Алексей Степанов — бильд-редактор, обозреватель
Аркана — самая яркая новинка российского авторынка этого года. Это факт. А еще факт то, что мнения о ней противоречивы. Иногда даже задаешься вопросом: это точно про один и тот же автомобиль говорят? Да и черт с ними, с мнениями. Летом передо мной стоял выбор, на чем ехать от Москвы и до Байкала — на Аркане или на Haval F7? Я выбрал Аркану. И не пожалел!
Да, в новом Рено есть объективные минусы: лишь одна розетка на 12V, нет отдельного очечника, нет подбутыльников в карманах дверей. Мне не нравится алгоритм работы климат-контроля, звук закрывания дверей и звучание якобы «премиального» аудиобренда Bose… Но плюсов лично для меня все же больше, и они весомее. Это и подвеска, с которой не переживаешь за состояние дорог. Это и вариатор, с которым легко нашел общий язык и который не мешал, а помогал в дальней дороге. Это и малообъемный турбомотор, который ни разу не подвел при обгонах и спокойно отнесся к 92-му бензину, залитому на безымянной заправке в Сибири. Это и диодный свет, позволявший увереннее ехать поздним вечером и ранним утром.
Купил бы я себе Аркану? Не знаю. Меня смущает то, что в Аркане нет изюминки, за которую я был бы готов безоговорочно простить все ее минусы. Она едет дороже, чем стóит, не расстраивает и не напрягает. Но при этом не заводит и не увлекает. Это выбор разума. И по мне — хороший выбор! Вот только хочется чего-то более эмоционального…
Ирина Зверкова — редактор
Если в очень похожей на нашу параллельной вселенной меня бы воспитывали как принцессу, то Arkana стала бы «моей» машиной. Она такая стильная, такая элегантная! А задние габариты с планкой во всю ширину багажника — красота! Именно они дают Arkana 100 процентов узнаваемости в потоке. И поскольку эта другая вселенная очень близка к нашей, то меня бы полностью удовлетворил салон: функциональный, сдержанный и привлекательный одновременно. Сделан из простых материалов? Мне это не мешает. Да и бесключевой доступ очень удобен. И еще меня как принцессу порадовало удобство погрузки в багажник — порог невысок, а дверь закрывается легко.
А как Arkana едет, особенно в «спортивном» режиме! Просто летит над дорогой! Разгоняется легко, после 60-ти не замечает никаких неровностей, при этом и на траектории стоит здорово. Управление абсолютно прозрачное, легкое и понятное.
Но я живу в этой реальности и меня воспитывали, скорее, как рыцаря. Поэтому в Arkana много что раздражает. Подсветка салона очень навязчива в темноте, кнопку запуска двигателя приходится нащупывать, неестественно изгибая кисть, а стеклоочиститель на пологом стекле пятой двери отсутствует, хотя на нее прилетает достаточно много воды и грязи с дороги. От вибраций, передающихся на кузов и создающих низкочастотный гул на скоростях 20–40 км/ч, у меня пару раз начинала болеть голова…
И вот уже эта навязчивая красивость, которая создает дорогой образ при дешевом исполнении, кажется мне обманом. А рыцари — они же честные. Поэтому я выбираю Duster.
Алексей Смирнов — обозреватель
С появлением Арканы мир уже никогда не будет прежним. Дело не только в том, что купе-кроссовер пошел в массы за миллион рублей. И не в том, что стильная индивидуальность побеждает унылую практичность в рамках несовершенной платформы В0. Подул свежий ветер: «Эй, вы, зазнавшиеся владельцы накачанных “икс-шестых” и разжиревших “гэ-эл-ешек”, смотрите сюда: мы — инженеры и учителя, журналисты и продавцы (одним словом — нищеброды), теперь тоже можем позволить себе премиальную эстетику. Пусть даже в кредит».
Жаль, стильный сквознячок, обтекающий приземистый силуэт Арканы, не задевает интерьер даже при настежь открытых окнах. Внутри застой и запах логановской «плесени». Его источники в дешевом и скрипучем пластике, в гулких хлопках лишенных шумоизоляции дверей и безбожно тормозящей мультимедийной системе. «Не волнуйтесь», — успокаивают разработчики Арканы, — «мы все исправим». Когда?! Когда рак на горе свистнет? Мы же — владельцы редакционной Арканы, причем не за базовый миллион, а за «полторашку» с хвостиком — уплатив столь немалую сумму, не хотим принимать во внимание ни конструктивные просчеты, ни всемирную глобализацию. Вы обещали нам счастье, а подсунули переодетый Captur. «Нехорошо, Шурик».
В движении досада немного отпускает, и я вновь посматриваю на владельцев «икс-шестых» с легкой гордыней. Пусть здесь всего 1,3 л, зато турбокомпрессор с электроуправляемым перепускным клапаном и классно настроенный вариатор Jatco наполняют разгонную динамику недоступными ранее эмоциями. Нажал на газ — только тебя и видели. Но стоит сбросить ход, как подвеска начинает пинаться. Мелкие ямки она перешагивает широким шагом, более крупные отзываются громкими ударами и клацаньем амортизаторов. На компрессионных стыках мостов плавность хода и вовсе разлетается в щепки. Однако стоит подвести стрелку спидометра к трехзначной отметке, как автомобиль будто подменяют — тишь да благодать. Что за чудеса?!
Управляемость? Если вести Аркану, срезая вершины поворотов скупым рулением, то от нее отстают даже самые заниженные Приоры. Но стоит покрутить рулем более размашисто, как кроссовер с 205-миллиметровым клиренсом начинает крениться и слетать с намеченной траектории. Много ль русских водил обучены рулению в малых углах? Выходит, что большинство покупателей перфекционизм реношных инженеров-подвесочников не оценит. Но ведь Arkana массовый автомобиль. Или я что-то путаю?
Купил бы я Аркану себе? Ох, не знаю. С одной стороны, кроссовер, разработанный с подачи и при непосредственном участии отечественных специалистов (за что им респект и уважуха), не лишен талантов. Фрагментами он и вовсе превосходен… С другой — почему-то трудно отделаться от ощущения, что тебя где-то обманули. Здесь, здесь и вот здесь… Причем чем дальше ты отдаляешься от базовой и относительно доступной модификации, тем сильнее привкус недостачи. Так что пока я займу сторону воздержавшихся. Если появится новый Duster, тогда и поговорим.
Андрей Бак — фотограф
Казалось бы, достоинствами подвесок автомобилей Рено никого уже не удивить, тем более меня, искушенного опытом езды на многих автомобилях. Проверим? Что скажет Аркана, если мы промчим на ней по нашей любимой мотокроссовой трассе? А рядом я посажу своего товарища, который про Рено вообще ничего слышать не хочет — не считает за автомобиль. Немного поуговаривав другана сесть за руль, пообещал веселуху. Повороты с уклоном, дикие подъемы, спуски, даже легкие прыжки — все, что нужно для настоящего экшена. И знаете что? Аркана даже не чиркнула бамперами! Дальше мы продубасили по полю, на котором катаемся на мотоциклах. Товарищ, как и я, был шокирован комфортом Арканы в таких условиях. Плохие дороги даются ей с такой легкостью, что и иным кроссоверам не приснится. Очень быстро для гражданской машины!
На шоссе не хотелось терять боевой настрой после «мотокросса». И Аркана не подвела! Хорошая динамика и эластичность мотора с низов до верхов, вариатор без претензий — с этим все в полном порядке. А какая легкость рулежки, какие легкие педали, управлять Арканой — в удовольствие.
Минусы? А их почти нет. Тем более что многие из них, такие как шумную печку или неудобную мультимедиа, можно отнести чуть ли не ко всем автомобилям Renault. Мелкие придирки, которые не могут заставить меня проголосовать против нового народного автомобиля!
Антон Серков — менеджер проектов
Аркана! На старте продаж название этой модели звучало из каждого утюга. Восторженных отзывов было столько, что в «проплаченности» заподозрили, кажется, вообще всех журналистов. Страсти поутихли, и дебютант, уже успев подорожать, пошел в народ. И вот дороги стремительно наполняются Арканами, потому что модель обладает отличным балансом качеств и предлагает много нового. К тому же в Renault настолько хорошо знают российского покупателя, что с новинками почти не промахиваются («почти» — это Koleos).
Признаться, я и сам ждал Аркану: наконец-то класс купе-кроссоверов снизошел до массового сегмента, да еще и с неизвестными доселе мерседесовским турбомотором и новым вариатором! Дождался, и знаете, что я вам скажу? Не прав тот, кто ругает Аркану за простецкий интерьер, задние барабанные тормоза и тот самый малообъемный мотор. Аркана радует и дизайном, и главное — динамикой! В сравнении с 2,0-литровым Каптуром схожей мощности она реально едет. Правда, звук двигателя совсем не благородный, а «шумка» его едва ли глушит. Салон может показаться компактным, особенно в передней части, но лично мне это даже по вкусу. Тем более что теперь все на своих местах: круиз-контроль на руле, подогрев сидений — внизу центральной консоли, блок «климата» стал стильным и удобным (на манер последних Audi), багажник подрос, а руль, наконец, можно вращать не будучи атлетом. Да, чуть не забыл про светодиодную оптику и шикарный бесключевой доступ.
Но и пожурить Arkana есть за что. Например, аудиосистема — это провал. Играет она совсем уныло, хотя и несет гордый шильд BOSE. А мультимедиа, которая периодически зависает? Или декоративная крышка двигателя, которой… нет. Да ими даже Лады комплектуются!
Вам нравится, как и мне, форм-фактор купе-кроссовера, но хотите получить от такого автомобиля еще больше, чем от Арканы? Тогда ждите нового «китайца» Haval F7x — он уже на подходе. Но в «максималке» он будет дороже процентов на 20, и вы опять купите Qashqai или Sportage, «забив» на модную «купейность».
Дмитрий Кротов — обозреватель
Какие «обвинения» приходится чаще всего слышать в адрес Renault Arkana? Это все та же устаревшая платформа В0. Это для нас все равно слишком дорого. Почему барабанные тормоза сзади? Это как Каптур и Дастер, но просто дороже. Этот скромный 1,3-литровый турбомотор и вариатор не протянут и года. Почему салон «деревянный»? И далее по списку…
Какая вам разница, что за платформа у автомобиля, если едет он при этом очень прилично? Ведь это правда — Аркана достойно управляется, а к дорожным неровностям относится весьма снисходительно, особенно, как ни странно, на высоких скоростях. Какое вам дело до малолитражного мотора и вариатора, если эта связка просто безупречна — и с управлением тягой, и с динамикой у 150-сильной Arkana все в порядке. У мотора нет ресурса и он «отрыгнет» при первой возможности? Ну как-то Мерседесы ездят на нем уже более трех лет, и ничего. Для неуверенных Renault дает пятилетнюю гарантию. С барабанными тормозами автомобиль тормозит не хуже, чем с дисковыми, а салон выглядит ровно на столько, сколько он стоит: нелепо было бы ожидать «кожу-рожу» в интерьере машины с «базой» в миллион рублей.
С другой стороны, непонятно, почему за те годы, что создавали этот автомобиль (а, говорят, что Аркану для нас выдумывали более пяти лет), так и не настроили нормально мультимедиа, которая постоянно зависает? Почему «климат» работает неадекватно? Почему в бюджетной машине такие куцые карманы в дверях? Почему 12-вольтовая розетка только одна? Почему воздуховоды отрегулировать почти невозможно?
Вопросы есть, мы этого не отрицаем, но, согласитесь, большинство перечисленных недочетов вполне можно устранить даже при рестайлинге. Почему сразу не довели до ума очень приличный по динамике и «ходовке» автомобиль — непонятно. Ну а еще непонятно, почему было просто не привезти к нам новый Duster на той же сильно модернизированной платформе В0?
Сергей Цыганов — обозреватель
У Саши Соколова есть роман с жестким названием «Между собакой и волком», там описан мир хаоса, смысловых противоречий и мелких бытовых ужасов. Аркана тоже в какой-то степени находится между «собакой» (Дастером) и «волком» (Хавалом F7x), и тоже являет собой продукт постмодернизма. Маленький волчонок, с молоком конструкторов впитавший опыт предков и способность зубами отгрызать у конкурентов свою долю.
Пойдем дедуктивным методом, от частного к общему: кнопочка выключения центрального экрана прям бесит. Тем, что почти не отзывается на нажатия. Допускаю, что именно в этом экземпляре использована бракованная матрица с неравномерной чувствительностью. Но извиняет ли это самого автопроизводителя? Головное устройство (его часто неправильно называют магнитолой) у Арканы вообще сделано скверно, тут неочевидная логика управления, плохая навигация без подключения к интернету и раздражающее выпячивание второстепенных функций в ущерб основным. Поэтому центральный экран хочется выключить на фиг и забыть о его существовании, благо громкость радио можно регулировать с удобного подрулевого пульта. Но экран не выключается, только глаза мозолит. Я уж и палец слюнявил, и давил на кнопочку — тщетно, хорошо, если каждое десятое нажатие приводило к результату. Это многовато, чтобы делать всякий раз. Ведь мультимедиа не запоминает состояние и при всяком перевключении зажигания опять издевательски показывает на экране всякую ерунду. Не удержался, позвонил одному из разработчиков Renault, как раз отвечающему за электронику. Тот был краток: «Ну а что ты хочешь, там железо самое дешевое выбрали».
Увеличиваем масштаб. Салон не слишком уютен и даже не слишком аккуратен. Тот же Хавал сделан и добротнее, и красивше. Но в Аркане, слава богу, нет нелепых китайских эргономических вывертов типа гнезд USB, спрятанных под консольной полкой, тут все под руками. Сел и поехал, как пишут в объявлениях. Тем паче, что едет Аркана…
…едет Аркана отлично, иногда великолепно, а в иных случаях — фантастически. Отличный силовой агрегат, такое же по качеству шасси: даже не верится, что компромисс между собакой и волком может быть таким удачным. Будь это какая-нибудь Q5 за 4 миллиона, вопросов бы не возникло, но свои полтора миллиона Аркана даже превосходит! Разве только непонятной осталась калибровка электроусилителя руля, он дает очень мало обратной связи при некоторой избыточной производительности. Полагаю, что это не ошибка доводчиков, а такая концепция. Но меня эта концепция не вштырила. Зато наповал сразила способность Арканы не замечать дорожные неровности. Только за комфорт на плохой дороге машине можно простить любые косяки в мультимедиа.
Не знаю, сколько проживут вариатор и малокубатурный турбомоторчик при активной эксплуатации с регулярными выездами на российское плоходорожье. Поэтому покупать Аркану на всякий случай надо ненадолго, года на три, пока действует гарантия. Но, увы, это не моя тактика, я люблю долгое владение автомобилями, постоянно дорабатываю их и считаю своим альтер эго. Поэтому прекрасная Аркана — не мой вариант. И на традиционный вопрос о покупке отвечаю традиционно: выбирая между Хавалом и Арканой, я бы выбрал Каптур. Там хотя бы головное устройство можно заменить.