Свершилось: теперь каждый россиянин, имея в кармане даже меньше миллиона рублей, сможет стать обладателем уникального по мировым меркам бюджетного автомобиля — Skoda Rapid. Что же в нем такого особенного, спросите вы? Дело в том, что такой обновленный Рапид производится только в России, и купить его можно только здесь! Ведь европейцы от этой модели отказались полностью в пользу Fabia и Scala, которые, в свою очередь, не продаются у нас, а, например, индийский и китайский Rapid с нашим не имеют почти ничего общего — у них другая внешность, салон и даже линейка двигателей.
Как и прежде, Рапид собирают на заводе под Калугой, а под капот устанавливают один из трех моторов на выбор — 1,6-литровые «атмосферники» MPI (90 или 110 л.с.) или 1,4-литровую 125-сильную «турбочетверку» TSI. Кстати, безнаддувные двигатели, удовлетворяющие нормам Евро-5, производят на том же заводе. А вот более чистый (Евро-6) и мощный 1.4 везут к нам из Германии. Это, безусловно, становится одним из факторов того, что более энерговооруженная версия стоит в «топе» на 100 000 рублей дороже модификации с мотором 1,6 л.
Базовый Rapid с 1,6-литровым 90-сильным двигателем на «механике» в комплектации Entry стоит всего 792 000 рублей. Топовый Style с такой же связкой оценивается уже в 1 021 000 рублей. Версию со 110-сильным мотором и «автоматом» не купить дешевле 908 000 рублей, а Style обойдется в 1 075 000. Самый мощный 125-сильный Рапид с 1,4-литровым турбодвигателем стоит либо 1 024 000 рублей в средней комплектации Ambition, либо 1 171 000 рублей за максимально оснащенный Style.
Для тест-драйва нам предоставили как раз вариант со 110-сильным российским двигателем и 6-ступенчатым «автоматом». С одной стороны, немного жаль, что не удалось как следует прохватить на 125-сильном автомобиле, ведь еще по «дромовскому» Рапиду мы помним, насколько хороша была его динамика. С другой — именно версия 1.6 на «автомате», конечно же, самая продаваемая на нашем рынке. Причиной тому служит не только более низкая цена и уверенность покупателей в большей надежности автоматической трансмиссии, но и довольно высокий и устойчивый спрос на данную модификацию среди корпоративных клиентов — в первую очередь такси и каршеринга.
Пропорции обновленного Рапида не изменились — это все тот же лифтбек с профилем седана, максимальными 16-дюймовыми колесами, низкой подоконной линией и довольно тяжеловесной задней частью. Сказать честно, Rapid — отнюдь не красавчик, но новые светодиодные фонари, бамперы и решетка радиатора заметно освежили внешность. Понятно, что это всего лишь рестайлинг, но он вполне способен сделать так, чтобы в сторону Skoda лишний раз посмотрели покупатели Солярисов и Рио.
Внутри изменений чуть больше, но ни одно из них не радикально. Да, появился большой 8-дюймовый дисплей мультимедийной системы с «софтом» третьего поколения (это единственная пока Шкода на нашем рынке с ПО версии 3.0), воздуховодам придали более элегантную форму, блок «климата» изменился, а «приборка» хоть и осталась монохромной, но стала гораздо более контрастной. А самая крутая «фишка» — это, конечно же, новый двухспицевый руль с широким функционалом и двумя классными рифлеными «барабанчиками». Но пластик отделки по-прежнему и повсюду жесткий, а форма стандартных передних сидений далека от идеала. А вот опциональные спортивные кресла с отделкой алькантарой и рисунком в ромбик — совсем другой коленкор!
Зато за средней стойкой кузова Rapid — настоящий чемпион: такого запаса пространства на втором ряду и столь объемного багажного отделения нет ни у одного из конкурентов-одноклассников. Усаживаясь сам за собой при росте 182 см, обнаруживаю 10-сантиметровый запас между коленями и спинкой переднего сиденья. Сзади теперь есть не только одинокий подстаканник, но и подогревы сидений (и подушки, и спинки), и два дополнительных разъема USB-C для подзарядки гаджетов. Багажник же вовсю «пиарит» преимущества кузова лифтбек — огромную дверь, удобство погрузки, полноценную «запаску» и минимальный объем в целых 530 л. Не у каждого седана бизнес-класса есть такой!
Как мы уже упоминали, на этот раз представительство Skoda решило обойтись без испытаний самых мощных 125-сильных версий и провести, можно сказать, «народный тест-драйв» — самой популярной 110-сильной 1,6-литровой модификации с традиционным гидромеханическим «автоматом». И именно ему мы бы предъявили основные претензии. Понятно, что не стоит ждать чудес по части динамики от атмосферного мотора невысокой мощности, но, натыкаясь на чрезмерно задемпфированную педаль газа и весьма нерасторопный «автомат», усилия этих «лошадок» и вовсе идут насмарку — целых 11,8 секунды до «сотни», медленнее даже, чем 90-сильная версия на «ручке». Если в мегаполисе динамики вполне хватает, то на шоссе и особенно двухполосных загородных дорогах приходится несладко. Каждый обгон нужно планировать заранее, и лучше держать коробку передач в режиме Sport, когда она гораздо явственнее проявляет свои способности к «обучению». Резюме тут простое: если есть лишние 100 000 рублей, то потратить их стоит на более мощную и тяговитую (200 Нм вместо 155 Нм у «атмосферника») модификацию с быстрым и уже вполне надежным «роботом».
Зато к настройкам ходовой части Rapid нет почти никаких вопросов. В очередной раз хочется сказать спасибо тем инженерам-доводчикам, которые адаптируют подвески Рапидов для России. У нашего лифтбека не только уникальные пружины и амортизаторы, но и совершенно сумасшедший клиренс в 170 мм! В Шкоде давно уже умеют делать в Калуге такие подвески, которые обеспечивают весьма комфортное передвижение даже по очень ухабистым дорогам, хотя и допускают небольшую раскачку. Но вот научить столь высокий автомобиль, да еще с таким дорожным просветом, правильно поворачивать и уверенно стоять на скоростной прямой, — не так просто. Тем не менее Rapid в этих дисциплинах очень неплох — на руле всегда есть необходимое и понятное усилие, а на высокой скорости он стабилен даже на откровенно разбитой дороге. Очень удачный вариант российской доводки.
Технические характеристики Skoda Rapid 1.6 | Технические характеристики Skoda Rapid 1.4 | |
Тип двигателя | Бензин L4 | Бензин турбо L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1395 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 90 (110)/4250–6000 (5000) | 125/5000-6000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 155/3800–4000 | 200/1400–4000 |
Тип привода | Передний | |
Трансмиссия | 5-МКП (6-АКП) | 7-DSG |
Передняя подвеска | Независимая МакФерсон | |
Задняя подвеска | Полузависимая | |
Тормоза | Дисковые вентилируемые спереди и барабанные (дисковые) сзади | Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 4485х1706х1475 | |
Колесная база, мм | 2602 | |
Снаряженная масса, кг | 1195–1298 | 1255–1318 |
Макс. скорость, км/ч | 184 (190) | 204 |
Разгон 0–100 км/ч, сек. | 11,4 (11,8) | 9,2 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 6,0 (6,1) | 5,4 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н.д./Евро-5 | Н.д./Евро-6 |
Дорожный просвет, мм | 170 | |
Объем багажного отделения, л | 530/1460 | |
Объем топливного бака, л | 55 | |
Размер шин | 195/55 R16 | |
Цена, руб. | от 792 900 (933 000) | 1 049 000 |