В сегменте компактных кроссоверов — настоящий бум. Свои представители есть и в «премиуме», и в «среднем классе», и в бюджетной категории, и «китайцев» становится все больше. В этой когда-то совсем маленькой «лодке» становится все теснее, тем не менее каждый производитель нынче считает необходимым откусить кусок сего весьма вкусного пирога.
Вот и Opel возвращается на российский рынок именно в этой весовой категории: у Grandland X бывает только передний привод, единственный 1,6-литровый турбомотор и 6-ступенчатый «автомат». Как вам, наверное, известно, Opel теперь немецкий только исторически: в 2017 году это подразделение General Motors выкупил французский концерн PSA и, кстати, уже год спустя продемонстрировал прибыль!
Именно по причине французского происхождения нынешнего Опеля мы решили пригласить поучаствовать в этом тесте настоящего «француза» — Peugeot 3008. Ведь ни для кого, пожалуй, не секрет, что в основе Grandland X лежит как раз платформа этого самого автомобиля — ЕМР2. Но в PSA утверждают, что, помимо очевидных отличий во внешности и интерьере, ходовая часть этих автомобилей тоже настроена по-разному. К тому же 3008-й даже в России можно купить с 2,0-литровым турбодизелем той же мощности 150 л.с. Именно такой кроссовер мы и выбрали для теста.
Ну и, наконец, последним пассажиром этой «лодки» стал не так давно появившийся кроссовер Skoda Karoq, тоже с передним приводом, 150-сильным турбомотором 1.4 TSI и 8-ступенчатым «автоматом». Модификация 4WD для России анонсирована давно, более того, на сайте есть даже цены, но «живых» машин пока нет, хотя в начале года Шкода обещала провести их презентацию еще в конце августа. Пока же, в моноприводной версии, Karoq — идеальный конкурент двум остальным соперникам.
Peugeot, конечно же, самый яркий автомобиль в этом трио. Такой в толпе среднеразмерных SUV точно не затеряется. Изящный силуэт со взлетающей подоконной линией, необычная оптика, плоские патрубки выхлопа, необходимое количество хрома… Но еще более оригинально «француз» выглядит внутри. Вот где настоящий дизайнерский авангард! Быть в наше время ни на кого не похожим — это дорогого стоит. На какую деталь ни брось взгляд, каждая поражает своей дизайнерской смелостью. Чего стоят только «оквадраченный» руль, хитро изогнутый рычаг «автомата», «премиальная» строчка сидений или «джинса» в отделке панелей! Но есть и обратная сторона этой уникальности: «баранку» вращать неудобно, а высокий центральный тоннель создает ощущение тесноты. Но самый большой провал — это нефиксируемый рычаг коробки передач: всегда проверяйте, среагировала ли на ваше нажатие кнопка «Р» (Parking). А то, неровен час, Peugeot уедет от вас самостоятельно.
Тот, кто следит за новыми веяниями Opel на европейском рынке, наверняка не удивится представленной новинке. В Grandland X много заимствований от современных Astra или Insignia, да и с автомобилями предыдущего поколения есть много общего. Почти все последнее время дизайнеры Opel приучали нас к кардинальным изменениям во внешности, но теперь, видимо, нашли свой стиль. Об этом же свидетельствует и оформление интерьера: понятно, что это абсолютно новая модель, однако отсылок к Опелям еще российского периода хватает. Но по качеству «немцы» выросли, только у Grandland X есть навигация, а передние сиденья с сертификатом одобрения немецких ортопедов AGR и вправду очень хороши.
В последнее время Skoda, как и весь концерн VAG, сделала различия между своими моделями настолько минимальными, что их несложно перепутать. Вот и Karoq напоминает уменьшенный в размерах Kodiaq в привычном гранено-рубленом корпоративном стиле с минимумом интересных или — не дай бог! — вычурных деталей. Интерьер абсолютно эту тему поддерживает — строго, деловито, основательно. И при этом весьма качественно и, что не менее важно, удобно! Да, посадка в Кароке чуть выше, чем в Opel и Peugeot, но в остальном с эргономикой порядок, а все кнопки и клавиши расположены в интуитивно понятных местах, чего о «французе» уж точно не скажешь. Вот только экранчик в нашей комплектации маленький, профиль сидений не столь удачен, а дверные панели — совсем простенькие.
Зато едет Skoda — то, что доктор прописал для России: стабильно на скоростной прямой, весьма четко в поворотах, хотя и с самыми заметными кренами, и — что, пожалуй, самое главное — с очень высоким уровнем комфорта по части подвески и довольно «легким», хотя и информативным рулем. Именно Karoq лучше других поглощает наши российские ямы и колдобины, хоть и не любит неровности с острыми краями, как и все представители VAG. Если для большинства потенциальных покупателей преимущество в разгоне по сравнению с Opel и Peugeot в 0,7–0,8 секунды ничего не значит, то удобство управления тягой оценят все: в «спортивном» режиме «автомата» Karoq идет за правой педалью, как привязанный, а сама трансмиссия отличается скорострельностью и предсказуемостью. Очень приятный, ничем не напрягающий при вождении автомобиль, который еще и расходом вас порадует — около 8–9 л на «сотню» при весьма активной езде.
Если Karoq собирают в Нижнем Новгороде, а подвеску его специально адаптируют для России, то Opel Grandland X делают в Германии, а по ходовой части он ничем не отличается от чистокровных «европейцев». Отсюда и вполне ожидаемый результат: в поворотах этот Опель стоит почти плоско, идеально прописывает траекторию и почти не кренится. Но на плохой дороге именно водителю Grandland X приходится раньше других сбавлять ход, а «лежаков» переезжать «шепотом». К динамике как таковой вопросов нет: 9,5 секунды — вполне достойный результат. Но вот «автомат» Aisin адаптируется хуже «шкодовской» коробки передач, что порой создает некоторую несогласованность в действиях мотора и трансмиссии. К тому же «спортивного» режима у Опеля традиционно нет, так что еще немного пришпорить «коней» не удастся. Еще один минус — самый высокий в тесте расход топлива: более 10–11 л на 100 км.
Так ли сильно «донор» Peugeot 3008 отличается от Opel Grandland X, с которым у него общие не только структура кузова, но и колесная база, и двери, и схемы подвесок? Конечно, дизельный Пежо едет совсем по-другому. Если бензиновые Opel и Skoda все же любят высокие обороты, то двигателю Peugeot это ни к чему: максимальный крутящий момент тут целых 370 Нм, которые достигаются уже на 2000 об/мин. Прибавьте к этому всегда различимый размеренный дизельный рокот, невыдающийся отклик на газ, тот же не очень-то расторопный Aisin, и получите если не флегматичный, то уж явно спокойный характер. При этом 3008-й не назвать медленным — он уступает в разгоне до 100 км/ч Опелю всего одну «десятку». Зато управляется Peugeot почти так же здорово, как и Grandland X, но все же есть и нюансы: подвеска здесь чуть мягче и податливее, уровень комфорта немного выше, а снос в повороте наступает чуть раньше, хотя потом и переходит в такой же плавный и прогнозируемый занос. Отличия в поведении и впрямь не так велики, а вот «шумка» у Peugeot — точно лучшая. Явный же и безоговорочный плюс — малый расход солярки: в «пенсионерском» ритме вполне можно уложиться в 5–6 л на 100 км.
Если вам показалась, что настройки подвески Peugeot — это и есть некоторый компромисс между жестким Opel Grandland X и комфортным Skoda Karoq, то все же это не совсем так. По своему поведению и не очень хорошей для России плавности хода «француз» гораздо больше походит именно на Opel. «Адаптированный» Карок — плод давнишней борьбы чешских инженеров с нашими дорогами, что заставляет нас признать его преимущество в таком компоненте, как комфорт на плохих покрытиях.
Испытывать переднеприводные кроссоверы на настоящем бездорожье нет никакого смысла. Скажем больше: даже самые незначительные песчаные или грязевые ловушки тут же вас остановят и, скорее всего, посадят на «пузо». Да, Peugeot и Opel обычно карабкались чуть дольше благодаря возможности выбрать один из специальных режимов. Но в итоге — всех нас вытаскивал вполне обычный Mitsubishi Outlander.
К тому же всем троим катастрофически не хватает клиренса. Явный аутсайдер в этой дисциплине — Skoda Karoq с его смешными 160 мм до нижней точки. Opel Grandland X хотя бы на 28 мм выше. Заявленный дорожный просвет Peugeot 3008 — аж 219 мм, но на деле он не выше тех же 185–190 мм, что и у одноплатформенного Опеля. Так что при выборе для своего гаража одного из подобных «кроссоверов» сразу же забудьте о вылазках на природу, особенно не в сухую погоду.
Казалось бы, результат этого теста предрешен заранее в силу того, что российский Skoda Karoq не только оказался на 600–750 тысяч рублей дешевле двух иностранных конкурентов от PSA, но еще и лучше показал себя на плохих дорогах, при этом отличившись лучшей динамикой и вполне адекватным расходом. Скорее всего, ни Opel Grandland X, ни Peugeot 3008 никогда не догонят по продажам Карок, хотя бы потому, что цены 2,44–2,62 млн рублей кажутся чем-то уж совсем нереальным. И все же мы уверены, что энтузиасты найдутся. Ведь и Опелю, и Пежо есть чем привлечь покупателя. Opel, несмотря на заимствование платформы у PSA, остался вполне немецким автомобилем с весьма незаурядной управляемостью. Peugeot, конечно же, в первую очередь попробует взять необычным дизайном, уникальным салоном и совсем нечастой нынче возможностью выбрать экономичный турбодизельный мотор.
Opel Grandland X | Peugeot 3008 | Skoda Karoq | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом | Дизельный, с турбонаддувом | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1997 | 1395 |
Мощность, л.с. при об/мин | 150/6000 | 150/4000 | 150/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 240/1400 | 370/2000 | 250/1500–3500 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКПП | 6-АКПП | 8-АКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4477 х 1856 х 1609 | 4447 х 1841 х 1624 | 4382 х 1841 х 1603 |
Колесная база, мм | 2675 | 2675 | 2638 |
Клиренс, мм | 188 | 219 | 160 |
Снаряженная масса, кг | 1435 | 1540 | 1390 |
Объем топливного бака, л | 53 | 52 | 50 |
Объем багажника, л | 514/1652 | 520/1482 | 521/1630 |
Шины | 225/55 R18 | 225/55 R18 | 215/55 R17 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 201 | 175 | 199 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,5 | 9,6 | 8,8 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 7,3 | 4,8 | 7,8 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-6 | 124/Евро-6 | 146/Евро-6 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 1 999 000 | 2 159 000 | 1 453 000 |
Тестовый автомобиль | 2 444 000 | 2 626 000 | 1 871 700 |