Пока дромовская Рено Аркана бороздит просторы запада России, нам представилась возможность прохватить на этой модели (в компании с Дастером и Каптуром) от Якутска до Магадана с заездом на полюс холода Оймякон. В условиях максимально низких температур, разумеется.
Так обычно пишут в этих случаях. Мы благополучно прошли половину пути. Успели съездить в Оймякон, где один Kaptur ночевал на улице, а утром без проблем завелся при минус 52. Организаторы довольны, журналисты впечатлены. Не забыли отметить чуткий электроусилитель, сглаживающий биение на руле, и в очередной раз спели оду непробиваемой подвеске. В общем, автомобили, включая дизельный Duster, свою программу пока отрабатывают.
Колонна из пяти машин дружно плетется по старому Колымскому тракту. Печка греет тело, музыка — душу, а у автора зашкалили избитые фразы. Идиллию нарушает голос по рации: «У нас зажглась лампочка низкого давления масла. Просим Дастер («техничку») развернуться».
Пока ждем отставших, обследую Аркану на предмет утечки масла. На всякий случай снял патрубок перед фильтром, чтобы холодный воздух не образовал конденсат в вентиляции картера.
Под вторым Каптуром с поличным поймал сползающую втихаря густую субстанцию. Воспользовавшись суетой, под прикрытием листа защиты масло решило покинуть и этот двигатель.
Приехали?
Двумя днями ранее по маршруту Якутск — Оймякон — Магадан выдвинулась колонна Renault с компанией журналистов и блогеров. Мой напарник — Юрий Тимкин, обозреватель журнала «За рулем». Первую половину пути проедем на полноприводной Arkana, затем пересядем в Kaptur с таким же двигателем и трансмиссией.
Опустим описание интерьера, эргономику и прочую субъективность. Нас интересует в первую очередь, как поведет себя на морозе модный даунсайзинговый турбомотор и вариатор CVT8. Из утеплений — «маска» на бампере и «автоодеяло» под капотом.
Первые 300 километров пролетели незаметно. Трасса широкая, ровная. Местами свежий асфальт. Трафик совсем невысокий. Во-первых, переправа через Алдан ограничена 10 тоннами. Во-вторых — карантин.
На скоростях выше 50 км/ч лобовое стекло начинает затягивать инеем. Электрообогрев, три-четыре минуты нагрузив генератор, выключается. В салоне чуть прохладнее, чем в Хавейле, но терпимо. В плане изоляции от холода понравилась жесткая полка багажника без лишних щелей. В «китайце» — веющая прохладой рулонная шторка. Поэтому за задними сиденьями стоит самодельная перегородка из пенофола.
При подъезде к мосту нога инстинктивно тянется к педали тормоза — привычка после Хавейла. Но на выступающих стыках вместо ожидаемого «бум-бум» — невозмутимое «шлеп-шлеп». На последующих ухабах скорость можно не сбрасывать. Как и на F7, педаль тормоза на высокой скорости не дубеет. Применяемая в современных автомобилях синтетическая тормозная жидкость очень морозоустойчива.
Как ни крути, все равно возвращаюсь невольно к «китайцу». Что поделать, из легковых самые свежие впечатления остались только о Хавейле.
— Глядь, Юра, что это было? Я чуть не оглох!
— Не знаю. Удар, как будто на крышу что-то упало. Кстати, на той Аркане вчера уже такое было.
— Фигасе, аж в ушах звенит! А эта погремушка в плафоне уже была или только сейчас забрякала?
После хлопка остались вмятины на крыше. Вероятно, на морозе съежилась шумоизоляция и втянула за собой металл: его там два листа, вклеены с предварительным напряжением.
Между тем стемнело. Время заценить мажористые LED-фары. Светят диоды замечательно, но пучок ближнего света хотелось бы приподнять чуточку повыше.
Проверил на лошадях клаксон (вне населенного пункта, не забавы ради). Сигналит громко, но монотонно. Несолидно как-то. Крупный рогатый (и не очень) скот часто передвигается по трассе. Если бы хозяева надевали на них светоотражающие ошейники, случаев наезда на животных было бы меньше.
На второй день равнины за окном сменились холмами, а холмы — горами. Который раз еду по этой трассе, все равно хочется везде остановиться, пофотографировать и просто полюбоваться видами. Но короткий световой день диктует свои правила. До заката (до 15.00) нужно объехать все живописные места.
Из-за густого снежного шлейфа за встречным транспортом после разъезда полторы-две секунды едешь вслепую в абсолютной белой мгле. Чтобы дополнительно обозначить себя едущим сзади, мы включали «аварийки» («поворотники» стоят выше задних «противотуманок» и потому их видно лучше). На Аркане кнопки расположены в ряд, и порой вместо сигнальных огней палец попадал в центральный замок.
Пообедав в Кюбемэ, сворачиваем на старый тракт в сторону Оймякона. Дорога узкая, извилистая. Стойки на Аркане сами по себе достаточно тонкие, но обзор скрадывает нарощенный уплотнитель бокового стекла. А если кто-то с утра еще и душ принял, лобовое затягивает так, что даже нити обогрева не в силах растопить ледяные «косынки» по краям.
Наверное, многие слышали про трагедию, которая произошла в декабре на этой трассе. Доподлинно неизвестно, почему парни свернули не туда, ведь по сравнению с магаданской трассой старый Колымский тракт кажется проселочной тропинкой. Тем не менее Гугл-карты уже поменяли схему проезда, и теперь маршрут на Магадан прокладывается через Усть-Неру, а не Томтор, как раньше.
После резонансного случая редакция Дрома заказала предупреждающие об опасности дорожные указатели (на русском и английском языках) для установки возле АЗС, на развилке, и пару табличек на старой трассе. В Renault для них места не нашлось, но я не расстраиваюсь. Будет повод вернуться, а заодно и сравнить заочно автомобили.
В Оймяконе удалось посидеть за рулем Duster. Правда, недолго. Дизелек, работая на холостых, успел остыть. Может, тряпочку в выхлопную трубу, когда стоим? Интересно, температуру держать будет, нет? Эксперимент оставил на потом. Неизвестны побочные эффекты. Вдруг мелкие частицы обратно в камеру сгорания засосет, как на «корейцах». Автомобилям еще обратно в Читу возвращаться.
Двигатель позволяет тронуться без газа. Педали сцепления и тормоза мягкие, жидкость не загустела. А вот ГУР, кажется, чуть замерз — руль не спешит возвращаться в нулевое положение.
К Duster у меня немного предвзятое отношение. С него началось долгосрочное сотрудничество с Дромом. Объехал если не половину, то треть Якутии точно. Ни разу не подвел. Автомобиль являлся воплощением простоты и надежности. А тут просто хотел открыть дверь и сломал ручку. На этом тест-драйв, как вы понимаете, закончился.
Пятый день экспедиции. Поселок Усть-Нера. Фиксируем окружающую красоту на телефон и пересаживаемся в Kaptur. Где-то на полпути в Сусуман снова оживает рация — «масложор». На этот раз второй Каптур оказался прямо перед нами. Успеваю сфотографировать двигатель. В заливной горловине по периметру лед, под клапанной крышкой из-за дыма ничего не разобрать.
В нашем Каптуре горловина без инея, но щуп тоже ниже метки и в выхлопной трубе масло. Турбокомпрессор внешне чист, воздушный фильтр сухой. Проинспектировать патрубок интеркулера не разрешили.
Интересно, почему именно Каптуры? Чем они отличаются от Аркан? А друг от друга? Ведь наш в Оймяконе прошел испытание холодным стартом, а масло доливают в другой.
На этом приключения не закончились. Четвертый экипаж жалуется на запах горелого масла, и нас меняют местами. Теперь чадим замыкающего.
Долго ли, коротко ли, на подъемах Каптур начинает задыхаться. Попробовал дать больше газу — теперь еще и дергается. Но «чек» не горит. Не засосало ли одеяло в воздушный фильтр, патрубок-то сняли. Останавливаемся, заодно перезапускаем двигатель. Километров через десять машина снова начинает дергаться, и на этот раз загорается желтый «гаечный ключик». Компьютер сначала советует проверить систему старта на подъеме, а когда останавливаемся, указывает на систему впрыска топлива.
Предварительный диагноз — забился топливный фильтр. За руль садятся организаторы, а нам возвращают ключ-карту от Арканы.
Дружелюбно согласился присоединиться к нашему экипажу представитель Renault Анатолий Калицев. Уступаю переднее кресло, как раз хотел оценить простор второго ряда.
В разборе полетов он сразу исключил турбину: «Здесь стоит компрессор нового поколения с надежной фиксированной геометрией от самой мощной европейской версии. Запас прочности достаточный, так как двигатель дефорсирован под налоговую категорию. Клапан полностью электрический. Помимо надежности такая конструкция позволяет не зависеть от температуры при стравливании давления, в отличие от электрогидравлического. Также имеется принудительное жидкостное охлаждение. То есть турботаймер здесь не нужен».
Теперь об отличиях. Во-первых, Kaptur тяжелее — 1435 кг (Arkana — 1378 кг). Также у него больше сила сопротивления воздуха. А с боксом на крыше и подавно. Плюс рваный стиль езды у замыкающего. Но главная, на взгляд Анатолия, причина — недостаточно прикрыта радиаторная решетка. Еще в Усть-Нере заметил, что Kaptur остывал на одно деление, когда долго стоял. И частота возрастала до тысячи оборотов.
Когда заработала мобильная связь, снова просим помощи у поисковика. Оказывается, современные двигатели предъявляют повышенное требование к моторному маслу. Чтобы облегчить конструкцию, сохранив при этом прочность поршней, некоторые производители уменьшают количество дренажных отверстий в канавке маслосъемного кольца. Стоит чуть измениться консистенции — и уже недостаточный отвод масла. Причем чем выше нагрузка — тем больше угар. Кажется, наш случай.
Сами масла класса 0W-20, 0W-40 тоже допускают чуть больший расход даже на исправном двигателе.
Насчет темной субстанции под поддоном. Через какое-то время оно прекратилось. В таком случае под подозрение обычно попадает масляный фильтр. Иногда при холодном запуске масло выдавливает через его уплотнительное кольцо. В любом случае точный ответ дадут специалисты Renault.
Анатолий здорово оживляет нашу фонотеку. Каким скучным был бы мир без Вадима Казаченко и Михаила Муромова! Также в топе плей-листа «Фантазер» Ярослава Евдокимова — неофициальный гимн нашего автопробега. По-новому заиграла и «Скрипка-лиса» Саруханова. Не только благодаря отменному звуку Bose. Просто в какой другой еще ситуации я бы узнал, что песня-то, оказывается, про скрип колеса. А когда запел Корнелюк про город, которого нет, нас озарила запоздалая мысль: «блин, надо было ее включить в городе-призраке Кадыкчане!».
Астрологи объявили месяц пессимистов. Количество скептиков в Сусумане увеличилось вдвое. В гараже местные шофера нагнали жути: «Да куда вы суетесь на неутепленных машинках? Там дальше минус 70 будет! Вон, видите, в яме “Крузак” стоит? С Магадана шел, не доехал — сапун замерз. Масло выдавило из всех щелей. Эти темные пятна на полу — это все от него».
Но москвичи страшилки про «здесь вам не тут» слышат от самой Читы. Как-либо дополнительно машины утеплять не стали. Зато заметно снизили темп. Держим 70-80, хотя до этого ехали на 20 км/ч быстрее. Масло во всех двигателях — на уровне.
На закрытой технологической дороге Колымской ГЭС (где были только наши машины) Юрий Тимкин показал мастер-класс по скоростному вождению. Заодно изучил поведение автомобиля в предельных режимах, оценил работу активных систем безопасности и проверил предел сцепных свойств шипованных шин. Все было под контролем, но у неподготовленного меня на пару седых волос стало больше.
В первые дни пробега был настроен скептически. Часто, включив режим «Ревизорро», донимал организаторов вопросами: «Это что за следы смазки на крыле? Пыльник ШРУСа порвался? Уже?», «А почему на Аркане сбиты часы? Массу скидывали? Снова аудиосистема глючила?», «Почему дистанционный запуск плохо работает? Почему бы не вытащить жало и закрыть дверь на ключ? Боитесь, что личинка замерзла?». Кирилл, Герман, простите великодушно!
Пыльники привода, шаровой, наконечника — все осталось целым. Два раза проверял. Сам не понял, откуда появились те следы. В дистанционном запуске кнопки надо было нажимать чуть сильнее и дольше. Что касается аудиосистемы, по словам Анатолия Калицева, работы по усовершенствованию ведутся. Насколько известно, там одно ядро процессора постоянно задействовано в навигации, мол, из-за этого есть некоторые запаздывания и зависания.
Аркана. В первые дни от названия модели веяло чем-то заморско-турецким: Таркан, Анкара. В конце же пути автомобиль стал для нас своим, просто Аркашей. Именно в таких длительных поездках по разного качества дорогам машина раскрывается с наилучшей стороны.
Когда собирал материал, просматривая обзоры и бродя по тематическим форумам, поймал себя на мысли, что из скептиков незаметно перешел в отряд яростных защитников.
— Барабаны, говорите? Это унификация! Зачем усложнять конструкцию, если они и так прекрасно тормозят.
— Магнитола глючит? Берите без навигации.
— Вариатор? Проверен каршерингом. Потом еще улучшен.
— Крыша? До холодов поставлю другую «шумку».
— Скучный интерьер? Уверяю, глаз привыкает. Сам был в числе хейтеров. Топил за салон от Дачии с четырехспицевым рулем и круглыми соплами.
— Еще претензии будут?
В общем, считайте, что в предстоящем аукционе дромовского Аркаши одним участником стало больше.
Как-то буднично, без фанфар и финишной ленточки ночью въехали в Магадан. За эти дни мой лексикон заметно обновился. Например, каждое обращение к кому-либо начинаю со слова «слУшай» с обязательно затяжным ударением. Заметны перемены и в погоде. Наконец-то ожил термометр Арканы. Местные минус 20 кажутся каким-то курортом по сравнению с полтинником в Синегорье, где пуховик дубел так, что локти было не согнуть.
Пробег от Якутска составил около 2600 км. Средний расход по БК у двух Arkana равен 9,2 л/100км, Kaptur — по 9,8 л. У одной машины на крыше стоял бокс, а на другой были проблемы с топливной. Может, поэтому расход оказался равным. Duster также потреблял чуть больше девяти литров арктической солярки на 100 км.
Обстрел гравием ЛКП выдержало отлично. Каких-либо сколов по итогам пробега не обнаружено. Стекла фар тоже без трещин, в отличие от лобовых.
Юрию немного жаль, что так быстро все закончилось. Он ожидал, что дорога будет немного сложнее. Что будут снежные заносы, переметы, наледи. Все хотел расчехлить лопату, а мы даже не пробили ни одного колеса. В это время года ямы и острый скальник зашпаклеваны плотным слоем снега. Когда немного потеплеет и движение оживится, вылезут и камушки, и «стиральная доска».
В январе оставленные нами автомобили перегнали из Магадана в Читу. Как раз пришла новость, что они благополучно добрались до Оймякона. Там на пару градусов похолодало, но экипаж вовсю купался в незамерзающей речке.
Пока готовлю этот пост, дома находится только тело. Душа мысленно плещется с ребятами где-то на Индигирке. Кто бы мог подумать, что холодными зимними вечерами я буду скучать по еще более холодным вечерам Оймякона.