland и Edition, то вместо шайбы системы Intelli Grip в вашем распоряжении будет второй подстаканник. Пользы от него куда больше…
Что касается асфальта. Справедливости ради зафиксируем, что на хороших дорогах Кроссланд действительно показывает высокую плавность хода, не считая упомянутых вертикальных колебаний, возникающих как следствие преодоления стыков и единичных мелких дорожных неровностей. Прилично машина ведет себя и в поворотах, однако радость от маневров несколько меркнет, потому что у рулевого управления очень размыт «ноль».
При всем при этом и эргономика самого руля, и эргономика салона в целом достойны самых высоких похвал, а уж щиток приборов я искренне считаю лучшим на рынке. Он безупречен и в части считываемости всех без исключения показаний, и в части логики управления данными на бортовом компьютере. Анатомические сиденья AGR — опять же уникальный опелевский продукт, который можно было бы закупать отдельно, ставить на колесики и продавать торговым центрам. Заработали бы больше, чем на машинах…
Коробка — вроде бы проверенный агрегат, на каких моделях только не используется, однако и она на сей раз не впечатлила. При длительном движении с небольшими скоростями — около 20–40 км/ч (а мы в таком режиме проехали около часа) — она подергивала при переключениях со второй на третью и обратно, чего прежде я за ней не замечал. А вот ручной режим отнюдь не бесполезен. Более того, будущий владелец Crossland обязательно должен его освоить. Дело в том, что в 110-сильной версии мотора HN04 для российского рынка инженеры чуть сдвинули полку момента вперед: в Европе она начинается от 1750 об/мин, у нас — от 1500. Сама полка короткая — что-то около тысячи оборотов, и после нее кривая тяги на внешней скоростной характеристике стремится резко вниз. На практике это оборачивается весьма ощутимым недостатком ньютон-метров в среднем и верхнем диапазонах, к примеру, при обгонах на магистралях.
Что же у нас в сухом остатке? Понятно, что в сегменте В-кроссоверов российского рынка есть тьма-тьмущая автомобилей, которые хуже, чем Crossland, как по отдельным потребительским качествам, так и по совокупности. Скажем, на Duster совершенно невозможно ездить на дальние расстояния, Creta — очень шумная и не слишком комфортная, Changan CS35 Plus, оснащенный таким же Aisin, что и Опель — непредсказуем по надежности и т. д. Но. У всех этих машин есть одно преимущество перед Crossland: они дешевле, причем сильно, даже завозимый из Китая Changan. И поскольку основная масса покупателей голосует у нас исключительно рублем, это ставит перед представительством PSA нетривиальную задачу: при сохранении минимально достойного уровня потребительских свойств предложить дешевый автомобиль. Как ни странно, такой проект потихоньку зреет в недрах российского офиса Peugeot–Citroen–Opel. Мы обязательно о нем расскажем, а пока ограничимся осторожным оптимизмом российского менеджмента бренда, который к 2025 году планирует открыть дилерские центры во всех городах, формирующих 90% российского спроса, и каждый год до того запускать по одной-две новинки. Как говорится, пожелаем удачи в бою…
2.0T (GW4C20B) | |
---|---|
Кузов | |
Тип | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 3, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1199 |
Мощность, л.с. при об/мин | 110/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 205/1500 |
Трансмиссия | |
Привод | Передний |
Коробка передач | 6-АКП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (скручиваемая балка) |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4217х1765х1605 |
Колесная база, мм | 2604 |
Клиренс, мм | 166 |
Снаряженная масса, кг | 1263 |
Объем топливного бака, л | 45 |
Объем багажника, л | 410 |
Шины | 215/50 R17 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 187 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,9 |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | 6,2 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 141/Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб | |
Базовая версия | 1 699 000 |
Тестируемый автомобиль | 2 149 000 |
Конкуренты
На Suzuki Vitara работает славное имя, некогда носимое японским внедорожником компактного класса. Интересно, что ныне поставляемая из Венгрии субкомпактная Vitara продается в России в массе своей в исполнении с передними ведущими колесами. Означает ли это, что у Crossland неплохие шансы? Увы, во-первых, полный привод тоже добавляет покупателей, во-вторых, у Vitara есть убийственный аргумент в виде 1,6-литрового «атмосферника», который предлагают наряду с приемистым агрегатом в 1,4 литра с наддувом. Именно версия с ним и есть самая ходовая. Еще одно преимущество Vitara: ручная коробка доступна не только с передним, но и с полным приводом, притом что в базе за машину просят 1 529 000 рублей. Проще говоря, для Кроссланда этот «венгерский японец» будет очень крепким орешком.
Changan CS35 Plus тоже дешевле, чем Crossland, — от 1 339 900 рублей, и тоже из-за наличия ручной 5-ступенчатой коробки. Более того, его единственный «российский» двигатель — атмосферный 1.6, а под полной загрузкой обещают клиренс в 18 см. К тому же «автомат» здесь — ровно тот, что и на Opel Crossland, с ним «китайца» можно уложить в 1,5 миллиона. Наконец, в отличие от Opel у Changan больше дилеров, и они очень часто дают весьма существенные скидки, дабы отчитаться перед штаб-квартирой об успехах.