Lada Granta после позапрошлогоднего обновления стала самым популярным автомобилем России с результатом более 120 000 проданных экземпляров в 2019 году. Это ли не успех! Особенно если вспомнить о том, что свою родословную эта модель ведет от… «восьмерки», представленной еще в 1984 году и построенной на платформе «Гамма», которая оказалась очень живучей. «Девятки», «десятки», Приоры, Калины, современная Гранта (которая, по сути, Калина и есть) — все это, как ни крути, результаты многократных модернизаций автомобиля еще 35-летней давности.
Конечно, Лады в таком количестве народ покупает вовсе не от хорошей жизни, а просто потому, что это самое недорогое предложение на рынке. Впрочем, так ли дешевы нынче «Жигули»? Минимальный седан Гранта оценивается менее чем в 500 000 рублей, но «топовый» тестовый универсал Cross стоит уже 663 900 рублей + 6000 за «металлик». С другой стороны, доплата за верхнюю комплектацию, увеличенный до 198 мм дорожный просвет и очень даже симпатичный пластиковый обвес кажется вполне разумной. Но и это не все: за эти деньги вы получите Cross с 1,6-литровым 106-сильным мотором и… «роботом» с прошивкой второй генерации. Скажем честно, очень было интересно пощупать именно модернизированную трансмиссию.
Пожалуй, не менее широко растиражирована в России и пресловутая «рено-ниссан-ладовская» платформа «В0». Огромное количество автомобилей — от Логана до новой Арканы — построены на этом шасси той или иной степени проработки и новизны. Sandero Stepway — как раз из когорты олдскульных «бэ-нулевых»: выпуск кроссовера начался еще в 2013 году, а в 2018-м его обновили, и «ветеран» до сих пор смотрится бодрячком и пользуется вполне устойчивым спросом. Но стоит наша версия Drive с самым мощным двигателем (113 л.с.) на «механике» гораздо дороже Гранты Кросс — 884 000 рублей.
И тут мы вспомнили про редакционный Kia Rio X-Line, который был куплен в конце 2017 года и на данный момент пробежал ровно 100 000 км. Проанализировали объявления на Дроме и выяснили, что подобные экземпляры на вторичке сейчас стоят около 700 000–750 000 рублей — то есть как раз между нашими новыми Granta Cross и Sandero Stepway. А ведь идеология X-Line та же: увеличенный клиренс и обвес. Кстати, сразу о дорожном просвете. В начале производства на Икс-Лайнах он был всего 170 мм (именно такая машина у нас). Но позже в Киа одумались и увеличили этот параметр до 190 мм, что, безусловно, правильно.
Наша задача — выяснить, как хорошо сохранился за два года наш Рио и понять, настолько ли он лучше двух остальных «бюджетников», чтобы предпочесть его даже в варианте б/у. Во-первых, Рио чуть больше Сандеро и особенно Гранты: это все же класс «В+», тогда как Renault и Lada — чистые «бэшки». Во-вторых, дизайн Рио гораздо современнее и опрятнее. Ну и в-третьих, здесь уже вполне «человеческий» интерьер — с отличной эргономикой, удобными профилированными креслами, мультифункциональным трехспицевым рулем, великолепной «приборкой», правильной мультимедиа с логичным управлением, самым большим запасом «по ногам» на втором ряду и самым вместительным багажником в пятиместной конфигурации. Я даже был слегка удивлен сохранности нашего салона — после комплексной мойки он засиял как новый, словно только что от дилера! Сиденья совершенно не потеряли своей формы, а «тряпка» сохранила первозданный вид без всяких химчисток. На глазок на 100 000 пробега ну никак не тянет!
Салон Sandero Stepway выглядит и вовсе новым, хотя этот хэтч уже намотал под журналистами довольно солидные 15 000 км пробега. Разница с Рио видна сразу и во всех аспектах. Материалы — еще более бюджетные, передние кресла — не так удобны, функционал рулевого колеса меньше, мультимедиа — с допотопной графикой (но зато с навигацией!), а клавиши задних стеклоподъемников размещены на центральной консоли явно для экономии. Впрочем, благодаря контрастным вставочкам на сиденьях и «рояльной» окантовке дисплея интерьер Сандеро смотрится вполне живенько, от скуки не умрешь.
Салон Гранты — самый компактный, если не сказать тесный. Что, впрочем, неудивительно: Лада — самая узкая, а ее колесная база короче на 15 см. Особенно это заметно сзади, где нормально себя будут чувствовать только люди ростом ниже среднего. Но и водителю несладко. Про кондовые и простецкие материалы мы даже говорить не будем — чего ждать от самого дешевого на рынке автомобиля, да еще и с такой давней историей? Спасибо и на том, что версию Cross разукрасили вставками темно-оранжевого цвета на сиденьях и дверях, стало не так мрачно. Но сами сиденья — это провал. Совершенно плоские и бесформенные, они никак не годятся для сколько-нибудь дальних поездок. Как на них сидит вся Россия, нам непонятно. Руль — совершенно «голый», с пластиковым ободом и некрасивой ступицей. Монохромный дисплей — привет из прошлого века. Усилия на подрулевых рычажках — огромные. Но не все так плохо: у нашей Granta Cross есть полуавтоматический «климат», подогревы передних кресел и лобового стекла, все стеклоподъемники, слот USB и даже… «спортивный» режим!
Вот с него-то мы и начнем. Точнее говоря, с модернизированного «робота» в связке со 106-сильным мотором. И знаете, что я вам скажу: вазовские инженеры-доводчики удивляют за последнее время уже не в первый раз! Отличная работа! Бич трансмиссии первого поколения — рывок при переходе с первой на вторую ступень — почти удалось устранить. Да и в целом коробка передач стала работать гораздо более прогнозируемо и плавно. Еще один плюс — появился так называемый «ползущий» режим, когда вы отпускаете газ, а автомобиль начинает движение вперед, как на обычном «автомате». По правде говоря, немного найдется в мире «роботов» с одним сцеплением с такими отличными настройками, которые можно еще чуть «обострить» нажатием той самой клавиши Sport. С такой трансмиссией уже можно было и не городить огород с ниссановским двигателем и вариатором.
При этом Гранта с данной связкой — вполне динамичный автомобиль. Понятно, что если бы не старая платформа, которая не позволяет скинуть массу даже такого компактного автомобиля ниже 1160 кг, было бы еще веселее. Но и такая Granta ускоряется очень достойно. Вот только в остальном… «Да это же “Жига”!», — воскликнул наш фотограф, вылезая из-за руля. И вправду — давно забытые ощущения от езды на еще первых вазовских переднеприводниках, только еще заметно ухудшенные странными настройками электроусилителя руля — с люфтом и почти полным отсутствием информации. Зажатая подвеска пытается противостоять кренам, но на деле оборачивается это жесткостью и тряскостью на неровностях. Но есть и явное преимущество: пробить ее невозможно, а через «лежачих полицейских» разного калибра можно пролетать на любой скорости.
Где вы те, кто постоянно ропщет, дескать, платформа «В0» — древнее ископаемое, и хватит уже клепать на этой тележке свои многочисленные «повозки»? Как бы мне хотелось пересадить вас из Granta Cross за руль Sandero Stepway и потом уже поговорить. Вот когда становится понятно, что между этими автомобилями, как и между их платформами (при том, что никто не оспаривает возраст и простоту «В0»), огромная разница по езде. «Баранка» Renault хотя и тяжелее «грантовской», но гораздо более информативна. Подвеска, о которой мы частенько писали что-то в стиле «вытрясает душу», после Лады кажется просто пристанищем комфорта при не намного худшей, кстати, энергоемкости. Крены Сандеро меньше, в поворотах не надо «искать» рулем курс, а звукоизоляция в Renault намного лучше. Простой и понятный в управлении автомобиль, который лишь иногда пугает новичков силовыми подруливаниями при быстрых переключениях.
Rio X-Line еще тише — так ведь ему и положено как изначально более дорогому автомобилю. К тому же плавность хода у Kia — лучшая, и ему гораздо проще даются высокие скорости: ехать 140–150 км/ч на нем вполне комфортно, в отличие от «голосистых» Lada и Renault. А вот по управлению динамикой Rio не сильнее, чем Гранта с «роботом». 6-ступенчатый «автомат» пережевывает ступени неспешно, а «спортивного» режима у X-Line нет, так что разгоняется Kia приблизительно так же, как и двое остальных. С тем исключением, что процесс этот происходит гораздо более плавно, чем на «механике» или с «роботом». Кстати, и автоматическая трансмиссия Рио держится молодцом: никаких рывков или ударов не замечено даже при очень активной езде. А вот подвеска все же немного подустала. Увеличились крены в поворотах, стала более заметной раскачка на пологих волнах, чуть размазалась реакция на руль, проще стало поймать пробой… Впрочем, для пробега в 100 000 км по всей России-матушке — это вовсе не серьезно и, скорее всего, вылечится заменой «резинок» и амортизаторов. А захотите увеличить дорожный просвет до стандартных нынче 190 мм, придется искать еще и пружины. Но в любом случае сохранился наш Рио совсем неплохо. Ждите на аукционе!
Самых позитивных впечатлений от этого теста у нас два: очень «бодрый» редакционный Rio X-Line после 100 000 км пробега и отличная модернизация «робота» для Lada. Ну а если по теме, то Гранта — это, конечно, выбор не сердца и души, а по необходимости. Этот автомобиль покупают, когда ездить нужно, но с минимальными затратами на каждый километр и с ремонтной базой в каждом гараже. Впрочем, выглядит версия Cross приятно, несмотря на возраст модели, внутри худо-бедно можно жить, связка 106-сильного мотора и роботизированной трансмиссии — высший класс, а подвеска — хоть с горы сбрасывай. Народный автомобиль? Пожалуй.
Переплата 200 000 рублей за Sandero Stepway, наверное, стоит того. Это все же более современный и комфортный автомобиль, платформа которого не менее надежна и изучена, чем вазовская. Проблем с ним почти не бывает, а вместо «механики» вы можете предпочесть вариатор. Ну а Rio X-Line, который выступал «вне зачета», для нас видится очень неплохим предложением в классе подержанных «бюджетников», которые стоят на ступеньку выше Гранты и Сандеро. Тем более что сейчас такой автомобиль можно найти и вовсе с «детским» пробегом.
Lada Granta Cross | Renault Sandero Stepway | Kia Rio X-Line | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал | Хэтчбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1596 | 1598 | 1591 |
Мощность, л.с. при об/мин | 106/5800 | 113/5000 | 123/6300 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 148/4200 | 152/4000 | 151/4850 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 5-РКП | 5-МКП | 6-АКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные | Барабанные | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, ппружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4148х1700х1560 | 4083х1757х1626 | 4240х1750х1535 |
Колесная база, мм | 2476 | 2589 | 2600 |
Клиренс, мм | 198 | 195 | 170 (190) |
Снаряженная масса, кг | 1160 | 1090 | 1203 |
Объем топливного бака, л | 50 | 50 | 50 |
Объем багажника, л | 355/670 | 320/1200 | 390/1075 |
Шины | 195/55 R15 | 205/55 R16 | 185/65 R15 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 178 | 172 | 190 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,7 | 11,1 | 11,6 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 6,5 | 6,9 | 6,8 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-4 | 158/Евро-5 | 153/Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 637 900 | 801 000 | 964 900 |
Тестовый автомобиль | 669 900 | 884 000 | около 700 000* |
* примерная стоимость машин б/у в объявлениях Drom.ru