Полюбить Taycan Cross Turismo нетрудно. Кто устоит перед машиной, суть которой описывается словами «Porsche», «электрический» и «универсал»! Однако новый Taycan — это не просто очередной набег на территорию, где царствует хэштег #активныйобразжизни. Cross Turismo функциональнее, шикарно смотрится и при этом скоростные возможности не принесены в жертву. Это определенно тот Taycan, который стоит брать.
Само собой, Cross Turismo набирает много очков одним своим видом. Я рад, что серийная версия осталась верна стилю оригинального концепта Mission E Cross Turismo 2018 года. Хотя, черт подери, мне хочется, чтобы Porsche предложила какие-нибудь крутые колеса с внедорожной резиной All-Terrain, чтобы офф-роудный образ обрел законченность. С некоторых ракурсов длинный, низкий и широкий Cross Turismo скорее напоминает шутинг-брейк, чем универсал. Посмотрите на снимки спереди «в три четверти» и скажите, вы чувствуете флюиды в духе Ferrari FF (разве что новинка не такая страшная)?
Porsche поступила мудро, сделав ставку на такую яркую внешность. В конце концов, хотя множество покупателей засматриваются на универсалы, этот тип кузова по-прежнему плоховато продается в США, и его особенно трудно продвигать параллельно с седаном Taycan, который сам по себе очень хорош. Но благодаря тому, что универсал слегка притворяется кроссовером, Cross Turismo имеет реальные шансы на успех. Porsche даже ожидает, что на Cross Turismo будет приходиться бóльшая доля Тайканов, чем процент универсалов Sport Turismo в гамме Панамеры.
Черные расширители крыльев, угловатые накладки на пороги и прочие пластиковые «украшения» входят в штатное оснащение. На топовой версии Turbo S все это покрыто черным глянцем. Дополнительный пакет Off-Road Design добавляет еще несколько деталей обвеса, но на протестированном мною экземпляре цвета Gentian Blue такой опции не было. Лично мне нравится более агрессивный вид, так что я бы не пожалел $1780 на такое дополнение. К сожалению, те самые уродливые 19-дюймовые диски с «аэродинамичным» дизайном, знакомые нам по седану, стали базовыми для Cross Turismo, но можно выбирать из множества более симпатичных 19-, 20- и 21-дюймовых колес, включая несколько вариантов, созданных специально для Cross Turismo.
Дальше разница модификаций становится чуть сложнее. У Cross Turismo дорожный просвет (при стандартном положении пневмоподвески) на 20 мм больше, чем у седана, а пакет Off-Road добавляет к этому еще 10 мм. Однако в верхнем положении подвески у всех версий одинаковый клиренс. Когда вы включаете режим Gravel (гравийный), универсал без внедорожного пакета приподнимается на 10 мм, а машина с таким пакетом — изначально в этом положении. По большому счету ходы подвесок одинаковы у всех Тайканов Cross Turismo, просто стандартная высота дорожного просвета зависит от наличия пакета Off-Road. Теперь все ясно?
При длине в 4974 мм от носа до кормы Cross Turismo на 11 мм длиннее седана Taycan и на 15–30 мм выше, чем он, в зависимости от версии. И по снаряженной массе Cross Turismo не намного его превосходит. Если сравнивать Taycan Turbo Cross Turismo с аналогичным седаном Taycan Turbo, то разница составит лишь 35 кг.
По-настоящему серьезные отличия вы найдете в салоне: длинная крыша обеспечивает дополнительное пространство как над головами седоков, так и в багажнике. Над головами задних пассажиров добавилось 47 мм.
Багажник вырос всего на 39 литров. Но если сложить второй ряд, то пространство для поклажи достигает 1212 л, что меньше, чем у большинства компактных кроссоверов, но все же достаточно, чтобы временами ездить на такой машине в строительный супермаркет или смотаться в путешествие на недельку.
Все версии Cross Turismo получили более крупную, 93,4-киловаттную батарею. На старте продаж будут доступны четыре модификации универсала. Версии 4S, Turbo и Turbo S по мощности — такие же, как аналогичные седаны, а вот Taycan 4 существует только в кузове Cross Turismo. Если у седана младший вариант имеет только задний привод и, соответственно, один мотор, то все универсалы получили полный привод благодаря двухмоторной компоновке. Таким образом, 4 СТ обладает большей тягой и лучшей динамикой, чем базовый Taycan даже с батареей увеличенной емкости. Значит ли это, что у седана тоже ожидается версия «4»? Возможно. Но сейчас речь не об этом.
Что касается протестированного Taycan Turbo Cross Turismo, его 93,4-киловаттная батарея позволяет силовому агрегату выдавать 680 л.с. и 850 Нм (правда, без опционального пакета Sport Chrono и лаунч-контроля получаешь 625 л.с.). Разгон до 97 км/ч занимает 3,1 секунды, что лишь на 0,1 секунды хуже, чем у такого же седана (на российском сайте Porsche сообщается, что 100 км/ч такая версия универсала набирает за 3,3 секунды, а седан — за 3,2 — прим. переводчика). Максимальная скорость составляет 250 км/ч против 260 у седана. Оба показателя можно назвать спорным достоинством здесь, в США, если только вы не хотите попасть за решетку.
Что касается главной характеристики — запаса хода — эти данные, полученные по американской методике EPA, будут объявлены позже (в испытаниях по всемирной методике WLTP универсал проезжает на одной зарядке 389-456 км в смешанном цикле — прим. переводчика). Замеры по циклу EPA традиционно не слишком милосердны к Тайкану: седан 4S с батареей увеличенной емкости показал результат в 365 км. В ходе моих тестов я смог убедиться, что в реальной жизни у седана запас хода значительно больше, поэтому я ожидаю, что и Cross Turismo окажется таким же. Дополнительная масса и аэродинамический обвес универсала, скорее всего, негативно повлияют на цифры, но насколько — пока не могу сказать (по WLTP показатели седана и универсала очень близки — прим. переводчика). Есть бонус: при покупке Cross Turismo получаешь три года бесплатного доступа к зарядным станциям Electrify America.
Лучшее, что есть в Cross Turismo на ходу, — это то, что он едет в точности, как седан. Даже при более высокой посадке CT отличается супернизким центром тяжести, благодаря чему он стабилен и невозмутим на шоссейных скоростях. Эта машина подстегивает к тому, чтобы без боязни атаковать крутые повороты на извилистых второстепенных дорожках. Такие опции, как поворачивающиеся задние колеса и активная подвеска Dynamic Chassis Control, добавляют универсалу фантастической маневренности. Также вы можете за доплату получить дорогущие керамические тормоза, если планируете много гонять по-серьезному. Что касается тормозной системы, не могу не пожаловаться на то, что рекуперативное торможение происходит не слишком интенсивно. Ну просто я из тех, кому по душе «однопедальное» вождение электромобилей. Но у вас, возможно, иные предпочтения.
Когда дело доходит до настоящего «кроссового туризма», универсал Taycan определенно лучше подготовлен для суровых условий, чем седан, но не намного. Даже с увеличенным дорожным просветом СТ ближе к земле, чем большинство компактных кроссоверов, и хотя с некоторыми колесными дисками получаешь штатные «всесезонки», версии вроде протестированной обуты в летнюю шоссейную резину. Но во всяком случае вам не придется стискивать зубы (и, пардон, пятую точку), съезжая с ровного асфальта. Плавность хода на разбитых и грязных дорогах тоже стала заметно лучше.
Рядом с печально известным участком калифорнийского шоссе I-5 в районе виноградников есть старая, давно не ремонтированная дорога, которая представляет собой идеальный тестовый трек для Cross Turismo. Первоначально именно по ней пролегал основной маршрут через горы, и хотя в некоторых местах дорога все еще ровная, тут полно ям и ухабов, кое-где встречается грязь, а в некоторых местах поверхность — скалистая порода, которая обнажилась за много десятилетий из-за осадков и прочих причин естественной эрозии. Я, пожалуй, не стал бы соваться сюда на обычном Тайкане, боясь поцарапать ему брюхо, но на Cross Turismo в гравийном режиме проехать здесь — раз плюнуть. На нем легко поднимаешься по пыльным дорогам к смотровым площадкам с эффектным видом и спокойно катишь по сложным закрученным участкам с продавленной колеей. Cross Turismo, конечно, совсем не хочет соваться на участки, где бездорожье испытывает шасси на прочность и заставляет колеса вывешиваться, но чувство «о да, я смогу здесь проехать» чего-то да стоит!
Для Cross Turismo предложен тот же набор электронных помощников водителя, что и для седана Taycan, но, как всегда, все интересные «фишки» идут за доплату. Парковочный ассистент, камеры кругового обзора, ассистент смены полосы движения, адаптивный круиз-контроль, а также система InnoDrive (сочетающая адаптивный круиз с системой удержания в полосе) — все это стоит дополнительных денег при покупке. Подобные опции можно также активировать позднее «по воздуху» — через службу Function on Demand, которая является частью коммуникационной системы Porsche (connected car). От седана унаследована и «мультимедийка» с 10,9-дюймовым центральным тачскрином и опциональным дисплеем для переднего пассажира.
Базовый Taycan 4 Cross Turismo будет стоить от $92 250, включая $1350 за доставку к дилеру. Таким образом, эта версия стоит посередине между заднеприводным седаном с увеличенной батареей и стандартным Taycan 4S. Помимо более емкой батареи и пневмоподвески Cross Turismo получил уже в базе панорамную стеклянную крышу, о которой следует высказать несколько критических замечаний. Она кажется классной «фичей», но стекло недостаточно затемнено, чтобы действительно защищать от солнца в ясный день, тут нет шторки и открывающегося люка. Стальная крыша доступна на других рынках, причем она имеет такой же эффектный рельеф с двумя выпуклостями, как у седана. Странно, что фирма, которая славится тем, что у нее в списке опций — любой каприз за ваши деньги, решила на американском рынке урезать разнообразие.
На следующих ступенях в иерархии модификаций находятся 4S, Turbo и Turbo S Cross Turismo, стоящие $111 650, $154 850 и $188 950 соответственно, включая стоимость доставки до дилера. Таким образом, цена выше на $930–2600 (включая стоимость доставки) в сравнении с аналогичными седанами. Уверен, что мой почтовый ящик взорвется от писем о том, что лучше взять Теслу, которая будет и мощнее, и дешевле. Но скажу как на духу: я предпочту любую версию Cross Turismo тесловским довольно унылым Model X или Model Y. Да к тому же Porsche в любом случае не с Теслой стремится соперничать.
В целом Taycan отлично начал этот год на рынке США, превзойдя по продажам за первый квартал 718 Boxster, 718 Cayman и Panamera, вместе взятых. Cross Turismo получил все то, что мне нравится в седане, но при этом стал функциональнее (плюс — смотрится здорово) и получил опции для «активного отдыха» вроде рейлингов на крыше и боксов, а также дополнительных багажников для электровелосипедов.
Комментарий Дрома: Российские дилеры принимают заказы на Porsche Taycan Cross Turismo по ценам от 7 570 000 рублей. В такую сумму обойдется версия 4 Cross Turismo с полным приводом, развивающая 476 л.с. в режиме Launch Control. Форсированная до 571 л.с. модификация 4S стоит от 8 140 000 рублей. Протестированная американскими коллегами версия Turbo (680 л.с.) обойдется минимум в 10 540 000 рублей. Топовая Turbo S (761 л.с.) — от 12 780 000.
Официально продающиеся у нас электрические кроссоверы Jaguar I-Pace и Audi e-tron сложно назвать прямыми конкурентами новинки от Porsche, поскольку эти машины, во-первых, слабее: к нам они поставляются только в версиях 400–408 л.с. Во-вторых, по пропорциям кузова Audi — классический кроссовер, а Jaguar — нечто среднее между универсалом и кроссовером. В-третьих, эти модели не особо претендуют на «кроссовость». Тем не менее, вероятно, некоторые покупатели будут рассматривать их в качестве альтернативы Porsche, и цены выглядят, можно сказать, привлекательно: Audi e-tron — от 6 345 000 рублей, а базовый Jaguar I-Pace — на 2000 дороже.
По скоростным возможностям с Porsche соперничает Tesla Model Y, которая не поставляется к нам официально, но свежий экземпляр можно без проблем купить за 5 000 000–7 000 000 рублей в зависимости от мощности.
Этой весной у российских серых дилеров появился электрокроссовер Ford Mach-E. Младшие версии («не-GT») мощностью 258–337 л.с. с полным приводом можно купить за 5 600 000–6 700 000 рублей. Варианты GT мощностью до 480 л.с. появятся к концу лета или началу осени и определенно будут гораздо дороже (в США «топ» стоит примерно на $20 000 больше базовой модификации).
Таким образом, Taycan Cross Turismo оказывается самым дорогим из конкурентов, но, судя по всему, он того стоит.