Когда перед началом тест-драйва нас ознакомили с маршрутом, то так называемые «внедорожные участки» общей протяженностью около 60 км ни у кого не вызвали особых вопросов. «В Европе, на Duster — ну проедем эти 60 км по грунтовке ходом, и привет», — подумали мы. Кто же знал тогда, что положенные в первый день 40 км мы будем преодолевать почти пять часов, а Дастер покажет себя во всей своей внедорожной красе?
Поводом для нашего визита в Трансильванию стало событие, значение которого не совсем однозначно. С одной стороны, это всего лишь рестайлинг, плановое обновление. С другой, речь идет об автомобиле, который для России последних трех лет значит очень многое, доказывая это постоянным лидерством в сегменте SUV. С 2012 года жители России приобрели более 220 000 Renault Duster. Не стали исключением и мы, купив Дастер для своих длительных испытаний.
Итак, спустя три года с начала выпуска Duster решено было обновить. Помимо традиционных «косметических» изменений в виде новых бамперов, решетки радиатора, фар и фонарей, бюджетный кроссовер от Renault получил линейку модернизированных двигателей и коробок передач, слегка облагороженный интерьер, а также ряд электронных систем, ранее недоступных. Самые главные достались бензиновым версиям — это система дистанционного запуска Renault Start и подогрев лобового стекла.
Приятно, что при всех этих затратах на модернизацию и улучшение комплектаций в Renault решили сохранить цены на прежнем уровне. При этом Duster так же имеет в своем активе всевозможные прелести российской адаптации: аккумулятор повышенной емкости, генератор повышенной мощности, подогревы сидений и зеркал, брызговики, металлическую защиту моторного отсека и пластиковую защиту топливопровода, антигравийное покрытие днища. Мелочи, которые позволяют продлить жизнь Дастеру и облегчить ее владельцу в наших нелегких условиях.
За три года продаж Duster обрел весьма обширный круг своих поклонников, и эта каста наверняка теперь расширится, потому что автомобиль стал лучше во всем, хотя и незначительно. Так, абсолютно все двигатели стали мощнее. Двухлитровый мотор получил возможность регулировки фаз на впуске и выпуске, что позволило увеличить мощность на восемь «лошадок» (до 143 л.с.). На смену 90-сильному турбодизелю пришел его европейский «собрат» того же объема, но мощностью уже 109 л.с. и на 40 Нм большим моментом. «Младший» 1,6-литровый двигатель — новый для Duster — теперь развивает 114 л.с. (было 105 л.с.) и 156 Нм вместо 148 Нм ранее. К тому же, он еще и сильно позволит вам сэкономить на ТО, потому что имеет вечный цепной привод.
Модернизации подверглась и механическая шестиступенчатая трансмиссия TL8: у нее появились новые синхронизаторы. Не уверен, что это сильно сказалось на четкости переключений, но рычагом все же стало работать приятнее, а передачи теперь «втыкаются» чуть легче и точнее. А вот четырехступенчатый «автомат» изменений не претерпел. Это все тот же старый добрый DP2, «брат» которого (но без модуля охлаждения) трудится на бюджетном седанчике Renaut Logan.
В интерьере обновленного Duster изменений почти никаких. Материалы стали качественнее, но все равно убранство выглядит довольно скромно. Немного освежили салон новая «приборка» от Logan/Sandero и иное оформление центральной консоли. Но колени все так же бьются о приливы с колонками и стеклоподъемниками на передних дверях, экран медиасистемы MediaNav бликует на солнце и расположен очень низко, а из «кожаных» кресел (несмотря на обновленную конструкцию) все так же выскальзываешь в поворотах. Впрочем, за свои деньги это вполне ладный и гармоничный интерьер с отличной шумоизоляцией, да еще и с весьма просторным задним рядом и вполне сносным багажником. Не забывайте, что «минимальный» Duster стоит всего 584 000 рублей.
Без сомнения, поводов для очередной встречи с Дастером набралось вполне достаточно. Но организаторам показалось, что нам будет мало шапочного знакомства. Поэтому нам предложили довольно протяженный маршрут по абсолютно разного типа асфальтовым дорогам и тому самому бездорожью, которое все мы будем вспоминать еще не раз.
Расстроившись поначалу, что не будет возможности прокатиться на самых бюджетных переднеприводных версиях, а также автомобилях с мотором 1,6 л, в предгорьях Трансильвании мы осознали, что на моноприводе туда соваться было совершенно бесполезно, ну а 1,6-литровая модификация попросту еще не начала производиться на тот момент. К тому же, не стоит забывать, что 80% российских Duster продаются именно с полным приводом. Поэтому в нашем распоряжении двухлитровые бензиновые Duster на «механике» и с «автоматом», а также кроссовер с турбодизелем — все 4х4.
Renault Duster 1.6
Мотор двухлитрового Дастера стал крутиться повеселее, что вкупе со сближенным передаточным рядом «механики» позволяет быть довольно шустрым в потоке, да и эластичность двигателя хороша. Трогаться на таком Renault вполне можно со второй передачи: первая — уж очень короткая и выкручивается вмиг. Зачем? Идея «реношников» состоит в том, чтобы обеспечить «понижайку» без фактического присутствия понижающего ряда в трансмиссии. Действительно, вне дорог это помогает, но об этом чуть позже. Пока останемся на асфальте.
Duster всегда подкупал своей легкостью в управлении, и эта его особенность сохранилась. Легкие педали, легкий руль, легкая работа рычагом трансмиссии... На все действия водителя Дастер отзывается с охотой любопытного спаниеля, что не может не радовать. Как ни странно, но можно даже говорить о чувстве некоего единения с машиной. Здорово, когда такой недорогой автомобиль обладает столь приятными повадками.
«Автомат» немного портит ощущение от машины, но, несмотря на более чем секундную разницу в разгоне до 100 км/ч, каких-то серьезных претензий к нему предъявить нельзя: просто четыре передачи — это явно мало по современным меркам. Отсюда и не всегда быстрые (хотя довольно плавные) переключения, и рев мотора на высоких оборотах при обгоне, и невозможность эффективно тормозить двигателем.
Турбодизель по-прежнему сочетается только с «ручкой». Европейский 109-сильный вариант мотора показался сильно лучше «старого» 90-сильного двигателя. Очень «гибкий» и тихий агрегат, который в диапазоне от 2000 до 4000 позволяет уверенно «зажигать», при этом удерживая расход в рамках семи-восьми литров. Возможно, что именно на таком двигателе мы посоветовали бы остановиться, но стоит такой Duster дороже, несмотря на невозможность комплектации с «автоматом».
На румынском автобане Дастеру тяжеловато. Динамика после 100–110 км/ч сильно ухудшается, а укороченная «механика» заводит стрелку тахометра слишком далеко вправо даже на невинных 130 км/ч. Хотя «шумка» стала намного лучше, но все равно мотор на этой скорости уже досаждает своим голосом, а зеркала заметно «поют».
Куда лучше обстоит дело на второстепенных дорожках и извилистых румынских серпантинах. При правильном выборе передачи Duster вполне охотно идет на обгон на средних скоростях, а в поворотах радует адекватными реакциями на руль и не пугает кренами: они здесь не больше, чем у иного седана. Несмотря на то, что на бензиновые версии по-прежнему устанавливается гидроусилитель, а вариант с турбодизелем использует новый электрогидроусилитель, особой разницы по «рулежке» у этих модификаций мы не заметили, механизмы настроены очень похоже: небольшое усилие, которое правильно нарастает в вираже, и вполне достаточная информативность.
Оказавшись на разбитой дороге — а таких в Румынии хватает — мы лишь неприятно удивились переходящим на «баранку» ударам, но зато в очередной раз были поражены великолепной энергоемкостью подвески Duster. Практически по любым выбоинам можно «лететь» ходом. Возможно, вам будет не совсем комфортно, немного потрясет, но зато — ни единого пробоя за всю поездку. Ну и где же оно, хваленое организаторами бездорожье? Вот и дождь как раз полил как из ведра. Если уж нам и суждено застрять, то все условия для этого созданы.
Грунтовки в предгорьях — все разбитые, с колеями и постоянно чередующимися в произвольном порядке выбоинами. Даже на Дастере быстрым ходом не пройдешь — печенка с селезенкой местами поменяются. Приходится выбирать «средний ход», чтобы излишне не травмировать коллегу, который, впрочем, снова восторгается настройками подвески Renault: для подобных условий мы все же передвигаемся довольно комфортно.
Рельеф усложняется до такой степени, что Duster движется почти на минимальной скорости, а колеса то и дело вывешиваются. Но даже на мокром грунте или скользких камнях Дастер в порядке. Муфта заблокирована в положении Lock (работает до 80(!)км/ч), когда момент распределяется в пропорции 50/50 между осями, отключена противобуксовочная система, а ESP (которая полностью не выключается никогда) помогает полноприводной трансмиссии, которую, кстати, почти невозможно перегреть. Причем делает это настолько филигранно, что нашему Duster сам черт становится не брат.
Внедорожных препятствий в этом тесте нам хватило с избытком. То были и раскисшие глиняные склоны, и лесное непролазное, казалось, месиво из грязи с деревянными палками, и настоящий румынский Rubicon — узкие каменистые тропы с бродами и внушительными коварными уклонами.
Здесь-то мы и вспомнили добрым словом ультракороткую первую передачу. При 1000 оборотов двигателя в минуту скорость автомобиля составляет всего 5,7 км/ч. И это без всяких «понижаек»! Класс! Даже на размытых спусках и косогорах Duster на первой передаче уверенно тормозит двигателем, а вверх и вовсе может карабкаться с черепашьей скоростью.
В итоге более чем за 60 км весьма серьезного бездорожья не пострадал ни один из полутора десятков Дастеров. Мы частенько прикладывали автомобили и днищем в глубоких колеях, и бамперами на особо крутых спусках и склонах. Такое чувство, что все это Duster принимает чуть ли не с удовольствием — по уши в грязи, но «с довольной улыбкой на лице». После всех этих суровых испытаний я вспомнил представителей Renault, которые еще на пресс-конференции просили не называть Duster кроссовером. Они величают его не иначе как полноценным внедорожником. И большая доля правды есть в этих словах...
Специальные версии Renault Duster
Во время визита в технический центр Renault в городе Титу нам продемонстрировали целую плеяду разнообразных модификаций Duster. Среди которых есть и пикапы, и машина скорой помощи, и специальный Дастер с отвалом для чистки снега и лодочным мотором сзади, а также Duster Buster с наружным силовым каркасом, «кенгурятником» и подножками. Но наибольший интерес вызвал, естественно, Renault Duster в стиле милитари на гусеничном ходу.
Кузов | ||
---|---|---|
Тип | Универсал (SUV) | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый | Турбодизель |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1998 | 1598 |
Мощность, л.с. при об/мин | 143/5750 | 109/4000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 195/4000 | 240/1750 |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | Полный |
Коробка передач | 6-МКП (4-АКП)* | 6-МКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Барабанные | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина x ширина x высота, мм | 4315х1822х1695 | |
Колесная база, мм | 2673 | |
Снаряженная масса, кг | 1370 1395 (1394–1420)* | 1390–1415 |
Клиренс, мм | 210 | |
Объем топливного бака, л | 50 | |
Объем багажника, л | 408–1570 | |
Шины | 215/65 R15 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 180 (174)* | 167 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,3 (11,5)* | 13,2 |
Расход топлива | ||
Комбинированный, л/100 км | 7,8 (8,7)* | 5,3 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 177 (206), Euro 5 | 140, Euro-5 |
Стоимость, руб. | ||
Базовая комплектация | 768 000 (806 000)* | 793 000 |
* для автомобиля с «автоматом» |
Цены, оснащение и комплектации обновленного Renault Duster